урок на тему "Источники географической информации"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Цель: сформировать понятие «географическая карта»

Задачи:

Ø сформировать представления о многообразии географических карт;

Ø раскрыть значение географических карт  в жизни человека;

Ø сформировать представление о географических картах,  как источниках получения географических знаний;

Планируемые результаты:

Ø  Предметные – должны знать понятие «карта», принципы ее построения, называть различи между видами географических карт;

Ø  Метапредметные – должны уметь пользоваться картами, находить и показывать на них географические объекты, сравнивать изображения на карте;

Ø  Личностные – осознавать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношений человека, природы и общества.

Тип урока: изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_istochniki_geograficheskoy_informatsii.docx45.6 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Цель: сформировать понятие «географическая карта»

Задачи:

  • сформировать представления о многообразии географических карт;
  • раскрыть значение географических карт  в жизни человека;
  • сформировать представление о географических картах,  как источниках получения географических знаний;

Планируемые результаты:

  • Предметные – должны знать понятие «карта», принципы ее построения, называть различи между видами географических карт;
  • Метапредметные – должны уметь пользоваться картами, находить и показывать на них географические объекты, сравнивать изображения на карте;
  • Личностные – осознавать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношений человека, природы и общества.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, физическая карта мира,  атлас, учебник, рабочие листы.

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент
  2. Актуализация знаний

ВСПОМНИТЕ:

  1. Какие источники географической  информации вы знаете (стр.17, рис.11)   
  2. С каким из источников  географической информации мы подробно знакомились на прошлых уроках?
  3. Что такое план местности? Можно ли считать план местности источником географической информации?
  4. Какую информацию мы можем получить при работе с планом местности?
  5. Что нам помогает читать план местности?
  6. План местности выполнен в уменьшенном виде. Что такое масштаб?
  7. Какие виды масштаба вам знакомы?
  8. Указано ли на плане местности направление? Назовите основные стороны горизонта.
  9. Назовите промежуточные стороны горизонта.

  1. Изучение новой темы

 Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с  источниками  географической информации.

Внимание на доску!  

Предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма и ответить на вопрос                         «О чем пойдет речь на уроке?

Запишите число и тему урока в рабочие листы.

Мы узнаем  (работа  с учебником стр. 40)

План урока (слайд)

  1. Что такое географическая карта?
  2. Свойства географических карт.
  3. Классификация географических карт.
  4. Значение географических карт, как источника информации.

Слайд:   

  • Что такое геоид?  (шарообразная форма  Земли, слегка сплюснутая у полюсов)
  • Какая пространственная модель в географии нам позволяет видеть шарообразную форму планеты? (глобус)

Считают, что первый земной глобус был создан ещё во II в. до н.э., но он не сохранился до наших дней.

Первый сохранившийся глобус был создан Мартином Бехаймом   в 1492 году                               (год открытия Америки  Колумбом). Глобус  хранится в Нюрнберге  (слайд).

  • Глобус – самая точная модель Земли, но на практике удобнее работать с географическими картами. Почему?                                                                            Найдите ответ в тексте учебника стр. 40

Как появились географические карты?

За много тысячелетий до нашей эры человек начал изображать окружавшую его местность. Эти первые картографические изображения служили для указания путей кочевки, мест удачной охоты, наиболее удобных переправ через реки.

В античном мире, когда начали развиваться торговля и мореплавание, искусство составления карт достигло большого развития. Одна из самых знаменитых карт Земли была составлена древнегреческим географом и астрономом Клавдием Птолемеем во II в. до н.э.

Сравните карту Птолемея (слайд) с современной физической картой мира.

  •  Какие географические объекты есть на обеих картах?
  • Какие географические знания можно получить, используя каждую из этих карт?

Древние римляне также широко использовали различные карты в практических целях. В начале средневековья, когда в Европе появляется компас, начинают составлять морские навигационные карты. Эти карты предназначались для мореплавателей. Поэтому на них очень точно изображалась береговая линия, а внутренняя часть материков оставалась пустой.

Только в эпоху великих географических открытий стали составлять карты, где были точно отражены различные части Земли. Первая русская карта под названием «Большой чертеж» была составлена в середине XVI века. К ней было сделано специальное приложение «Книга большому чертежу».

Так постепенно карты становились неотъемлемой частью человеческой деятельности и культуры.

  • Мы говорим о картах, а какое  определение мы можем дать этому понятию? Что такое географическая карта?  (сравнить с определением на стр. 40)
  • Какую информацию можно получить из определения географической карты?   

Какими свойствами обладает географическая карта?

Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю сравнить план местности и физическую карту полушарий.

  • Где местность изображается  более  подробна?
  1. свойство – обобщение информации

  • Прочитайте масштаб плана местности на рис. 23 стр.34 и сравните с масштабом, в котором выполнена физическая карта полушарий стр.176.
  1. свойство – более мелкий масштаб

  • Что обозначено зеленым цветом на плане местности? А что обозначают зеленым цветом на карте?

3- свойство – легенда карты

Вы, наверное, никогда не задумывались, что, если бы не было букв, мы бы никогда не смогли прочитать интересную книгу. Оказывается, также обстоит дело и с географической картой. На географических картах буквами являются условные знаки. Они помогают определять географические объекты и их характерные признаки. Условные знаки отличаются не только конфигурацией, но и цветом. Традиционные цвета для условных знаков – жёлтый, коричневый, синий и зелёный. Применяемая система условных знаков называется легендой карты.

Прежде чем рассматривать карту, сначала нужно изучить её легенду. Нужно понять, что обозначают на ней разные цвета, линии, кружки, символы и т.д. Таким образом, условные знаки – это символические обозначения для изображения объектов местности и их характеристик.

Разные объекты изображаются на картах разными способами. Поэтому есть очень много видов условных знаков. Давайте, рассмотрим основные условные знаки, которые применяются чаще всего на страницах школьного атласа.

  • Самый распространённый способ изображения на карте объектов и явлений – качественный фон. Если посмотреть на любую карту сразу в глаза бросается цветной фон. Качественный фон – это и есть цвет. Цветом на карте можно обозначить объекты или явления, занимающие значительную площадь. В пределах этой площади объект имеет сплошное распространение. Примером карты, выполненной с использованием качественного фона, может быть политическая карта мира. Каждый цвет на ней соответствует определённой стране, но сам по себе цвет ничего не обозначает, он используется для выделения территории определённой страны.

  • Другой пример физическая карта. На ней цветом показаны участки земной поверхности, имеющие разную абсолютную высоту над уровнем моря. Это и низменности, и возвышенности, плоскогорья и горы.

  • Чтобы отмечать на карте какие-либо важные объекты, имеющие небольшие размеры, используется способ изображения – значки. С помощью значков можно изображать: города, месторождения полезных ископаемых, заповедники, морские порты и т.д. Значки точно привязаны к поверхности Земли и имеют точно определённое местоположение.

  • Чтобы показать на географических картах географические явления используют знаки (или линии) движения. С помощью линий движения можно показать направление движения. Например, линии движения обозначают на карте направления морских течений и ветров.

  • Многие карты сопровождаются дополнительной разнообразной информацией. Эта информация помещается в отдельных рамках, которые называются врезками. На врезках могут быть представлены рисунки, схемы, графики, диаграммы, фотографии.

ВЫВОД: легенда карты зависит от цели создания карты. Цель определяет содержание карты, то есть то, что на ней изображается.

 4 – свойство - математическая основа (это основа позволяет перейти от выпуклого изображения земной поверхности к плоскому и нанести на карту географическую сетку, которую мы будем изучать на следующем уроке)

Какие бывают географические карты? (работа с текстом учебника)

Г е о г р а ф и ч е с к и е    к а р т ы

по масштабу              по пространственному охвату        по содержанию

- крупномасштабные           - карты мира                            - общегеографические

- среднемасштабные           - карты материков и океанов         - тематические

- мелкомасштабные            - отдельных стран и их частей    - специальные

По масштабу:  работа с рис.29  стр.42   (Санкт-Петербург на картах разных масштабов)

  1. Прочитайте масштаб карт
  2. Переведите численный масштаб в именованный                                                        1:20 000 000 – в 1 см – 200 км

1: 3 000 000 – в 1 см – 30 км

1: 600 000 – в 1 см – 6 км

  1. Какая из карт менее подробная? (чем мельче масштаб, тем менее подробно содержание карты)

По пространственному охвату:

Слайды:  Физическая карта Австралии, физическая карта России                              (стр.178 учебник)

  1. Что мы узнаем читая каждую из этих карт?

По содержанию: 

1) На общегеографических картах все явления и объекты изображаются с одинаковой подробностью. Производится это так, что объекты и явления не перекрывают друг друга и не мешают созданию целостного образа территории.   

                                                                                                                                                                          2) Тематические карты посвящены какому-либо одному объекту или явлению, какой-то определённой теме. Тематическую карту легко определить по названию карты: природные зоны мира, климатическая карта мира, почвенная карта мира и т.д.

На тематических картах соответствующий объект изображается максимально подробно. Всё остальное может просто не изображаться совсем.                                                                                                                 

  • тематическая карта - стр. 76 учебник (Карта землетрясений и вулканов)
  • приведите пример тематической карты с учебника (приложение)

3) контурные карты относятся к специальным

Предлагаю  немного отдохнуть и решить  ребусы   (на интерактивной доске)

  • А что такое атлас?
  • Слово «атлас» введено  Герардом  Меркатором  в XVI в.

4.Самостоятельное применение знаний:  изучите свой школьный атлас. Опишите виды географических карт, заполнив таблицу (по вариантам)

Вид географических карт атласа

Что изображено

Масштаб

1.  Физическая карта полушарий

2. Физическая карта России

3.  Политическая карта мира

5. Проверочная работа    Укажите верные утверждения

6.Подводим итоги урока

  • Какую тему  мы сегодня изучили?                                                                                  
  • Каково значение географических карт? Людям каких профессий особенно нужны карты? А нужны ли карты нам?
  • Можно ли считать карту источником географической информации?
  • Чему научились на уроке?
  • Кто доволен сегодня своей работой? (слайд)

ВЫВОД: Известный английский писатель Р. Л. Стивенсон писал: «Говорят, некоторые люди не интересуются картами — я с трудом этому верю». Старые ли карты, компьютерные ли их изображения — все они являются орудием познания и средством, позволяющим людям взаимодействовать друг с другом. Карта — выдающееся создание человеческой мысли.

Оценки за работу на уроке.

Дом. задание:  п.12, стр. 43 задание 11

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Тема урока  _______________________________________________________

  1. Самая точная пространственная  модель Земли ____________________

  1. Свойства географических карт

1____________________________________________________________

2____________________________________________________________

3____________________________________________________________

4____________________________________________________________

  1. Классификация карт

По масштабу

1 ____________________________________________________________

2____________________________________________________________

3____________________________________________________________

Переведите численный масштаб в именованный                                                       

1:20 000 000 – _____________________________

1: 3 000 000 – _____________________________

1: 600 000 – _______________________________

По пространственному охвату

1____________________________________________________________

2____________________________________________________________

3____________________________________________________________

По содержанию

1____________________________________________________________

2____________________________________________________________

3____________________________________________________________

  1. Опишите виды географических карт, заполнив таблицу

Вид географических карт атласа

Что изображено

Масштаб

1.  Физическая карта полушарий

2. Физическая карта России

3.Политическая карта мира

Проверочная работа    вариант 1

Если утверждение верное поставьте знак «+», если нет,  знак «-»

№ п/п

Утверждения

ответ

1

Масштаб на географической карте всегда мельче, чем на плане

2

На карте  изображается  небольшая территория

3

На плане подробно наносятся все географические объекты

4

На карте есть градусная сетка

5

Мелкомасштабные карты имеют масштаб мельче 1: 1 000 000

6

По содержанию карты бывают общегеографические и карты отдельных стран и  их частей

7

Слово «атлас»  введено Мартином Бехаймом

Проверочная работа    вариант 2

Если утверждение верное поставьте знак «+», если нет,  знак «-»

№ п/п

Утверждения

ответ

1

Масштаб на географической карте всегда мельче, чем на плане

2

На карте  изображается большая территория

3

На плане наносятся  только важные географические объекты

4

На карте есть градусная сетка

5

Главные особенности географических карт обобщение информации и математическая основа

6

По содержанию карты бывают общегеографические и тематические

7

Слово «атлас»  введено Герардом Меркатором


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы географических исследований и источники географической информации.

В 7 классе работаю по учебнику И.В. Душина, В.А.Коринская, В.А. Щенев География. Материки, океаны, народы и страны под ред. В.П. Дронова. На уроке "Методы географических исследований и источники геогр...

Формы работы с источниками географической информации

В статье описываются фомы работы с источниками географической информации: текстовыми, натуральными, нетекстовыми. Данный материал будет полезен учителям географии при планировании учебного процесса....

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Изучение истории возникновения поселка Шатск .»

Урок - обощение и повторение ранее изученного материала. Изучение особенности добычи железной руды на Курской магнитной аномалии(презентация). Знакомство с историей возникновения поселка Шатск( презен...

Урок на тему "Географическая карта - особый источник информации"

Предмет: география Класс: 5 Тема " Географическая карта - особый источник информации"...

Урок-практикум "Записки путешественников и литературные произведения — источники географической информации"

Урок-практикум "Записки путешественников и литературные произведения — источники географической информации" для учащихся 5 классов по учебнику "География.Землеведение" под ре...

Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.

Знакомство обучающихся  с различными методами географических исследований, источниками географической информации,  географическими картами различной тематики и ихпрактическим использованием,...