Приложение по национально - региональному компоненту к программе по географии
материал по географии на тему

Матыгулина Наталья Валерьевна

Приложение по национально - региональному компоненту к программе по географии 6-9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nrk_matygul_-_kopiya.docx45.31 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Ларьякская школа-интернат

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Приложение

по национально-региональному компоненту

к рабочей программе по географии

для 6-9 классов

                                                                                                                                                  Разработала учитель географии Матыгулина Н.В.

Ларьяк, сентябрь 2012 г.

Пояснительная записка

Содержание образования определяется целями, в постановке которых участвуют государство, общество, школа, учащиеся. Их интересы отражены в базисном учебном плане, включающем три компонента:        федеральный, национально-региональный, школьный.

В современных планах школ значительное место отводится для регионального компонента образования. И это очень хорошо, так как на большой по географической протяженности, богатой в этническом отношении и разнообразной по природным условиям жизни и хозяйственной деятельности человека  территории немало возможностей применения знаний сообразно с регионом проживания. Одной из приоритетных задач современной школы является задача научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России, ибо мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и национальных особенностей равносильна не только потере прошлого. Но и лишению себя будущего. Впервые региональный компонент образования появился в в 1989 году и включал в себя содержание образования, непосредственно связанное с национальными , региональными и местными социально-культурными факторами.

География единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное представление о земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природно-социально-экономические процессы.  

            Национально-региональный компонент обеспечивает защиту развитию системы образования национальной культуры, культурных региональных традиций.

          Национально-региональный компонент предполагает изучение природы, хозяйства, населения, традиций и культуру местного населения.

Цели:

-        понять и объяснить своеобразие района, поселений;

-  осознать природные хозяйственные, психологические,        этические,        нравственные особенности населения;

-  изучать особенности природы, хозяйства, социальную сферу района, округа;

  • использовать и привлекать сведения (материал) из истории этнографии, музыки;
  • всестороннее познание территории;

- раскрыть общее через частное, на конкретных фактах типичны явления, интересы, закономерности;

-        воспитывать и развивать общественную активность, любовь к родной природе, языку, культуре.

           Включение тем  по национально-региональному компоненту в федеральный компонент предмета географии позволяет расширить знания школьников о родном крае, изучить особенности природы, хозяйства, традиций, культуры региона, затрагивает вопросы экологического воспитания. Сравнительный тематический анализ   федерального компонента и НРК развивает высшие психические функции  учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии.

      Тематический план по национально-региональному компоненту,

включенному в программу по географии в 6-9 классах

6 класс

Темы

Коррекционная и практическая работа

Знать

Уметь

Ориентирование на местности.

-  Линии,   стороны горизонта.

-        Экскурсия в кедровую рощу.

-        что такое горизонт.

-        линия и стороны горизонта.

-        местные признаки природы.

-        определить стороны горизонта по солнцу в селе Ларьяк.

-        определить стороны горизонта
в   кедровой   роще   по   местным
признакам.

План и карта.

-   Зарисовка   плана   школьного участка;

- Выставка        чертежей-схем поселений района;

 

-        что такое масштаб;

-        условные    знаки    охотника (стр.13   В.В.Лебедев   «Кедровый
корень»);

 

-        читать условные знаки и цвета
карты-схемы Ларьяка;

- чертить    план-схему    своего поселения;

 

Формы поверхности Земли.

-        Экскурсия   по   поселку   для
ознакомления с формой рельефа
с.Ларьяк;

-        Моделирование из пластилина
форму рельефа с.Ларьяк.

-        форму    рельефа    с.Ларьяк    

 -     Западно-Сибирская  равнина.

 - Моделировать    форму    рельефа своего поселения при помощи пластелина.

Вода на Земле

-        Экскурсия на реку Вах, с целью
определения             направления
течения       реки,       определения
правого и левого берегов;

-        Моделирование из пластилина
острова Ларьяк.

 -названия     водоемов     своей местности;

-        правила поведения на водоеме,
на болоте;

-        меры по охране водоемов от
загрязнения.

 

-        определять русло;

-        правый,   левый   берега   реки;

-оказать     первую     помощь утопающему   на   реке,   болоте, озере;

-        показывать   на   карте   ХМАО
реки, озера, болота.

Земной шар

-   Изготовление   из   пластилина модели       земного       шара       с обозначением                северного полушария , примерного нахождения Тюменской области.  

  • на каком материке находится Югра;
  • каков тип климата на севере Западной Сибири; природа.  
  • в какой части умеренного пояса находится Югория; климат нашей местности.

-        читать план местности; читать карту,  

-        находить на климатической
карте мира Западную Сибирь.

-ориентироваться     на     карте Тюменской области; Показывать   города,   поселения, реки, озера нашего края;

        

Карта России

- условные знаки полезных ископаемых и расположение их на карте Тюменской области;

-        Срисовывание условных знаков
физической карты и условных
знаков охотника (стр.13 В.В.
Лебедев).

- географическое     положение
Тюменской        области;

-        реки   нашего   региона:   Обь,
Иртыш, Лган, Сабун, Вах, Пасол;

-        условные знаки физической и
экономической карты.

- ориентироваться     на     карте Тюменской области; показывать   города,   поселения, реки, озера нашего края;

-        читать карту, делать зарисовки
своей местности

7 класс

Темы

Коррекционная и практическая работа

Знать

Уметь

Карта России.

Зарисовка   схем   рек   и   озер ХМАО.

- правила поведения на местных водоемах и в лесу.

-оказать первую помощь, попавшему в беду на водоемах.

Природные зоны России.

Начертить   схему   природных зон     России     с     выделением природной зоны нашего края.

-        в  каком  поясе освещенности
находится ХМАО;

-        правила поведения в природе.

-устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром.

Зона арктических пустынь.

Вычерчивание  схемы:  Северный  морской  путь  по маршруту: Ларьяк-Нижневартовск-Салехард-Новый порт-Диксон.

- мероприятия      по      охране природы     Севера     Тюменской области.

- сравнить климат нашего края с климатом зоны арктических пустынь.

Зона тундры.

Находить            на            карте национальные         округа         и республики,                        которые расположены в зоне тундры.

- названия автономных округов и республик зоны тундры.

- сравнивать растительный и животный мир нашего края с растительным и животным миром зоны тундры;

-сравнивать времена года нашего края и зоны тундры.

Лесная зона.

- Зарисовка типичных растений и животных нашего края;

-путешествие       по      карте Тюменской    области   от   зоны арктических пустынь до южной границы лесной зоны.

-        государственные   заповедники
«Малая Сосьва», «Юганский»;

-        Красная книга ХМАО;

- памятники           природы Нижневартовского             района (острова Овечий, Смольный) и ХМАО.

-        различать лекарственные и
ядовитые растения нашей
природной зоны;

-        оказать первую доврачебную
помощь при отравлении
ядовитыми грибами, укусе змеи.

Зона степей.

- Путешествие по карте России от ХМАО до зоны степей;

-сравнительная         таблица взаимосвязи   между   климатом, растительным       и      животным миром лесной зоны степей.

-        основные занятия:

-        особенности  природной  зоны
степей и лесной зоны.

-сравнивать особенности географического положения нашего края и природы с зоной степей.

ХМАО.

1) Географическая характеристика Западной Сибири

Нанести    на    карту    границы ХМАО     и     Нижневартовского района

-в    какой    природной    зоне  находится ХМАО

- об экологической культуре ХМАО.

 

Правильно     вести     себя в природе: в воду и огонь ханты не

бросают мусора, не плюют.

ХМАО.

2) Растительный мир и его значение в культуре коренных

народов Севера.

По       легендам      отношение хантов к природе: к деревьям, урману.

- мировоззрение и экологическую

этику остяков;

- нарядные приметы по деревьям;

наиболее почитаемые деревья:

береза, кедр, лиственница.

- различать орнаменты

1) «березовая ветка».

2) «береза маленькая»,

3) варианты узора «шишки».

8. ХМАО.

3-4) Животный мир западно-

сибирской тайги (медведь,

пушные животные).

-    Срисовать    следы   бегущего и медленно идущего;

Срисовать     орнамент   оленя».

-   тотемизм   -   древняя   форма

почитания   животных   («Хозяин тайги - медведь»);

-соблюдать              меры

предосторожности в лесу;

- роль экологического фактора в сохранении    традиционного хозяйственного    традиционного хозяйственного.

- различать следы животных в лесу (лося, медведя и т.д.);

- поведение в лесу в экстремальных условиях.

ХМАО.

5) Рыбные ресурсы и их место

пищевом рационе коренного национального населения

-  Выполнить  рисунки  головы щуки;

- Срисовать орнаменты «щучьи зубы»,  «пасть щуки»,   «челюсть щуки».

-   значение   рыбы   в   пищевом

рационе      коренных      народов Югры.

 

- правильно приготовить рыбные

блюда во избежание заражения описторхозом.

ХМА0.

б) Годовой хозяйственный цикл

хантов.

- Срисовать   древний календарь  охотника;

Составить   годовой хозяйственный      цикл   хантов изобразительными  средствами (знаками).

 -обско-угорский календарь :

продолжительность и количество   периодов   (месяцев)  

- представить изобразительными средствами                          годовой хозяйственный   цикл   ваховских хантов.

 ХМА0.

7) Водный транспорт (облас

-        Срисовать   инструменты   для
изготовления      обласа.      

-        типы лодок:

1) лодка-печорка  

2) лодка-калданка  

3) обласок    

4) долбенка

-        принцип действия волоков;

-        типы лодок:

1)        лодка-печорка  

2)        лодка-калданка  

3)        обласок    

4)-добленку  

8. ХМАО.

8) Зимние средства передвижения: нарты, лыжи.

Нарисовать аргиш с  разновидностями нарт:

  1. легковая.

2)     для     перевозки  одежды.

3)     вещевая

5) для перевозки очага,

6) для перевозки шестов чума,

7) женские.

-основные детали нартов –

  • нарты по назначению;
  • аргиш - специальный «поезд» при переезде на новое кочевье.

 

- объяснять        видовое

разнообразие нарт;

-доказать        экологичность
традиционных        средств

Передвижения.

8. ХМАО.

9) Домашняя утварь. Изделия из

бересты, коры и корня дерева.

Нарисовать           образцы берестяных изделий.

1

-технология      изготовления берестяной посуд.

-  описать  процесс  заготовки  и обработки бересты;

- описать     технологию     его изготовления.

8. ХМАО.

10) Выбор места под поселение.

Типы поселений.

- Срисовать         хантыйский орнамент               «заброшенное селение»;

- Карта расположения стойбищ Казамкиных (с.Варьеган).

-        типы поселений:

1)        постоянные и кочевые,

2)        сезонные:постоянные       и
временные     (зимние.     летние,
весенние, осенние),

3)        по характеру местности

-        типы поселений:

1)        постоянные и кочевые,

2)        сезонные:т ипостоянные       и
временные     (зимние.     летние,
весенние, осенние),

3)        по характеру местности

8.ХМАО.

11) Жилые постройки. Чум.

Выполнить таблицу в тетради «Тип  поселения.  Разновидности типов жилищ».

-  последовательность установки чума;

-        летние, зимние чумы;

 

схематично        изобразить интерьер чума; - местоположение семьи в чуме.

8. ХМАО.

12) Хозяйственные постройки.

- Составить план-схему построек школьной                          учебно-производственной базы.

Устройство      и      назначение хозяйственных      построек      на стойбище.

Объяснить                назначение хозяйственных построек на базе.

8 класс

 Темы

Коррекционная и практическая работа

Знать

Уметь

Океаны

Зарисовать     океан     и     море,  омывающие                территорию Тюменской области.

Африка

Сравнивать географическое положение Африки и Евразии.

-        Сравнивать растительности

-        Сравнивать животный мир

Австралия

Путешествие          по          карте полушарий     от     ХМАО     до Австралии.

- Сравнение традиционных занятий аборигенов Австралии с занятиями аборигенов Тюменского Севера.

Антарктида

Сравнивать географическое положение Антарктиды и Арктики с Севером Тюменской области.

Сравнивать животный и растительный мир Антарктиды и Арктики с растительным и животным миром Тюменской области.    

Северная Америка

Зарисовать               государства Северной    Америки,    имеющие экономические связи с ХМАО.

Сравнивать    географическое положение   и   природные   зоны Северной   Америки   и   Западной Сибири. -

Сравнивать   растительный   и животный мир Северной Америки с растительным и животным миром Западной Сибири.

Сравнивать традиционный образ жизни аборигенов Северной Америки и севера азиатской России.

Южная Америка

Зарисовать     сравнительную карту     полезных     ископаемых Южной    Америки    и    Западной Сибири.

 

Евразия

 

Моря,    острова,    полуострова Тюменского   Севера    на   карте Евразии.

-        Сравнивать климат Севера Европейской части России с климатом Тюменского Севера.

- Государства Европы и Азии, имеющие экономические связи с
ХМАО.

9 класс

Темы

Коррекционная и практическая работа

Знать

Уметь

География своей местности .     Территория,     границы     и географическое            положение ХМ АО      и      Нижневартовского района.

Начертить     географическую карту                ХМАО  и             Нижневартовского района.

-границы  ХМАО;

-        административную структуру
ХМАО;

-что       такое       местность, приравненная         к         районам Крайнего Севера.

- сравнивать территорию ХМАО с некоторыми областями России и зарубежными государствами;

-определить координаты крайних точек ХМАО на севере, юге, востоке и западе.

2. Герб. Флаг. Гимн ХМАО.

Нарисовать герб и флаг ХМАО.

-        слова и музыку гимна ХМАО;

-        что означают цвета на гербе и
флаге.

Различать символику России, ХМАО, Тюменской области.

3. Полезные ископаемые. Рельеф.

Нарисовать    условные    знаки полезных                   ископаемых, добываемых и обнаруженных на территории ХМАО.

-        что    такое    исчерпаемые    и неисчерпаемые    полезные          
ископаемые.

-        чем округ богат  (нефть, газ, железной рудой, каменным углем,       горным       хрусталем, жильным      кварцем,     золотом, алмазом;

-        что означает выражение «Урал полярный Урал                          промышленный».

-        показать на карте округа и района месторождение нефти и газа;

-        показать на карте России и округа Заполярный Урал.

4. Растительный мир нашего края

Составить        схему        смены растительности с севера на юг лесной зоны.

- чем тайга отличается от других лесов;

-какими       отличительными особенностям и    характеризуется древесина           ели, сосны, лиственницы,   кедра,   где   она может использоваться.

- объяснить основные принципы смены растительности с севера на юг;

-объяснить, почему тайга междуречья Агана и Ваха нуждается       в       защите       и восстановлении.

5. Животный мир Югры (птицы, грызуны, хищные млекопитающие).

Составить схему «Роль леса в жизни человека».

бесконтрольный     промысел лося,   северного   оленя,   соболя, куиицы,   ондатры   приводит   к снижению   их    численности    и вытеснению    из    экологической ниши малоценными видами; - какими видами биологических ресурсов богата тайга ХМАО;

как               животные приспосабливаются   к   условиям жизни в лесах.

Приготовить рыбу, выловленную из водоемов округа во избежание заражения описторхозом.

6-7. Экономика ХМАО.

Работа с  таблицей «Топливно-энергетический                комплекс ХМАО» и «Промышленность».

-что        такое       топливно-энергетический комплекс;

-округ            отличается многоотраслевой          структурой экономики;

-   в   ХМАО   создан   крупный Эл/энергетический комплекс;

-экологические      проблемы, связанные  с нефтегазодобывающей промышленностью.

 

8. Экологическая ситуация в округе.

- что такое экология;

воздействие     человека     на окружающую    природную среду

проявляется:

1) происходит общее загрязнение воздуха, почвы, воды, растительности;

2)сокращаются площади лесов:

-происходит уменьшение рыбных запасов округа,

-сокращается численность диких животных,

-отрицательно влияет на здоровье человека

Правильно вести себя в природе.

9-10. Заповедники и заказники.

Памятники природы Югры.

Памятники природы Югры.

Срисовать таблицу.

Особо охраняемые природные территории.

Заповедники и заказники округа

- памятники природы

-какую территорию называют заповедником

- чем территория заказника отличается от заповедной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)

Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента  (для 6-ых классов общеобразовательных школ)  пред...

Программа по национально-региональному компоненту "Национальные виды спорта.Северное многоборье"

Программа национально-регионального компонента по физической культуре для 5-11 классов . В  программе : пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, содержание программного мат...

Рабочая образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование - ансамбль» с включением дополнительной программы по развитию национально-регионального компонента «Музыка родного края»

В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций в ходе традиций национальных культур. Этот процесс коснулся и НАО, который является центром самобытной ненецк...

Статья "Цифровое творчество как процесс реализации национально-регионального компонента в преподавании географии"

Статья "Цифровое творчество как процесс реализации национально-регионального компонента в преподавании географии"...

Реализация национально-регионального компонента на уроках географии

Реализация национально-регионального компонента на уроках географии...