конспект урока "Население Северной Америки"
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Марьевская средняя общеобразовательная школа
Ольховатский муниципальный район
Воронежская область
Население и страны Северной Америки
(Канада)
Подготовила:
учитель географии
Белик Елена Александровна
Цели урока:
- Рассмотреть особенности населениям его размещения на материке;
- Познакомиться с крупными странами материка Северная Америка;
- Закрепить знания о природе Северной Америки; развивать творческое воображение и логическое мышление;
- Воспитать активность и самостоятельность детей на уроке.
Оборудование:
- политическая карта мира;
- атласы;
- компьютер и мультимедийный проектор.
Ход урока.
- Организационный момент.
- подготовка учащихся к уроку.
СЛАЙД 1,2
- сообщение темы и целей урока
- Актуализация знаний.
- Два учащихся работают у доски. Нужно выбрать из предложенных животных и растений разных материков те которые обитают в Северной Америке, и прикрепить их к карте таким образом, чтобы каждый оказался на своем месте обитания (природной зоне). СЛАЙД 3,4
- Некоторым учащимся выдаются задания-карточки, в предложениях которых нужно найти ошибки:
1.Северная Америка располагается в северном и южном полушарии.
2. На юге материк Северная Америка омывает Тихий океан.
3. Северная Америка самый жаркий материк.
4. На западе материка расположены горы Анды.
5. Самая большая река Северной Америки – Амазонка.
3) С остальными учащимися проводится блиц-опрос:
1. Кто открыл Северную Америку?
2. Какие океаны омывают берега Северной Америки?
3. Какая крупная горная система располагается на западе материка?
4. Какие природные зоны есть на материке?
- Изучение нового материала. СЛАЙД 5
История освоения и заселения материка.
На северо-западе материка освоение земель велось русскими землепроходцами и купцами. Испании принадлежала южная часть Северной Америки, Центральные равнины были исследованы и заселены французами, а прибрежные районы востока и севера – англичанами. Во второй половине 18 века на политической карте северной Америки произошли существенные изменения. Франция потеряла большинство своих владений на этом материке, что одновременно привело к расширению владений Англии и Испании. Но уже к началу 20 в. на территории Северной Америки были три государства: Канада, США и Мексика.
- Коренное население.
- Прочитайте текст в учебнике и перечислите коренные народы Северной Америки.
Эскимосы Аляски. СЛАЙД 6
Казалось бы, выше человеческих возможностей выжить в полярной пустыне, где почти полгода лютуют морозы и пурги. Тем не менее, люди здесь выжили, живут и даже считают свою родину лучшим местом на свете. Этот удивительный народ – эскимосы. Сами себя они называют инуиты – «люди». Даже снег и лед они сумели превратить в своих союзников, использовать как строительный материал.
Одно из самых замечательных изобретений эскимосов – иглу, дома из снежных кирпичей. Эскимосы Канады и Гренладии широко пользуются снежными иглу до сих пор. Иглу делают небольшими, диаметром 2-3 м. Обычно они рассчитаны на одну семью, но строятся и общественные хижины, вмещающие десятки человек. Форма иглу может быть разной – полусферической и грушевидной, но вход в нее располагается ниже пола, что сохраняет в жилище тепло.
Снежные хижины, как правило, не долговечны, служат не более месяца, но опытные строители сооружают их не более, чем за час-полтора.
Многие аляскинские эскимосы, как и в прежние времена, обшивают свои лодки шкурами тюленей. Мех оленей, шкуры морских зверей шли на изготовление обуви и одежды.
Камень, олений рог, рог овцебыка, моржовый бивень заменили инуитам металл и дерево. Эти северные люди нашли замену и топливу. Такой заменой стали пропитанные жиром кости китов, либо просто жир тюленей или оленей.
Эскимосская обувь – камики, состоящая из двух частей – внутренней, шерстью к телу, и внешней, шерстью наружу.
Индейцы. СЛАЙД 7,8
Индейцы Мексики.
До Испанского завоевания, начавшегося в 1519 году, на территории современной Мексики развивались самобытные культуры коренных обитателей- индейцев; некоторые из них достигли высокого уровня развития, например, майя, инки, ацтеки, толтеки.
Майя жили плотными группами и на прокаленном солнцем Юкатане и в лесах юго-востока Мексики, и в Гватемале, и в Гондурасе, смогли достичь еще больших высот. Они раньше других в Новом Свете смогли создать иероглифическую письменность, складывающиеся гармошкой книги, написанные на коре деревьев или замше, изобрели календарь, пустили в обращение деньги в виде какао-бобов, играли каучуковым мячом на специальных спортивных площадках. Однако им были неведомы ни колесо, ни плуг, землю они обрабатывали при помощи палки с острым концом.
О выстроенных им городах стало известно лишь в конце 16 века после завоевания испанцами Юкатана. К тому времени одни памятники лежали в руинах, другие успела поглотить сельва.
Сейчас многие древние майские дворцы и пирамиды открыты для обозрения. Прямых потомков майя осталось около 2 млн.
Алеуты. СЛАЙД 9
- Плотность населения. СЛАЙД 10
Рассмотрите карту плотности населения Северной Америки: определите районы, имеющие самую большую плотность, ответ обоснуйте.
- Страны Северной Америки. СЛАЙД 11
Выписать в тетрадь крупнейшие страны и их столицы. Выполнить работу в виде таблицы.
Государство | Название столицы |
Канада | |
США | |
Мексика | |
Куба | |
КАНАДА
СЛАЙД 12, 13
До того как первые европейцы (викинги) достигли канадского берега и обосновались в Северо – Восточной Америке (9 -10вв.) на территории Канады жили предки современных индейцев и эскимосов (около 40000 лет назад).В 1497г. итальянский мореплавател Джон Кабот высаживается на острове Кейп – Бретон и заявляет права Англии на открытую им территорию. В 1534г. французский мореплаватель Жак Картье достигает залива Св.Лаврентия , исследовав территорию, объявляет этот район французским с названием Новая Франция с центром в Квебеке. В конце 17 века начинается колонизация Канады. В 1663г.создана колония , за территорию современной Канады с Францией начала соперничать Англия. В результате поражения французской армии в Семилетней войне 1756 -1763гг. Великобритания получила права на территорию Канады. В 1848г.Канада добивается права на внутреннее самоуправление. А в 1867г. создаётся канадская федерация.
СЛАЙД 14
- Канада, имеющая самую длинную в мире береговую линию, занимает две пятых территории Северной Америки и обширные площади за Северным полярным кругом, в том числе острова: Канадский Арктический архипелаг, Ньюфаундленд, Ванкувер, острова Королевы Шарлотты и др. Канада – вторая по площади страна мира: крупнее её только Россия. Общая площадь составляет 9 970 610 км. Канада граничит на юге и северо – западе (штат Аляска) с США. На севере и северо – востоке омывается Северным Ледовитым океаном, на востоке – Атлантическим океаном. На западе – Тихим океаном.
СЛАЙД 15
- Канада – одна из наименее населённы стран мира. Население составляет 31 000 000 человек. Средняя плотность населения – менее 4 человека на 1кв.км .Обширные территории, особенно на севере, безлюдны. Большая часть населения сосредоточена на юго – востоке, вблизи границы с США, по берегам Великих озёр и вдоль реки Св.Лаврентия. Столица Канады – Оттава, но по численности населения лидируют Торонто (4683 тыс. человек) и Монреаль (3426 тыс. человек).Народы европейского происхождения составляют более 2/3 населения Канады: итальянцы, немцы, голландцы, поляки, венгры, украинцы. Здесь существуют два языка – английский и французский –и две культуры. Коренное население Канады – эскимосы и индейцы.
- Эскимосы живут на севере, сохраняя традиционный уклад жизни и и свой язык. В 1999г. Впервые в истории Канады коренное население обрело автономию – была образована эскимосская автономная территория Нунавут.
СЛАЙД 16
- Ландшафт Канады очень разнообразен: это и изрезанные горные хребты, и ледяные пустыни , и плодородные прерии, а также низины и равнины с умеренным климатом. Почти шестая часть общей площади Канады приходится на острова, включая остров Баффинова Земля – пятый по величине остров в мире. Территорию Канады условно можно разделить на четыре части: Канадский щит с равнинами и плато , канадские Кордильеры, Великие равнины и Аппалачи. Самая высокая точка Канады- гора Логан (5951 м ). Ландшафт Канады сформировался в первую очередь под воздействием оледенения. Ледники, существующие на севере страны, - остатки гигантского ледяного щита, который когда -то занимал всю территорию страны.
СЛАЙД 17
- Нигде в мире нет такого количества больших и малых рек и озёр, как в Канаде. По оценкам, Канада располагает более чем 25% мировых ресурсов пресной воды. В границах Канады расположено более 200 озёр. Самые крупные из них: Верхнее озеро (самое большое пресноводное озеро в мире),Большое Медвежье озеро(находится в десятке самых больших озёр мира),Большое Невольничье озеро, Гурон, Эри, Виннипег, Онтарио. Речная сеть в стране густая. Самая длинная река Канады- Макензи (1733 км),но самой важной для торговли и судоходства является Св. Лаврентия . Эта река образует более чем 4000-километровый водный путь, соединяющий Великие озёра с Атлантическим океаном. К главным рекам страны относятся также: Саскачеван, Фрейзер. Юкон. Колумбия.
СЛАЙД 18
- Климат Канады арктический, субарктический и умеренный.Большая часть территории страны находится в области вечной мерзлоты. На западном и восточном побережьях климат более влажный и мягкий: лето не очень жаркое, а зимы достаточно мягкие. В центральных районах климат резко континентальный и засушливый; в горных районах – довольно сухой, но в горах Селкирка часто бывают дожди, снегопады. Средние температуры : в январе – от -35 С на севере до +4 С на юге, в июле – от +4 С на островах Канадского Арктического архипелага до +21 С на юге. Годовое количество осадков распределяется по стране неравномерно : на севере выпадает 150 мм, в центре страны– 250 - 400 мм, на восточном побережье – 1250 мм, на западном – 2500 мм.
СЛАЙД 21
Полезные ископаемые поскольку
распространены не везде
относятся к невозобновляемым
природным ресурсам.
Канада имеет богатейшие
природные ресурсы:
нефть, природный газ, уголь,
медь, цинк, никель, свинец,
молибден, железо, уран,
золото, серебро. По разработке
многих полезных ископаемых
Канада занимает первое
место в мире.
СЛАЙД 22
- Канада – страна с высокоразвитой экономикой , современным промышленным производством, квалифицированной рабочей силой.
- Канада имеет высокоразвитую обрабатывающую промышленность и одновременно занимает ведущие позиции в мире по производству отдельных видов сырья: цинка (1-е место в мире), никеля (2-е место). Меди(3-е место), свинца (5-е место). Урана, алюминия, золота. Важнейшими отраслями промышленности являются нефтяная, газовая, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая, цветная металлургия, автомобилестроение.
СЛАЙД 23
- Благодаря тёплому лету и обширным плодородными равнинам в степных провинциях Канады развито высокопродуктивное сельское хозяйство. Восточная Канада –это производитель молочных продуктов, ягод (малина. черника), овощей (горох, бобы, картофель), фруктов (вплоть до персиков и груш), а также центр рыболовства (треска, лосось, окунь). Западная Канада выращивает пшеницу. рожь, масличный лён, овощи,
- фрукты; ЗДЕСЬ развито животноводство.
- Жители Северной Канады живут охотой и рыболовством.
СЛАЙД 24
- Исключительная по своей красоте природа привлекает в Канаду огромное количество туристов со всего мира. Здесь множество национальных парков и заповедников: Элк-Айленд (Лосиный остров). Вуд- Буффало с самым большим стадом бизонов, Джаспер с ледниками, озёрами, горячими источниками, горный курорт Банфф –старейший национальный парк Канады. На границе с США находится Ниагарский водопад высотой 51 м. один из красивейших в мире.
КАРТОЧКА
1.Северная Америка располагается в северном и южном полушарии.
2. На юге материк Северная Америка омывает Тихий океан.
3. Северная Америка самый жаркий материк.
4. На западе материка расположены горы Анды.
5. Самая большая река Северной Америки – Амазонка.
КАРТОЧКА
1.Северная Америка располагается в северном и южном полушарии.
2. На юге материк Северная Америка омывает Тихий океан.
3. Северная Америка самый жаркий материк.
4. На западе материка расположены горы Анды.
5. Самая большая река Северной Америки – Амазонка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Население и страны Северной Америки"7 класс
методическая разработка урока по теме"Населеение и страны Сесерной Америки "7 класс...
Конспект урока "Физико-географическое положение Северной Америки,история открытия материка"
Конспект к презентации ,загруженной ранее....
Конспект урока "Реки и озера Северной Америки"
конспект предназначен для учителей коррекционной школы 8 вида...
Конспект урока «Географическое положение и природные особенности материка Северная Америка»
Данный конспект урока сотавлен с применением технологии РКМЧП...
Конспект урока по теме "Знакомство с Северной Америкой"
На уроке географии в 7-м классе используются средства и приемы учебной деятельности, направленные на формирование у учащихся яркого образа северной Америки. Поставленные задачи направлены на развитие ...
Опорная схема-конспект по теме "Английские колонии в Северной Америке"
Новая история, 7 класс...
Конспект урока для 7 класса по географии на тему: "Географическое положение и история исследования Северной Америки"
Первый урок по изучению северного материка Северная Америка. Учащиеся самостоятельно определяют ГП материка и заполняют таблицу: "История исследования материка", учитель направляет учеников и помогает...