Программа элективного курса "Население и хозяйство ЧАО"
элективный курс по географии (9 класс) на тему

Кабачкова Елена Николаевна

Программа разработана для учащихся 8-9 классов. Позволяет расширить и углубить знания закономерностей социально-экономической географии своей местности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnyy_kursch_geografiyachao.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 города Анадыря»

Рассмотрено на заседании                                                                              

Методического совета                                                                                        

МБОУ «СОШ №1 г. Анадыря»            

Протокол № _____ от    

«    »________ 20_____г.

Зам. директора по НМР

___________ /Шаповалова Л.В,/

Утверждено

Директор школы

/О.И. Якунина /___________

«    »________ 20_____г.

                                                                                                         

ПРОГРАММА

И

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Население и хозяйство ЧАО»»

             

   

Учитель: __Кабачкова Е.Н._________________________

____9__класс(ы)

Общее количество часов по плану:  ___22______часов    

Пояснительная записка

           Программа элективного курса «Население и хозяйство Чукотского автономного округа» предназначена для учащихся 9 класса

     Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов населения, культуры, проблемы экологии и экономики.

     Программа географии родного края личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

    Курс региональной географии призван удовлетворять социальные потребности, то есть происходит социализация личности учащихся, он также  имеет подлинно страноведческий характер.

    Элективный курс «Население и экономика Чукотского автономного округа» - это курс с ориентацией на гуманитарный профиль для учащихся 9 класса. Программа элективного курса рассчитана на тех учащихся, которые интересуются историей, географией, культурой, краеведением. Программа нацеливает учащихся на активное познание родного края. Данная программа рассчитана на 22 часа (1 час в неделю). Данный курс является логическим продолжением краеведческого курса об особенностях природы ЧАО, который предлагается учащимся 8 класса. В итоге у учащегося складывается целостное представление о главных особенностях природы, населения, хозяйства субъекта Федерации, в пределах которого они живут и учатся и, возможно, в дальнейшем будут работать в различных сферах хозяйства.

Цель:

Формирование представлений о Чукотском автономном округе как о целостном и своеобразном природно-хозяйственном регионе РФ.

Задачи курса

Общеобразовательные:

  1. Обеспечить личностно-ориентированный характер обучения, создать условия для самоопределения и саморазвития личности;
  2. Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений;
  3. Через научность и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании;

Предметные:

  1. Сформировать системное представление об особенностях населения и хозяйства Чукотского автономного округа.
  2. Показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений на изучаемой территории;
  3. Продолжить формирование географической культуры учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;
  4. Продолжать развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.

Содержание курса

Раздел 1. Особенности населения ЧАО.

Тема 1. Численность населения, его динамика.

Численность населения ЧАО по итогам переписи населения в 2010 году, данные на 2013 год. Изменения численности населения с начала 20 века и до начала 21 века. Причины изменений численности населения. Особенности механического и естественного движения населения. Естественный прирост. Миграционный прирост.

Тема 2. Размещение населения.

Особенности размещения населения по территории округа, понятие «плотность населения». Карта размещение населения ЧАО, ее анализ. Причины, влияющие на размещение населения в пределах округа.

Тема 3. Структура населения.

Характеристика возрастной и половой структуры округа. Понятие «половозрастная пирамида». Сравнение возрастной и половой структуры населения ЧАО и РФ, выявление различий, их причин. Структура занятости населения, ее особенности.

Тема 4. Национальный состав населения.

Понятие «этнос». Народы Чукотки, их количество. Наиболее многочисленные народы, их размещение по территории. Коренные народы ЧАО, их количество, динамика численности с начала 20 по 21 век. Проблемы коренного население Чукотки. Анализ карты «Народы Чукотки».

Тема 5. Социальная сфера и культурная жизнь.

Общая характеристика сфер: образования, здравоохранения, социальной защиты населения. МБОУ «СОШ №1 г. Анадыря» в культурной жизни округа.

Раздел 2. Особенности промышленности ЧАО.

Тема 1. Структура хозяйства.

Выявление отраслей экономики, к которым относятся предприятия округа. Факторы, которые влияют на формирование и размещение предприятий различных отраслей.

Тема 2. Добывающая промышленность.

Добывающая промышленность – ведущая отрасль промышленности Чукотского автономного округа. Характеристика основных отраслей добывающей промышленности ЧАО: золотодобывающая, оловодобывающая, медная промышленность, добыча топливных ресурсов (нефть, газ, уголь). Карта «Минеральные ресурсы ЧАО». Тенденции в развитии добывающих отраслей ЧАО.

Тема 3. Топливно-энергетический комплекс.

Энергосистема ЧАО. Характеристик главных ЭС и ЭЦ округа. Проблемы развития. Альтернативные источники энергии и их использование. Ветровая энергетика, проблемы и перспективы развития.

Тема 4. Рыбный и морской промысел.

Лов рыбы – старейшая отрасль Чукотки. Значение морского зверобойного и рыбного промысла для развития экономики округа. Рыбоперерабатывающая промышленность. Характеристика одного из предприятий рыбоперерабатывающей промышленности.

Раздел 3. Особенности сельского хозяйства ЧАО.

Тема 1. Природные предпосылки для ведения с/х в округе.

Характеристика предпосылок для ведения с/х: суммы температур, коэффициент увлажнения, почвы округа. Климатическая карта, почвенная карта Чукотки.

Тема 2. Отрасли традиционного природопользования.

Оленеводство, значение отрасли, география оленеводства. Поголовье оленей, динамика численности. Проблемы развития оленеводства в округе. Охотничий промысел. Ездовое собаководство. Овощеводство. Перспективы развития растениеводства в округе.

Раздел 4. Непроизводственная сфера ЧАО.

Тема 1. Транспорт и связь.

Транспорт – звено экономики, без которого практически невозможна жизнедеятельность всего округа. Морской транспорт, главные порты Чукотки. Понятия «грузооборот», «пассажирооборот». Воздушный транспорт. Анадырский аэропорт. Перспективы развития автомобильного и железнодорожного транспорта в ЧАО. Связь.

Тема 2.  Туризм и спорт.

Возможности для развития туризма в ЧАО, перспективы. Главные направления развития туризма в округе.

Тема 3. Внешнеэкономические связи ЧАО.

Главные формы внешнеэкономической деятельности Чукотского автономного округа. Страны и регионы, сотрудничающие с Чукотским автономным округом.


Календарно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практические занятия

Дата проведения

Раздел 1.  Особенности населения ЧАО                      6 ч

1

Численность населения, его динамика

1

1

2

Размещение населения

1

1

3

Структура населения.

1

1

4

Анализ половозрастной пирамиды

1

1

5

Национальный состав населения

1

1

6

Социальная сфера и культурная жизнь

1

1

Раздел 2.  Особенности промышленности ЧАО         7 ч

7

Структура хозяйства

1

1

8

Добывающая промышленность

1

1

9

Золотодобывающая и медная промышленность ЧАО: проблемы и перспективы развития

1

1

10

Топливно-энергетический комплекс.

1

1

11

Характеристика АЭС и ТЭЦ ЧАО (на примере Билибино и Анадыря)

1

1

12

Возможности альтернативной энергетики в ЧАО

1

1

13

Рыбный и морской промысел

1

1

Раздел 3. Особенности сельского хозяйства ЧАО      4 ч

14

Природные предпосылки для ведения с/х в округе. Анализ агроклиматической и почвенной карт

1

1

15

Отрасли традиционного природопользования. Оленеводство

1

1

16

Охотничий промысел. Ездовое собаководство

1

1

17

Овощеводство. Перспективы развития растениеводства в округе

1

1

Раздел 4. Непроизводственная сфера ЧАО                 5 ч

18

Транспорт

1

1

19

Связь

1

1

20

Перспективы развития туризма в ЧАО

1

1

21

Внешнеэкономические связи ЧАО

1

1

22

Обобщение: проблемы и перспективы развития ЧАО

1

1


Требования к знаниям и умениям.

   Учащиеся должны знать:  

- площадь территории ЧАО;

- особенности физико- и экономико-географического положения ЧАО и г. Анадыря;

- численность населения ЧАО;

- особенности демографической ситуации в округе;

- развитие АПК, ведущие отрасли хозяйства;

- народные промыслы, их особенности;

- взаимосвязь сельскохозяйственной деятельности человека с природными условиями, примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;

- основные экологические проблемы, пути их решения.

   Учащиеся должны уметь:

- определять по картам физико- и экономико-географическое положение территории ЧАО и г. Анадыря;

- определять размеры, протяженность территории;

- работать с различными географическими источниками;

- анализировать половозрастную пирамиду;

- оценивать агроклиматические, водные, почвенные, земельные, растительные, животные ресурсы для прогнозирования рационального природопользования и развития хозяйства в округе;

- выполнять правила природоохранного поведения в повседневной деятельности.

- оценивать демографическую ситуацию населения;

- составлять характеристику ЭС;

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

"Население и хозяйство ЧАО"

   В процессе работы по изучению данного курса возможна организация следующих видов работы:

  1. Проведение картографического анализа.
  2. Выполнение фотографий.
  3. Подготовка к выступлению, защита доклада, презентации.

   7. Осуществление систематизации исследовательских материалов.

     

   Критериями, позволяющими проводить самостоятельный анализ, по изучению курса, являются:

  1. Создание для учащихся реальных  условий  для проведения самостоятельных исследований.
  2. Соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении (выборе) тем исследовательских заданий.
  3. Учитель непосредственно участвует в исследовательской работе вместе с учащимися.

   

Список литературы

  1. Голубчиков Ю.Н. «География Чукотского Автономного округа», М., 2003
  2. Козлова Ю.В. Краеведение. Внеклассная работа по географии. М., Творческий центр, 2007

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса «ЛЕС И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО» для 7- 8 классов

Школьное лесничество является дополнением к базисному плану - одна из форм внеклассной работы. Главной целью элективного курса является:-сформировать у учащихся правильное отношение к рациональн...

Рабочая программа элективного курса "Агротехника тепличного хозяйства" 8-9 классы

Изучаемый материал в курсе актуален для ребят подросткового возраста, так, как они живут в сельской местности, где каждая семья имеет личное подсобное хозяйство. Тепличная продукция всегда находит сво...

Рабочая программа элективного курса "Дизайн приусадебного хозяйства" 8-9 классы

Программа поможет учителю научить ребят не тратить усилия впустую, а вкладывать силы и средства в реальные проекты по оформлению участка....

Рабочая программа элективного курса "Математика и сельское хозяйство для школьников"

Рабочая программа элективного курса  для 9 класса "Математика и сельское хозяйство для школьников"...

Программа элективного курса по биологии в 10 классе "Приусадебное хозяйство"

Программа элективного курса направлена на профессиональное самоопределение обучающихся средней школы по направлению аграрного профиля....