Статья "Воспитание патриотизма на уроках географии"
статья по географии на тему

Трушина Ирина Владимировна

Статья о проблемах воспитания патриотизма на уроках географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_-_kopiya.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Воспитание патриотизма на уроках географии

                                                                          Только одно Отечество заключает в себе то, что дорого всем.
                                                                                                                                           Цицерон Марк Туллий.

     Одна из наиболее актуальных стратегий современной школы – воспитание гражданина-патриота. В каждом учебном коллективе проводятся разнообразные мероприятия и акции, направленные на воспитание школьника-гражданина. И это совершенно логично.

   Воспитание патриотизма в наши дни имеет особое значение. Большая часть взрослого населения не задумывается о сущности патриотизма. Воспитание в семье уважительного отношения к своему Отечеству осуществляется, можно заметить, весьма слабо. Усиление тенденции приоритетности материальных ценностей приводит к тому, что именно достижения на этом поприще декларируются, как наиболее важные в семье и в обществе.

И эти, откровенно скажем - не самые правильные, идеи проникают и в школу.

 Стоит задуматься, что школа, как институт становления личности в целом, и каждый учитель-предметник на своих уроках может и должен каждый день, кропотливо, от урока к уроку, воспитывать гражданина.

  И мне, учителю географии, хотелось бы затронуть данную проблему в аспекте преподавания предмета.

  Убеждена, что школьная география относится к числу важнейших дисциплин, содержащих в себе широкие возможности для осуществления воспитания будущего гражданина.

  Современные тенденции популяризации знания истории и культуры нашей Родины в обществе носят достаточно оптимистичный характер. Наилучшее тому подтверждение – географический диктант «Моя страна – Россия», который состоялся 1 ноября. Данная акция в полной мере подтвердила важность изучения предмета «география» и автоматически перевела данную дисциплину из разряда «не главных» и «информационных» в разряд актуальных, жизненно важных. Подтвердила, что географический кругозор – одно из проблемных направлений развития современной личности.

   Что такое патриотизм? Понятие патриотизма у всех разное. Прежде всего, это любовь к своей стране, особое эмоциональное переживание своей принадлежности к ней, чувство гордости за нее.  Патриотизм, как мне кажется, вполне заслуживает считаться синонимом слову «любовь».

  Но каким образом учащийся может проникнуться любовью к тому, о чем имеет смутное и отдалённое представление?

  На уроках географии, особенно, в средней ступени – 6. 7 классах, очень важно чаще употреблять такие слова, как Родина, Отечество. Эти понятия должные обозначать прежде всего то место, где родился и вырос человек. Те места, ту землю, которая ему знакома с детства. А в продолжении курса изучения предмета, понимание значения этих слов должно расширяться: от знаний и любви к своему городу, селу, деревни до осознания себя гражданином великого Отечества.

  По моему глубокому убеждению, одним из признаков современного образованного человека должно быть хорошее знание особенностей природы своей родной страны, умение разбираться в перспективах развития всех направлений хозяйственной деятельности, продиктованных теми или иными климатическими условиями.

  Воспитать в учениках сопричастность ко всему, что происходит в нашей Родине в широком понимании смысла этого слова – одна из самых важных составляющих преподавания предмета.

  Ни в коем случае нельзя сводить урок географии к сухому и безликому перечислению определенных специфических терминов и пояснению к ним. Каждый урок должен быть ярко иллюстрирован и эмоционален.

  При этом недостаточно говорить правильные патриотические слова и фразы – они должны доходить до сердца каждого ученика. Быть ему понятными и волнующими.

 Рассказ о природных зонах земли, непременно, должен затронуть проблемы того региона, где проживают ученики. И рассказав об уникальности природы всех зон, необходимо подробнее остановиться на особенностях родного края, знакомого ученику с самого детства. Тесная привязанность к родной земле, чувство нераздельности своей судьбы с судьбой родного края, сохранение и преемственность традиций – основной лейтмотив на таких уроках.

  А потому краеведческий аспект в изучении географии представляется наиболее благоприятным для воспитания гражданина.

   Актуальность преподавании предмета географии трудно переоценить - человек познает не только информацию научного толка, но и отождествляет себя как единицу общества, ее органичную структурную часть. 

   География является единственным школьным предметом, изучающим природу и общество в постоянные взаимодействия.

 О величии нашей Родины уместно говорить при изучении курса географии России. Наша страна уникальна уже не только самой большой в мире площадью, не говоря уже о разнообразии её природных и климатических особенностей, но и богатством недр, а самое главное – уникальными человеческими ресурсами – их самобытной культурой и традициями.

  Учитель поможет узнать, увидеть всю неповторимость Российских земель: рассказать о волшебной красоте северных земель, о мужестве первооткрывателей, об удивительной природе Сихотэ-Алиня, Уральского хребта, истории освоения Сибири.

  В распоряжении современного предметника на сегодняшний день должен быть обязательный доступ к различным информационным ресурсам, а не только к учебникам и картам. Попробуйте заинтересовать современного ученика при изучении темы «Вулканы» картинкой из учебника. Чего уж говорить об океанах и морях.

  Поэтому считаю важным заострить внимание на необходимости применения современных технологий, которые позволяют сделать уроки зрелищными, наглядными и информационно наполненными, органично интегрировать в урок географии литературу, историю, биологию, обществознание.

    Например, на своих уроках я использую фильмы, где в очень хорошем качестве, показаны замечательные, уникальные уголки нашей Родины, в которых отражены при этом основные исторические факты, как-то, например, Камчатка была открыта русскими путешественниками во главе с Витусом Берингом. Его экспедиция прошла весь Северный морской путь, от Архангельска до мыса Большой Баранов. Составив первые карты для будущих поколений.

  И в заключении остановлюсь на роли учителя. Необходимо не бояться переосмыслить роль учителя в современном образовательном процессе. Ни в коем случае он не должен быть транслятором сухих фактов и понятий. Современные условия диктуют учителю необходимость обладать глубокими познаниями, самому прекрасно знать и понимать процессы, происходящие в нашей большой стране, сопереживать за будущее Отечества. И конечно же быть неравнодушным и активным гражданином. Только тогда слово учителя дойдет до сердец и умов будущих граждан. Научить любить свою Родину, знать и беречь ее - в этом я вижу для себя одну из основных профессиональных задач.

                                                                                Учитель географии Трушина И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма на уроках истории

В работе дан анализ проблем патриотического воспитания учащихся....

Воспитание патриотизма в обучении географии

Школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления патриотического воспитания молодежи....

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ.

В статье рассматриваются  возможности уроков географии и краеведения для воспитания патриотических чувст учащихся....

Воспитание патриотизма на уроках географии

Воспитание патриотических чувств на уроках географии....

Воспитание патриотизма на уроках географии

Выступление на педагогическом совете...

Формирование патриотизма в курсе географии средствами кружка с использованием проектной технологии.

Статья " Формирование патриотизма в курсе географии средствами кружка с использованием проектной технологии"...

Формирование патриотизма на уроках географии

Любить свою родину-значит, знать её...