Урок по ФГОС "От плоской Земли к земному шару"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Бразин Алексей Михайлович

Урок по ФГОС "От плоской Земли к земному шару"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_ploskoy_zemli_k_zemnomu_sharu_5_klass.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: География.

Класс: 5.

Учитель: Бразин Алексей Михайлович.

Программа: ФГОС Инновационная школа.

Учебник:  Е. М. Домогацких «География. Введение в географию» 5 класс. М., «Русское слово - учебник», 2013.

Тема: «От плоской Земли к земному шару».

Цели: сформировать представления о форме Земли, углубить знания о планете Земля; развивать умения находить необходимую информацию в источниках, анализировать географическую информацию и делать обобщающие выводы.

Тип  урока: урок изучения нового материала.

Средства обучения:  глобус, физическая карта полушарий, рабочая тетрадь к учебнику по географии «География»,  атлас, интерактивный проектор.

Методы обучения, используемые  на уроке:

словесные методы (беседа, объяснения, учебные рассказы); наглядные методы (ИКТ); проблемное изучение материала; объяснительно-иллюстративный.

Ход урока.

I. Организационный этап.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

  • Приветствует учащихся;
  • Осуществляет фиксацию отсутствующих на уроке;
  • Проверяет готовность обучающихся к уроку;
  • Активизирует внимание.
  • Приветствуют учителя;
  • Организовывают рабочее место.

Применяемые УУД: личностные (оценка ситуации), коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу.

II. Актуализация знаний.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним (проводит опрос):

1. В чем особенность описательного метода исследования?

2. Что является основой картографического метода исследования?

3. Как называется самый современный метод исследования?

4. Какой метод исследования был недоступен древним ученым?

5. Какие существуют источники географических знаний?

Вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы по очереди.

1. Наблюдение и фиксирование результатов.

2. Карты.

3. Космический метод исследования.

4. Космический метод.

5. Карты, атласы, космические съемки, отчеты о научных исследованиях.

Применяемые УУД: регулятивные (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися); познавательные (находят ответы на вопросы, строят логические цепи размышлений, устные высказывания).

III. Создание проблемной ситуации.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

Проблемная ситуация.

Глаза иногда нас обманывают, и мы не сразу понимаем, что именно перед нами. На этом основана работа фокусников. Но для того, чтобы стать жертвой обмана зрения, нам не нужны фокусники. Достаточно выйти на открытое пространство и оглядеться. Перед собой мы видим обширную плоскость.

Конечно, мы с вами уже знаем, что Земля - это шар. Однако, видим мы перед собой обширную плоскость. Именно поэтому долгое время считалось, что Земля плоская.

(Подводит к теме урока). Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Итак, тема нашего урока: «От плоской Земли к земному шару». Сегодня мы узнаем:

  • какую форму имеет Земля;
  • почему в древности люди считали, что Земля плоская;
  • кто и почему говорил, что Земля имеет форму шара.

Высказывают предположения о теме урока (форма Земли, древние знания о Земле, линия горизонта).

Применяемые УУД: познавательные общеучебные (формулирование познавательной цели, моделирование); познавательные логические (построение логической цепи рассуждений, выдвижение предположений и их обоснование); действия постановки и решения проблем (формулирование проблемы).

IV. Открытие новых знаний.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

1. Обсуждение и выдвижение гипотез.

Рассмотрим рисунки (работа с проектором). Расскажите, как в древности люди представляли себе Землю.  Так ли это на самом деле? Соответствуют ли эти гипотезы действительности?

- Предположите задачу нашего урока.

Задача: выявить различия в описании Земли в древности и современности.

2. Выход на новое знание.

Долгое время люди считали, что Земля плоская. Древним людям никто не мог рассказать про то, что Земля - это шар. Вот и приходилось им до всего доходить своим умом. Многие изучали истинную форму Земли. Неизвестно, кто первым высказал мысль о том, что Земля шарообразна. Сегодня мы с вами узнаем о трех древнегреческих ученых, каждый из которых имеет отношение к этой идее.

Прочитайте внимательно текст на стр. 17-18. Составьте краткий пересказ по плану:

1. Имя ученого.

2. Его представления о форме Земли.

3. Какие доказательства о шарообразности Земли высказывал ученый.

Итак, постепенно люди установили, что живут на поверхности шара, и даже измерили этот шар! При этом никто не совершил ни одного кругосветного путешествия. До этого оставалось почти 2 тыс. лет.

Давайте вспомним, какая была задача у нашего урока?

- выявить различия в описании Земли в древности и современности.

Физкультминутка

Упражнение 1.

Зарядка для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами.

Упражнение 2.

Выполняется сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Упражнение 3.

Выполняется сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо;  2. вернуть в и.п. 3 – голову наклонить влево; 4 – и. п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и. п. Повторить 3–4 раза. Темп медленный.

Рассматривают рисунки. Анализируют.

Высказывают предположения.

Работают с учебником стр. 17-18: находят и узнают  информацию,  передают своими словами содержание,  анализируют содержание текста.

После осмысления текста пересказывают материал.

Визуально выделяют в учебнике необходимую информацию (находят, комментируют); формулируют гипотетические суждения ученых, сравнивают.

Применяемые УУД: коммуникативные (инициативное сотрудничество в  поиске и сборе информации, формулирование собственного суждения, составление устного монологического высказывания, оценка ответов одноклассников); регулятивные (прогнозирование, коррекция, отбор информации, выстраивание цепочки необходимых действий); познавательные (анализ, поиск ответа на вопрос, сравнение моделей, формулировки аргументов, составление текста по плану).

V. Закрепление.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

Провести тест из рабочей тетради.

Закрепление изученного, обобщение и систематизация.

  1. Кто из древних ученых вычислил размеры земного шара?
  2. Как в Древней Индии представляли строение и форму Земли?
  3. При какой еще форме Земли возможно постепенное исчезновение корабля за горизонтом?
  4. Какое событие XX века окончательно доказало шарообразность Земли?

Работают в тетрадях индивидуально.

Слушают друг друга. Исправляют ошибки.

  1. Эратосфен
  2. Центр Земли - гора, из-за этого Земля выпуклая. Лежит на спинах 4-х слонов, которые стоят на панцире черепахи.
  3. Круг, овал

  1. Полет в космос

 Личностные (формирование мотивации); регулятивные (итоговый контроль деятельности), познавательные (анализ, синтез), коммуникативные (оценка ответов одноклассников).

VI. Подведение итога.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

Выставление оценок за урок.

Этап рефлексии (с использованием проектора).

  • Сегодня я узнал...
  • Было интересно...
  • Было сложно...
  • Я выполнял задание...
  • Теперь я могу...
  • Я научился...

Дети по кругу говорят по одному предложению, выбирая начало фразы с рефлексивного экрана на доске.

Регулятивные УДД (оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии).

VII. Домашнее задание.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

Домашнее задание.

1. §3 , стр.16- 19; вопросы стр. 19

2. Выполнить задания в рабочей тетради по §3.

Записывают домашнее задание  в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От плоской Земли к земному шару.

Формирование представлений о форме Земли....

Технологическая карта урока географии 5 кл. ФГОС От плоской Земли к земному шару

География(рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по географии Е.М. Домогацких и ориентирована...

Урок географии в 5 классе в рамках ФГОС "От плоской Земли к земному шару".

Урок № 3 «От плоской Земли к земному шару»Этапы урокаФормируемые уменияДеятельность учителяДеятельность обучающихсяПроверка домаш-него заданияМетапредметные результаты:Коммуникативные УУД:- осуществля...

Технологическая карта урока "От плоской Земли к земному шару".

Технологическая карта урока по географии в 5 классе по учебнику Е.М.Домогацких...

Презентация к уроку географии "От плоской Земли к земному шару".

Презентацию можно использовать на уроке в 5 классе при изучении темы "От плоской Земли к Земному шару". В данной работе рассказывается о том, какой представляли нашу планету древние жители. А так же о...

Урок географии в 5 классе " От плоской Земли к земному шару"

Методическая разработка урока географии в 5 классе " От плоской Земли к земному шару " к учебнику Е.М. Домогацких. На уроке формируются знания о форме Земли, обучающиеся знакомятся с развитием предста...

«От плоской Земли к земному шару»-разработка урока географии в 5 классе

«От плоской Земли к земному шару»-разработка урока географии в 5 классе по учебнику Домогацких Е.М.и Алексеевский Н.И...