Разработка урока по географии в 9 классе АПК растениводство и животноводство
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

План- конспект урока по геошрафии в 9 классе. Материал изучается в курсе географии России хозяйство и население.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mkou.docx484.75 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Тогульская основная общеобразовательная школа»

План-конспект открытого урока по географии 9 класс.

                                                                    Выполнила: учитель I категории

                                        Биолог-географ

                                         Боровцова А. В.

Тогул, 2015

Тема урока: «АПК: земледелие и животноводство»

Класс: 9

Тип урока: комбинированный (изучения нового материала и практикум)

Цели урока:

Образовательная: формирование у учащихся устойчивых знаний о земледелии и животноводстве в России как основном компоненте АПК. Изучить зональную специализацию и особенности растениеводства и животноводства России, анализируя статистические данные и карты.

Обучающая: способствовать формированию у учащихся навыков работы с понятиями, статистическими данными, картами, таблицами.

Воспитательная: Приобщать школьников к национальным ценностям – земле, воспитывать уважение к труду крестьянина.

Технические и дидактические средства: Компьютерная презентация, атласы, тетради для практических работ, гербарий с\х растений, муляжи овощей и фруктов, картины пород животных

Методы и приёмы: (по источнику знаний)

Словесные: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, беседа.

Практические: составление схемы АПК, работа со статистическим, дидактическим материалом, с атласом, картой, тестами, выполнение практической работы.

Наглядные: раздаточный дидактический материал, карта, гербарий.

Ход урока:

  1. Оргмомент

       -    Приветствие учащихся

       -    Проверка готовности к уроку: учебники, тетради, дневники, атласы.

      2.  Актив внимания:

(заслушивается фрагмент песни о сельском хозяйстве)

Скажите, о чем вы сейчас прослушали песню?

Сформулируйте тему нашего урока.

Откройте свои тетради и запишите тему урока (слайд1) АПК. Земледелие и животноводство.

Как вы считаете, какова цель нашего урока? (слайд2)

Изучение нового материала:

(слайд3)Агропромыитенный комплекс (АПК) - это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя.

Слайд 4

Главная задача АПК - обеспечить население страны продовольствием.

Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не может справиться со столь важной задачей. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки и т. д.), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т. д. Поэтому Слайд 5

АПК состоит из 3 звеньев (стадий производства).

Учитель на доске, а учащиеся в тетради выполняют схему состава АПК.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\география 8 1 урок\география 8 1 урок.jpg

Слайд 6

Отрасли АПК: сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, пищевая промышленность, рыболовство, овцеводство, виноградарство, мелиорация, полеводство, пчеловодство, торговля, сахарная промышленность:

1 звено - сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, мелиорация

2 звено рыболовство, овцеводство, виноградарство, полеводство, пчеловодство.

 3 звено - торговля, сахарная промышленность, пищевая промышленность.

Слайд 7

Уровень развития сельского хозяйства зависит от развития первого звена АПК,

отрасли которого обеспечивают механизацию и автоматизацию АПК.

Задания:

Пользуясь картой «Машиностроение» атласа, найдите центры сельскохозяйственного машиностроения. (Ростов-на-Дону. Таганрог, Рязань. Омск. Рубцовск.)

 Пользуясь картой атласа    определите центры производства минеральных удобрений: азотных, калийных, фосфатных.

 Слайд 8

Основу АПК составляет сельское хозяйство, которое состоит из растениеводства (земледелия) и животноводства.

Отличительные особенности сельского хозяйства:

 Оно зависит от природных условий.C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\география 8 1 урок\география 8 1 урок.jpg

 Производство сельскохозяйственной продукции сезонно.

 Земля является одновременно средством труда и предметом труда.

 Сельскохозяйственное предприятие, как правило, занимает большую площадь.

Слайд 9

Земли, которые используются в сельском хозяйстве, называются сельскохозяйственными угодьями. В России

Задание:

Начертите схему сельхозугодий. (Схему учащиеся выполняют в тетради.)

Слайд10

Земельные ресурсы России ограничены, а сельскохозяйственные угодья еще меньшую площадь занимают, и качество их ухудшается, так как заболачивается 20% сельхозугодий, засолено 18%, подвержены эрозии - 23%.

Слайд 11

Мелиорация

Задание:

 Сравните показатели развития АПК России и развитых стран (табл. 28,с. 119). Сделайте вывод о зависимости уровня развития сельскохозяйственного производства от сельскохозяйственных угодий и пашни, приходящихся на душу населения.

Вариант ответа: Россия имеет большую площадь пашни на душу, но меньшую урожайность зерновых, сахарной свеклы, чем в развитых странах. Больше всего в расчете на душу населения в России выращивается картофеля - в 3 раза больше, чем в США. Мяса на душу в России приходится меньше, чем в США в 3 раза. Почвы (пашня) используется менее эффективно, чем в развитых странах.

- Ведущая отрасль растениеводства зерновое хозяйство. К зерновым культурам относятся - рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза, просо, гречиха, рис. К зернобобовым - горох, фасоль, чечевица, соля.

По производству зерновых культур Россия занимает 1-е место в мире. По площади посевов 1 место занимает пшеница, 2 место занимает - ячмень.

Какие культуры еще выращивают в России и как их используют?

Дополнительный материал

- Растениеводство производит 55% от стоимости всей сельскохозяйственной

продукции, а животноводство - 45%. Но в развитых странах преобладает продукция животноводства, которая считается более ценной.

Учащиеся заслушивают сообщение об отраслях животноводства, их географии, проблемах животноводства и кратко записывают в тетрадь план, тезисы сообщения.

Животноводство

Животноводство представлено скотоводством, свиноводством, овцеводством, птицеводством, коневодством, пчеловодством.

Животноводство основывалось на пастбищном откорме летом, и сенном откорме зимой. На сенокосах летом заготавливали сено на зиму.

Скотоводство

Скотоводство (разведение крупного рогатого скота) имеет самую большую численность поголовья и дает самый большой объем продукции. Поголовье крупного рогатого скота в России сократилось почти в 2 раза. Скотоводство имеет два направления - молочное и мясное. Для молочного скота нужны сочные травы, силос, сено и комбикорма. Молочное скотоводство распространено в лесной зоне.

Мясной скот разводят на засушливых пастбищах в степной и сухостепной зонах. В степи на корм скоту идут зерно и отходы, получаемые при производстве масла (жмых, шрот) и сахара (патока, жом).

Свиноводство

Свиней в России держат почти во всех регионов, кроме районов, где живут мусульмане, не употребляющие свинину.

Поголовье свинец сократилось вдвое и составило около 17 млн.

В начале XIX века на земле Войска Донского (Ростовская область) свиней ранней весной отгоняли в лес и оставляли без присмотра до осени. Свиньи питались травой, желудями, кореньями, мелкими животными. Когда начинались заморозки, хозяева отлавливали своих свиней и забирали домой. Желуди считались хорошим кормом, поэтому и свиней старались разводить там, где росли дубы.

Сейчас свиньи живут в хлевах и держат там, где есть картофель, кукуруза, отходы пищевой промышленности.

Больше всего свиней разводят на Нижнем Дону, в Поволжье и Центральном Черноземье. Кроме растительной пищи свиньям нужны животные белки. В первом русском наставлении по выращиванию свиней говорилось, что «лошадиное мясо, употребленное для откармливания свиней, делает жир их вкусным и несколько твердоватым. Десять одногодовалых свиней осенью по четыре лошади в неделю съедали и в шесть недель сделались тучными». Сейчас для подкормки свиней используют рыбу, отходы мясокомбинатов.

Овцеводство

Овцы весь год пасутся на подножном корму. Их разводят в полупустых и горных районах на полыни, злаках, солянках. Овцы неприхотливы, едят низкую и сухую траву. Когда овцы съедают на пастбище всю траву, их перегоняют на другое. Такой способ хозяйства называется отгонным скотоводством. За год стадо может проходить до 300 км. Весной стада гонят на равнинах на север, из предгорий в горы, а осенью, наоборот.

В России разводили грубошерстных овец (романовская порода). Из их шерсти делали валенки, ткали ковры, из шкур шили тулупы.

На юге разводят тонкорунных овец, от которых получают высококачественную шерсть.

Практическая работа7

Определите по картам основные районы выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

  1. Закрепление

Решение теста «Проверь себя»

  1. Распределите сельскохозяйственные культуры по мере увеличения их доли в посевных площадях (от меньшего к большему)

а) зерновые

б) кормовые

в) технические

г) овощи и картофель

  1. К техническим культурам относятся

а) чечевица

б) лён и сахарная свёкла

в) лён, сахарная свёкла и рожь

  1. Расположите отрасли животноводства по мере уменьшения их доли в производстве мяса (от большего к меньшему)

а) оленеводство

б) овцеводство

в) скотоводство

г) свиноводство

  1. Рожь, лён и картофель выращивают в основном

а) в чернозёмной зоне

б) в нечернозёмной зоне

  1. К зерновым культурам относятся

а) соя

б) пшеница и лён

в) пшеница, овёс, кукуруза

Ответы:  1.  г, в, б, а.   2.б.   3. в, г, б, а   4.б    5.в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по географии 6 класс "Природные зоны"

Урок посвящен теме "Природные зоны мира",при изучение природных зон детям читаются стихи русских поэтов о разных природных зонах, которые предают уроку ноты лирики. Урок был показан учителям географам...

разработка урока по географии 9 класс коррекционная школа VIII вида по теме таджикистан

урочное планирование по географии 9 класс по теме таджикистан + презентация...

Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""

Тема урока «Экологическая ситуация в России» по географии в 8 классе изучается в разделе «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»....

Разработка урока по географии , 8 класс

В разработке я представила  материал о народных промыслах Центральной России...

Разработка урока по географии 7 класса на тему" Географическое положение Северной Америки"

На уроке учащиеся знакомятся с географическим положением Северной Америки, работают с картой, атласами, проводится презентация...

разработка урока по географии 6 класс по теме "Реки "

разработка урока по теме "Реки" , география 6 класс....

Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"

Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....