Сценарий урока по географии 8 класс "Горы Южной Сибири: климат и внутренние воды"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Представлен сценарий урока в соответствии с требованиями ФГОС на основе системно-деятельностного подхода. В приложениях даны материалы для актуализации знаний и для группрвой творческой и исследовательской работы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gory_yuzhnoy_sibiri._klimat_i_vnutrennie_vody.doc | 295 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дубровская №2 средняя общеобразовательная школа
Сценарий урока по географии
«Горы Южной Сибири: климат и внутренние воды»
Автор: Чернякова Елена Викторовна,
учитель географии МБОУ Дубровской №2 СОШ п. Дубровка Дубровского района Брянской области
Тема: Горы Южной Сибири: климат и внутренние воды
Класс:8
Тип урока: комбинированный
Цель: углубить и развить знания учащихся о природе России.
Задачи:
- Общеобразовательная: сформировать знания об особенностях климата и внутренних вод гор Южной Сибири; закрепить понятия «антициклон» и «инверсия»; развивать умения работать с орографической схемой;
- Развивающая: развивать познавательный интерес, умение работать с разными источниками информации (текстовыми, картографическими, электронными), анализировать полученную информацию, представлять ее в различной форме (логических схем, электронной презентации, устного сообщения), делать выводы, прогнозировать последствие влияния человека на природу; развивать творческие, коммуникативные способности учащихся;
- Воспитательные: воспитывать культуру общения, развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать чувство ответственности за состояние природной среды.
Планируемые результаты:
Личностные:
- сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций, понимание и принятие правил работы на занятии;
Метапредметные:
Познавательные УУД
- находить достоверные сведения в источниках информации, анализировать и обобщать тематическую информацию, формулировать выводы, строить логически обоснованные рассуждения, преобразовывать информацию из одной формы в другую, выполнять учебно-информационные проекты
Регулятивные УУД
- уметь определять цель в процессе учебной деятельности, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, планировать деятельность в учебной ситуации, оценивать степень и способы достижения цели, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
Коммуникативные УУД
- организовывать работу в паре и группе, излагать свое мнение, аргументируя его, понимать позиции другого, корректировать свое мнение под действием контраргументов, осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
Личностные УУД
- Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их, понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать и проявлять себя гражданином России
Предметные:
- понимать особенности климата и внутренних вод гор Южной Сибири; давать определения понятий «антициклон» и «инверсия»; обозначать на орографической схеме формы рельефа, составлять ЛОС, вопросы по изученному материалу, определять по картам атласа климатические показатели, показывать на карте гидрографические объекты, создавать информационный проект о Байкале, сопоставлять источники географической информации (климатограммы, карты атласа), составлять географические модели, прогнозировать последствия влияния деятельности человека на природу
УМК:
География: Природа России. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС». 2010. – 232 с.:ил
- атлас: География материков и океанов .-М.: Дрофа; Издательство ДИК,2012.
Оборудование:
- раздаточный материал (карточки для проверки знаний, задания и справочные материалы для групповой работы),
- физическая карта мира
- электронная презентация, проектор, интерактивная доска
Технологическая карта
Этапы урока | Деятельность учителя | Виды деятельности учащихся | Продукт (результат) | ||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | |||
I.Организационный момент | Проверяется готовность учащихся Стимулирует начало работы вопросами - Мы продолжаем изучать один из самых интересных природных районов России – горы Южной Сибири. На прошлом уроке вы познакомились с особенностями рельефа района. Что мы будем изучать сегодня исходя из плана характеристики природного трайона? -А так как рельеф является одним из климатообразующих факторов, от него зависит размещение внутренних вод, то сначала давайте вспомним главные черты рельефа гор Южной Сибири. | Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место Отвечают на вопросы учителя для быстрого включения в деловой ритм Сегодня наша задача выяснить особенности климата и внутренних вод, используя различные источники информации | |||
II. Проверка выполне-ния д/з | Дает установку на проверку знаний и умений 1. Работа в парах (учащиеся задают друг другу по три заранее подготовленных вопроса по домашнему параграфу и оценивают ответы) – 5 минут 2. Индивидуальная работа по карточкам (заполнить орографическую схему района и найти соответствие между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых. 3. Самопроверка (на «3» разрешается использовать атлас). – 5 минут. Фронтально устно: назовите главные черты рельефа гор Южной Сибири. – 1 мин. Контролирует время | Задают вопросы по домашнему материалу Заполняют орографическую схему района и находят соответствие между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемы | Организовывают работу в паре Строят речевые высказывания | Оценивают свои знания и умения, знания своих товарищей | Листы само и взаимопроверки |
III Изучение нового материала. 1.Мотивация и целеполагание | Задает проблемный вопрос: Почему регион Горы Юга Сибири называют краем климатических контрастов и колыбелью внутренних вод России? Корректирует тему и цели урока. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Предлагают пути решения проблемной ситуации | Строят речевые высказывания | Исследуют условия учебной задачи Формулируют тему и цели урока | Запись учащимися темы урока в тетради |
2.Усвоение новых знаний. Изучение климата гор Южной Сибири | Организует работу по группам - Используя карты атласа и знания о климатообразующих факторах, выделите основные черты климата изучаемого природного района. (5 минут) - Сделайте вывод: в каких направлениях возрастает континентальность климата в горах Юга Сибири? Заполните ЛОС на интерактивной доске и в тетрадях. Контролирует работу учащихся в группе Подводит итог работы Задает уточняющие вопросы | Проводят коллективное исследование, приобретают новые знания о климате региона, заполняют ЛОС | Работают в группах Участвуют в обсуждении содержания материала Строят речевые высказывания | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | ЛОС в тетрадях и на интерактивной доске |
3. Изучение вод гор Южной Сибири | Организует познавательную деятельность учащихся фронтально по вопросам: - Найдите и покажите, какие реки России берут начало в юрах Южной Сибири - Каков характер течения рек, источники питания? - Несмотря на то, что все реки по территории района протекают лишь в верхнем течении, этот природный район является самым обеспеченным водными ресурсами. Объясните, почему? | Работают с картами атласа Отвечают на вопросы | Строят речевые высказывания Дополняют ответы товарищей | Осуществляют самоконтроль деятельности и результатов в соответствии с целями | |
4. Проект «Байкал – жемчужина Сибири» | Формирует мотивацию к восприятию дополнительной информации - Озеро Байкал образно называют «жемчужиной России». Группа наших ребят побывала в виртуальной экспедиции на Байкале, провела исследования и готова нам доложить о результатах. | Представляют учебно-информационнй проект Осмысливают информацию | Выступают перед аудиторией, Слушают выступление товарищей | Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют саморегуляцию | Проектный продукт – мультимедийная презентация |
5.Стадия осмысле-ния | Организует осмысление результатов работы, выполненной на уроке. - Вернемся к началу урока, к вопросу «Почему регион Горы Юга Сибири- край климатических контрастов и колыбель внутренних вод России ?» Можем ли мы дать полный ответ? Мы продолжим работу и только тогда сможем обосновать справедливость утверждения и его условия. | Обобщают знания, полученные на уроке. Отвечают на проблемный вопрос | Строят речевые высказывания Дополняют ответы товарищей | Рефлексия своих знаний | |
IV. Закрепле-ние нового материала | Организует практическую работу по группам: - двум группам оценить климатические условия и водные ресурсы района и обосновать место для создания бальнеоклиматического оздоровительного курорта (используют материал урока, карты атласа и дополнительный материал – климатограммы городов гор Юга Сибири) Придумать рекламу курорта - двум группам начертить на карте района проект нефтепровода из Западной Сибири на Дальний Восток. Задает уточняющие вопросы Подводит итог работы | Проводят коллективное исследование составляют географические модели, прогнозируют последствия влияния деятельности человека на природу | Выступают с результатами исследований | Участвуют в совместной деятельности; сравнивают полученные результаты с ожидаемыми результатами | Реклама курорта Нефтепровод рисуют на интерактивной доске. Сравнивают с реальным проектом. Объясняют удаление нефтепровода от Байкала сесмической активностью территории и опасностью загрязнения Байкала. |
V.Итог урока 1.Само-рефлексия 2. Домашнее задание | Стимулирует учащихся дать анализ и оценку успешности достижения цели, оценку своей работы Что понравилось на уроке? Довольны ли вы своей работой? Предлагает составить синквейн по уроку Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания § 48, по 3 вопроса к §, творческое задание по группам: составить туристические проспекты одного из регионов Южной Сибири. | Подводят итог урока Составляют синквейн | Строят речевые высказывания Озвучивают синквейн | Рефлексия своих знаний | Синквейн Урок географии Интересный, насыщенный Путешествовали, узнавали, проектировали Быстро прошел урок. Здорово! Запись домашнего задания |
Приложение 1
Ф.И._________________________________ Вариант 1
Обозначьте цифрами формы рельефа гор Юга Сибири:
1. Алтай 2. Кузнецкий Алатау 3. Западный Саян
4. Кузнецкая котловина 5. хребет Хамар-Дабан 6. Борщовочный хребет
7. Патомское нагорье
Соедините стрелками формы рельефа и соответствующее им тектоническое строение:
Алтай Щит древней платформы
Становое нагорье Область герцинской складчатости
Алданское нагорье Область байкальской складчатости
Ф.И._________________________________ Вариант 2
Обознасьте цифрами формы рельефа гор Юга Сибири:
8. Салаирский кряж 9. Тувинская котловина 10. Восточный Саян
11. Яблоновый хребет 12. Становое нагорье 13. Алданское нагорье
14. Становой хребет
Соедините стрелками формы рельефа и соответствующие им полезные ископаемые:
Алтай золото
Алданское нагорье каменный уголь
Кузнецкая котловина железные руды
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Оцените свою работу:
- 9-10 баллов – «5»
- 7-8 баллов – «4»
- 5-6 баллов – «3»
- при работе с атласом – «3», если набрано больше 7 баллов
Набрано баллов: ____
Оценка: _____
Вопросы по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые гор Юга Сибири»
Вопросы составил (а): ________________________
Отвечал (а): _________________________________
- _____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
- _____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
- _____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Количество верных ответов:
Приложение 2
Климатограммы городов природного региона Горы Юга Сибири
Климатограмма города Чита Климатограмма города Барнаул Климатограмма города Минусинск
Задание: проанализируйте карты атласа (стр. 43-44) и климатограммы городов Барнаул, Минусинск, Чита. Сделайте вывод, в районе какого из городов наиболее благоприятные условия для создания бальнеоклиматического курорта.
(Климатограммы взяты на сайте www.klimadiagramme.de)
Маршрут нефтепровода
Задание: проложите на карте проект нефтепровода из Восточной Сибири на Дальний Восток
по маршруту Тайшет – Тында для АО Транснефть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по теме"климат и внутренние воды Южной Америки"
Разработка урока географии( с практическим заданием)...
Модульный урок по географии в 7 классе по теме « Внутренние воды Африки».
Модульный урок по географии в 7 классе по теме « Внутренние воды Африки».Цель: изучить внутренние воды Африки.Задачи:1. в процессе работы над учебным элементом вы должны знать крупнейшие речные и озер...
Конспект урока по географии для 8 класса "Моря и внутренние воды России"
На уроке географии по теме "Моря и внутренние воды России" для 8 класса проводится повторение, обобщение и контроль знаний по данной теме. При этом широко используются возможности информационно-коммун...
План открытого урока по географии в 7 классе на тему "Внутренние воды Евразии".
План урока составлен по всем методическим правилам ,которые предъявляяются к работам такого вида. Данная разработка приближена по своему содержанию к новым стандартам ФГОС и носит деятельностный...
Презентация к уроку Горы Южной Сибири. Климат и внутренние воды
Презентация к уроку "Горы Южной Сибири: Климат и внутренние воды. Предусмотрена работа на интерактивной доске....
Урок по географии в 6 классе по теме "Внутренние воды. Реки"
Е.М.Домогацких. Урок в 6 классе. Тема - "Внутренние воды. Реки"цель урока: а) ОбразовательнаяСформировать понятие о реке, её частях, речной системе.б) РазвивающаяРаз...
открытый урок по географии 7 класс Тема: Климат и внутренние воды Австралии. Своеобразие органического мира.
Тема: Климат и внутренние воды Австралии. Своеобразие органического мира.Тип урока: урок-исследование, заочная экспедиция на материк.Сформировать представление об особенностях климата, внутренних...