Формы работы с источниками географической информации
материал по географии по теме

Егоркина Галина Константиновна

В статье описываются фомы работы с источниками географической информации: текстовыми, натуральными, нетекстовыми. Данный материал будет полезен учителям географии при планировании учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы работы с источниками географической информации

Текстовые:

учебник

(специально организованный

текст)

научно-популярный текст

научный текст

художественный текст

Разнообразные формы работы с текстом учебника.

- найди место в учебнике, где описывается объект, представленный картинкой…

- читаем сложное предложение и переводим его с «русского на русский»

- уточни предложение, упрости его так, чтобы смысл не потерялся

- поставь вопросы к абзацу учебника

- составь суждения по тексту параграфа

- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе4 расскажи по этим опорным словам – разверни информацию

- заполнение «слепого» текста с терминами из изучаемой темы

- заполни таблицу, используя информацию учебника

- создай таблицу (сверни информацию)

- составь план изучения темы (алгоритмизируя в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, объект или свойство объектов)

- заполни пропуски в предложениях с заданием на определение причинно-следственных связей

- составь предложения по теме, используя слова 2так как», «потому что», «следовательно», «если …, то»

- найди подсказки в тексте учебника, статьях, Интернете и сформулируй ответы на проблемные вопросы6 почему?… зачем?.. как можно объяснить?

- сотавь разные предложения с одним и тем же понятием

- приведи конкретные примеры, раскрывающие смысл понятия

Художественная литература

-отрывки из художественной литературы (повести, рассказа, сказки), по которым предлагается выйти на тему занятия или сформулировать проблему;

-название нескольких художественных произведений (объединяющие элементы);

-стихи или песни (например, слова и музыка гимна);

-притчи;

-любые короткие истории.

Для решения воспитательных задач, формирования духовно-нравственных качеств личности на уроках географии можно использовать пословицы и поговорки. Бывает так, что к месту и вовремя приведенные они вразумляют точнее, быстрее и эффективнее, чем долгое объяснение. Их использование на уроках позволяет воспитывать у школьников уважение к национальным обычаям, особенностям быта и занятиям населения разных государств и рас, учат считаться с реальными возможностями влияния человека на природу, позволяют осознать естественность и неотвратимость последовательной смены природных явлений, ритмичности процессов, происходящих в географической оболочке.

Байкал как зеркало лежит.
Гора в него глядится.
То туча воды затемнит,
То солнце в них лучиться.
О нем писали: «Чаша вод».
Да, но какая «чаша»!
Как море, чаша глубока.
Прозрачная водица!
Россия очень велика,
А вся могла б напиться.

И. Ландо

- Почему поэт пишет, что у Байкала «Чаша глубока» и «Россия вся могла б напиться»?

- Какой русской реке посвятил эти стихи поэт?

У тебя, краса-река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Нежное, девичье.
Ласковым тебя не зря
Окрестили словом,
Несмотря, что родилась
Ты в краю суровом.

«Моя Лена» Леонид Попов

- Какую великую русскую реку воспел поэт в стихотворении?

Не приметен ничем, не широк,
По просторам Волдайского края
Еле слышно журчит ручеек,
Меж каменьями путь выбирая.
То он моет прибрежный песок,
То внезапно в кустах пропадает,
И не знает еще ручеек,
Что его впереди ожидает.
Сколько верст ему надо пройти,
Сквозь какие преграды пробиться,
Сколько рек с ним сольется в пути,
Сколько чаек над ним закружиться.
Сколько долгих минует годов,
Сколько волн разойдется кругами,
Сколько встанет больших городов
Над крутыми его берегами.

Николай Якушев «О Волге»

О какой природной зоне идет речь в данном отрывке? Какое состояние погоды отразил в нём М. А. Шолохов?

“Вызрел ковыль, ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к Западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа.

Отцвели разномастные травы, на гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе несчётные сияли звезды, месяц – казачье солнышко, Темнея, ущерблённой боковиной , Светил скупо, бело. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен, земля, напитанная всё той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе”.

(Степь. Засуха в степи).

Афоризм (эпиграф)

-определить тему занятия на основе высказываний;

-высказать собственную точку зрения;

-назвать, что объединяет все высказывания и в чем состоит различие позиций авторов;

составить рейтинг высказываний;

-дополнить список другими высказываниями известных личностей или же попробовать придумать собственное высказывание;

-назвать проблемы или области общественной жизни, которых касаются приведенные высказывания;

-выделить основные понятия, встретившиеся в высказываниях

Мы живем в мире слов. Каждое слово что-нибудь обозначает.

А вот так, поэтически красиво, передал нам свое восприятие озера А. Блок:

Как женщина усталая, оно
Раскинулось внизу и смотрит в небо,
Туманится и даль поит туманом,
И отняло у неба весь закат.
“Над озером”.

Такого количества и такого разнообразия озер, как в России, нет ни в одной стране. Их насчитывается более 2 млн.

Незаконченное предложение (фраза)

-предложить окончание;

-выделить проблему;

-дополнить высказывание по собственному усмотрению

Графическое изображение

-картина (любой рисунок);

-фотография;

-карикатура;

-схема (диаграмма)  

- контурная карта

1. При изучении и знакомстве с крупными реками России учащимся можно предложить такие ситуации: Один из вас капитан, другой - штурман. Надо выбрать маршрут плавания по Волге, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали.

2. После изучения темы «Природные зоны» можно предложить следующую ситуацию, для повторения изученного ранее:

« Вы едете в оленьей упряжке по тундре. Опишите ваши наблюдения».

3. Определение природных зон по иллюстрациям.

По заданию учителя учащиеся подбирают иллюстрации, открытки по природным зонам, кратко характеризуют растительный и животный мир.

4. По опорному конспекту дать характеристику озерам.

В России более 2 млн. озер. Я предлагаю вам познакомиться с самыми известными озерами, используя карточки.

Озеро 1. Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения. (Каспийское.) Картинка -005

Озеро 2. Это озеро — самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорога жизни — единственная связь страны с осажденным Ленинградом”. (Ладожское.)

Озеро 3. Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне от больших строек и дорог. Поэтому сохранилась здесь природа в первозданном виде. Ал-тын-Коль (Золотое озеро) — такое название дали озеру за его чарующую красоту. Вода в нем холодная и прозрачная. Из него вытекает один из притоков Оби. (Телецкое.)

Озеро 4. Еще при Петре I проложили русские люди “государеву дорогу” от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадают 60 рек, а вытекает река Свирь. В озере много рыбы, в том числе и лососевых. (Онежское.)

Озеро 5. А это озеро — исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 г. произошло знаменитое Ледовое побоище. Это пресноводное озеро лежит в центре России. Котловина озера ледникового происхождения. (Чудское.)

Озеро 6. Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты. Оно неглубокое, ледникового происхождения. Здесь много птиц, рыб и даже великаны Арктики — овцебыки. (Таймыр)

Озеро 7. Это озеро самое глубокое в мире, самое старое — ему 30 млн. лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений — 3/4 из них эндемичны, т. е. встречаются только здесь. (Байкал)

Озеро 8. Это крупное Дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница России с Китаем. В нем водятся зеленые беспанцирные черепахи. (Ханка.)

5. Картографическая разминка 

На приготовленных контурных листах отметить объекты

1 вариант 

1. Кузнецкий бассейн
2. Западно-Сибирский бассейн
3. Тимано-Печорский бассейн
4. Тунгусский бассейн
5. Донецкий бассейн
6. Уренгой
7. Игрим
8. Усть-Балыкское
9. Канско-Ачинский бассейн
10.Штокмановское

2 вариант 

1. Печорский бассейн
2. Волго-Уральский бассейн
3. Тихоокеанский бассейн
4. Таймырский бассейн
5. Южно-Якутский бассейн
6. Подмосковный бассейн
7. Шаим
8. Астраханское
9.Усинское
10. Бованенковское

С 5 по 10 – указать название месторождения и что добывают, обозначить условным знаком.

        

Понятийный ряд

-ряд понятий или слов, объединенных одним смыслом;

-несколько определений одного понятия;

-назвать пропущенные понятия в определениях или текстах;

-придумать свои ассоциации к тому или иному понятию

Видеофрагмент

-фрагмент (сцена) из художественного фильма;

-мультипликационный фильм;

-документальные хроники;

-информационно-аналитические программы

Литература

  1. Галеева Н.Л.        Сто приемов для успеха ученика на уроках географии. - М.: «5 за знания»,  2006.
  2. Н. Н. Зинченко, Л. А. Звонцова. География. 6-10 классы. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет-викторины.- Волгоград : Учитель, 2011.
  3. Зотова А.М.        Игры на уроках географии.  6-7 классы: метод. пособие для учителя.- М.: Дрофа, 2007.
  4. А. Наумов. Задачи по географии.-        Москва: Мирос, 1993.

  1. Яворовская  И. Занимательная география. Стихи, загадки, кроссворды, легенды. -Ростов н/Д: Феникс, 2007

Егоркина Галина Константиновна, учитель географии высшей категории

МБОУ СОШ № 4 им.Нисанова Х.Д. г.Пролетарска Ростовской области

Нетекстовые (наглядные):

рисунки

карты (географические, исторические)

чертежи

кино-, видеофильмы

Источники нового знания

Натуральные:

горные породы

гербарии

химические вещества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы географических исследований и источники географической информации.

В 7 классе работаю по учебнику И.В. Душина, В.А.Коринская, В.А. Щенев География. Материки, океаны, народы и страны под ред. В.П. Дронова. На уроке "Методы географических исследований и источники геогр...

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Изучение истории возникновения поселка Шатск .»

Урок - обощение и повторение ранее изученного материала. Изучение особенности добычи железной руды на Курской магнитной аномалии(презентация). Знакомство с историей возникновения поселка Шатск( презен...

Отработка навыков работы с различными источниками географической информации при подготовке к оценочным процедурам

Отработка навыков работы с различными источниками географической информации при подготовке к оценочным процедурам...

Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.

Знакомство обучающихся  с различными методами географических исследований, источниками географической информации,  географическими картами различной тематики и ихпрактическим использованием,...

Практическая работа. Население. 10 класс. Прогнозирование изменений возрастной структуры отдельных стран на основе анализа различных источников географической информации.

Практическая работа. Население. 10 класс. Прогнозирование изменений возрастной структуры отдельных стран на основе анализа различных источников географической информации....

Практическая работа 1. Объяснение различий в показателях качества жизни населения в отдельных регионах и странах мира на основе анализа источников географической информации (10 класс).

Практическая работа 1. Объяснение различий в показателях качества жизни населения в отдельных регионах и странах мира на основе анализа источников географической информации (10 класс)....