Формирование патриотизма в курсе географии средствами кружка с использованием проектной технологии.
статья по краеведению (6 класс) на тему
Статья " Формирование патриотизма в курсе географии средствами кружка с использованием проектной технологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_velikie_reki.docx | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Матюшина И.С., магистрантка 1 курса
Винокурова Н.Ф. д.п.н, профессор
ФГБОУ ВО
Нижегородский государственный педагогический университет им К.Минина
Факультет естественных, математических и компьютерных наук
Кафедра географии, географического и геоэкологического образования
Воспитание патриотизма в курсе географии средствами кружка с использованием проектной технологии
Патриотизм предполагает воспитание у человека любви и уважения к культуре своей страны, традициям и обычаям своего народа. Большое внимание проблеме воспитания патриотизма уделялось в трудах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко. В трудах К.Д. Ушинского, развивавшего принцип народности, подчеркивается важность формирования у детей любви к Родине «как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». [7] Особое значение в изучении вопросов патриотического воспитания имеют работы В. А. Сухомлинского, который отмечал важность воспитания у молодежи стремления к беззаветному служению Родине, к активной общественной и трудовой деятельности.[6] А.С. Макаренко считал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках, настоящий патриот должен выполнять длительную, мучительную работу, часто очень тяжелую, неинтересную, грязную.[3]
В современном обществе, в обстановке политических, экономических и социальных преобразований, существует социальный заказ на воспитание образованного, нравственного человека с чувством ответственности за дальнейшую судьбу своей страны.Об этом говорится в докладах правительства Российской Федерации. Основные направления патриотического воспитания изложены в государственной программе « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», согласно которой содействие укреплению национального сознания, воспитание у граждан уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, воспитание граждан в духе уважения к нормам социальной жизни - основная задача государства. Для реализации программы необходимо методическое сопровождение, направленное на разработку новых программ, подходов, технологий.
Проблема гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников активно разрабатывается в методике обучения географии. [2]Среди современных педагогических технологий, используемых в преподавании географии, выделяют диалоговые, игровые, кейс – технологии, технологии проектного обучения, все они используемые в обучении школьников, отличаются по уровню применения, по научной концепции, лежащей в их основе. Мы считаем, что для формирования патриотических чувств у учащихся в курсе географии наиболее подходящейявляется технология проектного обучения, способствующая развитию инициативности, творчества, создающая условия для ценностного переосмысления при освоении содержания географического образования. Целью данной технологии является самостоятельное « постижение» учащимися проблем, имеющих жизненный смысл.Основу данной технологии составляет учебный проект. В школе проект рассматривается как учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, целью которой является достижение общего результата деятельности. В настоящее время существуют различные классификации проектов: по продолжительности времени проведения, по уровню интеграции, по количеству участников, по использованию дидактических средств, по способу преобладающей деятельности. Согласно последнему типу выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты.[4]Нами за основу взяты исследовательские, творческие, познавательные. Исследовательские проекты предполагают проведение социологических исследований, изучение традиций и обычаев своего народа, экологических проблем родного края. В творческих проектах планируемыми результатами являются создание буклетов, карт, проведение выставок любимых и памятных вещей, рисунков.Познавательные предполагают сбор информации о конкретных объектах, а результат оформляется в виде сообщения, доклада, карты.
Реализация проектной деятельности возможна средствами краеведческого кружка « Моя малая Родина». Программа предполагает изучение таких разделов как: « Моя семья», «Мой край», « Моя страна». Данная последовательность объясняется тем, что начальное формирование любви к дому, к окружающим, к укладу жизни начинается в семье. Ф. Бэкон отмечал « любовь к Родине начинается с семьи.»[1] Семья, являясь для ребенка начальным этапом жизни, становится школой, в которой он получает богатейший опыт общения с людьми, основанный на заботе о старших и младших, на любви и уважении, на преданности своему народу, своей земле." В разделе « Мой край, изучая быт, культуру народа своего края, чувства патриотизм и гражданственности усиливаются, появляется гордость за людей, за тот уголок Земли, в котором ребенок живет, происходит осознание важности сохранять традиции и обычаи своего народа, беречь объекты природного и культурного наследия. Последний раздел « Моя страна» помогает учащимся испытать чувство гордости за свою страну, а так же увидеть проблемы, стоящие перед народом в будущем, осознать важность их решения. Структура изучения данного курса приведена в таблице.
Раздел | Вид проекта | № | Темы проектов | Планируемый результат |
1.Моя семья | 1.Познавательные | 1 | «Мое генеалогическое древо» | Генеалогическое древо семьи |
2 | «Подвиг моего деда» | Сообщение о подвигах родственников, участвующих в ВОВ | ||
3 | «Моя семейная реликвия» | Доклад о памятной вещи, описание ее истории | ||
4 | « Традиции моей семьи» | Мультимедийная презентация о семейных традициях | ||
2. Творческие | 5 | «Мой памятный альбом» | Создание альбома с фото, письмами военных лет, открытками и т.д. | |
3.Исследовательские | 6 | « Почему мы забываем о главном» | Исследовательская работа | |
7 | « Куда исчезают традиции» | Исследовательская работа | ||
2 Мой край | Познавательные | 8 | « Известные люди моего города» | Сообщение об известных личностях, ветеранах ВОВ, деятелях культуры и т.д |
9 | «Памятники культуры моего края» | Мультимедийная презентация | ||
10 | « Мой край в рассказах и стихах» | Сборник стихов и рассказов о родном крае | ||
Творческие | 11 | « Летопись моего края» | Сборник х событий в истории края | |
12 | « Карта памятных мест» | Карта с указанием кратких сведений об объекте | ||
13 | « Туристический маршрут по памятным местам» | Буклеты | ||
Исследовательские | 14 | « Есть ли будущее у моего края» | Исследовательская работа | |
3 Моя страна | Познавательные | 15 | «Традиции и обычаи моего народа» | Выставка плакатов с описанием традиций и обычаев народов |
16 | «Подвиги русского народа» | Сценарий мероприятия | ||
Творческие | 17 | «Карта городов воинской славы» | Карта с кратким описанием событий | |
Исследовательские | 18 | « Куда исчезают народы» | Исследовательская работа |
Литература:
1.Бакун, Д. Афоризмы. Собрание мудрости всех времен и народов. 8800 афоризмов великих людей / Д. Бакун.- М.:АСТ, 2011.- 688 с
2.Винокурова Н.Ф. , Пряженцова М.Е. Гражданское воспитание учащихся средствами школьной географии // География в школе .2015.№5.С.32-36.
3.Макаренко, А.С. Доклад в Педагогическом училище/ А.С. Макаренко// Соч.-М.: Изд-во АПНРСФСР, 1951.-Т5.-С.407-419
4. Николина В.В Метод проектов в географическом образовании //География в школе. 2001, №6
5. Новые педагогически и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат. М., 1999
6. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина./ Пер. с укр. Н. Дангуловой.-3-е изд.-М.: Мол.гвардия, 1979.-335 с.
7. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. Т 10 / К. Д. Ушинский.- М.: Учпедгиз, 1950-668с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии
Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии 9обобщение педагогического опыта)...
Использование проектных технологий при обучении математике как средство достижения результатов образования в соответствии с ФГОС ООО
Материал содержит описание основных направлений ФГОС второго поколения в 5-6 классах, небольшое описание метода проектов, а также примерные темы и разработки нескольких проектов....
Разработка занятия элективного курса « Выбор темы исследования» с использованием проектной технологии обучения
Цели занятия: способствовать формированию творческого подхода к выбору темы исследовательской работы. Привить внимание к вопросам отечественного производства качественных товаров. Стимулировать позн...
Использование проектной технологии в обучении географии
Презентация к уроку мастер-класс "Использование проектной технологии в обучении географии"...
Использование проектной технологии на уроках физической культуры как средство формирования социальной компетентности учащихся
использование проектной деятельности на уроках ФК...
Формирование универсальных учебных действий в современной школе при использовании проектной технологии в обучении второму иностранному языку в урочной и внеурочной деятельности.
Методическая статья....
" Методические аспекты использования проектной технологии при обучении физике, как средства формирования познавательной самостоятельности школьников"
В данной работе анализируется собственный опыт использования методов проектов в учебной деятельности....