"Проектная деятельность учащихся на уроках географии в контексте развития УУД"
статья по географии на тему

Скоробогатова Ирина Анатольевна

Актуальность.

Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.

 ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.  Всесторонне реализовать данную  технологию позволяет проектная деятельность через которую формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

 Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения?

imageОсновное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);

 

imageИнструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);

 

imageОсновным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;

 

Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ

Тема опыта:

«Проектная деятельность учащихся на уроках географии в рамках стандартов второго поколения»

Актуальность.

Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.

 ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.  Всесторонне реализовать данную  технологию позволяет проектная деятельность через которую формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

 Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения?

Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);

Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);

Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;

Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

 Проект – временная целенаправленная деятельность учителя и учеников  на получение уникального результата.

Проект - это открытая и динамичная форма организации учебной деятельности учащегося и педагогической деятельности учителя, которая предполагает их выбор и творческие решения.

Метод проектов - педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для активного освоения новых способов человеческой деятельности.

Метод проектов органично вписывается в систему личностно ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения. Это метод обучения может быть использован в изучении любого предмета, может применяться как на уроках , так и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

В обучении географии метод проектов занимает важное место. Суть его заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала по географии и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.

Основная цель применения метода проектов на уроках географии  - самостоятельное постижение школьниками жизненно важных географических проблем, понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных тем по географии.

Задачи проектной деятельности:

  1. Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  3. Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  4. Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  5. Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения:

1. Рефлексивные умения:

умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

умение находить несколько вариантов решения проблемы;

умение выдвигать гипотезы;

умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

умение коллективного планирования;

умение взаимодействовать с любым партнером;

умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

навыки делового партнерского общения;

умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

         5. Коммуникативные умения:

умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

умение вести дискуссию;

умение отстаивать свою точку зрения;

умение находить компромисс;

навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

         6. Презентационные умения и навыки:

навыки монологической речи;

умение уверенно держать себя во время выступления;

артистические умения;

умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

умение отвечать на незапланированные вопросы.

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

В Приложении 1 отображены все этапы работы над проектом (Последовательность работы над проектом)

В Приложении 2 более подробно представлено, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе работы над проектом.

Предварительный выбор темы, над которой будут работать ученики , проходит с учетом рекомендаций учителя. Критерии выбора тем могут быть следующими:

  1. социальная значимость проекта и значимость данной информации для учащихся; воспитательный потенциал проекта;
  2. связь темы проекта с изучаемым материалом курса и возможность реализации внутри- и межпредметных связей;
  3. наличие у школьника необходимых знаний и личного опыта.

Типы учебных проектов по географии:

- По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. (Типология предложена Е.С. Полат.)

   - По содержанию: Экологические,  физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие, историко-географические

- По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.

- По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных – продолжительностью от месяца и более.

- По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

 - По степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами:

Информационный проект (реферативно - описательный) направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты – от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).

Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие, пусть в разных по продолжительности и сложности информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

Исследовательский проект (имитация научного исследования, обязательно предусматривает эксперимент) предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.

Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может – практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме “Горы (или равнины) Земли”. Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.

К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:

  • проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры);
  • проекты освоения территорий;
  • проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.
  • проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.

Реализация метода проектов по географии может осуществляться как через урочную так и внеурочную деятельность (кружковую работу.) Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности.

Результатом работы школьников могут быть какие-либо макеты, разработки, карты, схемы, описания объектов и конкретная деятельность по их благоустройству и т.п. Главное, чтобы выбранная тема проекта была тесно связана с реальной жизнью и личностно значима для каждого школьника.

Очень важно, что при работе над проектом школьники не только овладевают такими географическими знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.

Работа над проектом требует продолжительного времени: от нескольких недель, если речь идет о мини-проекте, до нескольких месяцев. Поэтому четкость в организации работы школьников и промежуточный контроль за их работой от этапа к этапу – необходимые условия успешного выполнения поставленной задачи.

Метод проектов может найти применение не только в старших классах. Более того, чтобы получить качественные проекты старшеклассников, надо начинать эту работу значительно раньше.

Деятельность ученика и учителя

Деятельность ученика:

1. Распознает и формулирует проблему

2. Собирает данные, работая с литературными источниками.

3. Намечает план действия

4. Формулирует гипотезу.

5. Оформляет результаты предоставляя отчет.

Деятельность учителя:

1. Управляет процессом получения знаний.

2. Управляет и формирует мировоззрение школьника.

3. Обучает приёмам подготовки презентации разных видов.

4. Корректирует и вдохновляет в исследовательскую деятельность.

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

  1. повышение мотивации учащихся при решении задач;
  2. развитие творческих способностей;
  3. формирование чувства ответственности;
  4. создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора.       Развитие творческих способностей происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

В процессе обучения проектированию важно обращать внимание на развитие у школьников системы проектировочных умений: разрабатывать проект, осуществлять его экспертизу, оформлять проект в соответствии с общепринятыми нормами оформления творческих работ, публично выступать, оценивать себя.

В результате работы школьники овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других.

Ограничения в использовании технологии:

- Поскольку работа над проектом - процесс достаточно сложный организационно, количество проектов не может быть большим.

- Вся работа, кроме первого и последнего урока, ведется во внеурочное время: консультации по подбору материала по теме, отбор материала, выбор формы итоговой работы и пр., оформление работы: подбор иллюстративного материала по теме, технические средства, распечатка материала и т.д.

Реальные результаты:

1. Изучен опыт...

  1. Учить самостоятельности / Л.В. Жарова– М., 1993. – 205 с.
  2. Организация современного урока / – Ю.Б. Зотов – М., 1984. – 144 с.
  3. Исследовательская деятельность учащихся / А.В Леонтович., М., 2003. – 134 с.
  4. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. Поливанова К.Н.  – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).
  5. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно-ориентированного образования  Свинина Н.Г.  / Педагогика. 2001. №7.
  6. Современные образовательные технологии. Селевко Г.К. М., 1998.
  7. Личностно ориентированное образование / Сериков В.В. / Педагогика. 1994. №5.

2. Собран и разработан теоретический и практический материал по использованию метода проекта на уроках географии (градоведения):

     1. Практико - ориентированный проект по созданию пособия-путеводителя" Путешествие по улицам г. Братска" ("Путешествие по улицам  своего района")

Участники: ученики 10-11 классов. 2013-2014 год

Продолжительность: годичный (1 полугодие - сбор, анализ информации,   защита мини-проектов; 2 полугодие - создание Web-сайта, защита на практической конференции)

Цель: создание электронного историко-географического пособия-путеводителя по Центральному району г. Братска.

Вопросы проекта:

  1. Изучение  истории г. Братска (его прошлое, настоящее и будущее), отраженное в названиях улиц.
  2. Используя опыт современного градостроения, изучив историю родного города, отнестись более внимательно к присвоению наименований новым улицам развивающегося г. Братска.

Итоговый продукт: Web-сайт " Путешествие по улицам г. Братска"

Ход работы:

1 полугодие

Учащиеся класса делятся на четыре группы по 6-7 человек в каждой. В процессе обсуждения задания разрабатывается структура проекта и определяются четыре темы:

  1. История и географические особенности г. Братска;
  2. Изучение топонимики улиц;
  3. Изучение биографии людей, чьи имена носят улицы города;
  4. Памятники и памятные доски на территории города.

На первом этапе участники групп занимаются сбором информации по тематике проекта. Первая группа отправляется в краеведческий музей "Бртск ГЭС строй", его библиотеку, встречаются с работниками музея. Из старых газет, журналов, книг ученики собирают интересный материал о прошлом города. По возможности ребята встречаются с ветеранами и старожилами города, которые помогают в сборе информации о прошлом района, делятся фотографиями. Используя современные источники информации (Интернет, газеты, журналы и т.д.)  изучают "Город сегодня".

Вторая группа выясняет количественный состав улиц города, их старые и новые названия. Когда была переименована та или иная улица, какие события этому предшествовали. Осуществляется работа с картой. Изучается теоретический материал о происхождении улиц (топонимика)..

Объектом исследования участников третьей группы являются люди, в честь которых названы улицы района. Их поиск неограничен - книги, Интернет, газеты, журналы...

Четвертая группа изучает памятники и памятные места на территории города.  Получает задание фотографировать, вести видеосъемки улиц, исторических объектов, памятников, мемориальных досок. Полученный материал обрабатывается в графическом редакторе Photoshope.

Четыре группы учеников, собирая материал согласно своему заданию, в итоге должны выполнить свой мини-проект, который впоследствии объединяют в единый сайт.

2 полугодие

Формируется группа из 2-3 человек, группа Web- дизайнеров, работает непосредственно над созданием сайта. При проектировании сайта учащиеся пользуются программой Publisher.

Презентация сайта осуществляется на НПК "Шаг в будущее" или в период празднования день рождения города.

Результативность образовательного процесса:

1. На первом уроке градоведения проведен инструктаж по проектно-исследовательской работе.

2. На втором уроке проведено входное тестирование "Как хорошо я знаю свой город". Под контроль были взяты три класса: 10А,10Б, 10В.

Анализ тестовой работы по ___градоведению__________________________

Дата _________17.01.2012_________

Класс

Человек в классе:

Писало работу

на «5»

на «4»

на «3»

на «2»

Успеваемость

Качество знаний

Средний балл

10А

28

24

0

14

8

2

91

58

10Б

28

20

2

15

3

0

100

85

10В

28

26

1

10

12

3

88

42

итого

84

70

3

39

23

5

92

60

3. После защиты мини -проектов было проведено  контрольное тестирование

Анализ тестовой работы по ___градоведению__________________________

Дата _________14.05.2013_________

Класс

Человек в классе:

Писало работу

на «5»

на «4»

на «3»

на «2»

Успеваемость

Качество знаний

Средний балл

10А

28

25

2

17

6

0

100

92

10Б

28

26

8

16

2

0

100

92

10В

28

27

6

17

4

0

100

85

итого

84

78

16

50

12

0

100

84

2013 год - 2014

2. Межпредметный реферативно - исследовательский проект

"Микрогосударства Зарубежной Европы"

Участники: ученики 11 класса

учебные предметы: история, география

Продолжительность: 30 дней

Цели: создание информационного справочника "Страны Европы"; знакомство с микрогосударствами Зарубежной Европы, их значением в экономико-историческом развитии всего европейского региона

3. Реферативно - описательный (обработка информации, выявление проблем

  Параметры внешней оценки проекта:

  • Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

МБОУ "Гимназия №1" имени А.А. Иноземцева

Школа современного педагога

Проектная деятельность учащихся на уроках географии

 в контексте развития УУД"

11/10/2013

.                                                                        

                                                                           Учитель: Скоробогатова И.А /                     /

Братск 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на дос...

Проектная деятельность учащихся на уроках географии

Проектная деятельность позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. При работе над проектами учащиеся овладевают такими географическими знаниями, как познавательные практические оценочные и учатс...

Проектная деятельность учащихся на уроках географии в 6 классе.

Рекомендации по изучению темы, не внесенной в календарное планирование...

проектная деятельность учащихся на уроках географии

проектная деятельность учащихся на уроках географии...

Проектная деятельность учащихся на уроках географии, как средство активизации познавательной активности школьников

Метод проектов способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, органично вписывается в систему личностного и ориентированного обучения. Главная идея метода проектов, на м...

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии

Статья Формирование ключевых компетенцийчерез проектную деятельность учащихся на уроках географии...

Проектная деятельность учащихся на уроках географии

Метод проектов  -  это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических ...