Урок по теме "ФГП и история открытия материка Южная Америка"
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Михайлова Светлана Николаевна

открытый урок по теме "Физико-географическое положение и история открытия  материка Южная Америка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Михайлова Светлана Николаевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Палатовская средняяя общеобразовательная  школа»

Открытый урок

Физико-географическое положение и история открытия материка

 Южная Америка

(7 класс)

Выполнила

Учитель географии

 Михайлова С.Н.

2015


        Цели урока:

Познавательные:

  • формирование первичных представлений о природе и населении Южной Америки;
  • изучение особенностей географического положения и очертания берегов Южной Америки;
  • выявление причинно-следственных связей  физико-географического положения материка и его природы;
  • сравнительный анализ ФГП Южной Америки и Африки;
  • знакомство обучающихся с историей открытия материка.

Развивающие:

  • продолжить формирование умений составлять физико-географическую характеристику положения  материка;
  • учиться работать с контурной картой, атласом;
  • развивать географическое мышление школьников, устную речь;
  • развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия;
  • развивать умение самостоятельно добывать необходимую информацию из всех доступных источников, делать выводы из собранной информации;

Воспитательные:

  • воспитание любознательности, привитие интереса к путешествиям и открытиям через осознание храбрости, отваги и мужества исследователей;
  • формирование  навыков самостоятельной деятельности, умения работать в команде, качеств самооценки и самокоррекции.
  • Тип урока: изучение нового материала.

Методы:        частично-поисковый,        объяснительно-иллюстративный,    творческий.

Формы организации обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование, УМК:

  • учебник И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев под ред В.П.Дронова "География.  Материки,  океаны, народы и страны» Дрофа, 2010 .
  • рабочая тетрадь «География. Материки,  океаны, народы и страны» под редакцией  В.П.Дронова. - М.:Дрофа, 2013 год.
  • атлас «География. Материки и океаны» 7 класс. - М.: Дрофа, 2013.
  • контурная карта «География. Материки и океаны» 7 класс. - М.: Дрофа, 2013.
  • физическая карта мира
  • физическая карта Южной Америки
  • интерактивная презентация «Физико-географическое положение и история открытия материка  Южная Америка»
  • карточки-задания для работы в группах;
  • мультимедийная система и мультимедийный диск (География -7 класс “Наш дом – Земля”)

Ход урока: (Слайд 1)

Учитель. Все встали. Здравствуйте. Садитесь.

Настройтесь и раскрепоститесь.

Урок начнем мы, как всегда,

С вопроса:

Все готовы?

Ученики. Да!

        Здравствуйте ребята! Сегодня урок у вас проведу я. Меня зовут Светлана Николаевна. Всем желаю хорошего настроения и плодотворной работы!

(Слайд 2 - 12)

Моя дружная команда

Отправляемся мы в путь

Много взять с собою надо…

Компас, карту не забудь!

К неизвестным берегам держим курс мы господа.

Там река глубокая есть на материке,
Самая широкая, из известных рек.
Там – стеною на пути –
Джунгли непролазные:
Ни индейцу не пройти,
Ни туристу праздному.

Там на водопой спешат
Звери утром ранним,
А в воде кишмя кишат
Страшные пираньи.

Там над Андами парит
Птица кондор

Вступительное слово учителя:  (Слайд 13)

Ребята, о каком материке идёт речь в стихотворении и фотографии слайдов показывали какой материк Земли? (ответы учащихся)

Ребята, вы хотите отправиться в путешествие?

Вы готовы к трудностям, которые нас ожидают?

Вам нравится наш корабль «Бригантина»?

Мы постараемся вернуться назад в наш порт «Школа города Бирюч» с новым багажом знаний?

Вы готовы к взаимопомощи, дружбе? (ответы учащихся)

(Слайд 14) Сегодня мы на нашем уроке совершим необычное путешествие – плавание за новыми знаниями о материке Южная Америка, мы совершим путешествие вокруг Южной Америки. Сейчас все знают, что открытие островов Вест-Индии и Южной Америки принадлежит Х. Колумбу, который в 1492 году совершил свое первое плавание. Так мир узнал о существовании новой части света и нового континента, вернее двух континентов: Северная и Южная Америка.
        С сегодняшнего урока вы тоже начнете открывать для себя Южную Америку. Узнаете о её природе, своеобразии, о странах и народах, населяющих этот        материк.
        
Тема нашего урока – «Физико-географическое положение и история открытия материка  Южная Америка»  (Слайд 15)

(Учащиеся записывают тему в тетрадь.)

Учитель: Мы уже  знаем, что каждый материк мы изучаем по определённому плану, давайте определим, что мы хотим узнать о Южной Америке в первую очередь?

Учащиеся:

- где она находится (географическое положение) (Слайд  16)

- кто и когда ее открыл и исследовал

- какая там природа (Слайд 17)

- кто населяет материк, и какие там есть страны

    В учебнике на станице 313 план описания географического положения материка. (Слайд 18)

Учитель: следовательно, ваша основная задача на уроке – отработать умение определять географическое положение материка, сделать вывод о том, как географическое положение влияет на природу материка. Выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков. Вы узнаете имена исследователей, которые внесли большой вклад в изучение Южной Америки.

         Сейчас, разделившись на четыре группы, вы отправитесь в путешествие вокруг Южной Америки.

        Наши команды мы назовём именами экзотических животных Южной Америки:

 команда №1 «Ягуар»

команда №2 «Анаконда»

 команды №3 «Пиранья»

 команды №3 «Колибри»

(учащиеся выбирают эмблемы команд, получают набор карточек дневника путешественника и рассаживаются по командам)

Работа с интерактивной презентацией: знакомство с исследователями Южной Америки

Учитель: А сейчас перейдём к истории исследования и открытия материка.

Ребята, мы начинаем работу в дневнике путешественника. По ходу  рассказа капитанов команд записывайте,  пожалуйста, фамилии исследователей Южной Америки в карточку №1.

Скажите, пожалуйста, кто был первооткрывателем Америки?

Совершенно верно – Х.Колумб.  

(рассказ учащегося команды №1 «Ягуар» по карточке)

Учащийся: В конце XV века западноевропейцы начали искать новые, более короткие и безопасные пути в Индию.(Слайд19) Именно там, они надеялись найти золото. Для того, чтобы достичь желанной цели, португальцы стремились обогнуть Африку с юга.(Слайд 20) Но был и второй путь – на запад через Атлантический океан. Для этого нужно было твердо верить в то, что Земля – это шар. Человека, который  совершил великое плавание через Атлантический океан в 1492 г. звали Христофор Колумб. (Слайд21) . Ещё 4 раза он плавал к  новым землям, но так и не узнал до своей смерти, что открыл новый материк.

Учитель: Почему Америка, открытая Колумбом, была названа Америкой, а не Колумбией, например?

Потому что первое описание новых земель сделал другой путешественник – Америго Веспуччи, который тоже посетил эти земли.  (Слайд 22)

 (рассказ учащегося команды №2 «Анаконда» по карточке) 

Учащийся:  Америго Веспуччи  впервые, во всеуслышание, заявил об открытии нового материка, новой части света, которая и была названа его именем "Америка”.

 Но ещё долго материк оставался неизвестной землей.

 (рассказ учащегося команды №3 «Пиранья» по карточке) (Слайд 23)

Учащийся:  Для географической науки настоящим открытием материка стали экспедиции Александра Гумбольдта, немецкого географа, в конце 18, начале 19 веков.  Результатом этих путешествий стал многотомный труд о природе гор Анд и обоснованы идеи высотной поясности в Андах.

 (рассказ учащегося команды №4 «Колибри» по карточке) (Слайд 24)

Учащийся: А в 1932–1933 гг. выдающийся биолог Н.И. Вавилов установил на континенте географические центры древних очагов земледелия и происхождения некоторых культурных растений.

(По ходу сообщений учащихся об исследователях, ребята записывали их в карточку №1.)

Итак, вы оформили  карточку №1 дневника путешественника?

Христофор Колумб(1492 г.);

 Америго Веспуччи (начало XVI века);

 Александр Гумбольдт (1799 – 1804 гг.);

Николай Иванович Вавилов (1932 – 1933 гг.).

Помимо этих путешественников и исследователей были и другие. Вы видите их слайде. (Слайд 25)

Христофор Колумб;

 Америго Веспуччи ;

Орельяна;

 Александр Гумбольдт;

Лангдорф;

Дарвин.

Учитель: Ребята, как вы думаете, на что похожи очертания Южной Америки (например, Италия похожа на сапог).

Очертания материка просты и изящны. Географы сравнивают Южную Америку с гроздью винограда, висящей на черенке Панамского перешейка среди вод омывающих ее океанов и морей. Давайте обратим внимание на размеры Южной Америки.  

  • Какое место по площади занимает Южная Америка среди других материков Земли?  Совершенно верно, 4 место. (Слайд 26)

- Какова площадь материка? (17,8 млн.кв. км). (Южная Америка занимает 12% от площади всей суши.)

(На контурной карте записывается площадь материка.)

Учитель: А теперь определим географическое положение материка по уже отработанному на предыдущих материках алгоритму.

Ребята, скажите, что нам может пригодиться в нашем путешествии? (ответы учащихся)

 Перед нами настенные физические карты мира и Южной Америки, атласы. Они вам помогут в путешествии. Ваша задача – быстро и достоверно собрать сведения о географическом положении Южной Америки, нанести их на контурную карту. После выполнения индивидуального задания каждая команда  поделится результатами своей работы.

        Какие карты необходимы нам будут для работы? («Физическая карта мира», «Физическая карта Южной Америки», «Климатические пояса мира»)

(Каждая команда получает карточку-задание для работы в группе)

Работа с интерактивной презентацией, настенными и контурными картами, атласами:

(Каждый слайд презентации содержит задание, выполняемое командами в интерактивном режиме, результат фиксируется в контурных картах.)

Во время ответа других групп вы должны заполнить контурную карту Южной Америки по карточкам №2,3,4.

(Слайд 27) 1 команда: Определить, как расположен материк относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Определить климатические пояса Южной Америки.

         (Слайд 28) 2 команда: Найти крайние точки материка и определить их координаты.

(Слайд 29)  3 команда: Определить, какие океаны и моря омывают материк, отметить главные океанические течения у берегов материка.

(Слайд 30)  4 команда: Определить, как расположен материк относительно других материков. Отметить крупные острова, архипелаги, проливы, заливы близ Южной Америки.

        (Обучающиеся представляют итоги работы в группах, делают выводы, что по площади это очень обширный материк; его размеры и географическое положение определяют большое разнообразие природы).

(Слайд 31) Результат 1 команды: Экватор пересекает материк в северной части, большая часть материка расположена в Южном полушарии. Нулевой меридиан не пересекает материк, он целиком расположен в западном полушарии. Южный тропик пересекает материк почти посередине. Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка. Территория, расположенная к югу от Южного тропика тоже значительна и ее природа будет отличаться от природы жаркого пояса. Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах. То есть природа Южной Америки довольно разнообразна.

(Слайд 32) Результат 2 команды:

м. Гальинас – 12° с.ш.;72° з.д.;
м. Фроуард – 54° ю.ш.; 72° з.д.;
м. Париньяс – 4° ю.ш.; 81° з.д.;
м. Каабу–Бранку – 7° ю.ш.; 35° з.д.

        Протяженность Южной Америки с севера на юг больше, чем с запада на восток (даже в самой широкой части), значит, природные условия в большей степени будут изменяться с севера на юг.

(Слайд 33) Результат 3 команды: С запада Южную Америку омывает Тихий океан, с востока – Атлантический, с севера – Карибское море, относящееся к бассейну Атлантического океана. Так как на западе материка расположены высокие горы, то воздушные массы с Тихого океана не могут  глубоко проникать на территорию материка, поэтому Атлантический океан будет оказывать большее влияние. У западного побережья материка проходит холодное Перуанское течение, у восточного побережья – теплые течения: Гвианское и Бразильское и холодное Фолклендское течение. Холодные течения у берегов материка будут препятствовать образованию облаков и выпадению осадков, а теплые наоборот будут способствовать этому.

(Слайд 34) Результат 4 команды: Материки Северная и Южная Америка составляют часть света “Америка”. Материки соединяются Панамским перешейком. Материк Северная Америка практически не оказывает влияние на природу Южной Америки. Антарктида сильно влияет на южную оконечность материка. (Слайд 35) Береговая линия Южной Америки изрезана слабо. Крупный остров – Огненная Земля. Острова: Фолклендские, Малые Антильские. Проливы: Магелланов, Дрейка, Панамский канал. Залив: Ла-Плата. Атлантический океан отделят материк от Африки и Евразии (западной части материка – Европы), которые находятся на востоке и северо-востоке Южной Америки. Через Тихий океан находится на западе Южной Америки Австралия и на северо-западе — Азия.

                (работа с интерактивным слайдом по береговой линии)

Учитель: Ребята, вы работали с карточками №2,3,4. У вас получилась заполненная контурная карта.

Физкультминутка (Слайд 36)

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки все подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!

Учитель: Итак, ребята, мы совершили необычное путешествие и наше открытие – географическое положение Южной Америки.

         В заключение урока давайте попробуем подтвердить наш главный вывод о том, что природа Южной Америки очень богата и разнообразна. Для этого воспользуемся ресурсами сети интернет и найдем подтверждение тому факту, что Южная Америка – материк многих рекордов. Вы выполняете это задание по карточке №5 «Южная Америка – материк многих рекордов».

(Самостоятельная поисковая деятельность учащихся, которые находят следующие факты:

(Слайд 37)  - Здесь протянулась самая длинная горная цепь Земли – Анды

(Слайд38) - самая высокая вершина в западном полушарии – гора Аконкагуа

(Слайд 39) - самое большое высокогорное озеро мира – Титикака

(Слайд 40) -  самый высокий в мире водопад – Анхель

(Слайд 41) - самая большая по площади низменность – Амазонская.

(Слайд 42)- среди самых обширных в мире вечнозеленых лесов, течет самая полноводная река мира – Амазонка.

Учитель: Вы выполнили карточку №5 и заполнили таблицу «Южная Америка – материк многих рекордов»

Учитель : (Слайд 43)

Итак, ребята, мы совершили необычное путешествие и наше открытие – географическое положение Южной Америки.

Сегодня на уроке по теме «Географическое положение Южной Америки» мы открыли этот материк, выполнили практическую работу, усвоили множество географических объектов. Дома вы продолжите знакомство с континентом.

Давайте обобщим накопленную информацию.

  1. Южная Америка относится к группе южных материков, потому что… (большая часть материка лежит в южном полушарии). (Когда – то она была частью Гондваны).
  2. Крайние точки имеют только западную долготу, потому что…(материк полностью лежит в западном полушарии).
  3. У берегов Ю. А. выделяется небольшое количество морей и заливов, потому что…(Южная Америка была частью единого материка Гондваны).
  4. Открытие Америки произошло по ошибке, потому что… (Колумб искал кратчайший путь в Индию, а открыл Америку, хотя сам до конца жизни был уверен в своей правоте).

(Слайд 44)Задание  на  дом:

1. Базовый уровень: изучить параграф 34на стр. 166-171

2. Повышенный уровень: выполнить задание в контурной карте №1, 2,  на стр. 11

3.Творческий уровень:  написать эссе «Виртуальное путешествие вокруг Южной Америки.

Рефлексия. (Слайд 45)

Ваше мнение об уроке мы узнаем по флажкам, которые вы сейчас прикрепите на мачту  корабль «Бригантина»

Я узнал много нового и  хотел бы ещё не раз совершить такое путешествие - розовый цвет.

Было интересно, но слишком трудно - жёлтый цвет

На уроке было скучно — зелёный цвет

(Учащиеся прикрепляют стикеры на корабл

Учитель: Спасибо всем за хорошую и активную работу. Оценки сегодня только хорошие. Оценивание вашей работы будет по вашим дневникам путешественников на следующем уроке. Урок закончен. (Слайд 46)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Южная Америка. Географическое положение и история открытия материка

Тип  урока: комбинированный. Оборудование:  физическая  карта   мира, атласы, контурные  карты,...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО РАЙОННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме: «Физико – географическое положение Южной Америки. История исследования материка».

Цели: -1 уровень: получение знаний об особенностях  географического положения материка, своеобразии береговой линии, об основных  этапах открытия и исследования материка.-2 уровень: получени...

Конспект урока "Географическое положение Австралии . История открытия материка".

Конспект урока по теме " Географическое положение Австралии " содержит информацию о особенностях ГП материка , первооткрывателях и освоении материка....

Технологическая карта урока географии 7 класса "Страны востока материка Южная Америка.Бразилия."

Технологическая карта урока географии 7 класса "Страны востока материка Южная Америка. Бразилия."...

Открытый урок по географии "Особенности природы материка Южная Америка"

Общее представление об особенностях природы материка Южная Америка...