практические работы по географии для 5-го класса (ФГОС)
учебно-методический материал по географии (5 класс) на тему
данные практические работы могут быть использованы, если вы работаете по программе Домогацких в 5-ом классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_raboty_5_klass.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 1
Составление схемы наук о природе
Цель работы: Научиться составлению простейших схем.
Задание: (работа выполняется в тетради для практических работ)
1. Прочитайте параграф 1 учебника географии и биологии.
2. Выясните, какие науки изучают природу.
3. Составьте схему.
4. Сделайте вывод.
Рекомендации по выполнению практической работы:
- Внимательно прочитайте задание практической работы.
- Составьте план работы по выполнению практической работы.
- Выберите из своего спектра информации ту, которая непосредственно относится к заданию практической работы.
- Преобразуйте информацию в вид, требуемый по условию задания.
Сдайте работу на проверку учителю.
Примерный вариант выполнения работы:
Ещё первобытные люди начали накапливать знания о том, что их окружает. По мере развития человечества этих знаний становилось всё больше. Люди стремились как можно глубже познать окружающий мир. Постепенно возникли и стали развиваться различные науки. Одни из них исследуют природу, другие — жизнь людей, их духовный мир, историю, культуру, экономику.
Природу в старину называли «естество». Поэтому науки о природе получили общее название естественные науки. Они изучают разнообразные тела, вещества и явления природы. Телом, как вы помните, можно назвать любой предмет, любое живое вещество. Вещества — это то, из чего состоят тела. А явления — это любые изменения, происходящие в природе. Рассвет и закат, молния и гром, растворение вещества, таяние льда, кипение воды, полёт стрекозы, смена времён года — все то примеры природных явлений. Познакомимся с основными науками о природе.
Ещё первобытные люди начали накапливать знания о том, что их окружает
Астрономия — наука о небесных телах. Она изучает их строение, состав, движение в космическом пространстве, происхождение. Мир небесных тел, пожалуй, кажется нам особенно таинственной частью природы. И наверное, каждый, не раз вглядываясь в далёкое, завораживающее звёздное небо, чувствовал себя, и всех людей, и всю Землю маленькой частичкой огромного, необъятного мира — Вселенной. Астрономия уже раскрыла многие загадки Вселенной и продолжает их разгадывать, поражая воображение людей новыми открытиями.
Физика (от греческого слова «физис» — природа)
Физика изучает разнообразные явления природы, со многими из которых мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. Например, движение тел, изменения, которые происходят с телами при нагревании и охлаждении, электричество, звук, свет.
Физика изучает разнообразные явления природы
Именно физика отвечает на вопросы, почему сверкает молния и гремит гром, как возникает эхо, что такое радуга... Но физика не только объясняет то, что можно увидеть в природе. Она является основной техники. Без знания физики невозможно создать ни автомобиль, ни самолёт, ни холодильник, ни подъёмный кран, ни компьютер. Трудно даже представить, какой была бы наша жизнь, если бы не существовало науки физики.
Химия (происхождение названия точно неизвестно, возможно от греческого слова «химевсис» — смешивание)
Химия — наука о веществах и их превращениях. Вы уже знаете, что тела состоят из веществ. Вода, кислород, углекислый газ, сахар, крахмал, поваренная соль — все это примеры веществ. Их сейчас известно очень много — несколько миллионов.
Химия — наука о веществах и их превращениях
У каждого вещества свои свойства. При определённых условиях из одних веществ могут возникать другие. В таких превращениях нет никакого чуда, волшебства. Благодаря химии люди научились получать в лабораториях и на химических заводах те вещества, которые нужны в хозяйстве и в быту.
Геология (от греческих слов «гео» — земля, «логос» — наука, учение) Геология — наука о Земле, её форме, строении, составе и развитии. Отдельные разделы геологии изучают горные породы, минералы, ископаемые остатки организмов, движения земной коры. Без геологии невозможен поиск месторождений полезных ископаемых.
География (от греческих слов «гео» — земля, «графо» — пишу)
География — ещё одна наука о Земле. Название ее в переводе с греческого языка означает «землеописание». Действительно, география описывают нашу планету: какие на ней есть океаны и материки, моря озера и реки, низменности, возвышенности и горы, какие страны, города и села возникли на Земле, какова жизнь, хозяйство населяющих нашу планету народов...
География описывает нашу планету
Очень многие вопросы изучает география. Как видите, они касаются не только природы, но и жизни, хозяйственной деятельности людей. Природу земной поверхности изучает один из разделов географии — физическая география (от греческого слова «физис» — природа).
Биология (от греческих слов «биос» — жизнь, «логос» — наука, учение)
Биология — наука о живой природе. Без живого нельзя представить себе нашу планету. Разнообразные существа — бактерии, грибы, растения, животные заселили океаны и сушу, равнины и горы, почву и даже глубокие, таинственные пещеры. Мы и сами — часть живой природы.
Биология — наука о живой природе. Без живого нельзя представить себе нашу планету
Биология отвечает на многие вопросы: какие живые существа есть на Земле и сколько их, как устроено и работает живое тело, как размножаются и развиваются организмы, как они связаны между собой и с неживой природой.
Экология (от греческих слов «экос» — дом, «логос» — наука, учение)
Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы.
Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой, о взаимодействиях человека и природы
Экология возникла как часть биологии, но сейчас о ней все больше говорят как о самостоятельной науке — науке о природном доме человечества. Слово «экология» часто звучит по радио, телевидению, появляется в газетах. Это связано с тем, что наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен хотя бы немного быть знаком с экологией.
Практическая работа № 2
Источники географической информации
Задание 1. С помощью ключевых слов из параграфа составьте вопросы, на которые найдите ответ с помощью дополнительных источников информации.
- Что такое ____________________________________________
Ответ _______________________________________________
Источник ____________________________________________
- Почему ______________________________________________
Ответ _______________________________________________
Источник ____________________________________________
- Где находится ________________________________________
Ответ _______________________________________________
Источник ____________________________________________
- Что будет если ________________________________________
Ответ _______________________________________________
Источник ____________________________________________
Задание 2. Описать кабинет географии.
План описания:
- Название учебного кабинета.
- Положение кабинета в здании школы.
- Положение кабинета на этаже школьного здания.
- Линейные размеры кабинета (длина, ширина, высота).
- Положение отдельных предметов внутри кабинета.
Составьте связный рассказ, стиль изложения текста выберите самостоятельно (эссе, рассказ, сказка, басня и т.п.).
Практическая работа № 3
Организация наблюдений за погодой
Задание 1: в календаре ежедневно фиксируйте показатели изменений погоды. Для этого необходимо 3 раза в день примерно в одно и то же время отмечать температуру воздуха по наружному термометру. В результате будут установлены различия между наблюдаемой средней дневной и средней месячной температурами воздуха.
Числа | 1,09 | 2,09 | 3,09 | 4,09 | 5,09 | …… | 29,09 | 30,09 | 31,09 |
Температура | |||||||||
7,30 | |||||||||
14,00 | |||||||||
20,00 | |||||||||
Направление ветра | |||||||||
Облачность | |||||||||
Осадки |
Итоги наблюдений:
- Самый теплый день ___________
- Самый холодный день _________
- Дней с осадками ______________
- Виды осадков ________________
- Изменения в живой природе ___________________________________
Задание 2: 20 сентября измерить длину тени в 12 часов от места высотой 1 м.
В конце месяца подвести итоги наблюдений.
Практическая работа № 4
Сравнительная характеристика изображений земной поверхности
Задание: Составьте сравнительную характеристику изображения земной поверхности. По результатам сравнения заполните предложенную таблицу.
Глобус | Географическая карта | План местности | |
Черты сходства | |||
Черты отличий |
Вывод:
Практическая работа № 5
Определение с помощью компаса сторон горизонта
Задание 1. На предложенной схеме обозначьте основные стороны горизонта линиями красного цвета, а промежуточные стороны горизонта – линиями синего цвета. Подпишите основные и промежуточные стороны горизонта соответствующими цветами.
С
СЗ СВ
В
З
ЮЗ ЮВ
Ю
Задание 2. Расшифруйте перечисленные сокращения сторон горизонта. Результаты работы занесите в таблицу.
Сокращенные названия сторон горизонта | Полные названия сторон горизонта |
ССВ | |
ЗСВ | |
СВ | |
ВЮВ |
Задание 3. Рассмотрите изображения компасов, представленных на рисунке 18 учебника (стр.31). Определите черты их сходства и различий. По результатам работы заполните предложенную таблицу.
Туристический компас | Учебный компас | Геологический компас | |
Черты сходства | |||
Черты отличия |
Задание 4. (выполняется на улице, во время факультатива) Проведите небольшое исследование пришкольной территории, по следующему алгоритму.
Алгоритм работы:
- Выберите точку своего наблюдения.
- Приготовьте для работы компас, используя «Правила работы с компасом», приведенные в тексте учебника (стр.30-31).
- С помощью компаса определите направления по сторонам горизонта.
- Перечислите объекты, расположенные в направлении основных и промежуточных сторон горизонта.
- Полученные результаты оформите в таблице.
Точка наблюдения | Сторона горизонта | Объекты |
Практическая работа № 6
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.Работа выполняется по мере изучения тем в рабочей тетради (автор Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких).
Задание 1. (§ 7). Нанесите на контурную карту цифровые обозначения перечисленных географических объектов (рабочая тетрадь, стр. 21).
Задание 2. (§ 8). Проследите по карте путь плавания финикийцев вокруг Африки и назовите географические объекты, через которые он проходил. (рабочая тетрадь, стр. 23-24).
Задание 3. (§ 9). Проследите по карте путь плавания викингов (норманнов) и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 26-27).
Задание 4. (§ 10). Проследите по карте маршрут путешествия Марко Поло и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 29-30).
Задание 5. (§ 11). Проследите по карте маршрут путешествия Афанасия Никитина и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 32).
Задание 6. (§ 12). Проследите по карте путь плавания Васко да Гама и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 35).
Задание 7. (§ 13). С помощью карт атласа найдите географические названия, связанные и именем Христофора Колумба (рабочая тетрадь, стр. 37).
Задание 8. (§ 14). Проследите по карте путь экспедиции Ф. Магелана и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 40-41).
Задание 9. (§ 15). Назовите показанные на карте географические объекты, с которыми связаны кругосветные путешествия Дж. Кука (рабочая тетрадь, стр. 43-44).
Задание 10. (§ 16). Нанесите на контурную карту цифровые обозначения перечисленных географических объектов (рабочая тетрадь, стр. 46).
Практическая работа № 7
Имена русских путешественников на карте мира
Задание 1. С помощью карт атласа и текста учебника выпишите в таблицу географические объекты, названные в честь русских первопроходцев и мореплавателей.
Имя русского первопроходца и мореплавателя | Географические объекты названные в их честь |
Витус Беринг Семен Дежнев И.Ф. Крузенштерн Ю.Ф. Лисянский |
Задание 2. Проследите по карте путь кругосветного плавания И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского и назовите географические объекты, через которые они проходили (рабочая тетрадь, стр. 50-51).
Практическая работа № 8
Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли
Задание 1. Вклейте контурную карту в тетрадь для практических работ.
Задание 2. Обозначьте на контурной карте материки и океаны Земли.
Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Практическая работа № 9
Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка Евразия
Задание 1. На контурные карты регионов Евразии нанесите государства, указанные цифрами. Занесите в таблицу названия и столицы обозначенных государств. Перечертите таблицу в тетрадь для практических работ. Укажите название части света, государства которые представлены на контурной карте
Алгоритм выполнения задания:
- найдите на политической карте мира данное государство;
- проведите границы государства на контурной карте (границы всех государств обозначаются линией одинаковой толщины и цвета);
- нанесите фоновую окраску, обозначив территорию данного государства (цветовое решение выбирается из расчета несовпадения цветов у соседних государств);
- подпишите название государства (название всех государств подписывают одинаковым шрифтом и цветом);
- подпишите столицу государства (пунсон обозначается одинаковым цветом у всех столиц государств, названия всех столиц государств подписываются одинаковым шрифтом и цветом).
Название части света: __________________________________
№ | Государство | Столица |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 |
Практическая работа № 10
Организация фенологических наблюдений в природе
Задание 1. Прочитайте внимательно в тексте § 27 историю о прогулке по окрестностям населенного пункта. Выпишите в таблицу объекты живой и неживой природы, заполнив предложенную таблицу.
Объекты живой природы | Объекты неживой природы | ||||
растения | насекомые | животные | воздух | вода | Земная поверхность |
Ответь на вопросы.
- Выпишите объекты, упомянутые в тексте, но не записанные в таблицу.
- Почему им не нашлось места в таблице?
Задание 2. Прочитайте внимательно в тексте § 27 историю о прогулке по окрестностям населенного пункта, распределите объекты природы, упомянутые в тексте, по соответствующим колонкам таблицы.
Литосфера | Атмосфера | Гидросфера | Биосфера |
Как вы думаете, какая из известных оболочек Земли самая главная? Свой ответ обоснуйте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические работы по географии для 10-11 классов
Здесь представлены задания для выполнения программных практических работ по географии за курс экономической и социальной ...
Практические работы по географии для 10-11 классов
Здесь представлены задания для выполнения программных практических работ по географии за курс экономической и социальной ...
Практические работы по географии 5 класс ФГОС
Практические работа по географии 5 класс ФГОС...
Презентация "Практические работы по географии в 5-9 классах"
Презентация "Практические работы по географии в 5-9 классах"...
Практические работы по географии для 8 класса (Классическая линия учебников по географии)
Содержание практических работ по курсу "География России. Пирода. 8 класс" составлено с учетом методических рекомендаций "География России. 8-9 классы. Методическое пособие авторы И..И....
Практическая работа по географии для учащихся 10 класса по теме: «Минеральные ресурсы мира»
Данная практическая работа позволяет закрепить полученные знания по пройденной теме "Минеральные ресурсы мира" и спрогнозировать ситуацию по запасам различных минеральных ресурсов, сделав вы...
Практическая работа № 2 к КПК "Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя"
Практическая работа № 2 к КПК "Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя". Разработка технологической карты урока по литературе....