Конспект урока по теме "Почвы Вологодской области"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Конспект урока используется при изучении почтв своего региона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochvy_vologodskoy_oblasti1_3.odt36.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Почвы Вологодской области

Цели:

Обучения:

  1. Обеспечить усвоение обучающимися знаний об особенностях факторов почвообразования, почвообразовательных процессов и почв Вологодской области.

Развития:

  1. Создать условия для развития умения выявлять причинно-следственные связи в системе типа “ условия почвообразования  — факторы почвообразования — типы почв”.

Воспитания:

  1. Обеспечить условия для развития коммуникативных навыков.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

1.Компьютер

2.Мультимедийный проектор

3.Презентация «Почвы Вологодской области»

2.Учебная коллекция «Типы почв Вологодской области»

Перед уроком: Оцените свою готовность к уроку:

  1. 5 баллов – хочу знать, могу знать, интересно знать, делать, решать проблемы.
  2. 4 балла – я готов к работе.
  3. 3 балла – я не очень хорошо себя чувствую, мне не все удается, я устаю на уроке, я не понимаю материал, мне нужна помощь.

Слайд 1.  Загадка о почве

Слайд 2.  Тема урока “Почвы Вологодской области”

Эпиграф:

«Я знаю, что такое почва. Это не мертвая горная порода, это полное жизни, совершенно особое природное образование» (В.В.Докучаев)

Подумайте: Как вам в жизни могут пригодиться знания о почвах своей области, своего района, своего села?

«Корзина идей»

Что вам известно о почвах Вологодской области?

(индивидуальная письменная работа 1-2 минуты)

На доску записываются все названные варианты ответов.

Сформулируйте цели урока.

Предложите свой план изучения темы.

Слайд 1. План урока

  1. Условия почвообразования (Почвообразующие факторы)
  2. Почвообразующие процессы.
  3. Главные типы почв и закономерности их распространения в Вологодской области.

Вспомним, что такое почва?

Обратимся к определению В.В. Докучаева (таблица).

Подумайте: Как будет проходить процесс образования почвы, если исключить один из названных В.В. Докучаевым факторов?

Задание 1. Работа картой. Работа в парах (3 минуты)

Сравните карту почв Вологодской области (с.84 учебника) с картой четвертичных отложений (с.24 атласа) с климатической картой (с.52 учебника), картой рельефа (1-й форзац учебника) и картой растительности (с.90 учебника). Установите причинно-следственные связи «Почвообразующие факторы в Вологодской области»

Материнские породы: Бескарбонатная морена

Климат: Влажный (избыточное увлажнение) — промывной режим

Рельеф: Холмистая равнина

Природная зона: Тайга (хвойные леса) — мало опада

Преобладающий тип почв: Подзолистая почва

Сделайте вывод о причинно-следственных связях «Почвообразующие факторы в Вологодской области»

Таким образом, Вологодская область расположена в зоне тайги. Наиболее распространённой почвообразующей породой в области является бескарбонатная морена, поэтому почвы по механическому составу, чаще всего, суглинистые и глинистые. Рельеф влияет на формирование почв косвенно (на пониженных участках более влажные почвы, на возвышенных — более сухие). Почвообразование происходит в условиях влажного климата, преимущественно под хвойными лесами с покровом из кустарничков и мхов.

Вследствие избыточного увлажнения в таежной зоне наблюдается промывание почвы и вынос продуктов разложения вниз по почвенному профилю. Поэтому на территории Вологодской области наиболее широко распространены подзолистые почвы.

Итак, что мы выяснили в результате сравнения карт?

Почему же подзолистые почвы не единственные на территории Вологодской области?

Для ответа обратимся к рис.47 с.82. (0,5 мин).

Физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

  1. Вывод: Разные условия почвообразования              разные почвообразовательные процессы                     разные почвы.       Что вам известно о почвообразовательных процессах, протекающих на территории области?

Индивидуальная работа с текстом учебника с.82-84 (3 минуты) с использованием маркировочных значков

Информация подтвердилась

(уже знаю)

Информация противоречит моим представлениям

(не согласен)

Это новая информация для меня

(весьма интересна)

Информацию следует уточнить

V

-

+

?

Задание 2. Поисковая задача. Работа в группах. (5 минут)

Представьте, что вы служащие Департамента сельского хозяйства Вологодской области. Начальник Департамента потребовал срочно предоставить отчёт о почвообразовательных процессах, которые происходят в Вологодской области. Пользуясь текстом учебника с.82-85 и картой с. 84.  дайте характеристику основных почвообразовательных процессов на территории Вологодской области по плану:

  1. Где происходит.
  2. Особенности протекания.
  3. Особенности почвенного профиля.

Демонстрационный материал «Типы почв»

Назовите основные почвообразовательные процессы, протекающие в нашей области?

Какой из процессов является главным? Почему?

В результате различных почвообразовательных процессов образуются различные типы почв.  Какие?

Задание 3.  Работа в группах (5 минут).

Поисковая задача:

Пенсионер, житель г.Череповца, решил сменить место жительства и заняться выращиванием овощных культур. Посоветуйте, где ему лучше  приобрести земельный участок. Обоснуйте, почему.

Можно пользоваться рисунком учебника (с.84) и текстом учебника с.85-86.

  1. Расмотрите схему «Причины развития эрозии почв» и оветьте на вопрос: Какие мероприятия необходимо провести, чтобы предотвратить разрушение почвенных ресурсов Вологодской области?

Домашнее задание:

1.Составьте кроссворд или тест по теме “Почвы Вологодской области” §16, с.80-87.

2.* Использование земель на протяжении многих столетий привело к изменению почв. Предложите мероприятия по сохранению почвенного покрова и восстановлению нарушенных земель Вологодской области.

  1. Вернёмся целям, которые вы вы поставили перед собой перед изучением темы.
  2. Насколько эти цели были выполнены на уроке?
  3. Что из того, что вы узнали сегодня на уроке вы можете использовать для себя?
  4. Что на уроке показалось вам интересным? Необычным?
  5. Что вызвало затруднения?  
  6. Какие предположения подтвердились?  Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?  
  7. Как изменилось ваше представление о почвах области по сравнению с началом урока?

Тест «Верите ли вы?»

Верите ли вы:

Да/нет

  1. Подзолистые почвы — самые распространённые почвы в Вологодской области.

  1. Подзолообразовательный процесс связан с вымыванием минеральных веществ из верхних горизонтов почвы.

  1. Дерновый процесс протекает только при наличии древесной растительности.

  1. Дерновые почвы — самые плодородные почвы Вологодской области.

  1. Самые плодородные почвы Вологодской области — подзолистые.

  1. Торфообразовательный процесс происходит при недостатке воздуха.

  1. Глеевый процесс происходит при избыточном увлажнении и недостатке воздуха.

  1. Наиболее распространённая материнская порода — морена.

  1. Дерновые почвы имеют широкое распространение в Вологодской области.

    10. Болотные почвы развиваются на возвышенных частях рельефа.

Анкета

(допишите предложения, выбрав один из вариантов ответов в правой части)

1.На уроке я работал_______________________
2.Своей работой на уроке я_________________
3.Урок для меня показался__________________
4.За урок я_______________________________
5.Мое настроение_________________________
6.Материал урока мне был__________________
7.Домашнее задание мне кажется____________

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Почва

Структура почвы

Мелиорация

Морена

Эрозия

Почвенные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Вырубка леса в Вологодской области"

Рассмотрена одна из острых экологических проблем человечества "Вырубка леса": проблемы, следствия, пути решения....

презентация к уроку "Внутренние воды Вологодской области"

Презентация к курсу "География Вологодской области"...

Конспект урока "Природные зоны Амурской области"

Данный урок был представлен на городском конкурсе "Учитель года" и получил высокую оценку жюри. Дана анотация к уроку....

конспект урока по географии Иркутской области "Города Иркутской области"

Урок проводится в 9 классе. Используется технология проектного  обучения....

Конспект урока на тему: "Калининградская область" для обучающихся 9 класса

Технологическая карта урока на тему "Калининградская область" для обучвющихся 9 класса....