География туризма в России.
элективный курс по географии (9 класс) на тему

Бондарь Ирина Николаевна

Программа элективного курса "География туризма России" расчитана на 17 часов.1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_turizma.programma._9kl.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ЦО № 1926

        Бондарь И.Н.

География туризма в России

9 класс

Программа элективного курса

        

Согласовано с методистом

                                                                                  ОМЦ    Е.А. Елиной

        

Москва 2011

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………….3

Программа………………………………………………………………….4

Библиография………………………………………………………………6

Приложение

Учебно-тематический план……………………………………………….7

2

Пояснительная записка

        География туризма –раздел рекреационной географии, изучающий закономерности и факторы территориальной организации туризма, как одного из видов отдыха и соответствующей отрасли хозяйства. Основная задача географии туризма состоит в изучении процессов территориальной организации туризма. Современный туризм – важная отрасль экономики многих стран мира. Велики его возможности развития и в России. Растет значение подготовки кадров организаторов туризма, работников в сфере туристического бизнеса. Специалистам в области туризма необходимы знания географии. Изучение географии туризма играет большую роль в формировании географической культуры , создает целый ряд важнейших понятий и представлений как о природных, так и культурно-исторических туристических ресурсах.

       Данный курс призван развить интерес к данной области знаний и повлиять в будущем на выбор профессиональной деятельности учащихся.

       Цель курса:

Ознакомить учащихся с состоянием туризма в России и Московской области.

      Задачи:

-Дать знания учащимся об основных понятиях географического туризма.

-Познакомить с видами туризма.

-Показать уровень развития туризма в России.

-Сформировать у учащихся представление об основных районах и центрах туризма, главных туристических маршрутах.

     Учащиеся должны уметь:

-Использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и возможностей развития туризма в своем регионе.

-Уметь составлять маршрут туристического похода.

-Оценивать рекреационные ресурсы туристического района, определять преобладающие виды туризма в нем.

-Называть и показывать по карте ведущие туристические центры.

3

География туризма в России.

9 класс

Программа

9 класс,17 часов

Введение,1час

     Понятие о туризме. Факторы привлекательности туризма. Туризм в России. Предмет курса  « География туризма в России», его значение, содержание и структура

Раздел I. Основные понятия географии туризма и виды туризма,1час

     География туризма – отрасль рекреационной географии. Основные понятия географии туризма: туристические ресурсы, туристические учреждения, туристические районы. Виды туризма: лечебный, оздоровительный, развлекательный, спортивный, экологический, охотничий, научный, семейный.

Раздел II. География туризма в России.

Тема1.Развитие туризма в России, 2 часа

       Виды туристических ресурсов в России. Физико-географическое положение страны, как фактор развития туризма. Природные объекты, привлекающие внимание туристов. Комфортность климатических условий. Значение ландшафта для туризма Минеральные воды и их использование в лечебном туризме. Моря и внутренние воды как туристические ресурсы. Примеры привлекательности для туристов, в том числе для иностранцев. Виды туристических учреждений в России: гостиницы, санатории, пансионаты, дома отдыха. Состав и подготовка персонала в России. Развитие рекламного бизнеса. Транспорт и его значение для развития туризма. Экологические проблемы, связанные с развитием туризма.

Требования к туристическим маршрутам. Главные туристические районы.

Тема 2. География туризма Северного Кавказа, 3 часа

      Экономико-географическое положение. Население. Транспортные условия западной и восточной частей региона. Туристический потенциал. Черноморское побережье-курорты Сочи, Анапа, Геленджик. Пиэльбрусье- район альпинизма и горнолыжного спорта. Кавказские минеральные воды.

Практическая работа №1. Составление туристического маршрута Северного Кавказа.

Тема 3. География туризма Центральной России, 2 часа

     Экономико-географическое положение. Население. Уровень развития инфраструктуры. Значение иностранного туризма. Культурно-исторические ресурсы Центральной России. Местности, связанные с именами выдающихся русских писателей.

Семинар.Города «Золотого кольца России».

Тема 4. География туризма Поволжья и Урала, 1 час

     Экономико-географическое положение. Пути сообщения. Волга, ока, Кама, их значение для туризма. Теплоходные маршруты.

Тема 5. География туризма Северо-Запада и Севера Европейской части России, 1 час

      Условия развития туризма в разных частях региона. Памятники культурного наследия. Петербург. Новгород, Псков, Вологда, Валаам, Соловецкий монастырь.Водный и горный туризм ( Карелия, Хибины).

4

Тема 6. География туризма Сибири и Дальнего Востока, 1 час

     Возможности туристического потенциала. Важнейшие транспортные связи. Основные курортные центры. Теплоходные маршруты по Оби, Иртышу, Енисею, Лене. Байкал. Алтай. Развитие туризма на Дальнем Востоке.

Раздел III. Туристско-рекреационный потенциал Московской области.

Тема 6. Особенности природы Московской области, 1 час

     Географическое положение, природные особенности территории( геологическое строение, рельеф, климат, реки, озера)

Тема 7. Туристско-рекреационный потенциал Московской области, 3 часа

     Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Рекреационные условия: санаторно-курортное лечение, оздоровительный экскурсионною -познавательный отдых. Памятники истории, музеи. Кремль. Собор Василия Блаженного.

Практическая работа № 2. Составление географо-туристической характеристики одного из наиболее интересных городов России( по выбору)

Раздел IV. Обобщение, 1 час

     Многообразие туристических районов. Современные проблемы и перспективы развития туризма в России.

 

5

Библиография.

1. Географический энциклопедический словарь М., 1988г.

2. Котляров Е.А.География туризма и отдыха. М.,1983г.

3. Холина В.Н. География человеческой деятельности М.,2004г.

4. Социально-экономическая география мира. Справочное пособие М., 2006г.

5. Даринский А.В. Туристические районы Российской Федерации и ближнего зарубежья. СПб., 1994г.

6. География России. В.П. Дронов М.,2004г.

 

6

Курс рассчитан на 17 часов

Учебно- тематический план.

№п/п

Название разделов

Всего часов

В том числе

Формы контроля

лекция

практ.часть

семинар

Введение

1

1

1

Основные понятия географии туризма и виды туризма

1

1

Тестирование

2

География туризма в России

10

8

1

1

Участие в семинаре, выполнение практической работы

3

Туристско-рекреационный потенциал Московской области

4

2

1

1

Выполнение практической работы, тестирование

4

Обобщение

1

Круглый стол

Доклады

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Р. Лейцингер - основатель ученического туризма в России

В своей статья известный кавказовед, академик Московской международной академии туризма А.Г. Евтушенко исследует дореволюционную историю развития народного образования и туристско-экскурсионного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс

В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...

туризм в россии

вводные понятия о структуре туризма в РФ...

История развития спортивного туризма в России

История развития спортивного туризма в России...

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

Организация туристкой деятельности. Семинар: История развития туризма в России

Вопросы к семинару:1. Переходный период развития туризма в России (с 1990 – 2000 гг.). Общие тенденции.2. Характеристика современное состояние туризма в России.3. Основные игроки современного туристск...