Рабочая программа с элементами ФГОС для 7 класса
календарно-тематическое планирование по географии (7 класс) на тему
Рабочая программа с элементами ФГОС для 7класса к учебнику Коринская В.А. Герография материков и океанов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_7_klass.docx | 64.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 27»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
_______/_______
«___»_______2013 г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам.директора по УВР
_______/_______
«___»_______2013 г.
РАССМОТРЕНО:
На заседании МО
_______/_______
«___»_______2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии, 7 класс
Пасюкова Раиса Николаевна
учитель географии
2013-2014 учебный год
г. Петропавловск-Камчатский
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
- стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
- примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану (2004 г), рассчитана на 70 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.
Программа содержит новые направления географического образования:
-комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
- изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.
В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.
В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.
Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.
Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 7 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.
Цель и задачи программы:
– создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
- раскрыть закономерности землеведческого характера;
- воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Содержание программы
Введение.
Предмет географии материков и океанов. Общая география и страноведение.
История исследования Земли человеком. Великие географические открытия. Выдающиеся путешественники и географы. Современные географические исследования Земли.
Географические карты прошлого и настоящего времени. Значение и использование карт. Определение по картам географических координат, расстояний и направлений.
Практические работы:
1. Обозначение на контурной карте материков и океанов.
2. Решение задач по географической карте.
Общая характеристика природы Земли.
Практические работы:
3. Определение по карте направления передвижения литосферных плит и прогнозирование их положения в далёком будущем.
4. Объяснение примеров приспособления человека к особенностям того или иного типа климата.
5. Обозначение на карте крупнейших море, заливов, проливов, островов, полуостровов мира и обозначение шельфовой зоны.
6. Анализ схем круговорота веществ и энергии.
7. Обозначение на контурной карте крупнейших стран мира, ареалов высокой плотности населения и направлений миграций в прошлом и настоящем.
Материки и океаны.
Океаны Земли.
Тихий океан. История исследования. Выдающиеся мореплаватели и исследователи: Ф. Магеллан, Дж. Кук, И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский, С.О. Макаров, Т. Хейердал. Размеры, географическое положение, крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Характерные черты водных масс. Важнейшие течения. Тайфуны и цунами. Выдающиеся объекты в Тихом океане: Филиппинское море, Марианский желоб, вулкан Мауна Лоа, остров Пасхи, атолл Бикини. Особенности морской растительности и животного мира океана.
Атлантический океан. История исследования, выдающиеся мореплаватели: Эрик Рауди, Б. Диаш, Х. Колумб, Д. Кабот. Размеры, географическое положение, крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Характерные черты водных масс. Главные течения. Выдающиеся объекты: Азовское море, Мраморное море, срединно-океанический хребет, остров Исландия, Бермудский треугольник, остров Мартиника, залив Фанди, Гольфстрим. Характерные представители животного и растительного мира.
Индийский океан. История исследования. Васко да Гама, Дж. Кук. Размеры и географическое положение океана. Крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Особенности природы океана. Выдающиеся объекты: Красное море, Персидский залив, Сейшельские острова. Особенности растительного и животного мира океана.
Северный Ледовитый океан. История исследования. С.И. Челюскин, Р. Пири, Ф. Кук, Н.А. Норденшельд, Г. Седов, Р. Амундсен, Ф. Нансен, О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин. Размеры и географическое положение. Крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Особенности природных условий Арктики. Выдающиеся объекты: Восточно-Сибирское море, остров Гренландия, Северная Земля, остров Врангеля. Характерные представители растительного и животного мира.
Практические работы:
8. Изображение на контурной карте географических объектов одного из океанов и видов хозяйственной деятельности человека.
9. Сравнительная характеристика природы двух океанов.
Африка.
История исследования материка: путешествия финикийцев, Васко да Гама, Д. Ливингстон, Г. Стэнли, Н.И. Вавилов.
Размеры и географическое положение Африки.
Особенности строения земной коры и размещение основных форм рельефа. Крупнейшие равнины и горы Африки. Размещение важнейших видов полезных ископаемых.
Климат Африки. Распределение температуры воздуха и осадков. Африка – самый жаркий материк Земли. Климатические пояса Африки и их характерные черты. Климатограмма.
Внутренние воды Африки. Особенности внутренних вод Африки. Крупнейшие реки, озёра, водопады материка.
Природные зоны Африки. Характеристика природных зон Африки: влажные экваториальные леса, саванны и пустыни Африки. Типичные почвы, характерные представители животного и растительного мира. Особо охраняемые территории. Крупнейшие национальные парки.
Страны и народы Африки. Особенности формирования политической карты Африки. Крупнейшие страны. Особенности расового и национального состава. Крупнейшие народы. Особенности хозяйства, культуры и быта африканских народов.
Географическое районирование Африки: характеристика Северной (Алжир, Египет), Западной (Сенегал, Нигерия), Центральной (ДР Конго), Восточной (Эфиопия, Танзания, Мадагаскар) и Южной Африки (ЮАР, Намибия).
Практические работы:
10. Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.
11. Описание физико-географического положения Африки.
12. Определение типов климатов по климатограммам.
13. Составление характеристики одной из рек Африки.
14. Обозначение на контурной карте крупнейших стран, их столиц и ареалов проживания крупнейших народов Африки.
15. Составление по картам и другим источникам знаний описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран Африки.
Австралия и Океания.
История открытия и исследования Австралии и Океании. Выдающиеся путешественники и исследователи: А. Тасман, Дж. Кук, Н.Н. Миклухо-Маклай.
Размеры, особенности географического положения и природы Австралии. Крупнейшие формы рельефа. Австралия – самый сухой материк Земли. Саванны и пустыни Австралии. Своеобразие растительного и животного мира. Эндемики Австралии. Население Австралии. Австралийский Союз. Регионы Австралии: Восточная, Центральная и Северная Австралия.
Океания. Особенности природы и населения. Микронезия (Палау), Меланезия (Папуа-Новая Гвинея) и Полинезия (Гавайи и Таити).
Практические работы:
16. Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.
17. Сравнение географического положения Австралии и Африки.
18. Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии.
Антарктида.
История открытия и исследования Антарктиды. Выдающиеся путешественники и исследователи: Д. Кук, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Р. Амундсен, Р. Скотт.
Географическое положение Антарктиды. Антарктика. Особенности природы. Антарктида – самый холодный материк Земли. Ледниковый покров материка. Антарктические пустыни.
Практические работы:
19. Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.
20. Сравнение природы Арктики и Антарктики.
Южная Америка.
История открытия и исследования Южной Америки. Выдающиеся путешественники и исследователи: Х. Колумб, А. Веспуччи, Ф. Писарро, Ф. де Орельяно, А. Гумбольдт, Г.И Лангсдорф, Н.И Вавилов.
Размеры и географическое положение материка.
Особенности строения земной коры, размещение главных форм рельефа и важнейших видов полезных ископаемых.
Особенности климата и внутренних вод Южной Америки. Южная Америка – самый влажный материк Земли. Крупнейшие реки, озёра и водопады.
Природные зоны Южной Америки: сельва, кампос и льянос, пампа, пустыни и области высотной поясности.
Страны и народы Южной Америки. Крупнейшие страны. Особенности расового и национального состава. Хозяйство, культура и быт южноамериканских народов.
Регионы Южной Америки: Амазония (Бразилия), Атакама (Чили), Патагония и Гран-Чако (Аргентина), Андские страны ( Перу и Боливия).
Практические работы:
21. Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.
22. Определение черт сходства и различия географического положения Африки и Южной Америки.
23. Сравнение крупных речных систем Африки и Южной Америки.
24. Изучение по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу Южной Америки.
25. Обозначение на контурной карте стран Южной Америки и их столиц.
Северная Америка.
История открытия и исследования материка. Выдающиеся путешественники и исследователи: Лейф Эйриксон, Х. Колумб, Э. Кортес, Дж. Кабот, Г. Гудзон, Ла Саль, В. Беринг, А. Чириков, Г.И. Шелихов, А.А. Баранов, Дж. Франклин, Р. Амундсен.
Размеры материка, его географическое положение.
Характерные черты строения земной коры, рельефа распространения полезных ископаемых.
Краткая характеристика климата и внутренних вод материка. Крупнейшие реки, озёра, водопады и ледники.
Особенности распространения природных зон, типичные почвы, растительность и животный мир Северной Америки. Арктические пустыни, тундра, леса умеренного пояса, прерии, пустыни, саванны, переменно-влажные леса, области высотной поясности. Особо охраняемые территории. Национальные парки.
Крупнейшие страны Северной Америки. Характерные черты населения Северной Америки, особенности культуры и быта.
Регионы Северной Америки: США, Канада, Мексика, Центральная Америка и Вест-Индия.
Практические работы:
26. Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.
27. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.
28. Составление проекта путешествия по странам континента.
29. Нанесение на контурную карту стран Северной Америки и их столиц.
Евразия.
Размеры, географическое положение и история исследования Евразии. Выдающиеся путешественники и исследователи: М. Поло, А. Никитин, П.П. Семёнов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов, В.А. Обручев.
Особенности строения земной коры. Крупнейшие равнины и горы Евразии. Особенности размещения важнейших полезных ископаемых.
Особенности климата и внутренних вод материка. Крупнейшие реки и озёра.
Характерные черты размещения природных зон Зарубежной Евразии, типичные почвы, флора и фауна. Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни, саванны, переменно-влажные и влажные экваториальные леса, области высотной поясности. Особо охраняемые территории. Крупнейшие национальные парки и заповедники.
Крупнейшие страны и народы Евразии. Особенности их хозяйства, культуры и быта. Выдающиеся памятники истории и культуры стран Европы и Азии.
Краткая характеристика регионов Зарубежной Европы на примере отдельных стран: Северная Европа (Норвегия, Швеция или Финляндия), Средняя Европа (Великобритания, Германия, Франция, или Швейцария), Южная Европа (Испания, Италия или Греция), Восточная Европа (Польша, Чехия или Венгрия).
Краткая характеристика регионов Зарубежной Азии на примере отдельных стран: Юго-Западной (Турция, Израиль, Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак или Иран), Южной (Индия), Центральной (Казахстан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия или Таджикистан), Восточной ( Китай или Япония) и Юго-Восточной Азии (Таиланд, Малайзия, Вьетнам, Индонезия или Филиппины).
Практические работы:
30. Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.
31. Определение типов климатов Евразии по климатограммам.
32. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке.
33. Нанесение на контурную карту крупнейших стран Евразии и их столиц.
34. Составление комплексного описания одной из стран Евразии.
35. Составление простейших картосхем размещения культурно-исторических центров Европы и Азии.
36. Составление ”каталога” стран Европы и Азии.
Земля – наш дом.
Закономерности географической оболочки и взаимодействие общества и природы. Изменение природы хозяйственной деятельностью человека.
Практическая работа:
37. Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов и составлению простейшего плана местности.
Оценочные практические работы
- Определение по картам расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.
Тема « Африка»
- Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах.
- Определение географического положения материка.
- Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Тема « Австралия»
5. Сравнение географического положения Австралии и Африки.
Тема «Южная Америка»
6. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.
7. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.
8. Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка.
Тема «Северная Америка»
9. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
10. Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы, населения, его хозяйственной деятельности.
Тема «Евразия»
11. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.
12. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
13. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.
В связи с внедрением ФГОС для общего образования настоящая программа предусматривает анализ собственной деятельности для того, чтобы реализовать цели, обозначенные в стандартах, организовать их методическое сопровождение, обеспечить достижение новых образовательных результатов, измерить уровень сформированности образовательных результатов.
С 2011 года коллектив школы работает над методической темой «Мастерство учителя – залог качественного образования учащихся». В рамках заявленной методической темы были выделены приоритетные направления работы. В связи с этим мною была выбрана тема по самообразованию «Интеграция общего и дополнительного образования как фактор формирования универсальных учебных действий учащихся (на примере уроков географии и занятий туризмом)». Изучение этой темы позволяет активизировать работу по использованию современных УМК, направленных на реализацию требований ФГОС ООО. А именно позволяет формировать общекультурные и социально-трудовые компетенции.
Условия реализации программы:
- Государственный образовательный стандарт обучения географии 2004 года;
- Базисный учебный план
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов |
1 | Раздел 1: ВВЕДЕНИЕ | 1 |
2 | Раздел 2: КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ МИР | 2 |
3 | Раздел 3: Общая характеристика природы Земли | 10 |
4 | Раздел 4: Материки и океаны | 50 |
5 | Тема 1 Океаны | 3 |
6 | Тема 2. Южные материки | 1 |
7 | Тема 3 Африка | 10 |
8 | Тема 4 Австралия и Океания | 4 |
9 | Тема 5. Южная Америка | 6 |
10 | Тема 6. Антарктида | 3 |
11 | Тема 7 Северные материки | 1 |
12 | Тема 8 Северная Америка | 6 |
13 | Тема 9 Евразия | 16 |
14 | Раздел 5: ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – НАШ ДОМ | 2 |
15 | Резерв | 2 |
Контроль знаний
Полугодия Формы контроля | 1 | 2 | 3 | 4 | Учебный год |
количество | |||||
Контрольная работа | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Тест | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Практическая работа | 6 | 4 | 2 | 3 | 13 |
Проект | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
Результаты освоения учебного предмета
Личностным результатом обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
- работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
- работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
- в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации, представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
- самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
- уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии ученик должен
- Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2008.
2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География материков и океанов“. 7 класс – М.: Дрофа, 2008.
3. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.
4. И.В.Душина. География материков и океанов. Рабочая тетрадь для учителя. – М.: Дрофа, 2001.
5. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.
6. Мультимедийнаяе обучающая программа: География 7 класс. География материков и океанов.
Календарно-тематическое планирование
Количество часов на год: в неделю - 2, всего – 68
№ п\п | Параграф | Наименование темы | Количество часов | Дата |
Раздел 1: ВВЕДЕНИЕ | ||||
1 | Входной мониторинг. | 1 | 3.09 | |
Раздел 2: КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ МИР ОУУН: Учащиеся должны показывать материки и части света; приводить примеры островов материковых, вулканических, коралловых, давать характеристику карты, уметь читать и анализировать карту. | ||||
2 | 1-2 | Анализ ошибок входного мониторинга. Как люди открывали и изучали Землю. | 1 | 5.09 |
3 | 3 | Карты особый источник географических знаний. Практическая работа № 1. Определение по картам расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек. | 1 | 10.09 |
Раздел 3: Общая характеристика природы Земли ОУУН: называть и показывать на карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры; объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков; называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики; делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов; показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод; приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков; приводить примеры природных комплексов, составлять простейшие схемы взаимодействия природных компонентов. | ||||
4 | 4 | Состав и строение литосферы | 1 | 13.09 |
5 | 5 | Рельеф Земли. | 1 | 17.09 |
6 | 6-7 | Климатообразующие факторы | 1 | 20.09 |
7 | 8 | Климатические пояса Земли | 1 | 24.09 |
8 | 9 | Мировой океан – главная часть гидросферы | 1 | 27.09. |
9 | 10 | Жизнь в океане | 1 | 1.10 |
10 | 11-12 | Взаимодействие океана с сушей | 1 | 3.10 |
11 | 13 | Географическая оболочка | 1 | 8.10 |
12 | 14-15 | Природные комплексы – составные части географической оболочки | 1 | 10.10 |
13 | 16 | Освоение Земли человеком. Страны мира | 1 | 15.10 |
Раздел 4: Материки и океаны Тема 1 Океаны ОУУН: показывать на карте и называть отдельные океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов, показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в океанах (моря, заливы, проливы, острова, полуострова), приводить примеры антропогенных изменений, описывать отдельные природные комплексы с использованием карт, показывать наиболее крупные государства на материках, уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа, приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека. | ||||
14 | 17-18 | Тихий и Индийский океаны | 1 | 18.10 |
15 | 19-20 | Атлантический и Северный Ледовитый океаны | 1 | 22.10 |
16 | Обобщающий урок по теме «Океаны» | 1 | 24.10 | |
Тема 2. Южные материки | ||||
17 | 21-23 | Особенности географического положения, рельеф, климат, внутренние воды, почвы, природные зоны | 1 | 29.10 |
Тема 3 Африка | ||||
18 | 24 | Географическое положение. История исследования. Практическая работа № 2. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Определение географического положения материка. | 1 | 12.11 |
19 | 25 | Рельеф и полезные ископаемые. Практическая работа № 3. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. | 1 | 15.11 |
20 | 26 | Климат. | 1 | 19.11 |
21 | 27 | Внутренние воды. | 1 | 22.11 |
22 | 28-29 | Природные зоны Африки. Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. | 1 | 26.11 |
23 | 30 | Население Африки. | 1 | 29.11 |
24 | 31 | Страны Северной Африки. | 1 | 3.12 |
25 | 32- 33 | Страны Центральной, Западной и Восточной Африки. | 1 | 6.12 |
26 | 34 | Страны Южной Африки Обобщение по теме: «Африка». | 1 | 10.12 |
27 | Промежуточный мониторинг. | 1 | 13.12 | |
Тема 4 Австралия и Океания | ||||
28 | 35 | Анализ ошибок промежуточного мониторинга. Географическое положение, история исследования, рельеф и полезные ископаемые. Практическая работа № 4. «Сравнение географического положения Австралии и Африки». | 1 | 17.12 |
29 | 36-37 | Климат, внутренние воды, Природные зоны. | 1 | 20.12 |
30 | 38 | Население. Австралийский Союз. | 1 | 24.12 |
31 | 39 | Океания | 1 | 27.12 |
Тема 5. Южная Америка | ||||
32 | 40-41 | Географическое положение, история исследования. Особенности рельефа. Практическая работа № 5 «Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки». | 1 | 14.01 |
33 | 42,43 | Климат и внутренние воды. Практическая работа № 6. «Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки». | 1 | 17.01 |
34 | 44 | Природные зоны | 1 | 21.01 |
35 | 45 | Население. Страны Востока материка. | 1 | 24.01 |
36 | 46-47 | Андские страны. Перу. Практическая работа № 7. «Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка». | 1 | 28.01 |
37 | Обобщение по теме: «Южная Америка». | 1 | 31.01 | |
Тема 6. Антарктида | ||||
38 | 48 | Антарктида – уникальный по географическому положению и истории формирования материк. | 1 | 4.02 |
39 | 49 | Природа | 1 | 7.02 |
40 | Обобщение по теме: «Южные материки». | 1 | 14.02 | |
Тема 7 Северные материки | ||||
41 | 50 | Общие особенности природы северных материков | 1 | 18.02 |
Тема 8 Северная Америка | ||||
42 | 51, 52 | Географическое положение, история открытия и исследования. Особенности рельефа и полезные ископаемые. | 1 | 21.02 |
43 | 53, 54 | Климат, внутренние воды. Практическая работа № 8. «Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения». | 1 | 25.02 |
44 | 55 | Природные зоны. | 1 | 28.02 |
45 | 56-57 | Население материка. Страны. | 1 | 4.03 |
46 | 58 | Соединенные Штаты Америки и Канада | 1 | 7.03 |
47 | Обобщение по теме: «Северная Америка». Практическая работа № 9. «Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы, населения, его хозяйственной деятельности». | 1 | 11.03 | |
Тема 9 Евразия | ||||
48 | 59 | Географическое положение. История исследования материка. | 1 | 14.03 |
49 | 60-61 | Рельеф и полезные ископаемые Евразии | 1 | 18.03 |
50 | 62 | Климат | 1 | 21.03 |
51 | Практическая работа № 10. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. | 1 | 25.03 | |
52 | 63 | Внутренние воды | 1 | 28.03 |
53 | 64-65 | Природные зоны. Практическая работа № 11. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения. | 1 | 8.04 |
54 | 66 | Население Евразии. Страны | 1 | 11.04 |
55 | 67-70 | Страны Западной Европы. | 1 | 15.04 |
56 | 71 | Страны Восточной Европы. | 1 | 18.04 |
57 | 72 | Страны Южной Европы | 1 | 22.04 |
58 | 73 | Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии. | 1 | 25.04 |
59 | Итоговый мониторинг | 1 | 29.04 | |
60 | 74 | Анализ ошибок итогового мониторинга. Страны Центральной Азии. | 1 | 6.05 |
61 | 75-76 | Страны Восточной Азии. | 1 | 8.05 |
62 | 77 | Страны Южной Азии. | 1 | 13.05 |
63 | 78 | Страны Юго-Восточной Азии. | 1 | 15.05 |
64 | Практическая работа № 12. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии. | 1 | 20.05 | |
65 | 59-78 | Обобщение по теме: «Северные материки». | 1 | 22.05 |
Раздел 5: ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – НАШ ДОМ ОУУН: приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки - целостность, ритмичность, зональность, и объяснять влияние их на жизнь и деятельность человека, называть разные виды природных ресурсов, приводить примеры влияния природы на условия жизни людей. | ||||
66 | 79 | Закономерности географической оболочки. | 27.05 | |
67 | 80 | Взаимодействия природы и общества. Изменения природы человеком. | 1 | 29.05 |
Резерв -1
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплект:
- В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2008.
- География материков и океанов, 7 класс. Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2008.
- 3. Контурные карты. География материков и океанов 7 класс.- М.: Дрофа,2009
Дополнительная литература
- Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.
- Блон Ж. - Великий час океанов - М.: Мысль, 1980.
- Вагнер Б.Б. - По океанам и континентам, Хрестоматия - М.: Московский Лицей, Душина И.В. - География материков и океанов: Рабочая тетрадь к учебнику В. А. Коринской и др. - М: Дрофа, 2001.
- Душина И.В. –География материков и океанов. Рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2008.
- Душина И.В. - Школьный практикум. География материков и океанов. - М.: Дрофа, 1998.
- Душина И.В., Коринская В.А., Щенёв В.А. - География. Наш дом - Земля: Материки, океаны, народы и страны, 7 кл.: Методич. пособие. -М.: Дрофа, 1997.
- В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.
- Гвоздецкий И.А. и др. - Хрест. по физической географии (Афр., Амер., Австр., Ант.) -М.: Просвещение, 1967.
- Душина И.В. - География материков и океанов. Рекомендации к планированию - М.: Дрофа, 2003.
- Душина И.В., Коринская В.А., Щенёв В.А. - География. Наш дом - Земля: Материки, океаны, народы и страны, 7 кл.: Методич. пособие. -М.: Дрофа, 1997.
- Дюкова С.Е. Тематический контроль по географии – М.: Интеллект –Центр, 2006
- Евдокимов В.И. Сборник заданий и упражнений по географии – М.: Экзамен, 2010
- Емельянов А.С. 300 вопросов по странам и континентам – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Залогин Б.С - Океаны: Кн. Для учащихся - М.: Просвещение, 1996.
- Иванова О.Ю. Величайшие чудеса света. – Смоленск: Русич, 2004.
- Костина С.А. География материков и океанов. Поурочные планы – Волгоград: Учитель, 2007
- Крылова О.В. – Практические работы. 7 класс. – М.: Вита-Пресс, 2005.
- Крылова О.В. - Уроки географии: 7 кл.: Из опыта работы - М.: Просвещение, 1990.
- Крылова О.В. -Дидактические материалы по географии материков и океанов: 7 кл.: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1996. (2 шт.)
- Махов С.И., Махова И.П. – Поурочные разработки: пособие для учителей ОУ, 7 класс. – М.: Просвещение, 2009 (Сфера)
- Нагорная И.И. - Поурочные планы (по учебнику Коринской В.А. и др.) - Волгоград: Учитель, 2004.
- Никитина Н.А. – Поурочные разработки , 7 класс. – М.: Вако, 2005.
- Перлов Л.Е. Дидактические карточки – задания по географии – М.: Экзамен , 2007
- Петрова Н.Н. – Настольная книга учителя географии.6-11 кл. – М.: Эксмо, 2008.
- Соколова Д.Ю. - Сборник кроссвордов по географии материков и океанов - М.: Новая школа, 1996.
- Спрялин А.Н., Ерёмина В.А. - Океаны - М: Московский Лицей, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии ФГОС 6 класс. 35 ч
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии для общеобразовательных учреждений Герасимовой Т.П. ....
рабочая программа по истории ФГОС 5 класс по Ф.А. Михайловскому
Рабочая программа состалена в соответствии с ФГОС, примерной программой по истории. Содержит пояснительную записку, программу по истории 5,6 классов издательства "Русское слово" и КТП для 5 класса, 68...
Рабочая программа по биологии ФГОС 5 класс
Планирование составлено на основе программы ФГОС БИОЛОГИЯ. Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы : программа. — М.: Вентана-Граф, 2...
Рабочая программа по математике ФГОС 6 класс
Целью изучения математики в 6 классе является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические за...
Рабочая программа по литературе ФГОС 5 класс(по программе Коровиной)
Данная рабочая программа по литературе – 5 класс построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы...
Рабочая программа по технологии ФГОС 6 класс (для неделимых классов).
Рабочая программа по технологии в 6 классе составлена в соответствии с ФГОС ООО предназначена для неделимых классов, учитывает интересы, как мальчиков, так и девочек. Составлена на 70 часов, по ...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...