От плоской Земли к земному шару
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Раскрыть отличительные особенности представления древних людей о Земле и современными знаниями о планете. Раскрыть отличительные особенности снимка, рисунка Земли, географической карты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_ot_ploskoy_zemli_zemnomu_sharu.docx | 25.05 КБ |
от плоской земли к земному шару | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока №__ ДАТА _____________________________
Тема | «От плоской Земли к земному шару Пр. работа « Сравнительная характеристика космического снимка, рисунка, географической карты»» | |
Цель | Раскрыть отличительные особенности представления древних людей о Земле и современными знаниями о планете. Раскрыть отличительные особенности снимка, рисунка Земли, географической карты | |
Задачи | Создание проблемной ситуации для выхода на универсальный способ сравнения способов изображения Земли в географии и расширения знаний учащихся о планете Земля; проведение практической работы | |
Основное содержание темы, термины и понятия | Планета, горизонт. Имена Аристотель, Пифагор, Эратосфен, картография, описательный метод, космический метод | |
Планируемый результат | Предметные | УУД |
В познавательной сфере: - давать определение планета, горизонт - уметь составлять сравнительное описание космического снимка, рисунка, карты - уметь вести диалог с одноклассниками В ценностно-ориентационной сфере: - анализировать и оценивать роль географических знаний о планете | Личностные: развитие познавательных мотивов Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками Познавательные: Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации Логические: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, , выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные: -Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами - Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию | |
Межпредметные связи | ||
Учебный предмет, курс | Формы работы | Ресурсы |
История, математика | парная | презентация учебник |
Мотивационный этап | ||||
Цель | Содержание | |||
Организация, мотивировка учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью проблемной ситуации | 1. Приветствие. 2. Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы. Глаза иногда нас обманывают, и мы не сразу понимаем, что именно перед нами. На этом основана работа фокусников. Но для того. Чтобы стать жертвой обмана зрения, нам не нужны фокусники. Достаточно выйти на открытое пространство и оглядеться. Перед собой мы видим обширную плоскость. Что это? Ответ учащихся: « это линия горизонта» Но мы то умные, мы знаем, что эта линия условная и дойти до нее не возможно!!! В древности люди ее боялись, они предполагали, что за этой линией черная дыра и все корабли падают в нее. А так ли на самом деле? Из данного текста сформулируйте тему нашего урока. Ученики выдвигают свои названия темы урока. | |||
Этап учебно – познавательной деятельности | ||||
Цель | Содержание | |||
Постановка учебной задачи и открытие новых знаний |
Проводится обсуждение. Расскажите все, что вы знаете о представлениях древних людей о нашей планете. А скажите, а на самом деле эти представления соответствуют действительности? Попытаемся определить задачу нашего урока. - НАША ЗАДАЧА: ВЫЯВИТЬ различия в представлениях древних людей и современной географии о Земле. - Что поможет нам расширить наши знания о планете Земля?? (предлагают сравнить изображения древних людей и современные снимки). - Что означает слово планета? Учащиеся вспоминают определение понятия ПЛАНЕТА. На данном этапе возможны продолжения занятия:
2. Анализ результата. - Что вы сейчас делали? Рисовали рисунок планеты как мы его представляем). Докажите (Мы только предполагаем, что она так выглядит). - Какой будет следующий шаг, чтобы снять эти догадки? (Проверить информацию, обратившись к учебнику). - Каким образом?( прочитав информацию о ученых и их вкладе в изучении планеты на с. 17-18)
После осмысленного чтения текста учебника, учитель задает вопросы : - Что являлось источником информации о планете? (путешествия, научные экспедиции, математические вычисления, наблюдения за лунными затмениями) - Обратите внимание, Эратосфен даже смог высчитать размеры Земли. И для этого ему нужны были только три числа Длина тени, которая отбрасывается от палочки в разных городах и расстояние между этими городами . Почему? - Можно ли вашу версию проверить? На что указывают ваши догадки? (ЧТО можно проверить и КАК можно проверить) - Можно ли сразу определить чем воспользовался Эратосфен?
Попробуйте это сделать, выполнив практическую работу в группах. Сравнительное описание сделайте по плану:
РЕЗУЛЬТАТЫ обсуждаются. Учитель просит вернуться ребят к поставленной задаче. - На все ли вопросы мы нашли ответ? - Почему люди в древности считали, что Земля плоская? -Кто из ученых древности рассчитал размеры земного шара? - Какие доказательства шарообразности привел Аристотель? Учитель подводит учащихся к следующему выводу: Результаты наблюдений и изучений планеты можно применить в жизни. Для каких профессий нужны эти знания? Делается вывод о ценности и значимости знаний шарообразности планеты. Д/З №3, проделайте опыт на с. 19 | |||
Этап рефлексии | ||||
Цель | Содержание | |||
Оценка результатов деятельности | Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке. ЯУВЕРЕН в СВОИХ ЗНАНИЯХ------ МНЕ КОМФОРТНО_____ Я испытываю проблемы--------. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока №__ ДАТА _____________________________
Тема | «От плоской Земли к земному шару Пр. работа « Сравнительная характеристика космического снимка, рисунка, географической карты»» | |
Цель | Раскрыть отличительные особенности представления древних людей о Земле и современными знаниями о планете. Раскрыть отличительные особенности снимка, рисунка Земли, географической карты | |
Задачи | Создание проблемной ситуации для выхода на универсальный способ сравнения способов изображения Земли в географии и расширения знаний учащихся о планете Земля; проведение практической работы | |
Основное содержание темы, термины и понятия | Планета, горизонт. Имена Аристотель, Пифагор, Эратосфен, картография, описательный метод, космический метод | |
Планируемый результат | Предметные | УУД |
В познавательной сфере: - давать определение планета, горизонт - уметь составлять сравнительное описание космического снимка, рисунка, карты - уметь вести диалог с одноклассниками В ценностно-ориентационной сфере: - анализировать и оценивать роль географических знаний о планете | Личностные: развитие познавательных мотивов Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками Познавательные: Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации Логические: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, , выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные: -Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами - Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию | |
Межпредметные связи | ||
Учебный предмет, курс | Формы работы | Ресурсы |
История, математика | парная | презентация учебник |
Мотивационный этап | ||||
Цель | Содержание | |||
Организация, мотивировка учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью проблемной ситуации | 1. Приветствие. 2. Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы. Глаза иногда нас обманывают, и мы не сразу понимаем, что именно перед нами. На этом основана работа фокусников. Но для того. Чтобы стать жертвой обмана зрения, нам не нужны фокусники. Достаточно выйти на открытое пространство и оглядеться. Перед собой мы видим обширную плоскость. Что это? Ответ учащихся: « это линия горизонта» Но мы то умные, мы знаем, что эта линия условная и дойти до нее не возможно!!! В древности люди ее боялись, они предполагали, что за этой линией черная дыра и все корабли падают в нее. А так ли на самом деле? Из данного текста сформулируйте тему нашего урока. Ученики выдвигают свои названия темы урока. | |||
Этап учебно – познавательной деятельности | ||||
Цель | Содержание | |||
Постановка учебной задачи и открытие новых знаний |
Проводится обсуждение. Расскажите все, что вы знаете о представлениях древних людей о нашей планете. А скажите, а на самом деле эти представления соответствуют действительности? Попытаемся определить задачу нашего урока. - НАША ЗАДАЧА: ВЫЯВИТЬ различия в представлениях древних людей и современной географии о Земле. - Что поможет нам расширить наши знания о планете Земля?? (предлагают сравнить изображения древних людей и современные снимки). - Что означает слово планета? Учащиеся вспоминают определение понятия ПЛАНЕТА. На данном этапе возможны продолжения занятия:
2. Анализ результата. - Что вы сейчас делали? Рисовали рисунок планеты как мы его представляем). Докажите (Мы только предполагаем, что она так выглядит). - Какой будет следующий шаг, чтобы снять эти догадки? (Проверить информацию, обратившись к учебнику). - Каким образом?( прочитав информацию о ученых и их вкладе в изучении планеты на с. 17-18)
После осмысленного чтения текста учебника, учитель задает вопросы : - Что являлось источником информации о планете? (путешествия, научные экспедиции, математические вычисления, наблюдения за лунными затмениями) - Обратите внимание, Эратосфен даже смог высчитать размеры Земли. И для этого ему нужны были только три числа Длина тени, которая отбрасывается от палочки в разных городах и расстояние между этими городами . Почему? - Можно ли вашу версию проверить? На что указывают ваши догадки? (ЧТО можно проверить и КАК можно проверить) - Можно ли сразу определить чем воспользовался Эратосфен?
Попробуйте это сделать, выполнив практическую работу в группах. Сравнительное описание сделайте по плану:
РЕЗУЛЬТАТЫ обсуждаются. Учитель просит вернуться ребят к поставленной задаче. - На все ли вопросы мы нашли ответ? - Почему люди в древности считали, что Земля плоская? -Кто из ученых древности рассчитал размеры земного шара? - Какие доказательства шарообразности привел Аристотель? Учитель подводит учащихся к следующему выводу: Результаты наблюдений и изучений планеты можно применить в жизни. Для каких профессий нужны эти знания? Делается вывод о ценности и значимости знаний шарообразности планеты. Д/З №3, проделайте опыт на с. 19 | |||
Этап рефлексии | ||||
Цель | Содержание | |||
Оценка результатов деятельности | Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке. ЯУВЕРЕН в СВОИХ ЗНАНИЯХ------ МНЕ КОМФОРТНО_____ Я испытываю проблемы--------. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
От плоской Земли к земному шару.
Формирование представлений о форме Земли....
Проверочная работа по географии 5 класс на тему "От плоской Земли к земному шару"
Тестовая работа к параграфу №3 учебника географии Е.М.Домогацких 5 класс по ФГОС....
Технологическая карта урока географии 5 кл. ФГОС От плоской Земли к земному шару
География(рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по географии Е.М. Домогацких и ориентирована...
Презентация "От плоской Земли к земному шару"
презентация к уроку географии в 5 классе...
Урок по ФГОС "От плоской Земли к земному шару"
Урок по ФГОС "От плоской Земли к земному шару"...
Урок географии в 5 классе в рамках ФГОС "От плоской Земли к земному шару".
Урок № 3 «От плоской Земли к земному шару»Этапы урокаФормируемые уменияДеятельность учителяДеятельность обучающихсяПроверка домаш-него заданияМетапредметные результаты:Коммуникативные УУД:- осуществля...
От плоской Земли к земному шару
Раскрыть отличительные особенности представления древних людей о Земле и современными знаниями о планете. Раскрыть отличительные особенности снимка, рисунка Земли, географической карты...