Сценарий урока-экспедиции "Рельеф дна Мирового океана"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Зайцева Елена Юрьевна

Сценарий урока-экспедиции "Рельеф дна Мирового океана" с маршрутными листами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – экспедиция «Рельеф дна Мирового океана»

Мотивация к учебной деятельности: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит необычный урок – урок –экспедиция. Но прежде чем начинать изучение нового, давайте вспомним, что мы изучали на последних уроках? (Горы и равнины) – рельеф какой части земли? (Рельеф суши). Но более 70 % земного шара занимает вода. Что это за вода? (Океаны и моря). Правильно! А знаем ли мы с вами, что находится на дне океанов? (Нет). Значит, что мы сегодня будем изучать на уроке? (Дно океана - Рельеф дна Мирового океана)

Какие цели мы с вами поставим? (Изучить дно Мирового океана,  …..)

Цель урока:

Изучить рельеф дна Мирового океана

Научиться работать с картой океанов

Продолжать учиться работать вместе в  группе

Актуализация знаний:

Каким образом в прошлом люди пытались получить сведения об океаническом дне? – Работа с текстом учебника стр. 66 (трос с грузом, Магеллан, «Челенджер»)

Слайд «Эхолот»  Систематическое изучение рельефа дна Мирового океана началось с изобретением эхолота. Этот прибор излучает звуковые сигналы, которые достигают дна, отражаются от него и возвращаются обратно к кораблю. Зная время пути сигнала до дна и скорость звука в воде, можно определить глубину океана в данной точке. Зная, как изменяются глубины по маршруту корабля, можно сделать вывод об изменении рельефа дна.

Слайд «Челенджер и Витязь»  Британский корабль «Челленджер» в 1872-1876 году совершил кругосветную экспедицию, в результате которой была составлена первая карта дна океанов.

Научно – исследовательское судно «Витязь» с 1949 по 1979 год совершало экспедиции в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах. Были открыты и исследованы возвышенности, хребты, впадины и желобы на дне океанов.

Слайд «Триест и Мир»  «Мир» — российский научно-исследовательский глубоководный обитаемый аппарат для океанологических исследований и спасательных работ. Имеет глубину погружения до 6 км. С помощью подводных аппаратов «Мир» были исследованы гидротермальные источники в районах Срединно-Атлантического хребта.

«Трие́ст» — исследовательский батискаф, на котором в 1960 году было совершено рекордное погружение в Марианскую впадину

Изучение нового материала: Слайд «Работа в маршрутных листах». Нам сегодня предстоит провести свои исследования дна Мирового океана. Мы работаем в группах по своим направлениям. Все результаты исследований заносим в свои маршрутные листы. Начинаем погружение!

Работа в группах по изучению элементов дна океана. (Задание № 1)

Ребята, отчитайтесь капитанам групп о сделанной работе.

Давайте посмотрим, каковы результаты ваших исследований. Всплываем!

Капитан исследовательской группы «Челленджер», расскажите о результатах своих исследований. Что вы изучали? (…). Слайд «Подводная окраина материков». На схеме на доске прикрепите карточку с названием части дна. Участники других групп дополняют свои схемы подписями.

Капитан исследовательской группы «Трие́ст»,  расскажите о результатах своих исследований. Что вы изучали?  (…). Слайд «Переходная зона». На схеме на доске прикрепите карточку с названием части дна. У вашей группы есть небольшое сообщение – о чём оно? (Марианский желоб – показать на карте). Участники других групп дополняют свои схемы подписями.

Капитан исследовательской группы «Витязь», расскажите о результатах своих исследований. Что вы изучали? (…). Слайд «Ложе океана». На схеме на доске прикрепите карточку с названием части дна. Участники других групп дополняют свои схемы подписями.

Капитан исследовательской группы «Мир»,  расскажите о результатах своих исследований. Что вы изучали?  (…). Слайд «Срединно – океанические хребты». На схеме на доске прикрепите карточку с названием части дна. У вашей группы есть небольшое сообщение – о чём оно? (Чёрные курильщики). Участники других групп дополняют свои схемы подписями.

Вы хорошо поработали на глубине, давайте немного отдохнём. Физминутка «Положите руки на парты. Горы бывают высокие (руки вверх), равнины – широкие (руки в стороны).Мы идём долго-долго (шагаем пальчиками).Вершины гор высоко (смотрим вверх), видно с них далеко (вертим головой).

Первичное осмысление и закрепление изученного: Слайд «Работа с картой океанов». Продолжаем исследования. Сейчас от теоретических исследований мы с вами перейдём к практическим. Задание № 2: Я предлагаю закрепить полученные знания, работая с картой океанов в атласе на стр. 24. Погружаемся!

Работа в группах по карте океанов.

Капитаны групп, определите, кто выйдет к карте и отчитается о работе. Нужно показать на карте океанов те объекты, с которыми работали в группе.

Выполняем Задание № 3: устно    («Челленджер» и «Триест» - Сред.- Атл. Хребет, «Витязь» и «Мир» - Вост – Тих. поднятие)

Если успеваем по времени, то читаем и беседуем о процессах, образующих рельеф дна (стр. 69, п.5)

Слайд «Проверим наши знания». Мы с вами долго работали на глубине, теперь пора всплывать. Давайте подведём предварительные итоги нашей работы и проверим наши знания. У вас в маршрутных листах есть Задание № 4: Выполните его, а ответы мы проверим вместе.

1. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под водой в виде мелководной прибрежной равнины:

а) ложе океана;

б) материковая отмель;

в) материковый склон

2. Материковую отмель и ложе океана соединяет:

а) шельф;

б) материковый склон;

в) котловина.

3. Самые глубокие участки мирового океана – это:

а) желоба;

б) материковый склон;

в) котловины.

4. 70% площади дна океана занимает:

а) котловины;

б) ложе океана;

в) срединно-океанические хребты.

5. Единая горная система на дне океана - это:

а) материковый склон;

б) срединно-океанические хребты;

в) желоба

Заслушиваем ответы, проверяем ответы по слайду «Рельеф дна мирового океана», можно сразу самим поставить оценку в окошко.

Итоги урока. Рефлексия:

Мы с вами сегодня хорошо поработали, давайте Подведём итоги:

Какие цели  мы с вами сегодня ставили?  Достигли ли мы с вами своих целей?  Слайд «Сегодня на уроке»

Сформулируйте своё домашнее задание – п.18 задания на стр. 70

Маршрутный лист

участника исследовательской группы «Челенджер»___________________________________________

Справка:        Британский корабль «Челленджер» в 1872-1876 году совершил кругосветную       экспедицию, в результате которой была составлена первая карта дна океанов.

Задание № 1: Прочитайте текст учебника п.18 стр. 67 пункт 2 «Подводная окраина материков» и продолжите предложения:

1. Материковая отмель (шельф) - это___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Её поверхность покрыта_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.На шельфе люди _____________________________________________________________________ и ловят  _________________________________________________________________________________

4. Материковый склон - __________________________________________________________________

Подпишите на схеме те части дна Мирового океана, которые вы изучили:

C:\Users\User\Desktop\1388484358_6-1-61.jpg

Задание № 2: По физической карте России рассмотрите материковую отмель (шельф) в Северном Ледовитом океане. Определите:

А) какие моря Северного Ледовитого океана расположены на шельфе _______________________________________________________________________________________

Б) какие острова Северного Ледовитого океана расположены на шельфе________________________________________________________________________________

Рассмотрите, как выглядит материковая отмель (шельф) Северного Ледовитого океана на карте океанов (атлас стр. 24), покажите её на карте у доски.  

Задание № 3: Опишите по плану Срединно – Атлантический хребет

1.В каком океане и в какой его части находится?

2.В каком направлении протянулся и на сколько километров?

3.Между какими географическими объектами (котловинами и материками) расположен?

Задание № 4: Проверим наши знания (обведите ваши ответы кружком):

1. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под водой в виде мелководной прибрежной равнины :

а) ложе океана;

б) материковая отмель;

в) материковый склон

2. Материковую отмель и ложе океана соединяет:

а) шельф;

б) материковый склон;

в) котловина.

3. Самые глубокие участки мирового океана – это:

а) желоба;

б) материковый склон;

в) котловины.

4. 70% площади дна океана занимает:

а) котловины;

б) ложе океана;

в) срединно-океанические хребты.

5. Единая горная система на дне океана - это:

а) материковый склон;

б) срединно-океанические хребты;

в) желоба.

Подведём итоги:

Сегодня на уроке:

  • Я узнал
  • Я научился
  • Мне было интересно
  • Мне было сложно

Маршрутный лист

Участника исследовательской группы «Триест»______________________________________________

Справка:           «Трие́ст» — исследовательский батискаф, на котором в 1960 году было совершено   рекордное погружение в Марианскую впадину.

Задание № 1: Прочитайте текст учебника п.18 стр. 67 пункт 3 «Переходная зона» и продолжите предложения:

1. Переходная зона расположена _______________________________________________________________________________________ и имеет ________________________________________________________________________________

2. Глубоководный желоб – это___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Здесь часто происходят________________________________________________________________ и _____________________________________________________________________________________

Подпишите на схеме те части дна Мирового океана, которые вы изучили:

Задание № 2: По карте океанов в атласе стр. 24 - 25 найдите:

А) Марианский желоб и определите, в каком океане он находится и определите его глубину_______________________________________________________________________________;

Б) Японские, Курильские и Алеутские острова в Тихом океане и определите, какие моря находятся рядом_________________________________________________________________________________;

В) Покажите на карте у доски Марианский  желоб.

Задание № 3: Опишите по плану Срединно – Атлантический хребет

1.В каком океане и в какой его части находится?

2.В каком направлении протянулся и на сколько километров?

3.Между какими географическими объектами (котловинами и материками) расположен?

Задание № 4: Проверим наши знания (обведите ваши ответы кружком):

1. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под водой в виде мелководной прибрежной равнины :

а) ложе океана;

б) материковая отмель;

в) материковый склон

2. Материковую отмель и ложе океана соединяет:

а) шельф;

б) материковый склон;

в) котловина.

3. Самые глубокие участки мирового океана – это:

а) желоба;

б) материковый склон;

в) котловины.

4. 70% площади дна океана занимает:

а) котловины;

б) ложе океана;

в) срединно-океанические хребты.

5. Единая горная система на дне океана - это:

а) материковый склон;

б) срединно-океанические хребты;

в) желоба.

Подведём итоги:

Сегодня на уроке:

  • Я узнал
  • Я научился
  • Мне было интересно
  • Мне было сложно

Маршрутный лист

участника исследовательской группы «Витязь»______________________________________________

Справка:            Научно – исследовательское судно «Витязь» с 1949 по 1979 год совершало экспедиции   в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах. Были открыты и исследованы возвышенности, хребты, впадины и желобы на дне океанов.

Задание № 1: Прочитайте текст учебника п.18 стр. 68 пункт 4 «Ложе океана» и два абзаца на стр. 69 «Есть на дне океанов…» (до п.5) и продолжите предложения:

1.Ложе океана занимает ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.На ложе океана есть ___________________________________________________________________

3. Котловины - это______________________________________________________________________

4. Ещё на дне океана есть ________________________________________________________________

Подпишите на схеме те части дна Мирового океана, которые вы изучили

Задание № 2: По карте океанов в атласе стр. 24 - 25 найдите и запишите:

А) Подводные котловины___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Подводные хребты________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Покажите на карте у доски котловины на дне Тихого океана.

Задание № 3: Опишите по плану Восточно – Тихоокеанское поднятие:

1.В каком океане и в какой его части находится?

2.В каком направлении протянулось и на сколько километров?

3.Между какими географическими объектами (котловинами и материками) расположено?

Задание № 4: Проверим наши знания (обведите ваши ответы кружком):

1. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под водой в виде мелководной прибрежной равнины :

а) ложе океана;

б) материковая отмель;

в) материковый склон

2. Материковую отмель и ложе океана соединяет:

а) шельф;

б) материковый склон;

в) котловина.

3. Самые глубокие участки мирового океана – это:

а) желоба;

б) материковый склон;

в) котловины.

4. 70% площади дна океана занимает:

а) котловины;

б) ложе океана;

в) срединно-океанические хребты.

5. Единая горная система на дне океана - это:

а) материковый склон;

б) срединно-океанические хребты;

в) желоба.

Подведём итоги:

Сегодня на уроке:

  • Я узнал
  • Я научился
  • Мне было интересно
  • Мне было сложно

Маршрутный лист

Участника исследовательской группы «Мир»________________________________________________

Справка:           «Мир» — российский научно-исследовательский глубоководный обитаемый аппарат для океанологических исследований и спасательных работ. Имеет глубину погружения до 6 км. С помощью подводных аппаратов «Мир» были исследованы гидротермальные источники в районах Срединно-Атлантического хребта.

Задание № 1: Прочитайте текст учебника п.18 стр. 68 с абзаца «Важнейшим открытием в конце 50-х гг. …» до абзаца «ЗАДАНИЕ» и продолжите предложения:

1. Срединно-океанические хребты имеют длину____________________________________________ и ______________________________________________________________________________________

2.В центральной части срединно – океанических хребтов_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Здесь обнаружены удивительные творения природы______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В районах срединно-океанических хребтов происходят____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпишите на схеме те части дна Мирового океана, которые вы изучили

Задание № 2: По карте океанов в атласе стр. 24 – 25 найдите:

А) Срединно – океанический хребет в Атлантическом океане. Он называется _______________________________________________________________________________________

Б) Срединно – океанический хребет в Тихом океане. Он называется_____________________________________________________________________________ и находится в ___________________________________________ части океана.

В) Покажите на карте у доски эти срединно – океанические хребты.

Задание № 3: Опишите по плану Восточно – Тихоокеанское поднятие:

1.В каком океане и в какой его части находится?

2.В каком направлении протянулось и на сколько километров?

3.Между какими географическими объектами (котловинами и материками) расположено?

Задание № 4: Проверим наши знания (обведите ваши ответы кружком):

1. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под водой в виде мелководной прибрежной равнины :

а) ложе океана;

б) материковая отмель;

в) материковый склон

2. Материковую отмель и ложе океана соединяет:

а) шельф;

б) материковый склон;

в) котловина.

3. Самые глубокие участки мирового океана – это:

а) желоба;

б) материковый склон;

в) котловины.

4. 70% площади дна океана занимает:

а) котловины;

б) ложе океана;

в) срединно-океанические хребты.

5. Единая горная система на дне океана - это:

а) материковый склон;

б) срединно-океанические хребты;

в) желоба.

Подведём итоги:

Сегодня на уроке:

  • Я узнал
  • Я научился
  • Мне было интересно
  • Мне было сложно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Части Мирового океана. Свойства вод океана.

Урок по теме Части Мирового океана. Свойства вод океана. ...

«Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура».

Урок по теме «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура». Тема урока входит в раздел «Гидросфера» начального курса...

Гидросфера. Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана

6 класс. Урок №16.  к учебнику Т.П. Герасимовой Вода на Земле.  Части Мирового океана...

Разработка урока географии 6 класс "Части Мирового океана. Свойства вод океана."

Открытый урок по географии в 6 классе по теме "Части Мирового океана. Свойства вод океана".Урок провоится с использованием ИКТ....