Рабочая программа ФГОС для 6 класса
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Гилева Лариса Владимировна

Рабочая программа по географии 6 класс (ФГОС)

Раздел I.  Нормативные документы. Документы, обеспечивающие реализацию программы.

Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (5—6 классы) для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по географии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Рабочая программа линии УМК «Сферы. География» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

Данную рабочую программу реализует следующий УМК «Сферы» для 5-6 классов:

•         Лобжанидзе Александр Александрович. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник. Просвещение, УМК «Сферы»,2011-2012г.;

•         Котляр Ольга Геннадьевна. Тетрадь- практикум. География. Планета Земля. 5-6 классы. Просвещение, УМК «Сферы», 2011-2012г.;

•         Лобжанидзе Александр Александрович. География. Планета Земля. 5-6 классы. Тетрадь-тренажёр. В 2-х частях. Просвещение, УМК «Сферы», 2011-2012 г.;

•         Барабанов Вадим Владимирович. География. Планета Земля. 5-6 классы. Тетрадь- экзаменатор. Просвещение, УМК «Сферы», 2011-2012 г.;

•         Савельева Людмила Евгеньевна, Котляр Ольга Геннадьевна, Григорьева Марина Александровна. География. Планета Земля. 5-6 классы. Иллюстрированный атлас. Просвещение УМК «Сферы», 2011-2012 г.;

•         Котляр Ольга Геннадьевна. География. Планета Земля. 5-6 классы. Контурные карты. Просвещение, УМК «Сферы», 2011-2012г.

Цели обучения

 

Основная цель географии в системе общего образования — умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

Задачами изучения географии в основной школе являются:

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fgoss_6_kl_gileva1.docx104.72 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации мо г. Салехард

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №3»

«Рассмотрено»

протокол № 1 от 28.08.2015 г.

заседания НМС  

«Согласовано»

29.08.2015 г.

«Утверждено»

приказ № 388-О от 31 августа 2015 г.

Председатель НМС

Зам.директора по УВР

Директор школы

Алдакаева Н.Г.

______________Костюкевич Е.Ф.

Ямполец Н.И.

_______________

_______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География.» ФГОС

Ступень:  2

Класс: 6 класс

 Срок реализации: 1 год

Разработана на основе: примерной программы основного общего образования с использованием авторской программы, которая соответствует Федеральному Государственному образовательному стандарту основного общего образования. Программа разработана на основе примерной  авторской рабочей программе География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост.С.В.Курчина.-2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2013 разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования.  География в основной школе изучается с 5 по 9 класс.

Учебник:  География. Землеведение.5-6 кл. : учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева.- М.,: Дрофа, 2012.

Салехард2015

Рабочая программа по географии 6 класс (ФГОС)

Раздел I.  Нормативные документы. Документы, обеспечивающие реализацию программы.

Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (5—6 классы) для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по географии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Рабочая программа линии УМК «Сферы. География» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

Данную рабочую программу реализует следующий УМК «Сферы» для 5-6 классов:

  • Лобжанидзе Александр Александрович. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник. Просвещение, УМК «Сферы»,2011-2012г.;
  • Котляр Ольга Геннадьевна. Тетрадь- практикум. География. Планета Земля. 5-6 классы. Просвещение, УМК «Сферы», 2011-2012г.;
  • Лобжанидзе Александр Александрович. География. Планета Земля. 5-6 классы. Тетрадь-тренажёр. В 2-х частях. Просвещение, УМК «Сферы», 2011-2012 г.;
  • Барабанов Вадим Владимирович. География. Планета Земля. 5-6 классы. Тетрадь- экзаменатор. Просвещение, УМК «Сферы», 2011-2012 г.;
  • Савельева Людмила Евгеньевна, Котляр Ольга Геннадьевна, Григорьева Марина Александровна. География. Планета Земля. 5-6 классы. Иллюстрированный атлас. Просвещение УМК «Сферы», 2011-2012 г.;
  • Котляр Ольга Геннадьевна. География. Планета Земля. 5-6 классы. Контурные карты. Просвещение, УМК «Сферы», 2011-2012г.

Цели обучения

Основная цель географии в системе общего образования — умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

Задачами изучения географии в основной школе являются:

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Изучение географии в  6 классах на основе материала учебника «География. Планета Земля» призвано обеспечить:

  • формирование основополагающих физико- географических знаний о природе Земли как целостной системе, составные части которой находятся в непрерывном развитии, о географической зональности и поясности, единстве человека и природы, о необходимости сохранения природной среды как условия существования человечества;
  • овладение основами картографической грамотности, элементарными практическими умениями применения простых приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы, учета фенологических изменений в природе своей местности, проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями и их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
  • приобретение представлений о месте географии в системе научных знаний и ее роли в освоении человеком планеты, о результатах выдающихся путешествий и географических открытий;
  • формирование экологического взгляда на географическую информацию, способности ее рассмотрения через призму сохранения устойчивого развития географической оболочки как единой социоприродной среды и решения проблем экологической безопасности;

формирование умений описывать и объяснять разнообразные физико- географические явления, навыков применения приобретенных географических знаний и повседневной жизни для оценки последствий своих действий по отношению к окружающей среде, уровня безопасности окружающей среды и адаптации к условиям проживания на конкретной территории.

РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учащиеся должны уметь:

Содержание начального курса географии в основной школе позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать. Наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. эти умения ведет к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

 Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся за курс

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты:

  • воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной  деятельности,  развивать мотивы  и  интересы  своей познавательной деятельности;
  • умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  •  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  •  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  •   смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).

Важнейшие предметные результаты:

1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;

2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;

3) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;

4) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;

7) начальные умения и навыки использования  географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса «География. Начальный курс» ученик должен:

Знать/понимать:

  • - значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей,
  •  результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий,
  • основные источники географической информации,
  •  методы изучения Земли,
  • географические следствия движения Земли вокруг своей оси, Солнца,
  • различия между планом местности, картой, глобусом,
  • современные способы создания карт,
  • как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы,
  •  состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них,
  • изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием деятельности человека,
  • географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.

Уметь:

  •  показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте

мира, карте Океанов, глобусу географические объекты,

  • обозначать и надписывать их на контурной карте,
  • давать описания существенных признаков географических объектов и явлений,
  •  находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, СМИ, Интернета,
  •  приводить примеры: развития представлений человека о Земле, крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности, адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды, влияния природы на формирования культуры ,источников загрязнения геосфер, использования и охраны природных ресурсов,
  • составлять простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи,
  •  описание образа природных объектов,
  • описание природных объектов по типовому плану,
  •  описание природных явлений и процессов по картам, наблюдениям, статистическим показателям,
  • определять на местности, плане, на карте растояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород(в Коллекциях),
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных

характеристик компонентов природы,

  • представлять результаты измерений в разной форме,
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания, учета фенологических изменений в природе, в своей местности, чтения карт различного содержания, проведения простейших наблюдений за географическими объектами, определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений, решения практических задач по определению качества окружающей среды, использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф, самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников.

Оценивать: Роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично, универсальное

значение природы

  • Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний

учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность

в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к

организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основеранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебныматериал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов

и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на

дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются

сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических

явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал

недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или

допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые

ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных

вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при

помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал. Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка проверочных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена
  • оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не приступал к выполнению работы;

Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если

учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке,

предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

2.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.:

Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны

основные географические объекты

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в

использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет

оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.

2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.

3. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой ручкой.

4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.

5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.

6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты.

7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств (название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно).

5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.

6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены

внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”.

7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.

8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно

оформлять шариковой ручкой.

9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.

Примечание.

При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда. Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Техническое и информационное обеспечение уроков

ПЕРЕЧЕНЬ ИЗДАНИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТОВ «СФЕРЫ» ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

5-6 классы

  • Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.
  • География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе.
  • Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
  • Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
  • Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
  • География. Планета Земля. Атлас. 5-6 класс.
  • География.  Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс.
  • География. Планета    Земля.    Методические    рекомендации, 5-6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.

  • Список литературы для обучающих и педагогов

Перечень литературы для педагогов

  • Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2012
  • География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе. М.: Просвещение,2012
  • Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер, в 2 частях. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2012
  • Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2012
  • Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2012
  • География. Планета Земля. Атлас. 5-6 класс. М.: Просвещение,2012
  • География.  Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс. М.: Просвещение,2012
  • География. Планета    Земля.    Методические    рекомендации, 5-6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2011
  • Рабочие программы. География. УМК «Сферы» 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2011

Дополнительная литература для учащихся:

  • Томилин А. Н. География для детей- М.: АСТ, 2009
  • Энциклопедия для детей. География. –М.: Аванта +, 2000
  • Большой географический атлас.- М.: Олма- Пресс, 2002
  • Географические открытия: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2007
  • Земля и Вселенная. – М.: Махаон, 2010
  • Вулканы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2006
  • Горы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2009
  • Моря и океаны: энциклопедия. – М.: Махаон, 2010
  • Живой мир: энциклопедия. – М.: Росмэн, 2008
  • Большая энциклопедия природы. – М.: Росмэн, 2008

Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России

10. Перечень обязательной географической номенклатуры

Тема ”План и карта”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Тема ”Литосфера”

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

Тема ”Гидросфера”

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно- Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.

Раздел III. Учебно-тематический план

6 класс

Тема урока

Количество часов

Введение.

1

Виды изображений поверхности Земли.

9

Строение земли. земные оболочки

22

Проектная деятельность

3

  • Перечень обязательных практических работ

Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися 12 практических работ в тетради- практикуме:

  • Наблюдения за погодой и ведение дневника погоды, (6 класс);
  • Описание по картам вод Мирового океана, (6 класс);
  • Комплексное описание реки, (6 класс);
  • Обобщение данных дневника погоды, (6 класс);
  • Создание информационного буклета «Объект всемирного наследия» , (6 класс).

3. Содержание разделов курса географии, вошедших в учебник

 «География. Планета Земля» 6 класс.

(по примерной программе)

Раздел № Введение .

     Открытие, изучение и преобразование Земли.

Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.

     Земля- планета Солнечной системы.

Земля -планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.

Раздел 2 Виды изображений поверхности Земли.(9ч)

      Понятие о плане местности. Что такое план местности. Условные знаки.

     Масштаб. Зачем нужен масштаб. Численный и именованный масштаб. Линейный масштаб. Выбор масштаба.

      Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

       Изображение на плане неровностей земной поверхности. Рельеф. Абсолютная высота. Относительная высота Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.

        Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.

 Практикум: 1. Изображения здания школы в масштабе.2 Определение направлений и азимутов

по плану местности. 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.

Раздел 3. Географическая карта. (5 ч.)

Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус- модель земного

шара.

 Географическая карта. Географическая карта- изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные карты.

Градусная сеть на глобусах и картах.  Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусах и картах.

Географическая широта. Географическая широта.   Определение географической широты.

Географическая долгота. Географические координаты. Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.

Изображение на физических  картах высот и глубин. Изображение на физических  картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.

 Практикум: 4. Определение географических координат объектов и  объектов по их географическим координатам.

 Раздел 4. Строение Земли. Земные оболочки. (22 ч.)

Литосфера. (5)

        Земля и ее внутреннее строение.  Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

        Движение Земной коры. Вулканизм. Землетрясение. Что такое Вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.

        Рельеф суши. Горы.  Изменение гор во времени. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Человек в горах

Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин во времени. Человек на равнинах.

         Рельеф дна Мирового океана.  Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Практикум:5. Составление описания форм рельефа.

Гидросфера.(6)

Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды. 

Части Мирового океана. Свойство вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства  океанической воды. Соленость. Температура.

Движение воды в океане.

Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.

Подземные воды.  Образование подземных вод. Грунтовые и меж пластовые воды. Использование и охрана подземных вод.

Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.

 Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.

Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.

 Практикум: 6. Составление описания внутренних вод.

 Атмосфера .(7ч)

Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера- воздушная оболочка Земли. Строение Атмосферы. Значение Атмосферы. Изучение Атмосферы.

Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течении года.

Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении.  Измерение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух насыщенный и ненасыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков.  Причины, влияющие на количество атмосферных осадков.

Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогнозы погоды. Что такое климат?

Причины, влияющие на климат. Изменения освещения и нагрева поверхности Земли в течении года. Характеристика климата.  Зависимость  климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров.  Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа. Влияние климата на природу и жизнь человека.

Практикум:7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. 8. Построение розы ветров.9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

 Биосфера(4)

 Разнообразие и распространение  организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.

Природный комплекс. Взаимодействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.

Практикум:10.  Составление характеристики природного комплекса.

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.  

п/п

урока

в

четвер

ти

Наименование разделов, тем

Содержание урока

Планируемые результаты (УУД)

СОТ

(техно логии)

Формы

контроля

Дата

Кор

рекция

Предметные

Мета –

предметные

Личност –

ные

                                                                                                         I ЧЕТВЕРТЬ 9 ЧАСОВ  

ВВЕДЕНИЕ.  1 ЧАС

1

1

Открытие, изучение и преобразование Земли.

Земля- планета Солнечной системы.

Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой.

 тренажёр; тетрадь-практикум, с.  20-21 («Наблюдения    за   погодой.    Ведение   дневника погоды»); Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная

география.

Земля -планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна

научиться определять понятия: география, источники, археология, век. Понятие   «Земля- планета Солнечной системы.

Поиск и выделение нужной информации Выбор формы дневника погоды и способов его ведения.

Знакомиться  с   устройством   барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера.

Измерять количественные характеристики состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов.

Начать  заполнение   дневника   наблюдений за погодой

ИКТ проб-лемная

Устный опрос

Раздел 2 Виды изображений поверхности Земли.(9ч)

2

2

.       Понятие о плане местности.

        .

Что такое план местности. Условные знаки.

научиться определять понятия: Что такое план местности. Условные знаки.

Поиск и выделение нужной информации, умение строить логическое рассуждение, умозаключение, владение монологической речью.

Сравнивать соотношения отдельных частей что такое план местности. Условные знаки. . Выявлять  взаимосвязи   между   составными   частями. Условные знаки.   

Объяснять Что такое план местности

3

3

Масштаб Практикум: 1. Изображения здания школы в масштабе    

.

Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштаб. Линейный масштаб. Выбор масштаба.

научится характеризовать:

Численный и именованный масштаб. Линейный масштаб. Выбор масштаба.

Поиск и выделение нужной информации, умение строить логическое рассуждение, умозаключение, владение монологической речью.

Решать познавательные  задачи  по выявлению    закономерностей    построения масштаба

исленный и именованный масштаб. Линейный масштаб. Выбор масштаба. Находить информацию  и  выбирать нужный масштаб

4

4

      Стороны горизонта. Ориентирование. .

Пр.р.  2 Определение направлений и азимутов

по плану местности.

Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

       .

научится характеризовать:

Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

       .

Поиск и выделение нужной информации, умение строить логическое рассуждение, умозаключение, владение монологической речью.

Решать познавательные  задачи  по выявлению    закономерностей    Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

       

. Находить информацию  и  определять стороны горизонта.

5

5

Изображение на плане неровностей земной поверхности. 

Составление простейших планов местности

Пр.р.3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.

Рельеф. Абсолютная высота. Относительная высота Горизонтали (изогипсы). Профиль местности. глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.

научится характеризовать понятия:     

Абсолютная высота. Относительная высота Горизонтали (изогипсы). Профиль местности

Поиск и выделение нужной информации, умение строить логическое рассуждение, умозаключение, владение монологической речью.

Решать познавательные  задачи  по выявлению    закономерностей   Абсолютная высота. Относительная высота Горизонтали (изогипсы). Профиль местности. Находить информацию  и  определять Абсолютная высота. Относительная высота Горизонтали (изогипсы). Профиль местности

Географическая карта

6

6

Форма и размеры Земли.

Форма Земли. Размеры Земли. Глобус- модель земного шара

научится характеризовать:

-методы исследования - Формы Земли. Размеры Земли. Глобус- модель земного шара х

формирование представлений о географических знаниях как компоненте научной картины мира, умение создавать рисунки и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Анализировать Форму Земли. Размеры Земли. Глобус- модель земного шара и выявлять. Размеры Земли

Составлять (дополнять) схему биологического круговорота веществ .Обосновывать  конкретными  примерами участие живых организмов в преобразовании земных оболочек

7

7

Географическая карта. 

Географическая карта- изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные карты.

8

8

Градусная сеть на глобусах и картах.  

Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусах и картах.

9

9

Географическая широта. 

Географическая широта.   Определение географической широты

2 четверть

10

1

Географическая долгота. Географические координаты.

Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты

11

2

Гидросфера

Мировой океан.

Части Мирового океана. Свойства вод Мирового океана

Моря,   заливы  и проливы. Свойства вод океанов: температура и солёность поверхностных вод. Зависимость температуры и солёности от географической широты и изменчивость по сезонам года.Ресурсы урока: учебник, с. 84-85; атлас,   с.     26-29;    контурные    карты, с.  14-15 (№  1), с.  24-25 (№  1); тетрадь- тренажёр, с. 4 (№3-5), с. 7 (№ 3), с.  9-11  

научиться определять Части Мирового океана. Свойства вод Мирового океана

Моря,   заливы  и проливы. Свойства вод океанов: температура и солёность поверхностных вод.

Мирового океана.

 Строить графики изменения температуры и солёности вод океанов в зависимости от широты

Определять и описывать, но карте географическое положение, глубину, размеры   океанов, морей, заливов, проливов, островов.

 Наносить на контурную карту океанов названия заливов, проливов, окраинных и внутренних морей.

Выявлять с помощью карт географические   закономерности   изменения температуры и солёности поверхностных вод

12

3

Движения воды в Океане

.Движения воды в Океане

Ветровые  волны,  цунами.  Океанические течения. Приливы и отливы Вертикальные движения вод.

Практическая  работа   по   описанию вод Мирового океана на основе анализа

карт.

Ресурсы урока: учебник, с. 86-87, атлас, с. 26-29; контурные карты, с. 14-15 (№ 2, 5); тетрадь- тренажёр, с. 4(№ 4), с. 7 (№4), с. 11 (№7,8), с. 14

Научиться различать Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды

.

Поиск и выделение нужной информации, умение строить логическое рассуждение, умозаключение, владение монологической речью.

Определять по картам крупнейшие тёплые и холодные течения Мирового океана.

Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров.

Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших тёплых и холодных течений Мирового океана.

Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и тёплые течения

13

4

 Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек

Части реки. Речная система, бассейн реки, водораздел. Равнинные и горные реки. Источники питания и режим рек. Ресурсы урока: учебник, с. 88-91; атлас, с. 8-11, с. 26-27, с. 30-31; контурные карты, с, 14-15 (№3), с. 24-25 (№2); тетрадь- тренажёр, с. 4-5 (№ 2, 6-10), с. 7 (№5), с. 12-13 (№9-13), с. 15 (№3), с. 99 (№5)

научится характеризовать:

-причины и обстоятельства возникновения рек-методы географических исследований;

-части реки

Поиск и выделение нужной информации, умение строить логическое рассуждение, умозаключение, владение монологической речью.

Определять и показывать по карте истоки,  устья, притоки рек,  водосборные бассейны, водоразделы.

Обозначать и подписывать на контурной карте крупнейшие реки мира. Составлять   характеристику    равнинной   (горной)   реки    по   плану на основе анализа карт

14

5

Озёра и болота

Озёра и болота

Озёра, их разнообразие. Водохранилища. Болота.

Ресурсы урока: учебник, с. 92-93; атлас, с. 8-11, с. 30-31; контурные карты, с. 14-15 (№ 4); тетрадь- тренажёр, с. 5(№11

,12), с. 7 (№ 6), с. 13-14 (№ 14-15), с. 15 (№4), с.19 (№6);

научится характеризовать:

-причины и обстоятельства возникновения озер, болот

-методы географических исследований;

-современные представления о мире. 

формирование представлений о географических знаниях как компоненте научной картины мира, умение создавать рисунки и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр, водохранилищ и заболоченных территорий мира.

Подписывать на контурной карте крупнейшие озёра и водохранилища мира.

Составлять и анализировать схему различия озёр по происхождению котловин

15

6

Подземные воды

. Подземные воды

Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Источники Термальные и минеральные воды. Значение и охрана подземных вод.

Ресурсы урока: Учебник, с. 94-95- Тетрадь- тренажёр, с.6 (№13), с.8 (№7);

Научится характеризовать:

-подземные воды

Поиск и выделение нужной информации, умение строить логическое рассуждение, умозаключение, владение монологической речью

Анализировать модели (иллюстрации) «Подземные воды», Артезианские воды».

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о значении, разных видов подземных вод и минеральных источников для человека

16

7

Ледники и многолетняя мерзлота Человек и гидросфера Обобщающий урок по теме «Гидросфера — водная оболочка Земли»

  Ледники и многолетняя мерзлота

Горные и покровные ледники. Айсберги. Многолетняя мерзлота: распространение, воздействие на хозяйство.

Оледенения.

Ресурсы урока: Учебник, с. 96-97; Атлас, с. 8-9, с. 26-27; Тетрадь- тренажёр, с. 6 (№ 14), с.8 (№8), с. 15 (№ 2); пресной воды. . Человек и гидросфера

Объёмы потребления

 Пути решения водных проблем. Источники загрязнения гидросферы, меры по сохранению качества вод.

Практическая работа «Описание реки своей местности»

Ресурсы урока: Учебник, с. 98-99; Тетрадь-тренажёр, с, 16 (№ 5-6); Электронное приложение к учебнику; Тетрадь- практикум, практическая работа «Описание реки своей местности»; Тетрадь-экзаменатор, с. 4-25;

научится характеризовать:

-причины и обстоятельства возникновения ледников;

-методы географических исследований;

-современные представления о мире. 

Поиск и выделение нужной информации, умение строить логическое рассуждение, умозаключение, владение монологической речью.

Решать познавательные  задачи  по выявлению    закономерностей    распространения ледников и мерзлоты.

 Описывать географическое положение областей оледенения. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты

3 четверть

Атмосферавоздушная оболочка Земли (10 ч)

17

1

Атмосфера

Атмосфера

Состав воздуха атмосферы. Строение атмосферы (тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, ионосфера). Значение атмосферы.

Ресурсы урока: Учебник, с, 102-103; Атлас, с. 32; Тетрадь-тренажёр, с. 20 (№ 1); Электронное приложение к учебнику

научится характеризовать:

-строение атмосферы

-методы географических исследований;

-современные представления

О космосе

Поиск и выделение нужной информации, умение строить логическое рассуждение, умозаключение, владение монологической речью.

Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли».

Объяснять значение атмосферы.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли газов атмосферы для природных процессов. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера — «кухня погоды

18

2

Температура воздуха

Нагревание воздуха, зависимость температуры от высоты, угла падения солнечных лучей, характера поверхности. Годовые и суточные изменения температуры   воздуха.   Амплитуда  температур. Изотермы. Парниковый эффект.

Практическая работа «Наблюдения за погодой и ведение дневника погоды».

Ресурсы урока: Учебник,  с.   104-105; Атлас,   с.    32-35;   Тетрадь- тренажёр, с.   20  (№   2-4),   с.  26   (№ 5),   с. 33 (№1,2), с.34 (№8); Тетрадь- практикум, с. 20-21, практическая работа «Наблюдения за погодой и ведение дневника погоды»;Электронное приложение к учебнику

научится характеризовать:

-причины и обстоятельства возникновения различных температур-методы географических исследований;

-современные представления о синоптических картах

формирование представлений о географических знаниях как компоненте научной картины мира, умение создавать рисунки и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и амплитуду температур.

Анализировать графики годового хода температур.

Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей на основе   анализа   иллюстраций   или наблюдения действующих моделей.

Выявлять изменение температур по  широте на основе анализа карт

19

3.

Влажность воздуха. Облака

Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Туман. Облака, облачность. Виды облаков.

Ресурсы урока: Учебник, с. 106-107; Атлас, с. 32-33; Тетрадь- тренажёр, 60 (№ 5-6), с. 22 (№ 1), с. 28 (№2), 33-34 (№ 3-6

научится характеризовать:

-причины и обстоятельства возникновения осадков-методы географических исследований влажности воздуха

- научиться различать виды облаков

формирование представлений о географических знаниях как компоненте научной картины мира, умение создавать рисунки и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра.

Решать задачи по расчёту абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных.

Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику, определять облачность

20

4.

Атмосферные осадки

Образование осадков, неравномерность распределения на Земле. Диаграммы годового распределения осадков. Способы отображения осадков на картах.

Ресурсы урока: Учебник, с. 108-109; Атлас, с. 32-33, 35; Тетрадь- тренажёр, с. 21 (№7), с. 26(№5), с.28 (№ 1), с. 29 (№ 3), с, 34 (№ 7)

научится характеризовать:

-причины и обстоятельства возникновения осадков

-методы географических исследований;

-осадкомер

Поиск и выделение нужной информации, умение строить логическое рассуждение, умозаключение, владение монологической речью.

Анализировать и строить по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам.

 Решать задачи по расчёту годового количества осадков, на основе имеющихся данных.

Определять способы отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах

21

5.

Атмосферное давление

Атмосферное давлени

Понятие «атмосферное давление». Измерение атмосферного давления: барометр, единицы измерения. Причины изменения давления. Географические особенности распределения давления.

Ресурсы урока: Учебник, с. 110; Атлас, с. 32-33; Тетрадь-тренажёр, с. 21 (№ 8), с.30 (№ 7), с. 35 (№ 9);

научится характеризовать:

-причины и обстоятельства возникновения атмосферного давления

-методы географических исследований;

-уметь пользоваться барометром

формирование представлений о географических знаниях как компоненте научной картины мира, умение создавать рисунки и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Измерять    атмосферное     давление с помощью барометра.

 Решать задачи по расчёту величины давления на разной высоте.

Объяснять причину различий в величине      атмосферного      давления в разных широтных поясах Земли. Определять  способы    отображения величины    атмосферного    давления на картах

22

6

Ветер

.Ветры: образование, характеристики (направление, скорость, сила). Роза ветров. Постоянные, сезонные, суточные ветры. Значение ветров. Ветряной двигатель

Практическая работа по вычерчиванию розы ветров.

Ресурсы урока: Учебник, с. 111-113; Атлас, с. 33; Тетрадь- тренажёр, с. 1 (№9-10), с. 29 (№ 4-5), с. 30 (№6,8), с. 36 (№ 11); Тетрадь-практикум, практическая работа «Обобщение данных дневника погоды» (с. 28-29); Электронное приложение к учебнику

научится характеризовать:

-причины и обстоятельства возникновения ветра

-методы географических исследований;

-современные представления о видах ветров

формирование представлений о географических знаниях как компоненте научной картины мира, умение создавать рисунки и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра).

Определять направление ветров по картам.

Строить розу ветров на основе имеющихся данных (в том числе дневника наблюдений погоды). Объяснять различия в скорости и силе ветра, причины изменения направления ветров

23

7

Погода

.

 Погода и её элементы. Причины изменения погоды. Прогнозы погоды, синоптические карты. Получение информации для прогноза погоды.

Ресурсы урока: Учебник, с. 114-115; Атлас, с. 32-33; Тетрадь- тренажёр, с. 21 (№11), с.2 (№ 4), с. 24 (№1), с.25 (№2), с. 36 (№11); Электронное приложение к учебнику

научится характеризовать:

-причины и обстоятельства возникновения различной погоды

-методы географических исследований;

-современные представления о средних температурах

формирование представлений о географических знаниях как компоненте научной картины мира, умение создавать рисунки и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Определять с помощью метеорологических приборов показатели элементов погоды.

Характеризовать текущую погоду. Устанавливать взаимосвязи между элементами погоды на конкретных примерах.

Овладевать чтением карты погоды, описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Описывать погоду

24

8

Климат

Понятие о климате и его показателях. Изображение климатических показателей на картах и климатограммах. Климатические пояса Земли. Климатообразующие факторы.

Ресурсы урока: Учебник, с. 116-117; Атлас, с. 32-35; Тетрадь- тренажёр, с. 22 (№12-13), с. 25 (№ 3), с. 26 (№ 4,6), с. 35 (№ 10), с. 37 (№ 12); Электронное приложение к учебнику

научится характеризовать:

-причины и обстоятельства возникновения разных климатических поясов

-методы географических исследований;

-современные представления о климате

Поиск и выделение нужной информации, умение  строить  логическое рассуждение, умозаключение, владение монологической речью

Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата.

Получать информацию о климатических показателях на основе анализа климатограмм.

Овладевать  чтением  климатических карт, характеризуя климатические        показатели        (средние температуры, среднее количество осадков,      направление      ветров) по климатической карте. Сопоставлять карты поясов освещённости   и   климатических   поясов, делать выводы

25

9

Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера Обобщающий урок по теме «Атмосфера — воздушная оболочка Земли»

Явления в атмосфере, связанные с отражением солнечного света и с электричеством (полярное сияние, молния). Опасные явления в атмосфере, связанные с осадками, ветрами. Антропогенные воздействия на атмосферу.

Ресурсы урока: Учебник, с. 118-121; Атлас, с. 32-35; Тетрадь-тренажёр, с. 22 (№2,3), с. 23 (№5), с. 24 (№ 6); Электронное приложение к учебнику Ресурсы урока: Учебник, с. 101-122; Атлас, с. 32-35; Тетрадь- тренажёр, с. 27 (№7), задание по составлению фрагмента климатической карты; Тетрадь- экзаменатор, с. 64-71; Электронное приложение к учебнику

научится характеризовать:

-причины и обстоятельства возникновения оптических явлений

-методы географических исследований;

-современные представления о мире. 

формирование представлений о географических знаниях как компоненте научной картины мира, умение создавать рисунки и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об оптических и неблагоприятных атмосферных явлениях, а также о правилах поведения, обеспечивающих личную безопасность человека.

Составлять таблицу (схему) «Положительные и отрицательные примеры воздействия человека на атмосферу»

Предлагается   несколько вариантов проведения   обобщающего урока   по теме «Атмосфера — воздушная оболочка Земли» (по выбору учителя):

— подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», Учебник, с. 122;

— выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 64-71;

Биосфера — оболочка жизни (5 ч)

26

10

Биосфера Жизнь в Океане и на суше Значение биосферы

Факторы воздействия на распространение живых организмов в океане х и на суше. Группы морских организмов по условиям обитания (нектон, планктон, бентос). Географические закономерности изменения растительного и животного мира суши. Воздействие температурного режима, количества осадков, рельефа.

Ресурсы урока: Учебник, с. 126-127; Атлас, с. 36-39; Тетрадь- тренажёр, с. 38 (№5), с. 39 (№7-9), с. 40 (№3), с.41(№ 1,4), с. 42 (№-4), с. 44-45 (№1-3), с.46 (№5); Электронное приложение к учебнику

научится характеризовать:

-причины и обстоятельства возникновения биосферы

-методы географических исследований;

-современные представления о мире. 

формирование представлений о географических знаниях как компоненте научной картины мира, умение создавать рисунки и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Сопоставлять    границы    биосферы

с границами других оболочек Земли.

Обосновывать   проведение    границ

биосферы.

Описывать  сферу   распространения

живых организмов.

Объяснять причины неравномерного

распространения живых организмов

в биосфере

4 четверть

27

1

Человек — часть биосферы

Экологические проблемы в биосфере. Обобщение по теме «Биосфера — оболочка жизни»

Экологические кризисы в истории развития человечества. Современные экологические проблемы и охрана биосферы. Охраняемые природные территории. Всемирное природное наследие. Ресурсы урока: Учебник, с. 132-134; Атлас, с. 36-39, 42-47; Тетрадь- тренажер, с.40 (№ 15), с. 43(№5), с. 49 (№4); Тетрадь-экзаменатор, с. 72-77; Электронное приложение к учебнику

научится характеризовать:

Внешние признаки людей различных рас

Поиск и выделение нужной информации, умение  строить  логическое рассуждение, умозаключение, владение монологической речью

Различать по иллюстрациям и описаниям представителей различных рас.

Анализировать диаграммы с целью получения данных о расовом составе населения мира (региона, страны).

Устанавливать соответствие на основе анализа карт между народами и их расовой принадлежностью, распространением рас и размещением населения на планете.

 Объяснять роль биосферы в жизни человека

28

2

Географическая оболочка

Природные комплексы

Компоненты природного комплекса, их взаимодействие. Размеры природных комплексов. Природные зоны как крупнейшие зональные комплексы. Высотные пояса. Природно-антропогенные и антропогенные комплексы

Ресурсы урока: Учебник, с. 138-139;атлас,с. 34-37; Контурные карты, 18-19 (№ 1-2); Тетрадь-тренажёр, с. 50 (№ 2-4),с. 55 (№1), с. 56 ( № 2), с. 59 (№ 2), с 63 (№3); Электронное приложение к учеб-

научится характеризовать Строение, границы, этапы формирования оболочки.

современные представления о оболочки: целостность, широтная зональность, высотная поясность, ритмичность.

Поиск и выделение нужной информации, умение строить логическое рассуждение, умозаключение, владение монологической речью

Приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки и проявлений широтной зональности.

Выявлять  на   конкретных   примерах причинно-следственные связи процессов, протекающих в географической оболочке.

Анализировать тематические карты для доказательства существования широтной зональности

29

3

Почва

Урок 28.Почва

Почва как особое природное образование. Состав и строение почв. Плодородие почв. Распространённые зональные типы почв. Охрана почв, мелиорация.

Ресурсы урока: Учебник, с. 140-141; Атлас, с. 40-41, 36-37; Тетрадь- тренажёр, с. 50 (№ 5-7), с. 56 (№ 3), с.57 (№ 4-6), с. 60 (№3,4), с. 62 (№1); Электронное приложение к учебнику

научится характеризовать:

-причины и обстоятельства возникновения почвы

-методы географических исследований;

-современные представления о плодородном слое

Поиск и выделение нужной информации, умение строить логическое рассуждение, умозаключение, владение монологической речью

Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв.

Сравнивать по иллюстрациям (моделям)   строение   профиля   подзолистой почвы и чернозёма. Сопоставлять  карты  почв  и   природных зон, устанавливать соответствие   между   основными   типами почв и природными зонами. Наблюдать    образцы    почв    своей местности, выявлять их свойства

30

4

Ледяные пустыни и тундры

 Леса.

Урок 29.Ледяные пустыни и тундры

Арктические и антарктические пустыни, тундры: географическое положение, климат, растительный и животный мир.

Ресурсы урока: Учебник, с. 142-143; Атлас, с. 36-37, 40-41; Тетрадь-тренажёр, с. 50 (№ 8), с. 53 (№ 3); Электронное приложение к учебнику

Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного

мира.

научится характеризовать:

-причины и обстоятельства возникновения природных зон

-методы географических исследований;

-современные представления о многообразие природных комплексов 

формирование представлений о географических знаниях как компоненте научной картины мира, умение создавать рисунки и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Определять   по   картам   географическое положение природных зон,

Показывать и описывать их.

Устанавливать соответствие между природной зоной и основными

представителями её растительного

и животного мира.

Находить информацию (в Интерне-

те и других источниках), подготавливать   и    обсуждать   сообщения об адаптации органического мира

и человека к условиям природной

зоны, о хозяйственной деятельности людей в природной зоне

31

5

Степи и саванны. Засушливые области планеты

Урок 31. Степи и саванны. Засушливые области планеты

Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, муссонных лесов и влажных  экваториальных  лесов:   географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира.

Ресурсы урока: Учебник, с.   148-151; Атлас, с. 36-37, 40-41; Тетрадь-тренажёр, с. 51 (№ 10-12), с.  53 (№ 3), с.61 (№ 3); Контурные карты, с. 18-19 (№    3-4);    Электронное   приложение к учебнику

научится характеризовать:

-причины и обстоятельства возникновения природных зон

-методы географических исследований;

-современные представления о многообразие природных комплексов 

формирование представлений о географических знаниях как компоненте научной картины мира, умение создавать рисунки и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их.

Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и основными представителями её растительного и животного мира.

Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей

32

6

Природные комплексы Мирового океана

Урок 32. Природные комплексы Мирового океана.

Широтные зоны Мирового океана. Вертикальные зоны океанов.

Ресурсы урока: Учебник, с. 152-153; Атлас, с. 26-29, 38-39; Тетрадь-тренажёр, с. 52 (№ 13); Электронное приложение к учебнику

научится характеризовать:

-причины и обстоятельства возникновения природных комплексов

-методы географических исследований;

-современные представления о многообразие природных комплексов 

Поиск и выделение нужной информации, умение строить логическое рассуждение, умозаключение, владение монологической речью

Определять    по     картам     районы распространения      представителей органического мира океанов.

 Анализировать тематические карты и  находить доказательства существования    в   Мировом    океане широтной зональности. Объяснять причины неравномерного   распространения   живых   организмов в Мировом океане.

Находить информацию (в Интернете и других  источниках) о значении

33

7

Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие

Обобщающий  урок  по теме „Географическая оболочка — самый крупный природный комплекс»

Урок 33. Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие

Всемирное наследие. Угрозы сохранению объектов наследия. География объектов Всемирного наследия. Природное наследие и сохранение биологического разнообразия. Культурное наследие.

Ресурсы урока: Учебник, с. 154-157; Атлас, с. 48-49; Контурные карты, с. 24-25 (№ 5), тетрадь- тренажер, с. 52 (№14), с. 54 (№4), с. 58 (№7), с. 62 (№7); тетрадь- практикум, с. 30-31, практическая работа «Создание информационного буклета «Объект всемирного наследия»»

научится характеризовать:

-причины и обстоятельства потери культурного наследия

-методы сохранения богатств Земли-современные представления о мире. 

формирование представлений о географических знаниях как компоненте научной картины мира, умение создавать рисунки и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Анализировать тематические карты, отражающие размещение объектов природного и культурного наследия человечества. Обозначать на контурной карте объекты природного и культурного наследия.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и готовить презентацию об объекте всемирного природного (культурного) наследия и о его значении для человечества

34

8

Проектная деятельность

Создание проекта

научится характеризовать:

-причины и обстоятельства изменения географической оболочки

 И значение географической оболочки

Поиск и выделение нужной информации, умение строить логическое рассуждение, умозаключение, владение монологической речью

Предлагается несколько проведения обобщающего урока теме .Географическая оболочка самый крупный природный комплекс»:

— подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», Учебник, с. 158;

— выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 78-83

35

9

Проектная деятельность

проект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа ФГОС 5 класс к УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой

Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего об­разования, утверждённого приказом министерства образования и науки РФ от17.09.2010 № 1897, пример...

рабочая программа ФГОС 1 класс Музыка

Рабочая программа по музыке для 1 классе в рамках ФГОС с каленадрно-тематическим планированием....

рабочая программа ФГОС 2 класс Музыка

Рабочая программа по музыке для 2 класса в рамках ФГОС с календарно-тематическим планированием....

рабочая программа ФГОС 3 класс Музыка

Рабочая программа по музыке для 3 класса в рамках ФГОС с календарно-тематическим планированием....

Рабочая программа ФГОС 2 класс

Рабочая программа по английскому языку, соответствующая ФГОС  для 2 класса...

Рабочая программа ФГОС 5 класс по направлению "Технологии ведения дома"

Рабочая программа для 5 класса по направлению "Технологии ведения дома". Разработана по ФГОС второго поколения. Рассчитана на 35 учебных недель по 2 часа в неделю, соответственно на 70 часов....