Урок по географии на тему "Природные зоны Австралии"
презентация к уроку (география, 7 класс) по теме
Урок-исследование. Учащиеся работают в группах и самостоятельно с помощью карт и дополнительного матриала исследуют природу природных зон материка Австралия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме: "Природные зоны Австралии" | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ПО ТЕМЕ: "ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ АВЧТРАЛИИ"
Цели и задачи урока:
- образовательные: познакомить учащихся с природными зонами Австралии и дать им точную характеристику; показать особенности флоры и фауны; выявить причины своеобразия органического мира материка
- развивающие: продолжить формирование умений и навыков работы с картой, учебником, дополнительным материалом; развивать познавательные интересы учащихся, внимание; стимулировать желание расширить свой кругозор; учить выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, делать выводы
- воспитательные: воспитывать честность, умение объективно оценивать свои знания и знания своих товарищей, чувство коллективизма, деликатность, умение отстоять свою точку зрения и выслушать мнения других.
Оборудование:
- физическая карта Австралии,
- карта «Природные зоны мира»
- атласы для 7 класса,
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- презентация Microsoft Power Point
- карточки с новыми словами
- учебник
Методы: словесный метод: беседа, объяснение, разъяснение; наглядный: иллюстративный и демонстрационный; практический: самостоятельная работа; обучающий взаимодействию в группе, здоровьесберегающий.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Тип урока: урок-исследование.
Ход урока:
I. Организационный момент
II .Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала
Учитель: Урок у нас сегодня необычный, мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Мы исследователи уникального царства природы.
Учитель предлагает учащимся послушать (посмотреть) отрывок из (фильма) книги «Дети капитана Гранта» Жюль Верна:
«… этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, растения, животные, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира. …материк, где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени; где деревья низкорослы, а травы гигантской вышины; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы, например, у ехидны и утконоса; где у прыгуна кенгуру лапы разной длины…Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы».
Учащиеся высказывают предположение, что так Паганель описывал? (уникальную природу Австралии) а на сегодня они будут изучать природные зоны Австралийского материка. Учитель: Вы правильно предположили, тема нашего занятия: "ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ. СВОЕОБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА АВСТРАЛИИ» (Слайд №1) III. Усвоение новых знаний.
Учитель. Ребята, мы продолжаем с вами изучать во всём своём величии и красоте, волшебный, а зачастую и экзотический мир Австралии. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом, его природой.
Учитель: И синее небо, и пышная зелень листвы, и бесконечные дали океана, и утренний шёпот травы, и радостное пение птиц, и шум морского прибоя – всё это природа, которая вечно живёт рядом с человеком. Человек для себя открывает всю прелесть планеты во время путешествий. Любая экспедиция, путешествие начинается с изучения карты. Обратите внимание на карту у доски «Природные зоны мира»
Учитель: Что же такое «природная зона»? Перечислите основные компоненты природной среды. Давайте вспомним: В какой последовательности надо характеризовать природную зону? (ученики называют: географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир).
Почему? (ответ - в природной зоне компоненты природы взаимосвязаны. Например, климат зависит от географического положения и рельефа).
Учитель: Рассмотрим карту «Природные зоны мира». Назовите в каких природных зонах находится Австралия.
Я предлагаю вам исследовать некоторые уголки природы этого материка. И таким образом нам нужно снарядить экспедиции. Вы уже сами решили кому вы доверяете и с кем хотели бы вместе путешествовать (сидят группами).
Подойдите ко мне по одному из представителей экспедиций и получите конверты. В конвертах: 1 группа – жестколистные вечнозелёные леса и кустарники, 2 группа – переменно-влажные тропические леса, 3 группа - саванны и редколесья,
4 группа- зона пустынь и полупустынь.
В экспедициях путешественники свои наблюдения заносят в походные дневники. И мы ими воспользуемся. В качестве походного дневника для записей, во время путешествия мы используем схему (см. приложение №1-слайд №2), которая лежит у вас на парте. -Определитесь с областью вашего исследования.
1-Климатологу – охарактеризовать климат данной природной зоны:
- определить в каких климатических поясах находится (используя в атласе карту « Климатические пояса и области мира» и карту «Природные зоны мира») 2-Почвоведу – определить тип почв данной природной зоны (с помощью сравнения карты «Почвы мира» и «Природные зоны мира»)
3-Ботанику – изучить растительный мир природной зоны.
4-Зоологу – изучить животный мир природной зоны. - Подымите руки кто будет изучать климат природных зон, кто будет определять тип почв, кто будет заниматься изучением растений и кто будет заниматься изучением животных.
При изучении своей природной зоны учащиеся могут пользоваться учебником и подготовленным учителем дополнительным текстом. - Я даю вам 5 мин. Итак роли распределены. Мы начинаем наше исследование.
-Время подошло к концу, я вам предлагаю выступить с результатами исследований.(слайд №3)
Учитель: - По мере движения от берегов Австралии к ее центру влажные тропические и субтропические леса сменяются сухими и светлыми эвкалиптовыми лесами с жесткой листвой. Затем идут саванны, а в самом центре Австралии располагаются пустыни и полупустыни с кустарниковой растительностью.
95% животных и 75% видов растений в Австралии - эндемики, т.е. встречаются только на Австралийском континенте. Так как Австралийский материк длительное время находился изолированно от других материков, из-за его удаленности. Его растительный и животный мир очень своеобразен. (слайд №4)
Учитель: Предоставим слово первой группе исследователей и их специалисту климатологу. Начнём с юго-востока и юго-запада Австралии, который расположен в зоне жестколистных вечнозелёных лесов и кустарников. (слайд №5)
-( после климатолога и почвоведа) Как же рассмотренные природные особенности влияют на растительный мир лесов? -Леса занимают всего лишь 2% площади материка. (слайд №6,7)
-Мы выяснили, что на юго-востоке материка самый благоприятный климат и достаточно плодородные почвы именно поэтому этот район материка наиболее заселён и освоен.
Далее мы попадаем в зону переменно-влажных тропических лесов (2 группа) (слайд №8)
(после климатолога) Почему на востоке размещается зона лесов? Это связано с осадками?(Не забывайте вести записи в походных дневниках). Здесь встречаются в основном сумчатые животные. (слайд №9,10)
Мы находимся на территории саванн и редколесий. (3 группа).Какому климатическому поясу она соответствует?(слово климатологу) и т.д.по плану(слайд №11,12,13)
Рассказ: Общий вид саванн сильно меняется по сезонам. В сухое время года (лето) жизнь здесь замирает, почва высыхает и растрескивается. Но лишь только выпадет дождь, саванна превращается в океан трав. Бутылочные деревья, которые накапливают в своих толстых стволах воду.
И вот наконец мы добрались до самой знойной и безжизненной зоны Австралии – зоны пустынь и полупустынь(4 группа) (слайд №14,15,16)
3/4 площади материка занято пустынями. (С чем это связано?)В австралийских пустынях растут низкие колючие эвкалипты и другие кустарники, их заросли называют скрэбом (для более любознательных учитель записывает на доске название). Такие пустыни являются хорошими пастбищами для овец.. В пустынях Австралии нет оазисов. В сухих саваннах и пустынях много ящериц, ядовитых змей; москитов и других насекомых.
Заканчивая наше путешествие, прошу обратить внимание на то, как человек повлиял и изменил природу Австралии. Во-первых, стремительно сокращается площадь лесов. Во - вторых 75% территории материка теперь подвержено опустыниванию. В-третьих некоторые виды животных истреблены полностью, а другие находятся на грани исчезновения. Растительный мир также пострадал от хозяйственной деятельности и внедрения человека в дикую природу этой уникальной части света. И несмотря на всё это, всего около 2% земельного фонда страны занимают охраняемые территории.
Австралийцы стремятся сохранить уникальный органический мир. На гербе Австралии изображены страус и кенгуру, на монетах – ехидна, утконос и птица лирохвост.(слайд №17,18)
«Путешествие – это проникновение в область значительного и прекрасного» писал К.П. Паустовский.
IV. Закрепление
1)Путешествуя по Австралийскому континенту мы изучили его природные зоны, их особенность. От чего зависит размещение природных зон?
- В чём же своеобразие растительного мира? (Своеобразие растительного мира связано с тем, что длительная изоляция от других материков, а так же сухость климата способствовала образованию пустынь и саванн)
2) Тест: 1 . (слайд №19)Север Австралии занимает климатический пояс...
С-субэкваториальный
Л-арктический 2. В Австралии эндемичных видов больше среди...
К-животных
Е-растений.
3.Уникальность органического мира материка связана с тем, что Австралия...
У-самый маленький материк
Р-давно отделилась от других материков и располагается изолированно.
4.Австралийским ленивцем называют:
Э-коалу;
Ж-кенгуру;
5.Животны мир Австралии уникален тем, что там больше. Чем на других материках, животных:
Б-сумчатых;
М-земноводных.
КЛЮЧ: СКРЭБ
V.Домашнее задание: (слайд №20)
Кроме обязательной части для всех учащихся (§37, анализ карт атласа), учитель предлагает творческую работу. Напишите призыв или просьбу на тему: «Сохраним природу материка» или приготовить кроссворд: «Органический мир Австралии», «Растительный мир Австралии»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по географии "Северные безлесные зоны"
География, 8 классТема: Северные безлесные зоны. Цели урока: Личностные:Ø сформировать у обучающихся образ арктических пустынь, тундры, лесотундры как части мира;Ø формировать го...
Конспект урока по географии для 8 класса: Австралия. Географическое положение, очертание берегов.
Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. И.М. Бгажноковой).Урок подготовлен для детей имеющих легкие нарушения в развитии интеллекта.Цель:...
Конспект урока по географии для 8 класса: Австралия. Географическое положение, очертание берегов.
Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. И.М. Бгажноковой).Урок подготовлен для детей имеющих легкие нарушения в развитии интеллекта.Цель:...
Конспект урока по географии. Тема "Климат зоны арктических пустынь"
Конспект урока с презентацией для ИД в 7 классе "Климат зоны арктических пустынь" (пр. В.В.Воронковой)...
Из опыта работы Комбинированный урок по географии и естествознанию: "Зона арктических пустынь. Мхи. Растительный и животный мир"
Цели: - познакомить детей с животным и растительным миром зоны Арктических пустынь. Показать зависимость фауны от климатических условий природной зоны;-...
открытый урок по географии 7 класс тема Австралия
открытый урок по географии 7 класс тема Австралия...
Конспект урока по географии 7 класс. Тема:«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые» Класс: 7 Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний
Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые»...