Этапы урока, время | Учитель (наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками) | Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) | Доска и оборудование | Формируемые УУД |
Актуализация знаний 5–7 минут |
Предлагает повторить пройденный материал по теме: «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека». 1.Как природные условия влияют на жизнь и здоровье человека?
2.Какие природные условия наиболее благоприятны для человека?
3. Почему же люди живут в трудных условиях Севера?
|
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их.
1.Природные условия влияют на жизнь и здоровье человека благоприятно и отрицательно.
2.Наиболее благоприятные условия для жизни и здоровья человека: теплое солнечное лето, умеренно холодная зима, достаточное количество осадков, обилие привлекательных пейзажей.
3.Природные условия Севера малоблагоприятны для жизни и здоровья человека. Территория с избыточным увлажнением, сильно заболочена, малым количеством тепла, сильными ветрами, низкими зимними температурами, скудной растительностью, недостатком кислорода. |
| Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, самоконтроль и взаимоконтроль.
|
Создание проблемной ситуации 3–5 минут | Создает проблемную ситуацию. -Тему урока вы определите сами. -А начнем мы с ключевых слов темы.
Посмотрите на запись на доске. Прочтите определения и назовите ключевые слова.
– Что заметили общего?
| Ученики называют слова:
1.сель
2.смерч
3.цунам
4.землетрясение
5.оползень
6.наводнение
7.лавина
8.ураган
9.засуха
обвал
-Эти слова обозначают стихийные природные явления.
| Запись на доске: - Грязекаменный поток в русле горной реки –
- Атмосферный вихрь в виде столба –
- Океанические волны большой длины и скорости –
- Колебания земной поверхности
- Скольжение масс горных пород по склону –
- Затопление местности при подъеме воды –
- Низвержение массы снега с горного склона –
- Ветер разрушительной силы –
- Долгий период с малым количеством осадков -
- Падение больших масс горных пород –
| Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
Познавательные:, построение логической цепи рассуждений,
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
|
Формулирование проблемы (темы и целей урока) 1–2 мину ты | – Следовательно, какова сегодня будет тема урока? Фиксируем тему на доске и в тетрадях. -Что нам нужно сегодня узнать?
-Установим взаимосвязь стихийных природных явлений в литосфере, гидросфере и атмосфере. -Познакомимся с мерами борьбы со стихийными природными явлениями. | -Стихийные природные явления.
-Что называется стихийными природными явлениями. Причины их образования.
| Запись темы: Стихийные природные явления |
Регулятивные: целеполагание;
Познавательные: построение логической цепи рассуждений, |
Открытие нового знания 3–5 минут |
Предлагаю изучение новой темы по вопросам, которые вы видите на доске.
Работаем по первому пункту плана. -Что вы понимаете под стихийными природными явлениями?
-А как вы думаете, что такое стихийные природные бедствия?
- Выявите различия между понятиями: стихийные природные явления и стихийные природные бедствия
|
Читают план и записывают в тетрадь.
Осмысливают и высказывают свои определения
Отвечают, что стихийные природные бедствия являются последствиями стихийных природных явлений |
План 1.Стихийные природные явления и их причины. 2. Стихийные природные явления на территории России. 3.Меры борьбы со стихийными природными явлениями. |
Коммуникативные: вступать в диалог, выражать свои мысли;
Предметные: давать определения новым понятиям темы. |
Формулирование нового знания 1–2 минуты | Проверим правильность определения по учебнику §44
| Зачитывают: под стихийными природными явлениями обычно понимают неожиданные, страшные по своим последствиям для человека нарушения нормального хода природных процессов. Предлагают свои версии Формулируют определение Стихийные природные бедствия - это природные явления и процессы, которые могут вызывать человеческие жертвы и наносить материальный ущерб.
| Учебник | Познавательные: извлекать необходимую информацию из учебника;
|
Первичное применение нового знания 2–3 минуты | Для того чтобы понять и объяснить причины различных стихийных явлений, необходимо знать законы развития оболочек Земли.
Проанализируйте схему (рис. 139), укажите, какие причины вызывают то или иное стихийное бедствие. Заполните таблицу
|
Самостоятельно в паре рассматривают схему учебника, устанавливают причины, Сверяют полученные результаты. Заполняют таблицу |
Учебник
Название | Оболочка | Причина | 1.землетрясение | литосфера | Толчки и колебания земной поверхности, вызванные разрывами и смещениями в земной коре | 2.сель | литосфера | Грязекаменный поток из-за ливня, бурного снеготаяния | 3.засуха | атмосфера | Отсутствие дождей, сильные ветры, иссушающие почвы | 4.смерч | атмосфера | Локальная неоднородность атмосферы, чередование теплых и холодных слоев воздуха. Магнитное поле Земли | 5.наводнение | гидросфера | Выпадение осадков в ходе дождей, таяния снега и льда, тайфуны, опорожнение водохранилища |
| Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске причин
|
Самостоятельная работа 3–5 минут | Как стихийные природные явления распространены по территории нашей страны и меры борьбы с ними.
Работая с учебником §44, с.260-261 и картой «Стихийные природные явления на территории России» самостоятельно заполнить таблицу. |
Самостоятельно выполняют задание, затем обсуждается всем классом . |
Таблица ,учебник, атлас
Регион | Типичные стихийные природные явления | Меры борьбы с ними | Дальний Восток | Землетрясения, вулканы, наводнения | Прогнозы вулканич. Извержений, местные прогнозы | Кольский полуостров | Ливни, сели, обвалы | Местные прогнозирования | Северный Кавказ | Землетрясения, вулканы, лавины, сели, обвалы | Местные прогнозирования, космические методы | Сахалин | Землетрясения, вулканы, наводнения | Предсказания, прогнозы вулканическ. извержений | Восточно-Европейская равнина | Ураганы, пыльные бури, смерчи | Местное прогнозирование ураганов, Пыльных бурь, смерчей |
| Познавательные: извлекать необходимую информацию из основных источников.
Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. |
Рефлексия Итог урока 1–2 минуты | А сейчас подведем итог нашей работы. - Какая была тема урока?
Для закрепления выберите и продолжите любое предложение, записанное на доске. |
-Стихийные природные явления.
Отвечают на вопросы, оценивают достигнутые результаты |
1.На сегодняшнем уроке я узнал… 2.На этом уроке я хорошо выполнил… 3.Сегодня на уроке самым интересным для меня было… 4.Своей работой на уроке я доволен /не доволен… 5.Материал урока мне был понятен / не понятен…
| Регулятивные: оценка достигнутых результатов |
Домашнее задание 1–2 минуты | Предлагаю записать домашнее задание по выбору. | Записывают домашнее задание. Выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей | 1.§44, после параграфа выберите вопрос, на который вам хочется ответить. 2.Индивидуально или по вариантам составить памятку туристам, отправляющимся на: 1в. Кавказ 2в. Камчатку 3в. Юг Дальнего Востока
| Регулятивные: умение выбрать задание по силам
Коммуникативные: самоконтроль и взаимоконтроль. |