Сценарий урока по географии 8 класс "Горы Южной Сибири: климат и внутренние воды"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Елена Викторовна Чернякова

Представлен сценарий урока в соответствии с требованиями ФГОС  на основе системно-деятельностного подхода. В приложениях даны материалы для актуализации знаний и для группрвой творческой и исследовательской работы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gory_yuzhnoy_sibiri._klimat_i_vnutrennie_vody.doc295 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дубровская №2 средняя общеобразовательная школа

Сценарий  урока по географии

«Горы Южной Сибири: климат и внутренние воды»

Автор: Чернякова Елена Викторовна,

учитель  географии МБОУ Дубровской №2 СОШ  п. Дубровка Дубровского района Брянской области


Тема: Горы Южной Сибири: климат и внутренние воды

Класс:8

Тип  урока: комбинированный

Цель: углубить и развить знания учащихся о природе России.

Задачи:

  • Общеобразовательная: сформировать знания об особенностях климата и внутренних вод гор Южной Сибири; закрепить понятия «антициклон» и «инверсия»; развивать умения работать с орографической схемой;
  • Развивающая: развивать познавательный интерес, умение работать с разными источниками информации (текстовыми, картографическими, электронными), анализировать полученную информацию, представлять ее в различной форме (логических схем, электронной презентации, устного сообщения), делать выводы, прогнозировать последствие влияния человека на природу; развивать творческие, коммуникативные способности учащихся;
  • Воспитательные: воспитывать культуру общения, развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать чувство ответственности за состояние природной среды.

Планируемые результаты: 

Личностные:

  • сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций, понимание и принятие правил работы на занятии;

Метапредметные:

Познавательные УУД

  • находить достоверные сведения в источниках информации, анализировать и обобщать тематическую информацию, формулировать выводы, строить логически обоснованные рассуждения, преобразовывать информацию из одной формы в другую, выполнять учебно-информационные проекты

Регулятивные УУД

  • уметь определять цель в процессе учебной деятельности, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, планировать деятельность в учебной ситуации, оценивать степень и способы достижения цели, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

Коммуникативные УУД

  • организовывать работу в паре и группе, излагать свое мнение, аргументируя его, понимать позиции другого, корректировать свое мнение под действием контраргументов, осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

Личностные УУД

  • Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их, понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать и проявлять себя гражданином России

Предметные:

  • понимать особенности климата и внутренних вод гор Южной Сибири; давать определения понятий «антициклон» и «инверсия»; обозначать на орографической схеме формы рельефа, составлять ЛОС, вопросы по изученному материалу, определять по картам атласа климатические показатели, показывать на карте гидрографические объекты, создавать информационный проект о Байкале, сопоставлять источники географической информации (климатограммы, карты атласа), составлять географические модели, прогнозировать последствия влияния деятельности человека на природу

УМК:

География: Природа России. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский.  – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС». 2010. – 232 с.:ил

- атлас: География материков и океанов .-М.: Дрофа; Издательство ДИК,2012.

Оборудование:

- раздаточный материал (карточки для проверки знаний, задания и справочные материалы для групповой работы),

- физическая карта мира

- электронная презентация, проектор, интерактивная доска

Технологическая карта

Этапы урока

Деятельность учителя

Виды деятельности  учащихся

Продукт

(результат)

познавательная

коммуникативная

регулятивная

I.Организационный момент

Проверяется готовность учащихся

Стимулирует начало работы вопросами

- Мы продолжаем изучать один из самых интересных природных районов России – горы Южной Сибири. На прошлом уроке вы познакомились с особенностями рельефа района. Что мы будем изучать сегодня исходя из плана характеристики природного трайона? -А так как рельеф является одним из климатообразующих факторов, от него зависит размещение внутренних вод, то сначала давайте вспомним главные черты рельефа гор Южной Сибири.

Приветствуют  учителя, готовят  свое рабочее место

Отвечают на вопросы учителя для быстрого включения в деловой ритм

Сегодня наша задача выяснить особенности климата и внутренних вод, используя различные источники информации

II. Проверка выполне-ния д/з

Дает установку на проверку знаний и умений

1. Работа в парах (учащиеся задают друг другу по три заранее подготовленных вопроса по домашнему параграфу и оценивают ответы) – 5 минут

2. Индивидуальная работа по карточкам (заполнить орографическую схему района и найти соответствие между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых. 3. Самопроверка (на «3» разрешается использовать атлас). – 5 минут.

Фронтально устно: назовите главные черты рельефа гор Южной Сибири. – 1 мин.

Контролирует время

Задают вопросы по домашнему материалу

Заполняют орографическую схему района и находят соответствие между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемы

Организовывают работу в паре 

Строят речевые высказывания

Оценивают свои знания и умения, знания своих товарищей

Листы само и взаимопроверки

III

Изучение нового материала.

1.Мотивация и целеполагание

Задает проблемный вопрос:

Почему регион  Горы  Юга Сибири называют краем климатических контрастов и колыбелью внутренних вод России?

Корректирует  тему и цели урока.  

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Предлагают пути решения проблемной ситуации

Строят речевые высказывания

Исследуют условия учебной задачи

Формулируют тему и цели  урока

Запись  учащимися темы урока в тетради

2.Усвоение новых знаний.

Изучение климата  гор Южной Сибири

Организует работу по группам

- Используя карты атласа и знания о климатообразующих факторах, выделите основные черты климата изучаемого природного района. (5 минут)

- Сделайте вывод: в каких направлениях возрастает континентальность климата в горах Юга Сибири? Заполните ЛОС на интерактивной доске и в тетрадях.

Контролирует работу учащихся в группе

Подводит итог работы

Задает уточняющие вопросы

Проводят коллективное исследование, приобретают новые знания о климате региона, заполняют ЛОС

Работают в группах Участвуют в обсуждении содержания материала

Строят речевые высказывания

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

ЛОС в тетрадях и на интерактивной доске

3. Изучение  вод гор Южной Сибири

Организует познавательную деятельность учащихся фронтально по вопросам:

- Найдите и покажите, какие реки России берут начало в юрах Южной Сибири

- Каков характер течения рек, источники питания?

- Несмотря на то, что все реки по территории района протекают лишь в верхнем течении, этот природный район является самым обеспеченным водными ресурсами. Объясните, почему?

Работают с картами атласа

Отвечают на вопросы

Строят речевые высказывания

Дополняют ответы товарищей

Осуществляют самоконтроль деятельности  и результатов в соответствии с целями

4.  Проект «Байкал – жемчужина Сибири»

Формирует мотивацию к восприятию дополнительной информации

- Озеро Байкал образно называют «жемчужиной России». Группа наших ребят побывала в виртуальной экспедиции на Байкале, провела исследования и готова нам доложить о результатах.

Представляют  учебно-информационнй проект

Осмысливают информацию

Выступают перед аудиторией,

Слушают выступление товарищей

Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют саморегуляцию

Проектный продукт – мультимедийная презентация

5.Стадия осмысле-ния

Организует  осмысление результатов  работы,  выполненной на уроке.

- Вернемся к началу урока, к вопросу «Почему регион  Горы  Юга Сибири-  край климатических контрастов и колыбель внутренних вод России ?» Можем ли мы дать полный ответ? Мы продолжим работу  и только тогда сможем обосновать справедливость утверждения и его условия.

Обобщают знания, полученные на уроке.

Отвечают на проблемный вопрос

Строят речевые высказывания

Дополняют ответы товарищей

Рефлексия своих знаний

IV. Закрепле-ние нового материала

Организует практическую работу по группам:

- двум группам оценить климатические условия и водные ресурсы района и обосновать место для создания бальнеоклиматического оздоровительного курорта (используют материал урока, карты атласа и дополнительный материал – климатограммы городов гор Юга Сибири) Придумать рекламу курорта

- двум группам начертить на карте района проект нефтепровода из Западной Сибири на Дальний Восток.

Задает уточняющие вопросы

Подводит итог работы

Проводят коллективное исследование составляют географические модели, прогнозируют последствия влияния деятельности человека на природу

Выступают с результатами исследований

Участвуют в совместной деятельности;

сравнивают полученные результаты с ожидаемыми результатами

Реклама курорта

Нефтепровод рисуют на интерактивной доске. Сравнивают с реальным проектом. Объясняют удаление нефтепровода от Байкала сесмической активностью территории и опасностью загрязнения Байкала.

V.Итог урока

1.Само-рефлексия

2. Домашнее задание

Стимулирует учащихся дать анализ и оценку успешности достижения цели, оценку своей работы

Что понравилось на уроке? Довольны ли вы своей работой?

Предлагает составить синквейн по уроку

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

§ 48, по 3 вопроса к §, творческое задание по группам: составить туристические проспекты одного из регионов Южной Сибири.

Подводят итог урока

Составляют синквейн

Строят речевые высказывания

Озвучивают синквейн

Рефлексия своих знаний

Синквейн

Урок географии

Интересный, насыщенный

Путешествовали, узнавали, проектировали

Быстро прошел урок.

Здорово!

Запись домашнего задания


Приложение 1

Ф.И._________________________________                                                                        Вариант 1

Обозначьте цифрами формы рельефа гор Юга Сибири:

        1. Алтай                                      2. Кузнецкий Алатау            3. Западный Саян

        4. Кузнецкая котловина            5. хребет Хамар-Дабан         6. Борщовочный хребет

        7. Патомское нагорье

Соедините стрелками формы рельефа и соответствующее им тектоническое строение:

                        Алтай                                              Щит древней платформы

                        Становое нагорье                          Область  герцинской складчатости

                        Алданское нагорье                        Область байкальской складчатости

Ф.И._________________________________                                                                        Вариант 2

Обознасьте цифрами формы рельефа гор Юга Сибири:

 8. Салаирский кряж                     9. Тувинская котловина                   10. Восточный Саян

11. Яблоновый хребет               12. Становое нагорье                          13. Алданское нагорье

14. Становой хребет

Соедините стрелками формы рельефа и соответствующие им полезные ископаемые:

                        Алтай                                                    золото

                        Алданское нагорье                              каменный уголь

                        Кузнецкая котловина                          железные руды


За каждый правильный ответ – 1 балл.

Оцените свою работу:

  • 9-10 баллов – «5»
  • 7-8 баллов – «4»
  • 5-6 баллов – «3»
  • при работе с атласом – «3», если набрано больше 7 баллов

Набрано баллов: ____

Оценка: _____

Вопросы по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые гор Юга Сибири»

                Вопросы составил (а): ________________________

                Отвечал (а): _________________________________

  1. _____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. _____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. _____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Количество верных ответов:


Приложение 2

Климатограммы городов природного региона Горы Юга Сибири

             Климатограмма города Чита                  Климатограмма города Барнаул                 Климатограмма города Минусинск

  

Задание: проанализируйте карты атласа (стр. 43-44) и климатограммы городов Барнаул, Минусинск, Чита. Сделайте вывод, в районе какого из городов наиболее благоприятные условия для создания бальнеоклиматического курорта.

(Климатограммы взяты на сайте www.klimadiagramme.de)


Маршрут нефтепровода

Задание: проложите на карте проект нефтепровода из Восточной Сибири на Дальний Восток

       по маршруту Тайшет – Тында для АО Транснефть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме"климат и внутренние воды Южной Америки"

Разработка урока географии( с практическим заданием)...

Модульный урок по географии в 7 классе по теме « Внутренние воды Африки».

Модульный урок по географии в 7 классе по теме « Внутренние воды Африки».Цель: изучить внутренние воды Африки.Задачи:1. в процессе работы над учебным элементом вы должны знать крупнейшие речные и озер...

Конспект урока по географии для 8 класса "Моря и внутренние воды России"

На уроке географии по теме "Моря и внутренние воды России" для 8 класса проводится повторение, обобщение и контроль знаний по данной теме. При этом широко используются возможности информационно-коммун...

План открытого урока по географии в 7 классе на тему "Внутренние воды Евразии".

План урока составлен  по всем методическим правилам ,которые предъявляяются к работам такого вида. Данная разработка приближена по своему содержанию к новым стандартам ФГОС и носит деятельностный...

Презентация к уроку Горы Южной Сибири. Климат и внутренние воды

Презентация к уроку "Горы Южной Сибири: Климат и внутренние воды. Предусмотрена работа на интерактивной доске....

Урок по географии в 6 классе по теме "Внутренние воды. Реки"

Е.М.Домогацких. Урок в 6 классе. Тема - "Внутренние воды. Реки"цель урока: а) ОбразовательнаяСформировать  понятие  о  реке, её  частях, речной  системе.б) РазвивающаяРаз...

открытый урок по географии 7 класс Тема: Климат и внутренние воды Австралии. Своеобразие органического мира.

Тема: Климат и внутренние воды Австралии. Своеобразие органического мира.Тип урока: урок-исследование, заочная экспедиция на материк.Сформировать представление об особенностях климата, внутренних...