Программа элективного курса по биологии в 10 классе "Приусадебное хозяйство"
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему
Программа элективного курса направлена на профессиональное самоопределение обучающихся средней школы по направлению аграрного профиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priusadebnoe_hozyaystvo.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кумлякская средняя общеобразовательная школа»
Элективный курс
по биологии в 10 классе
« Приусадебное хозяйство»
Автор-составитель:
Учитель биологии 1 категории
МКОУ «Кумлякская СОШ»
Егорова Ольга Ивановна
2017г
Пояснительная записка.
На изучение данного курса в 10 классе отводится 1 час в неделю (или 35 часов в год). В программу включено изучение по двум направлениям: овощеводство и садоводство.
Программа имеет чётко выраженную практическую направленность, помогает использовать теоретические знания для понимания сельскохозяйственной практики. Учитывая климатические условия нашей местности, основное количество практических работ планируется на первую и четвёртую четверти. Лекции и практические работы по овощеводству и садоводству не разграничены и являются частью одной большой темы «Приусадебное хозяйство».
Изучение материала программы способствует целенаправленной подготовке обучающихся в старших классах к поступлению в высшие учебные заведения аграрного профиля на специальности, связанные с изучением биологических основ сельского хозяйства.
Кроме вышеизложенного, программный материал и работа по его освоению служит источником дополнительной информации; имеет большое практическое значение в плане использования полученных знаний в личном подсобном хозяйстве; является частью общего трудового и профильного обучения.
Предполагаемые результаты
В результате обучения по программе курса учащиеся должны приобрести новые знания и умения.
Учащиеся должны знать:
- специфику профессиональной деятельности, связанной с обработкой земли и выращиванием культурных растений;
- историю возникновения и развития растениеводства;
- особенности физиологии культурных растений;
- агротехнику возделывания основных культурных растений;
- особенности и время сбора, способы хранения семян;
- способы ручной обработки почвы;
- методику расчёта площади под выращиваемые культуры;
- основы предпосевной обработки семян;
- особенности агроландшафта и методы его поддержания.
- способы борьбы с вредителями культурных растений.
Учащиеся должны уметь:
- использовать знание биологии в сельскохозяйственной практике;
- определять принадлежность растения к классу и семейству;
- проводить элементарный почвенный анализ и его использовать на практике;
- правильно проводить обработку и подготовку почвы перед посевом
- применять различные способы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур;
- проводить определение семян на всхожесть;
- применять разнообразные способы размножения в практике выращивания культурных растений;
Типы и виды занятий
Учебные Занятия:
- лекции;
- практические занятия.
Контрольные занятия:
- защита проектов.
Содержание курса.
№ п\п | Наименование темы | Количество часов | Примечание |
1. | Введение. Общая характеристика профессиональной деятельности | 1 ч. | лекция |
2. | История возникновения и развития растениеводства. | 1 ч. | лекция. |
3. | Основные методы обработки почвы на приусадебном участке. Анализ почвы. | 2 ч. | 1ч.- лекция 1ч.- практическая работа |
4. | Методы сбора плодов и семян сельскохозяйственных растений. Способы хранения семян. Закладка овощей на хранение. | 2ч. | 1ч.-лекция 1ч.-практическая работа |
5. | Статистическая обработка результатов сбора урожая. | 1ч. | практическая работа |
6. | Основные группы культурных растений. | 2 ч. | 1ч.- лекция 1ч.-практическая работа |
7. | Физиологические особенности основных групп культурных растений. | 1 ч. | лекция |
8. | Биологические особенности белокочанной капусты. | 1ч. | лекция |
9. | Агротехника возделывания основных сельскохозяйственных овощных культур. | 1 ч. | лекции |
10. | Агротехника возделывания сортов белокочанной капусты с разным вегетационным периодом. | 1ч. | лекция |
11. | Вредители сельскохозяйственных культур. | 1 ч. | лекция |
12. | Основные болезни и вредители белокочанной капусты и борьба с ними. | 1ч. | лекция |
13. | Севооборот на приусадебном участке. | 1ч. | лекция |
14. | Минеральные и органические удобрения. Правила внесения. | 1 ч. | лекция |
15. | Борьба с вредителями на приусадебном участке. | 1ч. | практическая работа |
16. | Основные плодово-ягодные культуры. | 1ч | лекция |
17. | Требования к почве, влажности и климатическим условиям возделывания различных плодово-ягодных растений. | 1ч. | лекция |
18. | Порядок и способы посадки плодово-ягодных культур. | 1ч. | лекция |
19. | Уход за плодово-ягодными деревьями и кустарниками. | 1ч. | лекция |
20. | Расчёт площади под выращиваемые культуры. | 2 ч. | 1ч.- лекция 1ч. практическая работа |
21. | Выбор и планирование земельного участка. | 2ч. | 1ч.- лекция 1ч- практическая работа. |
22. | Размножение растений. Способы размножения культурных растений. | 1ч. | лекция |
23. | Технология вегетативного размножения культурных растений. | 1ч. | 1ч.- практическая работа |
24. | Технология семенного размножения. Подготовка семян к посеву. Выращивание рассады. | 2ч. | 1ч.- лекция 1ч практическое занятие. |
25. | Ручная обработка почвы. Внесение удобрений. | 1ч. | практическая работа. |
26. | Высадка рассады в теплицу. Посев семян. | 1ч. | практическая работа. |
27. | Высадка рассады белокочанной капусты в открытый грунт. | 1ч. | практическая работа. |
28. | Анализ проведённой работы. Защита проектов. | 2ч. | |
ИТОГО: | 35 часов |
Тема №1. Введение. Общая характеристика профессиональной деятельности.
Лекция: Характеристика профессий, связанных с обработкой земли и выращиванием растений. Требования к этим профессиям. Особенности профессиональной деятельности: агроном, фермер, почвовед, селекционер, мастер по переработке овощей и другие.
Тема № 2. История возникновения и развития растениеводства.
Лекция: Краткая история развития растениеводства, современных отраслей растениеводства. Задачи современной селекции. Развитие индивидуального садоводства и личного подсобного хозяйства.
Тема № 3. Основные методы обработки почвы на приусадебном участке. Анализ почвы.
Лекция: Приёмы обработки почвы. Ручная обработка почвы на приусадебном участке. Сельхозинвентарь, используемый при обработке почвы, правила работы с ним. Техника безопасности.
Практическая работа: 1.Изучение приёмов обработки почвы разными ручными инструментами. Определение механического состава и засоленности почвы.
Тема № 4. Методы сбора плодов и семян сельскохозяйственных растений. Способы хранения семян. Закладка овощей на хранение.
Лекция: Характеристика плодов и семян. Сроки созревания, определение спелости плодов и семян. Условия и способы хранения плодов и семян.
Практическая работа: Определение спелости плодов и семян. Закладка на хранение.
Тема № 5. Статистическая обработка результатов сбора урожая.
Практическая работа: Применение математического анализа при подсчётах урожайности, выращенных овощей.
Тема № 6. Основные группы культурных растений.
Лекция: Многообразие культурных растений. Характеристика основных групп культурных растений. Систематическая принадлежность. Способы размножения. Агроклиматические особенности возделывания.
Практическая работа: Сравнительная анатомическая и морфологическая характеристика основных групп культурных растений.
Тема № 7. Физиологические особенности основных групп культурных растений.
Лекция: Водный режим растений. Минеральное питание. Особенности роста и развития. Устойчивость к воздействию абиотических факторов.
Тема № 8. Биологические особенности белокочанной капусты.
Лекция: Сортимент и физиологические особенности белокочанной капусты (отношение к теплу, влаге, почве и минеральному питанию).
Тема № 9. Агротехника возделывания основных сельскохозяйственных овощных культур.
Лекция: Особенности обработки почвы, время внесения минеральных и органических удобрений, севооборот, методика посева семян и выращивания рассады томатов, огурцов, моркови, лука, свеклы, картофеля и др.
Тема № 10. Агротехника возделывания сортов белокочанной капусты с разным вегетационным периодом.
Лекция: Методика посева семян, выращивания рассады, правила внесения минеральных и органических удобрений для разных сортов белокочанной капусты.
Тема № 11. Севооборот на приусадебном участке.
Лекция: Требования к севообороту как рациональному использованию внесённых в почву удобрений, защита распространения болезней и вредителей культур. Требования к составлению схем севооборота на участке. Растения – предшественники.
Тема № 12. Основные болезни и вредители белокочанной капусты и борьба с ними.
Лекция: Знакомство с наиболее часто встречающимися заболеваниями и вредителями белокочанной капусты, методы и средства борьбы с ними.
Тема № 13. Минеральные и органические удобрения. Правила внесения.
Лекция: Основные виды минеральных и органических удобрений, их краткая характеристика. Правила внесения удобрений, в зависимости от типа почвы.
Тема № 14. Вредители сельскохозяйственных культур.
Лекция: Сорные растения и борьба с ними. Наиболее часто встречающиеся болезни. Насекомые и их личинки – вредители сельскохозяйственных культур.
Тема № 15. Борьба с вредителями на приусадебном участке.
Практическая работа: Изучение гербарных материалов, повреждённых вредителями сельскохозяйственных культур и их классификация. Изучение коллекции вредителей-насекомых и их личинок. Методы и средства борьбы с ними.
Тема № 16. Основные плодово-ягодные культуры.
Лекция: Общие сведения о классификации плодовых и ягодных растений: деревья (яблоня, груша, вишня, слива и др.), кустарники (смородина, крыжовник), полукустарники (малина, ежевика), многолетние травянистые растения (земляника, клубника). Регионы распространения культур.
Тема № 17. Требования к почве, влажности и климатическим условиям возделывания различных плодово-ягодных растений.
Лекция: Требования к составу почвы, влажности, свету, климатическим условиям возделывания садовых и ягодных культур. Районированные сорта садовых культур.
Тема № 18. Порядок и способы посадки плодово-ягодных культур.
Лекция: Предпосадочные работы в саду. Правила подготовки почвы и посадочной ямы для плодовых культур. Выбор материала для посадки. Правила и оптимальные сроки посадки саженцев различных деревьев и кустарников. Схема посадки растений в саду.
Тема № 19. Уход за плодово-ягодными деревьями и кустарниками.
Лекция: Уход за молодым садом. Уход за старым садом. Способы формирования кроны и обрезка деревьев. Приёмы и техника обрезки. Ремонт сада. Обрезка и формирование ягодных кустарников. уход за посадками земляники и клубники.
Тема № 20. Расчёт площади под выращиваемые культуры.
Лекция: Расчёт площади приусадебного участка из расчёта необходимого количества выращиваемой культуры на одного человека в год. Параметры расчётов.
Практическая работа: Расчёт площади школьного приусадебного участка.
Тема № 21. Выбор и планирование земельного участка.
Лекция: Планирование участка, варианты возможного расположения посадок овощных, ягодных, плодовых культур, цветников и теплицы.
Практическая работа: Составление плана школьного приусадебного участка. Определение размеров и основных зон участка.
Тема № 22. Размножение растений. Способы размножения культурных растений.
Лекция: Размножение растений. Основные способы и методы размножения культурных растений в связи с климатическими условиями данной местности. Селекция растений.
Тема № 23. Технология вегетативного размножения культурных растений.
Практическая работа: Методы вегетативного размножения, использование методик вегетативного размножения на практике.
Тема № 24. Технология семенного размножения. Подготовка семян к посеву выращивание рассады.
Лекция: Технические приёмы семенного размножения. Правила подготовки семян к посеву. Глубина заделки семян. Выращивание рассады.
Практическая работа: Определение всхожести семян. Подготовка семян к посеву. Посев семян в рассадник.
Тема № 25. Ручная обработка почвы. Внесение удобрений.
Практическая работа: Ручная обработка почвы с использованием сельхозинвентаря и ранее изученных методик. Расчёт необходимого количества вносимых удобрений для конкретного типа почвы. Используя, полученный расчёт - внесение удобрений в почву.
Тема № 26. Посев семян. Высадка рассады в теплицу.
Практическая работа: Отбор средней пробы. Высадка рассады томатов, перца в теплицу.
Тема № 27. Высадка рассады белокочанной капусты в открытый грунт.
Практическая работа: Высадка рассады белокочанной капусты в открытый грунт
Тема № 28. Анализ проведённой работы. Защита проектов.
На последнем занятии учащиеся на семинаре обобщают полученные знания по курсу «Приусадебное хозяйство», защищают свои проекты по планированию приусадебного или пришкольного участка.
Библиография.
1. Большая книга садовода. – М.:ХАРВЕРСТ, 2001 – 448с;
2. Вавилов П.П. Растениеводство / П.П. Вавилов и др. - М.: Агропромиздат, 1986;
3. Ганичкина О.А. Библиотека Ганичкиной: Ваш огород / О.А.Ганичкина – М.: Изд.дом «Оникс 21-й век», 2000. – 288с;
4. Дерюгин И.П. Агротехнические основы системы удобрения овощных и плодовых культур / И.П. Дерюгин, А.Н. Кулюкин - М.: Агропромиздат, 1989;
5. Егоров Н.М. Букварь садовода и огородника / Н.М. Егоров. – Челябинск; ГУП типография ГУВД, 2000. – 180с;
6. Иванов Н.Н. 1000+1 совет садоводу / Н.Н. Иванов – М.: Изд-во «Современный литератор», 2000. – 448с;
7. Казачёнок Н.Н. Биологические основы сельского хозяйства / Н.Н. Казачёнок. – Челябинск.: Изд-во ЧГПУ, 2005;
8. Каратаев Е.С., Советкина В.Е. Овощеводство, Л.: Колос, 1975;
9. Каратаев Е.С. Настольная книга овощевода. Справочник \ Е.С. Каратаев, Б.Г. Русанов, А. В. Бешанов и др.; Состав. Е.С. Каратаев.- Л.: Агропромиздат. Ленинград. отделение, 1989.;
10. Тараканов Г.И. Овощеводство / Г.И. Тараканов и др. - М.: Колос, 2002;
11.Шайкин В.Г. Огород у нас дома / В.Г.Шайкин – М.: Нива России, 1983;
12.Щукин С.В. Основы сельскохозяйственного опытничества учащихся в растениеводстве / С.В. Щукин - Издательство Академии педагогических наук РСФСР, Москва, 1960.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...
Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»
Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...
Программа элективного курса по биологии "В мире биологии"
Программа элективного курса по биологии для 9 класса....
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...
Программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии"
Предлагаемый курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общ...
Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"
Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....