Конспект урока по теме "Почвы Вологодской области"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Конспект урока используется при изучении почтв своего региона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochvy_vologodskoy_oblasti1_3.odt | 36.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Почвы Вологодской области
Цели:
Обучения:
- Обеспечить усвоение обучающимися знаний об особенностях факторов почвообразования, почвообразовательных процессов и почв Вологодской области.
Развития:
- Создать условия для развития умения выявлять причинно-следственные связи в системе типа “ условия почвообразования — факторы почвообразования — типы почв”.
Воспитания:
- Обеспечить условия для развития коммуникативных навыков.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование:
1.Компьютер
2.Мультимедийный проектор
3.Презентация «Почвы Вологодской области»
2.Учебная коллекция «Типы почв Вологодской области»
Перед уроком: Оцените свою готовность к уроку:
- 5 баллов – хочу знать, могу знать, интересно знать, делать, решать проблемы.
- 4 балла – я готов к работе.
- 3 балла – я не очень хорошо себя чувствую, мне не все удается, я устаю на уроке, я не понимаю материал, мне нужна помощь.
Слайд 1. Загадка о почве
Слайд 2. Тема урока “Почвы Вологодской области”
Эпиграф:
«Я знаю, что такое почва. Это не мертвая горная порода, это полное жизни, совершенно особое природное образование» (В.В.Докучаев)
Подумайте: Как вам в жизни могут пригодиться знания о почвах своей области, своего района, своего села?
«Корзина идей»
Что вам известно о почвах Вологодской области?
(индивидуальная письменная работа 1-2 минуты)
На доску записываются все названные варианты ответов.
Сформулируйте цели урока.
Предложите свой план изучения темы.
Слайд 1. План урока
- Условия почвообразования (Почвообразующие факторы)
- Почвообразующие процессы.
- Главные типы почв и закономерности их распространения в Вологодской области.
Вспомним, что такое почва?
Обратимся к определению В.В. Докучаева (таблица).
Подумайте: Как будет проходить процесс образования почвы, если исключить один из названных В.В. Докучаевым факторов?
Задание 1. Работа картой. Работа в парах (3 минуты)
Сравните карту почв Вологодской области (с.84 учебника) с картой четвертичных отложений (с.24 атласа) с климатической картой (с.52 учебника), картой рельефа (1-й форзац учебника) и картой растительности (с.90 учебника). Установите причинно-следственные связи «Почвообразующие факторы в Вологодской области»
Материнские породы: Бескарбонатная морена
Климат: Влажный (избыточное увлажнение) — промывной режим
Рельеф: Холмистая равнина
Природная зона: Тайга (хвойные леса) — мало опада
Преобладающий тип почв: Подзолистая почва
Сделайте вывод о причинно-следственных связях «Почвообразующие факторы в Вологодской области»
Таким образом, Вологодская область расположена в зоне тайги. Наиболее распространённой почвообразующей породой в области является бескарбонатная морена, поэтому почвы по механическому составу, чаще всего, суглинистые и глинистые. Рельеф влияет на формирование почв косвенно (на пониженных участках более влажные почвы, на возвышенных — более сухие). Почвообразование происходит в условиях влажного климата, преимущественно под хвойными лесами с покровом из кустарничков и мхов.
Вследствие избыточного увлажнения в таежной зоне наблюдается промывание почвы и вынос продуктов разложения вниз по почвенному профилю. Поэтому на территории Вологодской области наиболее широко распространены подзолистые почвы.
Итак, что мы выяснили в результате сравнения карт?
Почему же подзолистые почвы не единственные на территории Вологодской области?
Для ответа обратимся к рис.47 с.82. (0,5 мин).
Физкультминутка.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
- Вывод: Разные условия почвообразования разные почвообразовательные процессы разные почвы. Что вам известно о почвообразовательных процессах, протекающих на территории области?
Индивидуальная работа с текстом учебника с.82-84 (3 минуты) с использованием маркировочных значков
Информация подтвердилась (уже знаю) | Информация противоречит моим представлениям (не согласен) | Это новая информация для меня (весьма интересна) | Информацию следует уточнить |
V | - | + | ? |
Задание 2. Поисковая задача. Работа в группах. (5 минут)
Представьте, что вы служащие Департамента сельского хозяйства Вологодской области. Начальник Департамента потребовал срочно предоставить отчёт о почвообразовательных процессах, которые происходят в Вологодской области. Пользуясь текстом учебника с.82-85 и картой с. 84. дайте характеристику основных почвообразовательных процессов на территории Вологодской области по плану:
- Где происходит.
- Особенности протекания.
- Особенности почвенного профиля.
Демонстрационный материал «Типы почв»
Назовите основные почвообразовательные процессы, протекающие в нашей области?
Какой из процессов является главным? Почему?
В результате различных почвообразовательных процессов образуются различные типы почв. Какие?
Задание 3. Работа в группах (5 минут).
Поисковая задача:
Пенсионер, житель г.Череповца, решил сменить место жительства и заняться выращиванием овощных культур. Посоветуйте, где ему лучше приобрести земельный участок. Обоснуйте, почему.
Можно пользоваться рисунком учебника (с.84) и текстом учебника с.85-86.
- Расмотрите схему «Причины развития эрозии почв» и оветьте на вопрос: Какие мероприятия необходимо провести, чтобы предотвратить разрушение почвенных ресурсов Вологодской области?
Домашнее задание:
1.Составьте кроссворд или тест по теме “Почвы Вологодской области” §16, с.80-87.
2.* Использование земель на протяжении многих столетий привело к изменению почв. Предложите мероприятия по сохранению почвенного покрова и восстановлению нарушенных земель Вологодской области.
- Вернёмся целям, которые вы вы поставили перед собой перед изучением темы.
- Насколько эти цели были выполнены на уроке?
- Что из того, что вы узнали сегодня на уроке вы можете использовать для себя?
- Что на уроке показалось вам интересным? Необычным?
- Что вызвало затруднения?
- Какие предположения подтвердились? Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
- Как изменилось ваше представление о почвах области по сравнению с началом урока?
Тест «Верите ли вы?»
Верите ли вы: | Да/нет |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
10. Болотные почвы развиваются на возвышенных частях рельефа. |
Анкета (допишите предложения, выбрав один из вариантов ответов в правой части) 1.На уроке я работал_______________________ | активно / пассивно |
Почва
Структура почвы
Мелиорация
Морена
Эрозия
Почвенные ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Вырубка леса в Вологодской области"
Рассмотрена одна из острых экологических проблем человечества "Вырубка леса": проблемы, следствия, пути решения....
Конспект урока знаний "60лет Липецкой области. 310-летие города Липецка"
Конспект классного часа к 1 сентября....
презентация к уроку "Внутренние воды Вологодской области"
Презентация к курсу "География Вологодской области"...
Конспект урока "Природные зоны Амурской области"
Данный урок был представлен на городском конкурсе "Учитель года" и получил высокую оценку жюри. Дана анотация к уроку....
конспект урока по географии Иркутской области "Города Иркутской области"
Урок проводится в 9 классе. Используется технология проектного обучения....
Конспект урока по теме: "Функции. Область определения и область значений функции", 9 класс
Функции. Область определения и область значений функции...
Конспект урока на тему: "Калининградская область" для обучающихся 9 класса
Технологическая карта урока на тему "Калининградская область" для обучвющихся 9 класса....