Пространство Поволжья.
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Конспект урока по географии 9 класс на тему:"Пространство Поволжья."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пространство Поволжья. | 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
География. 9 класс
Тема. Пространство Поволжья.
Цели урока:
- показать роль Волги в развитии экономики региона;
- изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие и размещение экономики Поволжья;
- раскрыть особенности Поволжского социально-экономического района.
Планируемые результаты:
знать:
– какие субъекты РФ входят в состав региона;
– природные условия и ресурсы Поволжья;
– особенности географического положения региона.
уметь:
– оценивать влияние природных условий на жизнь и быт населения Поволжья;
– оценивать ЭГП Поволжья;
– развивать умение обучающихся работать со схемами и картами атласа и учебника.
Оборудование:
- карты атласа «Поволжье. Физическая карта» и «Поволжье.Экономическая карта»;
- слайды и видеофильм о Поволжском районе;
- карты и таблицы Приложения учебника.
Тип урока: комбинированный.
Методы и формы обучения: рассказ, беседа, работа с картой.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Тестирование по теме «Северный Кавказ»:
1.Какой регион входит в состав Северо-Кавказского района:
А) Красноярский край;
Б) Республика Адыгея;
В) Республика Карелия.
2.Вид природных ресурсов, значение которого для развития Северного Кавказа незначительно:
А) рекреационные ресурсы;
Б) агроклиматические ресурсы;
В) геотермальная энергия.
3.Самым крупным по численности населения регионом Северного Кавказа является:
А) Ростовская область;
Б) Краснодарский край;
В) Ставропольский край.
4.Среди других экономических районов России население Северного Кавказа выделяется:
А) максимальной численностью;
Б) самой высокой долей горожан;
В) самым сложным национальным составом.
5.Один из важнейших курортных центров Северного Кавказа:
А) Новороссийск;
Б) Пятигорск;
В) Новочеркасск.
6.Найдите ошибку в перечне отраслей промышленной специализации Северного Кавказа:
А) чёрная металлургия;
Б) пищевая промышленность;
В) машиностроение.
7.Найдите ошибку в перечне отраслей сельскохозяйственной специализации Северного Кавказа:
А) выращивание пшеницы;
Б) выращивание картофеля;
В) выращивание подсолнечника.
8.Определите самый важный транспортный центр Северо-Кавказского района, который часто называют «воротами Кавказа»:
А) Краснодар;
Б) Новороссийск;
В) Ростов-на-Дону.
9.Наиболее острая современная проблема Северо-Кавказского района:
А) нехватка водных ресурсов;
Б) истощение минеральных ресурсов;
В) межнациональные и межрелигиозные противоречия.
10.С какими отраслями в первую очередь связано развитие Северного Кавказа в будущем:
А) курортное хозяйство и морской транспорт;
Б) нефтепереработка и нефтехимия;
В) выращивание картофеля и сахарной свеклы.
III. Изучение нового материала.
1.Что мы знаем о Поволжье.
Вступительное слово учителя.
Давайте выясним, что нам известно на настоящее время о регионе.
Демонстрация видео о Мамаевом кургане в городе Сталинграде, о заводе ВАЗ в городе Тольятти, об историко-архитектурном комплексе Казанского Кремля.
Теперь вы вспомнили о том, чем знаменит этот регион.
Работа с физическими картами.
Рассмотрев карты, главное что выделяют – это главная артерия, стержень – река Волга.
2.Оцените ЭГП Поволжья.
(Регион находится между Центральной Россией и Уралом. Регион вытянут с севера на юг более чем на тысячу километров. Природа и рельеф разнообразны. На юге Волга впадает в крупнейшее озеро – Каспийское море. Волга и Кама с притоками – основа водных и гидроэнергетических ресурсов Поволжья.)
А какие субъекты России входят в состав Поволжья?
(2 республики – Татарстан и Калмыкия, 6 областей: Ульяновская, Самарская, Пензенская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская). Пензенская область – единственная из всех, кто не выходит к берегам Волги.
Оцените ЭГП Поволжья.
(1.Волга является главной осью Поволжья.
2.Река является связующим звеном с районами Европейской части. Субъекты словно «нанизаны» на Волгу как бусины на нить.
3.Район вытянут с севера на юг, а значит климатические условия севера и юга различны.
4.Поволжье расположено между двумя индустриальными центрами России – Центральной Россией и Уралом.
5.Транспортное положение благоприятно: судоходная река; проходят транзитные железные, автодороги, нефте- и газопроводы; через Волго-Донской канал имеется выход к Азовскому морю.)
Вывод: Поволжье имеет выгодное ЭГП.
Работа с контурными картами.
Нанесите на контурную карту административные единицы Поволжского района и крупные промышленные центры.
3.Оцените природные условия и ресурсы Поволжья.
(1.Рельеф – равнинный, благоприятен для сельскохозяйственной деятельности.
2.Климат – умеренно-континентальный, на юге – континентальный; тёплое, на юге – жаркое лето; увлажнение на севере достаточное, на юге – недостаточное, возможны засухи – причины неурожаев.
3.Природные зоны – широтная зональность ярко выражена; район вытянут с севера на юг более чем на тысячу километров (с севера на юг):
- смешанные леса – Татарстан;
- лесостепи – Ульяновская и Самарская области;
- степи – Саратовская и Волгоградская области;
- полупустыни – Астраханская область.
4.В геологическом отношении Поволжье – это осадочный чехол древней Русской платформы.)
Рассмотрите карты в атласе или в учебнике и определите, какими ресурсами богат регион Поволжья.
(1.Минеральные ресурсы:
- добыча нефти и газа – Татария, Самарская и Астраханская области;
- поваренная соль озёр Эльтон и Баскунчак;
- строительные материалы.
2.Агроклиматические и земельные ресурсы.
3.Водные ресурсы водохранилищ реки Волги.
4.Рыбные ресурсы – это, прежде всего осетровые (90% мировых запасов) Каспийского моря.)
Занесите данные в таблицу:
Природный ресурс | Отрасль специализации | Промышленные центры |
1.Нефть, газ | Топливная, нефтепереработка | |
2.Поваренная соль | Пищевая | |
3.Рыбные | Рыбная (пищевая) | |
4.Агроклиматические, земельные | АПК (сельское хозяйство, пищевая) |
А колонку «Промышленные центры» вы заполните на следующем уроке «Поволжье: хозяйство и проблемы».
Вывод: Природные условия и природные ресурсы разнообразны, что позволяет развивать в Поволжье:
- АПК (сельское хозяйство, пищевая);
- Химическую промышленность;
- Нефтепереработку (нефтяную и газовую).
IV. Закрепление изученного материала.
Фронтальный опрос:
- Назовите субъекты РФ, входящие в состав Поволжья.
- Назовите основные черты ЭГП Поволжья.
- Оцените природные условия Поволжья для жизни людей и развития экономики района.
- Природные ресурсы Поволжья отличают следующие черты (дополнить): (преобладание нерудных полезных ископаемых, среди которых нефть (истощение запасов) и природный газ, соль).
V. Домашнее задание.
1.Изучить §32 учебника на стр. 132-135.
2.Ответить на вопросы и выполнить задания в конце параграфа на стр.133.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных возможностей детей на уроках природоведения и биологии Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных
Актуальные вопросы методики преподавания предметов естественнонаучного цикла и географии...
Методическая разработка урока географии "Пространство Поволжья"
Урок разработан для учителей, работающих по учебно-методическому комплексу "Полярная Звезда" под редакцией А.И. Алексеева. Сопровождается презентацией и раздаточным материалом....
Презентация "Пространство Поволжья", 9 класс. География "Полярная звезда"
Презентация к уроку географии по теме: "Пространство Поволжья", 9 класс. Учебник серии "Полярная Звезда"....
«Образовательное пространство как пространство развития»
Выступление на заседании методического объединения туристско-краеведческой направленностиТема: «Образовательное пространство как пространство развития»...
Коллективная работа над композицией «Комната моей мечты. Пространство музыки и музыка пространства». Лепка из глины
Создание фрагмента композиции «Островок» для коллективной работы «Комната моей мечты»....
Мастер-класс по работе в пространстве города. Пример внеаудиторного занятия "Как образуется пространство площади".
Работа в пространстве города предусматривает использование внеаудиторных методик, позволяющих организовать непсоредственное взаимодействие учителя и учащихся в городской и музейной среде. Воспол...
11 класс Зачет № 2 по геометрии по теме «Векторы в пространстве. Метод координат в пространстве»
Зачет № 2 по геометриипо теме «Векторы в пространстве. Метод координат в пространстве»...