Воспитание патриотизма на уроках географии
статья по географии на тему
Воспитание патриотических чувств на уроках географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_patriotizma_na_urokakh_geografii.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание патриотизма на уроках географии.
Патриотизм – это совокупность отношений , идей ,чувств, действий , направленных на процветание своей Родины. Наш якорь спасения - восстановление и сохранение национальных начал и основ жизни, традиций патриотизма, верности идеалам Отечества.
1.Введение
Сегодня мы заново осмысливаем значение патриотизма для судьбы России и ее граждан начала нового века и тысячелетия. Современная ситуация требует пересмотра ряда сложившихся за последние десятилетия понятий в структуре отечественного общественного сознания как обыденном , житейском, так и идеологическом уровнях. Пересмотр касается и форм общественного сознания ( духовно- нравственной, государственно – правовой, политической, религиозной, эстетической). Обусловлено это тем, что процесс осознания себя патриотом в данный период истории происходит неоднозначно и весьма противоречиво.
В условиях , пока несостоявшейся демократии эгоизм и индивидуализм все больше вытесняют гражданственность и патриотические устремления. Реформы, призванные возродить Россию, по нашему мнению не должны иметь в своей основе чужеродные идеи и нравы , характерные для обществ, где царят насилие, принуждения, обман и предательство.
Сегодня для России нет более важной идеи, чем гражданственность и патриотизм. Их мощный потенциал должен быть направлен на консолидацию российского общества и духовно – нравственное, политическое возрождение России. Патриотическое чувство в той или иной мере присутствует в каждом народе, в каждом человеке. Именно поэтому развитие гражданственности личности, ее готовности к служению России и своему народу , выполнение патриотического долга по защите интересов Отечества, мы рассматриваем как основные и необходимые условия прогресса российского общества.
Мы, учителя географии, призваны прививать любовь к своей Родине, краю, воспитывать чувство ответственности за будущее страны и человечества на Земле. Содержание учебной программы по географии позволяет осуществлять патриотическое воспитание на уроках географии и внеурочное время.
В стандартах нового поколения большое внимание уделяется личностным результатам обучения географии в основной школе. Личностным результатом является формирование всесторонне образованной личности, обладающей системой современных мировозренческих взглядов , ценностных ориентаций, культурных и этнических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии включают гармонично развитые социальные чувства и качества :
- бережное отношение к окружающей среде,
- уважение к традициям, обычаям других народов , их истории культуре.
В новых образовательных стандартах большое внимание уделяется воспитанию патриотизма , основанного на принципах гражданской ответственности.
Изучение курса «География России» обладает наибольшим воспитательным потенциалом. Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма.
Такие разделы как -Природа. Население – помогают учителю воспитывать у современного школьника патриотические чувства к своей Родине, к своему народу. В параграфах учащиеся знакомятся не только с природными ресурсами и природными условиями , но и с воздействием человека на природу. Среди главных задач курса – создание образа своего края. Большое воспитывающее значение имеет материал о положении России на карте мира, истории заселения территории России начиная с IX по XXвв. В данных параграфах прослеживается интеграция географии и истории, тем самым формируется научная картина мира. Школьники знакомятся с такими известными учеными, путешественниками как В.П.Чкалов, М.В.Ломоносов, В.Н. Татищев и др., через их жизнь и их открытия для русского государства воспитывается чувство гордости и уважения к своему народу . Для воспитания патриотических чувств на уроках рассказываю о Семене Дежневе, Иване Москвитине, Ярофее Хабарове, Владимире Атласове, Витусе Беринге, Алексее Чирикове и др.. Важно рассказать вдохновенно, приводя примеры мужества этих людей.
Главная особенность нашей школы – многонациональный состав учащихся. Следовательно уважительное отношение к разным народам , нациям должно быть включено в практически в каждый урок географии. Особое внимание необходимо обращать на терпимое отношение к представителям разных культур и вероисповеданий.
Я остановлюсь на воспитании патриотизма в курсе физической географии 6 класса. Опираясь на знания учащихся по природоведению, а оно тоже давало им представление о природных ресурсах нашей страны, я ставлю перед ребятами следующие вопросы: «Какие профессии требуют знания географии?», «Какие науки связаны с географией?», «Каких отечественных географов, путешественников вы знаете?»
Часть материала о накапливании географических знаний и современных географических исследованиях изучается обзорно, но для воспитания патриотических чувств учащихся я на своих уроках рассказываю о вкладе в развитие географической науки русских исследователей и ученых. В ряду первооткрывателей гордо стоят имена русских путешественников: А. Никитина, Н.М. Пржевальского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, а вклад российских ученых в современные географические исследования Антарктиды, Мирового океана и космоса не знает себе равных в мире. Где и когда был запущен первый искусственный спутник Земли? О чем свидетельствовало это событие? Эти вопросы имеют глубокое воспитательное значение, вызывающее чувство гордости за отечественную науку и технику.
В разделе «Литосфера и рельеф» для патриотического воспитания можно использовать несколько тем.
При изучении внутреннего строения Земли, говоря об исследовании земных глубин, я рассказываю о большом вкладе в мировую науку российских ученых, инженеров, создавших совершенно новый способ и технику глубинного бурения. Глубинное бурение, приоткрывающее тайны строения планеты, – сложный геологический процесс, ставящий нашу страну в число пионеров научно-технического прогресса в этой области.
На уроке по теме «Горы» я использую иллюстрации, картины, фотографии, раскрывающие неповторимую красоту горных мест нашей страны. Предлагаю ребятам несколько вопросов о том, какие горы им известны в России, кто когда-либо бывал в горах, прошу описать красоту горных мест.
На уроке по теме «Равнины» я знакомлю школьников с разнообразием и неповторимой красотой наших равнин. Даю понять учащимся, что равнинная форма рельефа наиболее характерна для России, еще раз даю почувствовать величие нашей Родины, разнообразие и красоту ее природы.
Урок о реках используется для воспитания глубокой любви к Родине. Раскрывая сущность понятий «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», я говорю о том, что во все времена река была одним из самых удивительных, прекрасных и необходимых для жизни человека явлений природы. Многие человеческие поселения возникали на берегах рек. Река соединяла людей, была защитницей, кормилицей, служила транспортным путем. Жизнь человека была бы невозможной без речной воды. А как огромна радость, приносимая общением с рекой. Сколько прекрасных картин, песен, стихов, книг посвящено рекам. На уроке я демонстрирую репродукции картин русских художников – Левитана, Шишкина, воспевших красоту наших рек. Даю возможность ребятам рассказать свои истории общения с рекой.
Хорошую возможность воспитания любви к природе родного края дает урок на тему «Времена года». Я даю ученикам опережающее задание, разбив класс на группы. Каждая группа получает задание собрать краеведческий, научный и художественный материал о временах года Ставропольского края. Каждая группа оформляет альбом или стенгазету «Времена года Ставропольского края». Начинается увлекательный поиск, а главное, возникает интерес к родной природе. На уроке я провожу конкурс на лучшую защиту работы, оценивая научность и художественность, интересное оформление работы и выступление ребят. Появляется возможность дать на уроке более образную характеристику времен года Ставропольского края, что позволяет еще раз почувствовать красоту природы своего края.
В курсе «географии материков и океанов» 7 класса возможности воспитания патриотизма есть в темах «История открытия и исследования материков», где показана роль наших выдающихся путешественников, исследователей Ф. Ф. Белинсгаузена, М. П. Лазарева, В.Беринга, П. П. Семёнова-Тян-Шанского, Н. И. Вавилова, Н. М. Пржевальского, которые беззаветно и преданно служили своей стране. При изучении материка Евразия на карте дети видят географические объекты, названные в честь русских мореплавателей, путешественников, исследователей и слышат рассказы об этих мужественных, самоотверженных людях.
Учащиеся должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано всё, чем мы ныне владеем, поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своей малой родины. Её природной красоты. Только так можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей Отчизне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание патриотизма на уроках истории
В работе дан анализ проблем патриотического воспитания учащихся....
Воспитание патриотизма на уроках математики в начальной школе.
Краеведение как средство патриотического воспитания. Использование задач краеведческого характера на уроках математики....
Доклад "Воспитание патриотизма на уроках русского языка"
Этот доклад был представлен на Августовской педагогической конференции учителей Родионово-Несветайского района. ...
Воспитание патриотизма в обучении географии
Школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления патриотического воспитания молодежи....
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ.
В статье рассматриваются возможности уроков географии и краеведения для воспитания патриотических чувст учащихся....
Статья "Воспитание патриотизма на уроках географии"
Статья о проблемах воспитания патриотизма на уроках географии....
Воспитание патриотизма на уроках географии
Выступление на педагогическом совете...