Приложение по национально - региональному компоненту к программе по географии
материал по географии на тему
Приложение по национально - региональному компоненту к программе по географии 6-9 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nrk_matygul_-_kopiya.docx | 45.31 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «Ларьякская школа-интернат
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Приложение
по национально-региональному компоненту
к рабочей программе по географии
для 6-9 классов
Разработала учитель географии Матыгулина Н.В.
Ларьяк, сентябрь 2012 г.
Пояснительная записка
Содержание образования определяется целями, в постановке которых участвуют государство, общество, школа, учащиеся. Их интересы отражены в базисном учебном плане, включающем три компонента: федеральный, национально-региональный, школьный.
В современных планах школ значительное место отводится для регионального компонента образования. И это очень хорошо, так как на большой по географической протяженности, богатой в этническом отношении и разнообразной по природным условиям жизни и хозяйственной деятельности человека территории немало возможностей применения знаний сообразно с регионом проживания. Одной из приоритетных задач современной школы является задача научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России, ибо мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и национальных особенностей равносильна не только потере прошлого. Но и лишению себя будущего. Впервые региональный компонент образования появился в в 1989 году и включал в себя содержание образования, непосредственно связанное с национальными , региональными и местными социально-культурными факторами.
География единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное представление о земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природно-социально-экономические процессы.
Национально-региональный компонент обеспечивает защиту развитию системы образования национальной культуры, культурных региональных традиций.
Национально-региональный компонент предполагает изучение природы, хозяйства, населения, традиций и культуру местного населения.
Цели:
- понять и объяснить своеобразие района, поселений;
- осознать природные хозяйственные, психологические, этические, нравственные особенности населения;
- изучать особенности природы, хозяйства, социальную сферу района, округа;
- использовать и привлекать сведения (материал) из истории этнографии, музыки;
- всестороннее познание территории;
- раскрыть общее через частное, на конкретных фактах типичны явления, интересы, закономерности;
- воспитывать и развивать общественную активность, любовь к родной природе, языку, культуре.
Включение тем по национально-региональному компоненту в федеральный компонент предмета географии позволяет расширить знания школьников о родном крае, изучить особенности природы, хозяйства, традиций, культуры региона, затрагивает вопросы экологического воспитания. Сравнительный тематический анализ федерального компонента и НРК развивает высшие психические функции учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии.
Тематический план по национально-региональному компоненту,
включенному в программу по географии в 6-9 классах
6 класс
Темы | Коррекционная и практическая работа | Знать | Уметь |
Ориентирование на местности. | - Линии, стороны горизонта. - Экскурсия в кедровую рощу. | - что такое горизонт. - линия и стороны горизонта. - местные признаки природы. | - определить стороны горизонта по солнцу в селе Ларьяк. - определить стороны горизонта |
План и карта. | - Зарисовка плана школьного участка; - Выставка чертежей-схем поселений района;
| - что такое масштаб; - условные знаки охотника (стр.13 В.В.Лебедев «Кедровый
| - читать условные знаки и цвета - чертить план-схему своего поселения;
|
Формы поверхности Земли. | - Экскурсия по поселку для - Моделирование из пластилина | - форму рельефа с.Ларьяк - Западно-Сибирская равнина. | - Моделировать форму рельефа своего поселения при помощи пластелина. |
Вода на Земле | - Экскурсия на реку Вах, с целью - Моделирование из пластилина | -названия водоемов своей местности; - правила поведения на водоеме, - меры по охране водоемов от
| - определять русло; - правый, левый берега реки; -оказать первую помощь утопающему на реке, болоте, озере; - показывать на карте ХМАО |
Земной шар | - Изготовление из пластилина модели земного шара с обозначением северного полушария , примерного нахождения Тюменской области. |
| - читать план местности; читать карту, - находить на климатической -ориентироваться на карте Тюменской области; Показывать города, поселения, реки, озера нашего края;
|
Карта России | - условные знаки полезных ископаемых и расположение их на карте Тюменской области; - Срисовывание условных знаков | - географическое положение - реки нашего региона: Обь, - условные знаки физической и | - ориентироваться на карте Тюменской области; показывать города, поселения, реки, озера нашего края; - читать карту, делать зарисовки |
7 класс
Темы | Коррекционная и практическая работа | Знать | Уметь |
Карта России. | Зарисовка схем рек и озер ХМАО. | - правила поведения на местных водоемах и в лесу. | -оказать первую помощь, попавшему в беду на водоемах. |
Природные зоны России. | Начертить схему природных зон России с выделением природной зоны нашего края. | - в каком поясе освещенности - правила поведения в природе. | -устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром. |
Зона арктических пустынь. | Вычерчивание схемы: Северный морской путь по маршруту: Ларьяк-Нижневартовск-Салехард-Новый порт-Диксон. | - мероприятия по охране природы Севера Тюменской области. | - сравнить климат нашего края с климатом зоны арктических пустынь. |
Зона тундры. | Находить на карте национальные округа и республики, которые расположены в зоне тундры. | - названия автономных округов и республик зоны тундры. | - сравнивать растительный и животный мир нашего края с растительным и животным миром зоны тундры; -сравнивать времена года нашего края и зоны тундры. |
Лесная зона. | - Зарисовка типичных растений и животных нашего края; -путешествие по карте Тюменской области от зоны арктических пустынь до южной границы лесной зоны. | - государственные заповедники - Красная книга ХМАО; - памятники природы Нижневартовского района (острова Овечий, Смольный) и ХМАО. | - различать лекарственные и - оказать первую доврачебную |
Зона степей. | - Путешествие по карте России от ХМАО до зоны степей; -сравнительная таблица взаимосвязи между климатом, растительным и животным миром лесной зоны степей. | - основные занятия: - особенности природной зоны | -сравнивать особенности географического положения нашего края и природы с зоной степей. |
ХМАО. 1) Географическая характеристика Западной Сибири | Нанести на карту границы ХМАО и Нижневартовского района | -в какой природной зоне находится ХМАО - об экологической культуре ХМАО.
| Правильно вести себя в природе: в воду и огонь ханты не бросают мусора, не плюют. |
ХМАО. 2) Растительный мир и его значение в культуре коренных народов Севера. | По легендам отношение хантов к природе: к деревьям, урману. | - мировоззрение и экологическую этику остяков; - нарядные приметы по деревьям; наиболее почитаемые деревья: береза, кедр, лиственница. | - различать орнаменты 1) «березовая ветка». 2) «береза маленькая», 3) варианты узора «шишки». |
8. ХМАО. 3-4) Животный мир западно- сибирской тайги (медведь, пушные животные). | - Срисовать следы бегущего и медленно идущего; Срисовать орнамент оленя». | - тотемизм - древняя форма почитания животных («Хозяин тайги - медведь»); -соблюдать меры предосторожности в лесу; - роль экологического фактора в сохранении традиционного хозяйственного традиционного хозяйственного. | - различать следы животных в лесу (лося, медведя и т.д.); - поведение в лесу в экстремальных условиях. |
ХМАО. 5) Рыбные ресурсы и их место пищевом рационе коренного национального населения | - Выполнить рисунки головы щуки; - Срисовать орнаменты «щучьи зубы», «пасть щуки», «челюсть щуки». | - значение рыбы в пищевом рационе коренных народов Югры.
| - правильно приготовить рыбные блюда во избежание заражения описторхозом. |
ХМА0. б) Годовой хозяйственный цикл хантов. | - Срисовать древний календарь охотника; Составить годовой хозяйственный цикл хантов изобразительными средствами (знаками). | -обско-угорский календарь : продолжительность и количество периодов (месяцев) | - представить изобразительными средствами годовой хозяйственный цикл ваховских хантов. |
ХМА0. 7) Водный транспорт (облас | - Срисовать инструменты для | - типы лодок: 1) лодка-печорка 2) лодка-калданка 3) обласок 4) долбенка | - принцип действия волоков; - типы лодок: 1) лодка-печорка 2) лодка-калданка 3) обласок 4)-добленку |
8. ХМАО. 8) Зимние средства передвижения: нарты, лыжи. | Нарисовать аргиш с разновидностями нарт:
2) для перевозки одежды. 3) вещевая 5) для перевозки очага, 6) для перевозки шестов чума, 7) женские. | -основные детали нартов –
| - объяснять видовое разнообразие нарт; -доказать экологичность Передвижения. |
8. ХМАО. 9) Домашняя утварь. Изделия из бересты, коры и корня дерева. | Нарисовать образцы берестяных изделий. 1 | -технология изготовления берестяной посуд. | - описать процесс заготовки и обработки бересты; - описать технологию его изготовления. |
8. ХМАО. 10) Выбор места под поселение. Типы поселений. | - Срисовать хантыйский орнамент «заброшенное селение»; - Карта расположения стойбищ Казамкиных (с.Варьеган). | - типы поселений: 1) постоянные и кочевые, 2) сезонные:постоянные и 3) по характеру местности | - типы поселений: 1) постоянные и кочевые, 2) сезонные:т ипостоянные и 3) по характеру местности |
8.ХМАО. 11) Жилые постройки. Чум. | Выполнить таблицу в тетради «Тип поселения. Разновидности типов жилищ». | - последовательность установки чума; - летние, зимние чумы;
| схематично изобразить интерьер чума; - местоположение семьи в чуме. |
8. ХМАО. 12) Хозяйственные постройки. | - Составить план-схему построек школьной учебно-производственной базы. | Устройство и назначение хозяйственных построек на стойбище. | Объяснить назначение хозяйственных построек на базе. |
8 класс
Темы | Коррекционная и практическая работа | Знать | Уметь |
Океаны | Зарисовать океан и море, омывающие территорию Тюменской области. | ||
Африка | Сравнивать географическое положение Африки и Евразии. - Сравнивать растительности - Сравнивать животный мир | ||
Австралия | Путешествие по карте полушарий от ХМАО до Австралии. | - Сравнение традиционных занятий аборигенов Австралии с занятиями аборигенов Тюменского Севера. | |
Антарктида | Сравнивать географическое положение Антарктиды и Арктики с Севером Тюменской области. Сравнивать животный и растительный мир Антарктиды и Арктики с растительным и животным миром Тюменской области. | ||
Северная Америка | Зарисовать государства Северной Америки, имеющие экономические связи с ХМАО. | Сравнивать географическое положение и природные зоны Северной Америки и Западной Сибири. - Сравнивать растительный и животный мир Северной Америки с растительным и животным миром Западной Сибири. Сравнивать традиционный образ жизни аборигенов Северной Америки и севера азиатской России. | |
Южная Америка | Зарисовать сравнительную карту полезных ископаемых Южной Америки и Западной Сибири.
| ||
Евразия
| Моря, острова, полуострова Тюменского Севера на карте Евразии. | - Сравнивать климат Севера Европейской части России с климатом Тюменского Севера. - Государства Европы и Азии, имеющие экономические связи с |
9 класс
Темы | Коррекционная и практическая работа | Знать | Уметь | ||
География своей местности . Территория, границы и географическое положение ХМ АО и Нижневартовского района. | Начертить географическую карту ХМАО и Нижневартовского района. | -границы ХМАО; - административную структуру -что такое местность, приравненная к районам Крайнего Севера. | - сравнивать территорию ХМАО с некоторыми областями России и зарубежными государствами; -определить координаты крайних точек ХМАО на севере, юге, востоке и западе. | ||
2. Герб. Флаг. Гимн ХМАО. | Нарисовать герб и флаг ХМАО. | - слова и музыку гимна ХМАО; - что означают цвета на гербе и | Различать символику России, ХМАО, Тюменской области. | ||
3. Полезные ископаемые. Рельеф. | Нарисовать условные знаки полезных ископаемых, добываемых и обнаруженных на территории ХМАО. | - что такое исчерпаемые и неисчерпаемые полезные - чем округ богат (нефть, газ, железной рудой, каменным углем, горным хрусталем, жильным кварцем, золотом, алмазом; - что означает выражение «Урал полярный Урал промышленный». | - показать на карте округа и района месторождение нефти и газа; - показать на карте России и округа Заполярный Урал. | ||
4. Растительный мир нашего края | Составить схему смены растительности с севера на юг лесной зоны. | - чем тайга отличается от других лесов; -какими отличительными особенностям и характеризуется древесина ели, сосны, лиственницы, кедра, где она может использоваться. | - объяснить основные принципы смены растительности с севера на юг; -объяснить, почему тайга междуречья Агана и Ваха нуждается в защите и восстановлении. | ||
5. Животный мир Югры (птицы, грызуны, хищные млекопитающие). | Составить схему «Роль леса в жизни человека». | бесконтрольный промысел лося, северного оленя, соболя, куиицы, ондатры приводит к снижению их численности и вытеснению из экологической ниши малоценными видами; - какими видами биологических ресурсов богата тайга ХМАО; как животные приспосабливаются к условиям жизни в лесах. | Приготовить рыбу, выловленную из водоемов округа во избежание заражения описторхозом. | ||
6-7. Экономика ХМАО. | Работа с таблицей «Топливно-энергетический комплекс ХМАО» и «Промышленность». | -что такое топливно-энергетический комплекс; -округ отличается многоотраслевой структурой экономики; - в ХМАО создан крупный Эл/энергетический комплекс; -экологические проблемы, связанные с нефтегазодобывающей промышленностью. |
| ||
8. Экологическая ситуация в округе. | - что такое экология; воздействие человека на окружающую природную среду проявляется: 1) происходит общее загрязнение воздуха, почвы, воды, растительности; 2)сокращаются площади лесов: -происходит уменьшение рыбных запасов округа, -сокращается численность диких животных, -отрицательно влияет на здоровье человека | Правильно вести себя в природе. | |||
9-10. Заповедники и заказники. Памятники природы Югры. Памятники природы Югры. | Срисовать таблицу. Особо охраняемые природные территории. | Заповедники и заказники округа - памятники природы -какую территорию называют заповедником - чем территория заказника отличается от заповедной. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)
Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательных школ) пред...
Национально-региональный компонент в исследовательской деятельности учащихся при изучении географии
Теоретическая часть в помощь учителю...
Программа по национально-региональному компоненту "Национальные виды спорта.Северное многоборье"
Программа национально-регионального компонента по физической культуре для 5-11 классов . В программе : пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, содержание программного мат...
Рабочая образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование - ансамбль» с включением дополнительной программы по развитию национально-регионального компонента «Музыка родного края»
В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций в ходе традиций национальных культур. Этот процесс коснулся и НАО, который является центром самобытной ненецк...
Разработка урока английского языка для 6 класса с использованием ИКТ и национально-регионального компонента по теме «Еда. Особенности национальной кухни» («Food. The Peculiarities of National Cuisine»)
Разработка урока английского языка с использованием ИКТ и национально-регионального компонентапо теме "Еда"...
Статья "Цифровое творчество как процесс реализации национально-регионального компонента в преподавании географии"
Статья "Цифровое творчество как процесс реализации национально-регионального компонента в преподавании географии"...
Реализация национально-регионального компонента на уроках географии
Реализация национально-регионального компонента на уроках географии...