Календарно-тематическое планирование 5 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) на тему
Планирование,программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Планирование к учебнику Домагацких. | 48.81 КБ |
Программа ФГОС к учебнику Домагацких. | 72.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22 г. Новотроицка Оренбургской области»
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ | |
Зам.директора по УВР ________________________ | Директор школы _____________ В.Е.Рудюк | |
«____» _________ 2015г. | «____»_____________20_____г. | |
Приказ №_____ от «____» _____ 2015г. | ||
Календарно-тематическое планирование
Предмет: География
Классы 5 «А», 5 «Б»
Учитель Алова Олеся Владимировна
2015-2016 учебный год
Количество часов всего 34 часа, 1 час в неделю.
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей ________
Протокол № от « ______» 2015 года Руководитель ШМО __________ |
Календарно - тематическое планирование 5 «А», 5 «Б» класса
2015-2016 учебный год.
№ | Дата проведения | Корректировка даты | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Прогнозируемые результаты | Контроль | |
1 четверть (9 часов)\ Введение (2 часа) | ||||||||
1. | 2.09 | Что такое География. | 1 | Составление схемы наук о природе. Фронтальная Беседа. | Предметные: Выявить и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете географии Метапредметные: Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Личностные: Учебно- познавательный интерес к географии. | ФО | ||
2. | 8.09 | Методы географических исследований | 1 | Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках. Организация наблюдений за погодой. Тестовые задания Решение тестовых заданий | Предметные: Давать определение понятию картография. Называть методы географических исследований Земли. Распознавать отличия методов географических Метапредметные: Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации Личностные: Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства. Понимание роли и значимости географических знаний. | ИРД | ||
Земля и ее изображение (5 часов) | ||||||||
3. | 15.09 | От плоской Земли к земному шару | 1 | Наблюдение за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами. Фронтальная Беседа. | Предметные: Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли. Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. Личностные: Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли. | ДСР | ||
4. | 22.09 | Форма, размеры и движение Земли. | 1 | Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную форму. Фронтальный опрос. | Предметные: Давать определения понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы следствии этих движений. Знать, кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли. Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное. Личностные: Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений | ФО | ||
5. | 29.09 | Глобус и карта | 1 | Составление сравнительной характеристики разных видов изображения земной поверхности. Составление плана кабинета географии | Предметные: Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений Земли. Метапредметные: Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия Личностные: Осознание многообразия видов изображения земной поверхности. | Т | ||
6. | 6.10 | Ориентирование на местности | 1 | Определение с помощью компаса сторон горизонта | Предметные: Давать определение понятию ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта. Делать выводы о назначении компаса, формулировать алгоритм работы с ним Метапредметные: Умение работать с измерительными приборами. Личностные: Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека. | ДТР | ||
7. | 13.10 | Контрольная работа № 1 по теме «Методы географических исследований» | 1 | Решение тестовых заданий | Предметные: Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, следствия вращений Земли. Определять направления на карте и плане местности. Метапредметные: Умение работать с различными контрольно- измерительными материалами Личностные: Понимание роли и значения географических знаний. | ИРК | ||
История географических открытий (13 часов) | ||||||||
8. | 20.10 | Практическая работа № 1 «По следам путешественников каменного века». | 1 | Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа | Предметные: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | РКК | ||
9. | 27.10 | Путешественники древности | 1 | Работа с текстом и картами учебника. Ответ у доски | Предметные: Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев, Пифея. Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | ИРД | ||
2 четверть (7 часов) | ||||||||
10. | 10.11 | Практическая работа № 2 «Путешествия морских народов». | 1 | Составление описания путешествий викингов, анализ выступлений одноклассников | Предметные: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать открытия викингов. Метапредметные: Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность. Выявлять причинно- следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов. Выслушивать и объективно оценивать другого Умение вести диалог, вырабатывая общее мнение Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | ДТ | ||
11. | 17.11 |
| Первые европейцы на краю Азии. | 1 | Составление описаний путешествия Марко Поло по ключевым словам параграфа | Предметные: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Метапредметные: Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность. Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | ФО | |
12. | 24.11 | Хождение за три моря | 1 | Составление описания путешествия Афанасия Никитина | Предметные: Составлять описание жизни и деятельности Афанасия Никитина. Выявлять и показывать на карте географические объекты, связанные с путешествием А.Никитина. Объяснять причины путешествия А.Никитина в Индию Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | ИКЗ | ||
13. | 1.12 | Морской путь в Индию | 1 | Составление описания путешествия Васко да Гама | Предметные: определению понятию «эпоха Великих географических открытий». Объяснять значение прокладки морского пути в Индию. Составлять описание жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама, принца Генриха Мореплавателя Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | ФО | ||
14. | 8.12 | Практическая работа № 3 «Открытие Америки». | 1 | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Предметные: Определять и наносить на карту маршруты путешествий Христофора Колумба. Формулировать вывод Метапредметные: Определять и наносить на карту маршруты путешествий Христофора Колумба. Формулировать вывод о значении открытия Америки.составлять описание жизни и деятельности Христофора Колумба и Америго Веспутчи. Объяснять, чем отличаются индейцы от индийцев. Личностные: Умение работать с различными источниками информации | ТПР | ||
15. | 15.12 | Контрольная работа № 3 по теме «Эпоха великих географических открытий» | 1 | Тестовые задания | Предметные: Выделять существенные признаки и особенности географических путешествий и открытий по теме раздела. Объяснять открытия новых Земель Метапредметные: Умение работать с различными контрольно- измерительными материалами Личностные: Понимание роли и значения географических знаний.(путешествий) | ТПР | ||
16. | 22.12 | Первое кругосветное плавание | 1 | Обозначение на контурной карте маршрутов путешествия Фернана Магеллана, обозначение географических объектов | Предметные: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна Элькано. Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | ФО | ||
3 четверть (10 часов) | ||||||||
17. | 12.01 | Открытие Южного материка | 1 | Составление описания путешествия Джеймса Кука, Абеля Тасмана. | Предметные: Формулировать высказывания о причинах использования названия «Неизвестная Южная Земля». Объяснять, почему Австралия долгое время оставалась неизвестной землей. Составлять описание открытия Австралии и особенностей животного мира материка, описание путешествий Джеймса Кука Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | ДСР | ||
18. | 19.01 | Поиски Южной земли продолжаются. | 1 | Выступление с сообщением перед классом, анализ выступлений одноклассников | Предметные: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Объяснять причины невозможности достижения Антарктиды Джеймсом Куком. Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал готовить сообщения и презентации Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | ИРК | ||
19. | 26.01 | Практическая работа № 4 «Русские Путешественники». | 1 | Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира». | Предметные: Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описание территории, открытой русскими путешественниками. Составлять описание путешествий Семена Дежнева, Витуса Беринга, Алексея Чирикова. Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текст в табличную форму Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | ДПР | ||
20. | 2.02 | Вокруг света под русским флагом | 1 | Выступление с сообщением перед классом, анализ выступлений одноклассников | Предметные: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Составлять описание жизни и деятельности Ивана Крузенштерна, Юрия Лисянского, Фаддея Беллинсгаузена, Михаила Лазарева Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле Понимание роли и значения географических знаний. | ФО | ||
21. | 9.02 | Урок обобщение по теме «История географических открытий» | 1 | Решение тестовых заданий. | Предметные: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий Метапредметные: Умение работать с различными контрольно- измерительными материалами Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле Понимание роли и значения географических знаний. | ИСР | ||
Путешествие по планете Земля (10 часов) | ||||||||
22. | 16.02 | Практическая работа № 5 «Мировой океан и его части». | 1 | Нахождение на физической карте частей Океана, течений, заливов, проливов, морей, океанов | Предметные: Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Давать определения понятий: Марианская впадина, море, залив, пролив, волна, течение. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Объяснять специфику распределения солености, температуры, поверхностных вод Океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Океане. Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Личностные: Понимание специфических свойств Мирового океана и его составных частей | ДСР | ||
23. | 22.02 | Значение Мирового океана для природы и человека | 1 | Обозначение на контурной карте материков и океанов | Предметные: Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначить на контурной карте материки и океаны Земли Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Личностные: Осознание роли мирового океана для природы и человека | ФО | ||
24. | 1.03 | Путешествие по Евразии. | 1 | Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств Евразии. | Предметные: Объяснять особенности природы и населения Евразии. Называть и показывать на карте географические объекты: Евразия, Европа, Азия, Северное море, Каспийское море, Суэцкий перешеек, озеро Байкал, Восточно-Европейская равнина, Альпы, Монблан, Гималаи, Эверест, Дунай, Рейн, Волга, Ладожское озеро, Западно- Сибирская равнина, Инд, Ганг, Амур, Янцзы, Хуанхе, Обь, Енисей, Лена, Оймякон, Черапунжи, Аравийский полуостров, Россия, Китай, Индия Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Личностные: Понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка. | ИПР | ||
25. | 7.03 | Контрольная работа № 4 по теме «Открытие новых земель под русским флагом» | Решение тестовых заданий | Предметные: Выделять существенные признаки и особенности географических путешествий и открытий по теме раздела. Объяснять открытия новых Земель . Метапредметные: Умение работать с различными контрольно- измерительными материалами Личностные: Понимание роли и значения географических знаний.(путешествий) | ДСР | |||
26. | 15.03 | Практическая работа № 6 «Путешествие по Африке» | 1 | Составление таблицы «Особенности живой природы Африки» | Предметные: Умение работать с различными контрольно- измерительными материалами Метапредметные: Умение работать с различными контрольно- измерительными материалами Личностные: Понимание роли и значения географических знаний.(путешествий) | ДСР | ||
4 четверть(8 часов) | ||||||||
27. | 5.04 | Путешествие по Северной Америке | 1 | Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств материка. Работа с контурной картой. Номенклатура. | Предметные: Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Называть и показывать на карте географические объекты: Северная Америка, Южная Америка, Панамский перешеек, Мексика, Аппалачи, Кордильеры, Миссисипи, Великие озера, Флорида, Большой каньон, Ниагарский водопад. Определять специфику материка по тексту и картам. Обозначать на контурной карте государства Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Личностные: Понимание специфических черт природы и населения Северной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка. | ФО | ||
28. | 12.04 | Практическая работа № 7 «Путешествие по Южной Америке» | 1 | Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств материка. | Предметные: Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Называть и показывать на карте географические объекты: Анды, Амазонская низменность, Амазонка, Парана, Ориноко, Игуасу, Анхель, Определять специфику материка по тексту и картам. Обозначать на контурной карте государства и природные объекты. Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Личностные: Понимание специфических черт природы и населения Южной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка | ДСР | ||
29. | 19.04 | Путешествие по Австралии | 1 | Обозначение на контурной карте морей и океанов, омывающих материк. | Предметные: Объяснять особенности природы и населения Австралии Называть и показывать на карте географические объекты: Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Личностные: Понимание специфических черт природы и населения Австралии Осознание причин уникальности природы и населения материка | |||
30. | 26.04 | Путешествие по Антарктиде | 1 | Предметные: Объяснять особенности природы Антарктиды Называть и показывать на карте географические объекты: Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Личностные: Понимание специфических черт природы и Антарктиды. Осознание причин уникальности природы материка | ФО | |||
Природа Земли (2 часа) | ||||||||
31. | 3.05 | Что такое природа | 1 | Организация фенологических наблюдений в природе. | Предметные: Выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга. Проводить наблюдения за объектами природы и природными явлениями Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Личностные: Понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных объектов. | ИПР | ||
32. | 10.05 | Оболочки Земли. Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела | 1 | Решение тестовых заданий | Предметные: Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Определять отличия оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии. Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Личностные: Понимание специфических черт оболочек Земли | ДСР | ||
33. | 17.05 | Контрольная работа № 4 за курс «Введение в географию | 1 | Решение тестовых заданий | Предметные: Объяснять особенности природы и населения материков. Называть и показывать на карте географические объекты. Определять специфику материков по тексту и картам. Обозначать на контурной карте географические объекты. Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Личностные: Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материков. | ДПР | ||
34. | 24.05 | Урок коррекции знаний по теме раздела. | 1 | Тестовые задания | Предметные: Объяснять особенности природы и населения материков. Называть и показывать на карте географические объекты. Определять специфику материков по тексту и картам. Обозначать на контурной карте географические объекты Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Личностные: Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материков. | ИРК |
Итого: 34 часа
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22 г. Новотроицка Оренбургской области»
«Согласовано»: «Утверждаю»:
Заместитель директора по УВР: Директор МОАУ «СОШ №22»
___________ Комароцкая Т.Я. __________ В. Е. Рудюк.
«____» __________ 2015 г. приказ № ____ от______2015 г.
Рабочая программа
по географии
5 класс
Разработана Аловой О.В.
учителем географии первой
квалификационной категории
2015-2016
учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
I. Титульный лист.
II. Целевой раздел
2.Пояснительная записка
2.1. Нормативные документы.
2.2. Цель образовательной программы.
2.3. Цель изучения предмета.
2.4.. Образовательное учреждение.
2.5. Задачи обучения по предмету.
2.6. Общая характеристика предмета.
2.7.. Общая характеристика учебного процесса.
2.8. Обоснование выбора УМК.
2.9. Место предмета.
2.10. Результаты освоения предмета.
III. Содержательный раздел.
3.1.Содержание учебного предмета.
3.2.Перечень практических работ.
3.3. Перечень тем проектов и исследовательских работ.
3.4.Перечень тем экскурсий.
IV.Календарно- тематическое планирование.
V. Материально- техническое обеспечение образовательной программы
VI. Планируемые результаты изучения предмета.
6.1. Планируемые результаты реализации программ по предмету.
6.2. Планируемые результаты реализации программы «Формирования
УУД» средствами предмета.
6.3. Планируемые результаты реализации программы «Основы
смыслового чтения и работы с текстом» средствами предмета.
6.4. Планируемые результаты реализации программы «Основы
Учебно - исследовательской и проектной деятельности» средствами
предмета.
6.5. Планируемые результаты реализации программы «Формирование
ИКТ компетентности обучающихся» средствами предмета.
VII. Приложение.
7.1. Календарно- тематическое планирование.
. 7.2. Система оценивания. Инструментарий проверки УУД.
7.3.Паспорт кабинета.
Рабочая программа по географии 5 класс по ФГОС
II Целевой раздел
2.Пояснительная записка
Содержательный статус программы - базовый. Программа определяет минимальный объем содержания курса географии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по географии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения.
Данная рабочая программа по географии - 5 класс построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального образования и авторской рабочей программой (составитель Е.М. Домогацких изд-во Русское слово, 2012 г. к УМК под ред. Домогацких Е.М.).
Представленная рабочая программа полностью соответствует авторской программе основного общего образования по географии под ред. Е.М. Домогацких .Срок реализации программы учебного предмета «География» 5 класс - один учебный год (34 часа 1 час в неделю).
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение географических знаний.
2.1.Нормативные документы.
Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию» составлена на основе:
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
-Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения;
- Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
- Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.
- Программа составлена Е.М. Домогацких, который, подготовил ее в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. В данном курсе используется учебник «Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. — М.: ООО Русское слово — учебник, 2012.
- Локальных актов школы.
Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
2.2. Цель образовательной программы.
Ценностные ориентиры в предмете
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
2.3.Цель изучения предмета.
- ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
- формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
- формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
2 .4.Образовательное учреждение.
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22 города Новотроицка Оренбургской области». В школе 19 комплект - классов из них по два 5-х , 6-х, три 7-х, по два 8-х, 9-х класса и по одному 10 -11 классов. На данный момент по ФГОС работают 5 «А», «Б», 6 «А». География изучается с 5 по 11 класс. В 6 классе 34 часов за год -1час в неделю; 7- 9 классы по 68 час за год по 2 часа в неделю; 10 – 11 классы по34 часов за год по 1 часу в неделю.
Федеральный перечень учебников, утвержденных к использованию в образовательном процессе ООО на 2015 – 2016 учебный год .
1.Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География Начальный курс 6 класс . Дрофа
2.Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов 7 класс. Дрофа
3.. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И География России . Природа. 8 класс. Русское слово
4. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. Дрофа
5. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География (базовый и профильный уровни) 10 – 11 класс Русское слово.
2.5.Задачи обучения по предмету
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:
- целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
- предпрофильной ориентации.
В программе для основной школы в учебном курсе географии превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.
Общая характеристика программы.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в 5-х классах на изучение географии отводится 35 часов, по программе Е.М. Домогацких, на изучение географии в 5 классе отводится 31 час.. Так как курс обучения учащихся 5 класса состоит из 34 недель, то согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в данную рабочую программу добавлено 4 часа. Проведены изменения по количеству часов по темам: добавлено по одному часу «История географических исследований» (13часов), «Природа Земли» (3 часа), с целью расширения знаний по темам. 2 часа отведены на обобщающий контроль и итоговый урок.
2.6.Общая характеристика предмета
Материал курса сгруппирован в пять разделов. Первый тематический раздел «Наука география»(2 часа) знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.
Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» (5 часов)— не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.
Третий раздел «История географических исследований» (12часов) знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.
Четвертый раздел учебника «Природа Земли» (2 часа) знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.
Пятый раздел «Путешествие по планете Земля» (10 часов) призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.
Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.
2.7. Общая характеристика учебного процесса.
Учебный процесс при изучении курса географии в 5 классе строится с учетом следующих методов обучения:
-информационный;
-исследовательский (организация самостоятельных и практических работ);
-проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций на уроке);
-использование ИКТ;
-алгоритмизированное обучение (алгоритмы описания и характеристики географических объектов);
-методы развития способностей к самообучению и самообразованию;
-руководства по улучшению понимания прочитанного;
- методики работы с текстом «Плюс, минус, интересно»;
- приемов графической организации текста: кластер, таблица, таблица «Знаю, хочу узнать, узнал», прием «двойного дневника», опорные сигналы.
Организационные формы обучения географии, используемые на уроках:
- практическая работа,
- самостоятельная работа,
- внеаудиторная работа (экскурсионная)
Основные технологии обучения:
- технология проблемного обучения;
- интерактивных технологий;
- технология развития критического мышления;
- модульная технология;
- технология проектной деятельности;
- технология дифференцированного обучения
Преемственность с другими предметами.
В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие всех представленных в программах начального общего образования основных видов деятельности обучаемых. Однако содержание примерных программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Каждый учебный предмет или совокупность учебных предметов является отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности. Поэтому если в начальной школе на первое место выдвигается учебная деятельность, связанная с формированием умений учиться, адаптироваться в коллективе, читать, писать и считать, то в основной школе учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, физической культуры, формируемой в процессе изучения совокупности учебных предметов.
При этом универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых преобладают определенные виды деятельности и соответственно определенные учебные действия. В предметах естественно-математического цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия; в предметах коммуникативного цикла — коммуникативная деятельность и соответствующие ей учебные действия и т. д.
В связи с этим в примерных программах для основной школы в разных учебных курсах превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.
2.8.Обоснование выбора УМК.
В перспективе школа планирует перейти на линию учебников автора Домогацких Е.М
1. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию 5 класс Русское слово
2. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География 6 класс Русское слово
3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География 7 класс Русское слово
4. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География 8 класс Русское слово
5. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География 9 класс Русское слово
6. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География (базовый и профильный уровни) 10 класс Русское слово
Выбор выше названной линии учебников обосновывается тем, что созданы наиболее полные УМК. В нём представлены:
1.Программа курса «География. 5—9 классы»
2.Учебник.
3.Методические рекомендации к учебнику.
4.Рабочая тетрадь по географии к учебнику
5.Тетрадь-практикум к учебнику
6.Текущий и итоговый контроль
7.Атлас.
8.Контурные карты.
Всё это позволяет работать в соответствии требованиям ФГОС.
2. 9.Место предмета.
География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них по 34 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в 5-х классах на изучение географии отводится 34 часа, по программе Е.М. Домогацких, на изучение географии в 5 классе отводится 31 час.. Так как курс обучения учащихся 5 класса состоит из 34 недель, то согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в данную рабочую программу добавлено 3 часа. Проведены изменения по количеству часов по темам: добавлено по одному часу «История географических исследований» (13часов), «Природа Земли» (2 часа), с целью расширения знаний по темам. 2 часа отведены на обобщающий контроль и итоговый урок.
2.10. Результаты освоения предмета .
Личностные.
Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.
4) овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
5) осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
6) формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, выявлять причинно-следственные связи, преобразовывать информацию из одной формы в другую определять критерии для сравнения фактов, явлений;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих; ставить учебную задачу под руководством учителя;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. выслушивать и объективно оценивать другого уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные
- формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- уметь составлять схему наук о природе;
- уметь составлять описание учебного кабинета географии;
- уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;
- уметь организовывать наблюдение за погодой;
- уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;
- уметь составлять план кабинета географии;
- уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;
- уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;
- уметь составлять сводную таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;
- уметь организовывать фенологические наблюдения в природе;
- уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;
- уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.
1.11.Требовыания к учащимся
Учащиеся должны:
1. Называть и показывать:
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор;
- части Мирового океана;
- виды движения воды в океане;
- материки и океаны Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой;
- маршруты географических исследований и путешествий.
2. Учащиеся должны уметь :
- анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
- использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни;
- находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
- описывать по картам взаимное расположение географических объектов;
3. Приводить примеры:
- различных видов морей;
- различия природы материков.
4. Определять:
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- специфику природы материков и океанов по географической карте;
- направления по сторонам горизонта с помощью компаса.
5. Описывать географические объекты.
6. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.
7.Проводить простейшую классификацию географических объектов,
процессов и явлений;
8.Различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы
и явления; географические и явления, определяющие особенности
природы и населения материков п океанов;
9.Составлять описания географических объектов, процессов и явлений
с использованием разных источников географической информации;
10.Формулировать закономерности протекания явлений по результатам
наблюдений (в том числе инструментальных).
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.
III.Содержательный раздел
3.1 Содержание учебного предмета.
Тема 1. Наука география (2 часа)
Содержание темы:
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Учебные понятия:
география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.
Персоналии:
Эратосфен, Генри Стенли.
Основные образовательные идеи:
- География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
- География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
- Организация наблюдений за погодой.
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Содержание темы:
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Учебные понятия:
плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии:
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи:
- Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
- Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
- Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
- сравнение свойств географической карты и плана местности;
- определение направлений на плане и карте.
- Составление схемы наук о природе
- Организация наблюдений за погодой
Тема 3. История географических открытий (13 часов)
Содержание темы:
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии:
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Основные образовательные идеи:
- Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Практические работы № 1«По следам путешественников каменного века»:
- Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
- Составление сводной таблицы «Путешественники древности».
Практические работы № 2«Путешествия морских народов».:
1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
2.Составление сводной таблицы «Викингов на карте мира».
Практические работы № 3«Открытие Америки»:
1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
2.Составление сводной таблицы «Имена первопроходцев и мореплавателей на карте Америки».
Практическая работа № 4 «Русские Путешественники».
1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
2.Составление сводной таблицы «Имена русских путешественников на карте мира».
Тема 4. Природа Земли (3 часа)
Содержание темы:
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Учебные понятия:
природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи:
- Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
- Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
- понятие о географической оболочке Земли;
- определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.
Практические работы:
- Организация фенологических наблюдений в природе.
Тема 5. Путешествие по планете Земля (10 часов)
Содержание темы:
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия:
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Основные образовательные идеи:
- Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
- Природа каждого материка уникальна.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
- Географические особенности природы материков и океанов.
Практическая работа № 5 «Мировой океан и
его части».
1.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
2.Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Практическая работа № 6 «Путешествие по Африке»
1. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Практическая работа № 7 «Путешествие по Южной Америке»
1. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
3.2.Перечень практических и контрольных работ.
Контрольные работы 5 «А», 5 «Б» класса
|
Практические работы 5 «А» класса
«По следам путешественников каменного века». | |
| |
|
3.3.Перечень тем проектов и исследовательских работ.
- Улица, на которой я живу.
- Профессии наших родителей.
- Человек интересной судьбы.
- Исследователи космоса - уроженцы Оренбургской области.
- История города в судьбе моей семьи.
- Истоки моего родства.
- Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей.
- Семейная реликвия.
- Игры народов родного края.
- Семейные традиции и обычаи.
- Моя минералогическая коллекция.
- Живи, родник.
- Редкие природные явления (по материалам наблюдений)
- Местные признаки предсказаний погоды.
- Матушка природа для лечения народа.
- Зелёная аптека на грядке.
18. Мой любимый уголок природы.
19. Главная улица города.
20. Создание туристического маршрута в микрорайоне школы.
3.4. Перечень тем экскурсий.
1.Весенняя экскурсия Организация наблюдений за погодой
2.Осенняя экскурсия Организация фенологических наблюдений в природе. Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами.
3.Осенняя экскурсия Определение с помощью компаса сторон горизонта и азимута.
IV . Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Календарно-тематическое планирование, (смотрите таблица приложение в отдельном файле)
Планирование учебной деятельности учителя включает составление двух видов планов: тематического и поурочного. План должен помогать учителю.
Тематическое планирование предполагает создание системы уроков по темам, взаимосвязанных по содержанию, методам обучения, характеру познавательной деятельности учащихся. Руководствуясь программой и учебником, учитель, на основе тематического планирования, позднее составляет поурочные планы, в которых более подробно раскрывает учебно – воспитательные цели и задачи каждого урока, его структуру, содержание, методы и приёмы обучения, опорные знания, практические и самостоятельные работы, средства обучения.
При составлении тематического плана мы предлагаем разбивать учебный материал не только по темам, но и по учебным четвертям, что позволяет строже контролировать учебный процесс во времени. Главные идеи тематического планирования заключаются в том, чтобы дать возможность учителю во время урока чётко представлять место данного урока в системе всей темы и курса в целом. Это позволяет выделить ключевые моменты материала, их ценность и значимость. Предполагаемое тематическое планирование состоит из двух частей: первой – вводной, в которой указываются все уроки данной четверти и ключевой информационный материал: общая тема, тема урока, домашняя работа учащихся, оценочные практические работы и географическая номенклатура. Учителям эта схема позволяет зрительно помнить весь учебный материал четверти, легче ориентироваться в теме урока при подготовке его, а позднее облегчит им заполнение классных журналов. Вторая часть тематического планирования называется «Ключевые моменты деятельности учителя и учащихся». Она более детализирована, так как предусматривает выделение ключевых моментов деятельности на уроке не только учителя, но и учащихся. Это позволит более чётко организовать работу учителя и учеников на уроке, предусмотреть основные требования администрации к учебному процессу, связанному со спецификой учебного заведения, включить фрагменты собственных педагогических находок или других приёмов преподавания с учётом возможностей школы и опыта учителя. Фактически ключевые моменты деятельности учителя на уроке выполняют функцию основных целей урока – образовательных и воспитательных. А ключевые моменты деятельности учащихся на уроке можем рассматривать как развивающие моменты на уроке. При распечатке отдельного урока из «Ключевых моментов деятельности учителя и учащихся» и, дополнив его необходимым материалом, мы облегчаем себе написание поурочного плана. А это позволяет не только экономить время на подготовку к уроку, но и создаёт вариативность работы с отдельными классами и. План не лишает учителя инициативы и самостоятельности, он легко дополняется, изменяется и переделывается.
Учебных недель в году – 34 - (1час в неделю),
I четверть – 9 часов, 1 оценочная практическая работа,1 контрольная работа
II четверть – 7 часов, 2 оценочные практические работы,1 контрольная работа
III четверть – 10 урок, 4 оценочных практических работ, 1 контрольная работа
IV четверть - 8 уроков, 1 контрольная работа
Таким образом, в году 7 оценочных практических работ и 4 контрольных работ. При выполнении учебного плана выполняются тренировочные, самостоятельные и творческие работы с использованием учебника, географических карт, дополнительной литературы и материалов Интернета. Учащиеся учатся работать с контурными картами, таблицами, схемами, графиками. Каждый урок несёт на себе значительные воспитательные функции: формируются общеучебные умения и навыки, закрепляются научные взгляды на окружающий мир, развивается трудолюбие, появляются навыки учебной деятельности, развиваются творческие способности учащихся и их познавательный интерес.
Данное поурочное планирование соответствует программе курса и рассчитано на 34 учебных часов. В соответствии с действующим базисным планом, на преподавание географии в 5 классе выделяется 1час в неделю. Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.
V. Материально- техническое обеспечение образовательной программы.
5.1.И.К.Т.
1.Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru/
2.Российский общеобразовательный портал. http://www. school.edu.ru
3.Единое окно доступа к образовательным ресурсам. http://window.
4.Образовательная коллекция . География 6- 10 классы. Лицензионная коллекция от «1С» И РМЦ. 2008 год.
5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 6 класс.
2005 год.
6. 3D-атлас Земли Eingana. 2005 год.
7.Электронный курс 1С «Начальный курс географии. 6 класс». 2004 год.
5.2.Учебно – методические ресурсы.
Программа курса «География. 5—9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких.
Домогацких ЕМ., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.
Банников С.В., Молодцов Д.В. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».
4.Домогацких Е.Е., Домогацких Е.М. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».
- Молодцов Д.В. Тетрадь-практикум к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».
- Касьянова Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию.5 класс»: дидактические материалы.
- Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Введение в географию. Физическая география. 5—6 классы.
- Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Введение в географию. 5 класс.
- Компьютер
- Компас
- Глобус
- Термометр
- Барометр
- Осадкомер
- Настенные карты.
VI.Планируемые результаты изучения предмета
6.1.Требования к предметным результатам освоения:
1) владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, , о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах
взаимодействия природы и общества.
6.2.Планируемые результаты реализации программы «Формирование УУД» средствами предмета
Выпускник научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений, ограничение понятия;
- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий,
- работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;
Выпускник получит возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения;
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- организовывать исследование с целью проверки гипотез;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
6.3.Планируемые результаты реализации программы «Основы смыслового чтения и работы с текстом» средствами предмета.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста,
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- объяснить порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснить назначение карты, рисунка, пояснить части графика или таблицы и т.д.;
- находить в тексте требуемую информацию («пробежать» текст глазами, определить его основные элементы, сопоставить формы выражения информации в запросе и в самом тексте, установить, являются ли они тождественными или синонимическими, найти необходимую единицу информации в тексте);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
- определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию
- различать темы и подтемы специального текста;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции;
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- интерпретировать текст:
- сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера,
- обнаружить в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов,
- сделать выводы из сформулированных посылок,
- вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста;
Выпускник получит возможность научиться:
- выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа «подтекста» (использованных языковых средств и структуры текста);
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
- откликнуться (отрефлексировать) на содержание текста:
- связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников,
- оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире,
- найти доводы в защиту своей точки зрения;
- откликнуться (отрефлексировать) на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте);
Выпускник получит возможность научиться:
. критически относиться к рекламной информации;
- находить способы проверки противоречивой информации;
- определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации
6.4.Планируемые результаты реализации программы «Формирование ИКТ компетентности обучающихся» средствами предмета
Обращение с устройствами ИКТ
Выпускник научится:
- правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
- осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
- входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
- выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности, учитывающие специфику работы с различными экранами.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.
Создание письменных сообщений
Выпускник научится:
- создавать текст на русском языке с использованием клавиатурного письма;
- осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом, средствами текстового редактора;
- создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
- использование средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать текст на иностранном языке с использованием клавиатурного письма;
- использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.
Создание графических сообщений
Выпускник научится:
- создавать диаграммы различных видов в соответствии с решаемыми задачами;
- создавать специализированные карты и диаграммы: географические (ГИС), хронологические;
- создавать графические сообщения проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств.
Выпускник получит возможность:
- научиться создавать мультипликационные фильмы;
- получить опыт создания виртуальных моделей трехмерных объектов.
Создание восприятие и использование гипермедиа сообщений
Выпускник научится:
- работать с особыми видами сообщений: диаграммы (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), карты (географические, хронологические) и спутниковые фотографии, в том числе в системах глобального позиционирования;
- проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов;
- формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;
- избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
Выпускник получит возможность:
- получить опыт проектирования дизайна сообщений в соответствии с его задачами и средствами доставки;
- научиться понимать сообщения, используя при его восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструментов поиска, справочные источники (включая двуязычные).
Коммуникация и социальное взаимодействие
Выпускник научится:
- выступать с аудио-видео поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
- участвовать в обсуждении (видео-аудио, текстовый форум) с использованием возможностей интернета;
- использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
- вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Выпускник получит возможность:
- получить опыт взаимодействия в социальных сетях, групповой работы над сообщением (вики);
- получить опыт участия в форумах в социальных образовательных сетях;
Поиск и организация хранения информации
Выпускник научится:
- использовать приемы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
- использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
- формировать собственное информационное пространство: создание системы папок и размещение в ней нужных информационных источников, размещение информации в Интернете.
Выпускник получит возможность:
- получить опыт создания и заполнения различных определителей;
- использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Анализ информации, обработка данных в исследовании
Выпускник научится:
- вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической, и визуализации;
- строить математические модели;
- проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях
Выпускник получит возможность:
- проводить естественнонаучные и социальные измерения, ввод результатов измерений и других цифровых данных их обработка, в том числе – статистическая, и визуализация;
- анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.
Моделирование и проектирование, управление
Выпускник научится:
- моделировать с использованием виртуальных конструкторов;
- конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;
- проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать свое время с использованием ИКТ.
Выпускник получит возможность:
- научиться проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, использовать системы автоматизированного проектирования.
6.5.Планируемые результаты реализации программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» средствами предмета.
Выпускник научится:
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;
- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
- использовать такие методы и приемы, как доказательство, доказательство «от противного», доказательство «по аналогии», опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения; построение и исполнение алгоритма;
- использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
- использовать некоторые методы получения знания, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
- использовать догадку, «озарение», интуицию;
- использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
- использовать некоторые методы получения знания, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Список используемой литературы
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 – 000 с. (Стандарты второго поколения)
- Фундаментальное ядро содержания общего образования (Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. (Стандарты второго поколения)
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков/. – М.: Просвещение, 2009
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 года «ОБ утверждении федеральных перечней учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год.
- Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. (Стандарты второго поколения)
- География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
- География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
- Программа курса «География». 5-9 классы/ авт.-сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник» 2012. – 88 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
- Домогацких Е.М. Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию. Учебник для 5 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2012. – (ФГОС. Инновационная школа).
- Домогацких Е.М. Алексеевский Н.И. Учебник для 6 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2011.
- Домогацких Е.М. Алексеевский Н.И. Учебник для 7 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2010.
- Домогацких Е.М. Алексеевский Н.И. Учебник для 8 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2010.
- Домогацких Е.М. Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. Учебник для 9 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2010.
Интернет-ресурсы
- Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
- Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
- Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно - тематическое планирорвание 5 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование с УУД...
Календарно-тематический план. 5 класс (ФГОС).
Календарно тематическое плантрование для 5 класса (ФГОС), М.З. Биболетовой...