Пространство Поволжья.
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Самохвал Наталия Павловна

Конспект урока по географии 9 класс на тему:"Пространство Поволжья."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пространство Поволжья.27.73 КБ

Предварительный просмотр:

География.  9 класс

Тема.  Пространство Поволжья.

Цели урока:

- показать роль Волги в развитии экономики региона;

- изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие и размещение экономики Поволжья;

- раскрыть особенности Поволжского социально-экономического района.

Планируемые результаты:

знать:

– какие субъекты РФ входят в состав региона;  

– природные условия и ресурсы Поволжья;  

– особенности географического положения региона.

уметь:

– оценивать влияние природных условий на жизнь и быт населения Поволжья;

– оценивать ЭГП  Поволжья;

– развивать умение обучающихся работать со схемами и картами атласа и учебника.  

Оборудование:

- карты атласа «Поволжье. Физическая карта» и «Поволжье.Экономическая карта»;

- слайды и видеофильм о Поволжском районе;

- карты и таблицы Приложения учебника.

Тип урока: комбинированный.

Методы и формы обучения:  рассказ,  беседа, работа с картой.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Тестирование по теме «Северный Кавказ»:

1.Какой регион входит в состав Северо-Кавказского района:

     А) Красноярский край;

     Б) Республика Адыгея;

     В) Республика Карелия.

2.Вид природных ресурсов, значение которого для развития Северного Кавказа незначительно:

     А) рекреационные ресурсы;

     Б) агроклиматические ресурсы;

     В) геотермальная энергия.

3.Самым крупным по численности населения регионом Северного Кавказа является:

     А) Ростовская область;

     Б) Краснодарский край;

     В) Ставропольский край.

4.Среди других экономических районов России население Северного Кавказа выделяется:

     А) максимальной численностью;

     Б) самой высокой долей горожан;

     В) самым сложным национальным составом.

5.Один из важнейших курортных центров  Северного Кавказа:

     А) Новороссийск;

     Б) Пятигорск;

     В) Новочеркасск.

6.Найдите ошибку в перечне отраслей промышленной специализации Северного Кавказа:

     А) чёрная металлургия;

     Б) пищевая промышленность;

     В) машиностроение.

7.Найдите ошибку в перечне отраслей сельскохозяйственной специализации Северного Кавказа:

     А) выращивание пшеницы;

     Б) выращивание картофеля;

     В) выращивание подсолнечника.

8.Определите самый важный транспортный центр Северо-Кавказского района, который часто называют «воротами Кавказа»:

     А) Краснодар;

     Б) Новороссийск;

     В) Ростов-на-Дону.

9.Наиболее острая современная проблема Северо-Кавказского района:

     А) нехватка водных ресурсов;

     Б) истощение минеральных ресурсов;

     В) межнациональные и межрелигиозные противоречия.

10.С какими отраслями в первую очередь связано развитие Северного Кавказа в будущем:

     А) курортное хозяйство и морской транспорт;

     Б) нефтепереработка и нефтехимия;

     В) выращивание картофеля и сахарной свеклы.

III. Изучение нового материала.

1.Что мы знаем о Поволжье.

Вступительное слово учителя.

Давайте выясним, что нам известно на настоящее время о регионе.

Демонстрация видео  о Мамаевом кургане в городе Сталинграде, о заводе ВАЗ в городе Тольятти, об историко-архитектурном комплексе Казанского Кремля.

Теперь вы вспомнили о том, чем знаменит этот регион.

Работа с физическими картами.

Рассмотрев карты, главное что выделяют – это главная артерия, стержень – река Волга.

2.Оцените ЭГП  Поволжья.

(Регион находится между Центральной Россией и Уралом. Регион вытянут с севера на юг более чем на тысячу километров. Природа и рельеф разнообразны. На юге Волга впадает в крупнейшее озеро – Каспийское море. Волга и Кама с притоками – основа водных и гидроэнергетических ресурсов Поволжья.)

А какие субъекты России входят в состав Поволжья?

(2 республики – Татарстан и Калмыкия, 6 областей: Ульяновская, Самарская, Пензенская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская). Пензенская область – единственная из всех, кто не выходит к берегам Волги.

Оцените ЭГП  Поволжья.

(1.Волга является  главной осью Поволжья.

2.Река является связующим звеном  с районами Европейской части. Субъекты словно «нанизаны» на Волгу как бусины на нить.

3.Район вытянут с севера на юг, а значит климатические условия севера и юга различны.

4.Поволжье расположено между двумя индустриальными центрами России – Центральной  Россией и Уралом.

5.Транспортное положение  благоприятно: судоходная река; проходят транзитные железные, автодороги, нефте- и газопроводы; через Волго-Донской канал имеется выход к Азовскому морю.)

Вывод: Поволжье имеет выгодное ЭГП.

Работа с контурными картами.

Нанесите на контурную карту административные единицы Поволжского района и крупные промышленные центры.

3.Оцените природные условия и ресурсы  Поволжья.

(1.Рельеф – равнинный, благоприятен для сельскохозяйственной деятельности.

2.Климат – умеренно-континентальный, на юге – континентальный; тёплое, на юге – жаркое лето; увлажнение на севере достаточное, на юге – недостаточное,  возможны засухи – причины неурожаев.

3.Природные зоны – широтная зональность ярко выражена; район вытянут с севера на юг более чем на тысячу километров (с севера на юг):

- смешанные леса – Татарстан;

- лесостепи – Ульяновская и Самарская области;

- степи – Саратовская и Волгоградская области;

- полупустыни – Астраханская область.

4.В геологическом отношении Поволжье  – это осадочный чехол  древней Русской платформы.)

Рассмотрите  карты в атласе или в учебнике и определите, какими ресурсами богат  регион  Поволжья.

(1.Минеральные ресурсы:

- добыча нефти и газа – Татария, Самарская и Астраханская области;

- поваренная соль озёр Эльтон и Баскунчак;

- строительные материалы.

2.Агроклиматические и земельные ресурсы.

3.Водные ресурсы водохранилищ реки Волги.

4.Рыбные ресурсы – это, прежде всего осетровые (90% мировых запасов) Каспийского моря.)

Занесите данные в таблицу:

Природный ресурс

Отрасль специализации

Промышленные центры

1.Нефть, газ

Топливная, нефтепереработка

2.Поваренная соль

Пищевая

3.Рыбные

Рыбная (пищевая)

4.Агроклиматические, земельные

АПК (сельское хозяйство, пищевая)

А колонку «Промышленные центры» вы заполните на следующем уроке «Поволжье: хозяйство и проблемы».

Вывод: Природные условия и природные ресурсы разнообразны, что позволяет развивать в Поволжье:

  1. АПК (сельское хозяйство, пищевая);
  2. Химическую промышленность;
  3. Нефтепереработку (нефтяную и газовую).

IV. Закрепление изученного материала.

Фронтальный опрос:

- Назовите субъекты РФ, входящие в состав Поволжья.

- Назовите  основные черты ЭГП  Поволжья.

- Оцените природные условия Поволжья для жизни людей и развития экономики района.

- Природные ресурсы Поволжья отличают следующие черты (дополнить): (преобладание нерудных полезных ископаемых, среди которых нефть (истощение запасов) и природный  газ, соль).

V. Домашнее  задание.

1.Изучить §32 учебника на стр. 132-135.

2.Ответить на вопросы и выполнить задания в конце параграфа на стр.133.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии "Пространство Поволжья"

Урок разработан для учителей, работающих по учебно-методическому комплексу "Полярная Звезда" под редакцией А.И. Алексеева. Сопровождается презентацией  и раздаточным материалом....

Презентация "Пространство Поволжья", 9 класс. География "Полярная звезда"

Презентация к уроку географии по теме: "Пространство Поволжья", 9 класс. Учебник серии "Полярная Звезда"....

«Образовательное пространство как пространство развития»

Выступление на заседании методического объединения туристско-краеведческой направленностиТема: «Образовательное пространство как пространство развития»...

Коллективная работа над композицией «Комната моей мечты. Пространство музыки и музыка пространства». Лепка из глины

Создание фрагмента композиции «Островок» для коллективной работы «Комната моей мечты»....

Мастер-класс по работе в пространстве города. Пример внеаудиторного занятия "Как образуется пространство площади".

Работа в пространстве города предусматривает использование внеаудиторных методик, позволяющих организовать непсоредственное взаимодействие учителя и учащихся в городской и музейной среде.  Воспол...

11 класс Зачет № 2 по геометрии по теме «Векторы в пространстве. Метод координат в пространстве»

Зачет № 2 по геометриипо теме  «Векторы в пространстве. Метод координат в пространстве»...