Разработка урока по теме : " Федеративное устройство России" в 9 классе
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Предварительный просмотр:
Урок по теме : « Федеративное устройство РФ» в 9 классе
Тема урока : Федеративное устройство России
Класс: 9
Цели урока :
Образовательная:
Расширить, обобщить и систематизировать знания учащихся о федеративном строе РФ. Создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности учащихся при освоении темы : « Федеративное устройство РФ».
Развивающая:
Создать условия для развития способностей анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, развития навыка самостоятельной работы с различными источниками информации.
Воспитательная:
Формирование приверженности ценностям , закрепленным в Конституции , личностных основ гражданской идентичности
Тип урока: комбинированный
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал , учебник Лискова Т.Е., Котова О.А. : Обществознание. 9 класс. М. : Просвещение, 2019 г. С.96, текст «Конституция»
Ход урока :
1.Организационная часть. Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих (2 минуты).
2.Актуализация знаний.
Учитель: На прошлом уроке мы дали общую характеристику основного закона РФ и познакомились с его структурой, а так же с основами конституционного строя.
Давайте вспомним , какие элементы составляю основы конституционного строя нашего государства.
Ученики: перечисляются основы конституционного строя
Учитель : одним принципом конституционного строя является федеративное устройство. Это и будет тема нашего урока. Записываем в тетрадь.
3.Мотивационно – целевой этап.
Сегодня мы познакомимся с принципами федеративного строя России , субъектами , охарактеризуем их конституционно-правовой статус , рассмотрим предметы ведения федерального центра и субъектов РФ.
Обучающиеся : задают вопросы при наличии
4. Тема урока
Федеративное устройство России — форма государственного устройства России. Федеративное устройство было провозглашено в начале XX века. Составная часть государства в России называется субъектом Российской Федерации или сокращённо субъектом Федерации.
Учитель : обратимся к Конституции , найдите и зачитайте статьи , где говорится о федеративном устройстве РФ
Учащиеся : зачитывают необходимые статьи
Учитель : попытайтесь найти статью , где закреплены принципы , на которых основывается федеративный строй России
Учащиеся : поочередно выдвигают свои версии
Учитель : обратите внимание на ст.5 Конституции , именно эта статья закрепляет основополагающие принципы
Запись в тетрадь : ( Слайд + текст Конституции)
Принцип | Краткая характеристика |
Государственная целостность | Российская Федерация - единое и неделимое государство. Государства и государственные образования - субъекты РФ не имеют права выхода из состава РФ. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. |
Единство системы государственной власти | Органы государственной власти РФ и субъектов РФ образуют единую систему государственной власти. |
Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и её субъектами | Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенций их деятельности. |
Равенство субъектов РФ | Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. |
Равенство и самоопределение народов | Формами самоопределения народов являются субъекты РФ, образованные по национально-территориальному принципу - республики в составе РФ и автономные округа, а также национально-культурные автономии. |
Учащиеся : задают вопросы по предоставленному материалу
Учитель : отвечает на вопросы , поясняет материал
Учитель : теперь обратимся к рассмотрению субъектов РФ
Субъект РФ — это территориально-административная и правая единица, на которые делится федерация.
Российская Федерация состоит из субъектов, которые делятся на: (Слайд)
• национально-территориальные образования - республики, автономные округа, автономная область;
• государственно-территориальные образования - края, области, города федерального значения.
Учитель : обратимся к ст.65 Конституции РФ , которая закрепляет субъектный состав России. Сколько видов субъектов вы видите ? Сколько субъектов в составе нашего государства сейчас?
Учащиеся : отвечают на поставленные вопросы , ответы записывают в тетрадь
( 6 видов субъектов , 85 субъектов всего)
Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои Конституции, другие субъекты, уставы.
Учитель : посмотрите на раздаточный материал (схема)
Учитель : теперь обратимся к тексту Конституции и таблице , которая у вас представлена
Учитель : найдите статьи в тексте закона , подтверждающие положения из таблицы
Учащиеся : начинают перечислять статьи из Конституции РФ и делать пометки у себя в таблицах ( напротив положения – статья )
Вид субъекта РФ | Признаки статуса субъекта РФ |
Республика | — Конституция республики. — Республиканское законодательство. — Система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ. — Территория, причём границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия. — Государственный язык. — Собственные символы государства: герб, флаг, гимн, столица |
Автономная область Автономный округ | — Устав субъекта РФ. — Законодательство субъекта РФ. — Система органов государственной власти субъекта РФ, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ. — Территория, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ |
Край Область Города федерального значения :Москва, Санкт-Петербург, Севастополь |
Вывод: Таким образом, мы узнали, какие субъекты входят в состав Российской Федерации. При общем равноправии субъекты отличаются особенностями своего конституционно-правового статуса. Называют общие черты государства у субъектов. Выявляют отличия статуса республик от других типов субъектов.
Учитель : какой вопрос у нас еще остался не изученным ?
Учащиеся : отвечают на вопрос ( разделение полномочий между РФ и ее субъектами )
Учитель : правильно , приступим к его изучению ( слайд , текст Конституции)
Этот вопрос регулируется ст.71-73 Конституции РФ.
Учитель : у вас в таблицах представлен материал , давайте сравним его со статьями Конституции. Соответствует ?
Учащиеся : да. Задают если есть вопросы
Учитель : отвечает на вопросы
5.Итоги :
Учитель: давайте подведем итоги. Что нового вы узнали сегодня?
Учащиеся: Мы узнали основные принципы, на которых основывается федеративный строй Р Ф. Знаем, какие субъекты входят в состав нашей страны, их правовое положение , а так же разграничение полномочий между РФ и субъектами.
Учитель : давайте проверим себя , ответим на 5 вопросов
1.Верны ли следующие суждения о
федеративном устройстве РФ?
А) Оборона и охрана правопорядка, ведение денежной и внешней политики
находится в ведении федерального центра.
Б) Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.
2.Что из перечисленного относится к исключительному ведению Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- установление правовых основ единого рынка
- судоустройство; прокуратура
- обеспечение законности
- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей
- федеральный бюджет
3. Сколько субъектов в составе РФ на данный момент ?
4. Какие субъекты имею право принимать Конституции ?
5. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Как звучит этот принцип ?
Учитель: выставляет оценки за урок, основываясь на результатах проверки домашнего задания и активности обучающихся на уроке. Процесс выставления оценок комментируется.
6.Домашнее задание:
Выучить определения
Прочитать учебник параграф 9
Подготовка к самостоятельной работе
Список литературы :
1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)
2.Лискова Т.Е., Котова О.А. : Обществознание. 9 класс. М. : Просвещение, 2019 г. С.96
3.Обществознание. (Учебное пособие для вузов) Под ред. Марченко М.Н. (2011, 2-е изд., 432с.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Экономическое развитие России в конце 19 начале 20 века"
Рассматриваются вопросы особенностей экономического развития России на рубеже 19-20 веков....
Разработка урока по теме "Парламентаризм в России"
Разработка урока обществознания в 11 классе. Рассматривается деятельность Федерального Собрания и местных законодательных органов....
Методическая разработка урока по теме"Внешняя политика России в 1801—1812 гг."
В данной методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта – схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелки...
Разработка урока по теме "Внутренние устройства ПК"
Данный урок проводится в рамках изучения устройств компьютера. Материалы содержат подробный план конспект, таблицы и задания, используемые при проведении урока, электронные дидактические материалы. Ур...
Разработка урока по теме « Музыкальные инструменты России»
Цель: углубить знания детей о мире русской народной культуры с помощью народной инструментальной музыки.Задачи-воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной музыки...
Методическая разработка урока литературы Тема: Поющее сердце России (С.А.Есенин). 10-11 класс
Методическая разработка урока литературы Тема: Поющее сердце России (С.А.Есенин). Цель: познакомить обучающихся с фактами биографии поэта, с его произведениями, посвящёнными близким людям. ...