Разработка урока по теме : " Федеративное устройство России" в 9 классе
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Конспект по теме : "Федеративное устройство РФ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_5_.docx175.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме : « Федеративное устройство РФ» в 9 классе

Тема урока : Федеративное устройство России

Класс: 9

Цели урока :

Образовательная:

Расширить, обобщить и систематизировать знания учащихся о федеративном строе  РФ. Создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности учащихся при освоении темы : « Федеративное устройство РФ».

Развивающая:

Создать условия для развития способностей анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, развития навыка самостоятельной работы с различными источниками информации.

Воспитательная:

Формирование приверженности ценностям , закрепленным в Конституции , личностных основ гражданской идентичности

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал , учебник Лискова Т.Е., Котова О.А. : Обществознание. 9 класс. М. : Просвещение, 2019 г. С.96, текст «Конституция»

Ход урока :

1.Организационная часть. Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих (2 минуты).

2.Актуализация знаний.

Учитель: На прошлом уроке мы дали общую характеристику основного закона РФ и познакомились с его структурой, а так же с основами конституционного строя.

Давайте вспомним , какие элементы составляю основы конституционного строя нашего государства.

Ученики: перечисляются основы конституционного строя

Учитель : одним принципом конституционного строя является федеративное устройство. Это и будет тема нашего урока. Записываем в тетрадь.

3.Мотивационно – целевой этап.

Сегодня мы познакомимся с принципами федеративного строя России , субъектами , охарактеризуем их конституционно-правовой статус , рассмотрим предметы ведения федерального центра и субъектов РФ.

Обучающиеся : задают вопросы при наличии

4. Тема урока

Федеративное устройство России — форма государственного устройства России. Федеративное устройство было провозглашено в начале XX века. Составная часть государства в России называется субъектом Российской Федерации или сокращённо субъектом Федерации.

Учитель : обратимся к Конституции , найдите и зачитайте статьи , где говорится о федеративном устройстве РФ

Учащиеся : зачитывают необходимые статьи

Учитель : попытайтесь найти статью , где закреплены принципы , на которых основывается федеративный строй России

Учащиеся : поочередно выдвигают свои версии

Учитель : обратите внимание на ст.5 Конституции , именно эта статья закрепляет основополагающие принципы

Запись в тетрадь : ( Слайд + текст Конституции) 

Принцип

Краткая характеристика

Государственная целостность

Российская Федерация - единое и неделимое государство. Государства и государственные образования - субъекты РФ не имеют права выхода из состава РФ. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Единство системы государственной власти

Органы государственной власти РФ и субъектов РФ образуют единую систему государственной власти.

Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и её субъектами

Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенций их деятельности.

Равенство субъектов РФ

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты

РФ между собой равноправны.

Равенство и самоопределение народов

Формами самоопределения народов являются субъекты РФ, образованные по национально-территориальному принципу - республики в составе РФ и автономные округа, а также национально-культурные автономии.

Учащиеся : задают вопросы по предоставленному материалу

Учитель : отвечает на вопросы , поясняет материал

Учитель : теперь обратимся к рассмотрению субъектов РФ

Субъект РФ — это территориально-административная и правая единица, на которые делится федерация.

Российская Федерация состоит из субъектов, которые делятся на: (Слайд)

• национально-территориальные образования - республики, автономные округа, автономная область;

• государственно-территориальные образования - края, области, города федерального значения.

Учитель : обратимся к ст.65 Конституции РФ , которая закрепляет субъектный состав России. Сколько видов субъектов вы видите ? Сколько субъектов в составе нашего государства сейчас?

Учащиеся : отвечают на поставленные вопросы , ответы записывают в тетрадь

( 6 видов субъектов , 85 субъектов всего)

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои Конституции, другие субъекты, уставы.

Учитель : посмотрите на раздаточный материал (схема)

Учитель : теперь обратимся к тексту Конституции и таблице , которая у вас представлена

Учитель : найдите статьи в тексте закона , подтверждающие положения из таблицы

Учащиеся : начинают перечислять статьи из Конституции РФ и делать пометки у себя в таблицах ( напротив положения – статья )

Вид субъекта РФ

Признаки статуса субъекта РФ

Республика

— Конституция республики.

— Республиканское законодательство.

— Система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ.

— Территория, причём границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия.

— Государственный язык.

— Собственные символы государства: герб, флаг, гимн, столица

Автономная область 

Автономный округ 

— Устав субъекта РФ.

— Законодательство субъекта РФ.

— Система органов государственной власти субъекта РФ, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ.

— Территория, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ

Край 

Область 

Города федерального значения :Москва, Санкт-Петербург, Севастополь

Вывод: Таким образом, мы узнали, какие субъекты входят в состав Российской Федерации. При общем равноправии субъекты отличаются особенностями своего конституционно-правового статуса. Называют общие черты государства у субъектов. Выявляют отличия статуса республик от других типов субъектов.

Учитель : какой вопрос у нас еще остался не изученным ?

Учащиеся : отвечают на вопрос ( разделение полномочий между РФ и ее субъектами )

Учитель : правильно , приступим к его изучению ( слайд , текст Конституции)

Этот вопрос регулируется ст.71-73 Конституции РФ.

Учитель : у вас в таблицах представлен материал , давайте сравним его со статьями Конституции. Соответствует ?

Учащиеся : да. Задают если есть вопросы

Учитель : отвечает на вопросы

5.Итоги :

Учитель: давайте подведем итоги. Что нового вы узнали сегодня?

Учащиеся: Мы узнали основные принципы, на которых основывается федеративный строй Р Ф. Знаем, какие субъекты входят в состав нашей страны, их правовое положение , а так же разграничение полномочий между  РФ и субъектами.

Учитель : давайте проверим себя , ответим на 5 вопросов

1.Верны ли следующие суждения о
федеративном устройстве РФ?

А) Оборона и охрана правопорядка, ведение денежной и внешней политики
находится в ведении федерального центра.

Б) Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.

2.Что из перечисленного относится к исключительному ведению Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. установление правовых основ единого рынка
  2.  судоустройство; прокуратура
  3.  обеспечение законности
  4.  защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей
  5. федеральный бюджет

3. Сколько субъектов в составе РФ на данный момент ?

4. Какие субъекты имею право принимать Конституции ?

5. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Как звучит этот принцип ?

Учитель:  выставляет оценки за урок, основываясь на результатах проверки домашнего задания и активности обучающихся на уроке. Процесс выставления оценок комментируется.

6.Домашнее задание:

Выучить определения

Прочитать учебник параграф 9

Подготовка к самостоятельной работе

Список литературы :

1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)

2.Лискова Т.Е., Котова О.А. : Обществознание. 9 класс. М. : Просвещение, 2019 г. С.96

3.Обществознание. (Учебное пособие для вузов) Под ред. Марченко М.Н. (2011, 2-е изд., 432с.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Экономическое развитие России в конце 19 начале 20 века"

Рассматриваются вопросы  особенностей экономического развития  России на рубеже 19-20 веков....

Разработка урока по теме "Парламентаризм в России"

Разработка урока обществознания в 11 классе. Рассматривается деятельность Федерального Собрания и местных законодательных органов....

Методическая разработка урока по теме"Внешняя политика России в 1801—1812 гг."

В данной методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта – схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелки...

Разработка урока по теме "Внутренние устройства ПК"

Данный урок проводится в рамках изучения устройств компьютера. Материалы содержат подробный план конспект, таблицы и задания, используемые при проведении урока, электронные дидактические материалы. Ур...

Разработка урока по теме « Музыкальные инструменты России»

Цель: углубить знания детей о мире русской народной  культуры с помощью народной инструментальной музыки.Задачи-воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной музыки...

Методическая разработка урока литературы Тема: Поющее сердце России (С.А.Есенин). 10-11 класс

Методическая разработка урока литературы Тема: Поющее сердце России (С.А.Есенин). Цель: познакомить обучающихся с фактами биографии поэта, с его произведениями, посвящёнными близким людям. ...