РП "Полярная звезда" 5 класс Алексеев
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.
Разработана в соответствии с положениями нормативно-правовых и директивных документов Министерства образования РФ:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897, с изменениями, утвержденным приказом от 29.12.2014г. № 1644 – для 5-9 классов
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2014г. № 1/15.
- Основная образовательная программа ГБОУ «Школа № 1357» Многопрофильный комплекс «Братиславский».
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях« с изменениями 2013г.
- Письмо Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России от 1 апреля 2005 г. № 03-417 «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, образования» от 31.03.2014г. № 253.
- Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253» от 08.06.2015г. № 576.
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
- Учебный план ГБОУ «Школа № 1357» Многопрофильный комплекс «Братиславский» на 2015/2016 учебный год.
Программа составлена к УМК “География. Полярная звезда”. (1 часа в неделю, 35 часов в год).
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
- комплексного представления о географической среде как среде обитания ( жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно – общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и тд.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации.
Общая характеристика курса географии.
География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических , политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Цели географии:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях ( планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
- познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством научные общекультурные достижения ( карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов ( план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов ( схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также , формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия ,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве ( паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Содержание курса географии 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.
Место географии в базисном учебном плане.
География в основной школе изучается с 5 класса. Общее число учебных часов в 5 классе 35 часов ( 1 час в неделю).
В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс « Окружающий мир», включающий определенное географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь , содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.
Таким образом ,содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.
Результаты освоения курса географии
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России ;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
- формирование основ социально – критического мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения географии являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатами освоения географии являются:
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Методы и формы оценки результатов.
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Оцениваются достижения учащихся в процессе фронтального и индивидуального контроля на обычных уроках, в процессе контрольных работ по окончании изучения крупных тем, Оценки выводятся по окончании четверти. Контрольные и проверочные работы проводятся в письменной и устной форме, в форме зачетов, тестов. Запланированные проверочные практические работы также подлежат обязательной оценке. Для выполнения практических работ учащиеся имеют рабочие тетради на печатной основе с комплектом контурных карт. Эти тетради проверяются учителем после выполнения каждой практической работы. Имеется комплект тестовых заданий для промежуточного и итогового контроля. Задания разработаны в соответствии с формируемыми образовательными компетенциями.
Содержание курса географии
География Земли.
Раздел 1. «Развитие географических знаний о Земле». – 4 часа.
Введение.
Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности.
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Путешественники древности. Современный этап научных географических исследований. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.
Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Эль Кано, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.
Практическая работа: Отображение на контурной карте маршрутов европейских путешественников, лёгших в основу научного представления о размерах и форме Земли
Раздел 2. «Планета Земля» - 4 часа
Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы.
Практические работы:
1.Объяснение географических следствий Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.
Раздел 3. План и карта (11 часов)
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.
Практические работы.
1. Определение направлений и расстояний по карте.
2. Определение географических координат.
3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.
Раздел 4. Человек на Земле (4 часа)
Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.
Численность населения Земли, ее изменение во времени.
Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Различные прогнозы изменения численности населения Земли.
Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения, их количественные различия и географические особенности. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни. Миграции.
Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения и ее изменение со временем. Карта плотности населения. Неравномерность размещения населения мира.
Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.
Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. География народов и языков. Карта народов мира. Мировые и национальные религии, их география.
Хозяйственная деятельность людей. Понятие о современном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйственной деятельности людей, их география.
Городское и сельское население. Города и сельские поселения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации.
Практические работы: Сравнение и характеристика стран мира.
Раздел 5. Литосфера – твёрдая оболочка Земли (11) часов
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Практические работы.
1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.
2. Составление схемы различий гор и равнин по высоте.
3. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
Заключение 1 час.
Тематическое планирование
Раздел программы | Тема Примерное содержание. | Образовательные результаты: предметные, метапредметные и личностные, выраженные в действиях. |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1. «Развитие географических знаний о Земле» - 4 часа | Введение – 1 час. Что такое география и как мы будем ее изучать. Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. | Определять понятие « география» Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Различать природные и антропогенные географически объекты. |
Как люди открывали Землю– 1 ч. Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследован материков X. Колумб, Ф. Магеллан. | Показывать по картам территории древних государств. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накоплении географических знаниях в древних государствах. | |
Как люди открывали Землю-1 ч. Пр. раб №1. «Отображение на контурной карте маршрутов европейских путешественников лёгших в основу научного представления о размерах и форме Земли» Открытие и исследование материков. А. Тасман, Дж. Кук, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев. Русские землепроходцы исследователи Сибири и Дальнего Востока: Ермак, И. Москвитин, С. Дежнёв. Покорение Северного полюса. Р. Амундсен, Р. Пири. | Выявлять изменения гео. представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию( в Интернете и других источниках) о путешествиях и путешественниках эпохи ВГО. | |
География сегодня - 1 час Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей. | Выявлять особенности изучения географии на современном этапе. Определять значение современных географических исследований для жизни общества. Оценивать роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии. | |
Раздел 2. «Планета Земля» - 4 часа | Мы во Вселенной -1 час Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно Приводить доказательства тому, что Земля одна из планет Солнечной системы. Развивают представление о планетах Солнечной системы, о Земле как части Вселенной, её месте в Галактике. |
Движение Земли – 1 час Пр. раб №2 «Объяснение географических следствий вращения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси» Движения Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги. | Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли. | |
Солнечный свет на Земле 1 час Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещённости. | Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, выполнять практические задания. | |
Контрольная работа «Земля – планета Солнечной системы» - 1 час Тестовая контрольная работа из заданий разного вида. | Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий | |
Раздел 3. «План и карта» - 11 часов. | Ориентирование на местности – 1 час Пр. раб № 3. «Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту» Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». | Распознавать условные знаки планов местности. Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Использовать оборудование для глазомерной съемки. Составлять простейшие планы местности небольшого участка. Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут. |
План и карта – 1 час. План местности. Особенности изображения местности на плане. Условные знаки. Условные знаки на плане и карте. | Определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты. Измерять расстояния с помощью масштаба. | |
Земная поверхность на плане и карте – 1 час Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. | Определять по топографической карт расстояние между географическими объектами и помощью линейного и именованного масштаб. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот. | |
Земная поверхность на плане и карте – 1 час. Пр. раб № 4 «Определение направлений и расстояний по карте» Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. | Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа. Распознавать высоты ( глубины) на физической карте с помощью шкалы высот и глубин. Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Определять направления, измерять расстояния на местности и плане. | |
Составление простейшего плана местности - 1 час. Топографическая карта. Способы съёмки местности. Составление плана местности способом маршрутной съемки. | Составляют и читают простейший план местности. Умеют проводить маршрутную и полярную съёмку местности. | |
Географическая карта – 1 час. Глобус — объёмная модель Земли. Географическая карта, её отличие от плана. Свойства географической карты. Легенда карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. | Сравнивают планы местности и географические карты. Определяют направления на глобусе. Выделяют основные свойства карты. Систематизируют карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию. | |
Градусная сетка – 1 час. Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте | Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы. | |
Географические координаты-1 ч. Географическая широта. Определение географической широты. | Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначения сетки параллелей и меридианов. Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. | |
Географические координаты– 1ч. Пр. раб № 5 «Определение географических координат». Географическая долгота. Определение географической долготы и географических координат. | Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Определять расстояние с помощью градусной сетки. | |
Решение практических задач по плану и карте - 1 час. Чтение карты. Определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. Составление описания местности по планам и картам. | Определяют направления и расстояния между геогр. объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Определяют абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составляют описание маршрута по топографической карте. Находят объект на карте по его координатам. | |
Контрольная работа «План и карта» - 1 час. Тестовая контрольная работа из заданий разного вида. Закрепить, повторить и систематизировать полученные знания. | Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий. | |
Раздел 4. «Человек на Земле» - 4 часа. | Как люди заселяли Землю 1 час. Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. | Определяют по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизируют информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни. |
Расы и народы- 1 час. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. | Выявляют внешние признаки людей различных рас. Анализируют различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводить доказательства о равноценности рас и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Определяют наиболее и наименее заселенные участки суши. | |
Народы и религии мира – 1 час. Народ как совокупность людей, проживающих на определенной территории и говорящих на одном языке. География народов и языков. Языковые семьи. Мировые и национальные религии, их география. | Приводят примеры крупных и малочисленных народов мира и районов их проживания, народов, относящихся к одним языковым семьям. | |
Многообразие стран мира- 1 час. Пр. раб № 6 «Сравнение и характеристика стран мира». Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Сравнение стран мира по политической карте. | Находят и показывают на карте свою страну. Находят на политической карте страны-соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивают страны по величине территории, расположению. Систематизируют новую информацию. | |
Раздел 5. «Литосфера — верхняя оболочка Земли» - 11 часов. | Земная кора – верхняя часть литосферы- 1 час. Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли. Земная кора. Литосфера. | Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Анализировать схему «Типы земной коры » Анализировать схемы строения земной коры и литосферы. |
Горные породы, минералы и полезные ископаемые -1 час. Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических, осадочных и метаморфических пород, их свойства. Полезные ископаемые. | Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород и их свойствами. Анализировать схему преобразования горных пород. | |
Земная кора и литосфера. Состав земной коры и ее строение-1 час. Типы земной коры. Различия континентальной и океанической коры. Литосфера, ее соотношение с земной корой. Литосферные плиты. | Анализировать схемы строения земной коры и литосферы. Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит. Выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит. | |
Движения земной коры-1 час. Медленные вертикальные и горизонтальные движения, их роль в изменении поверхности Земли. Землетрясения | Анализируют схемы (модели) строения земной коры и литосферы. Сравнивают типы земной коры. Устанавливают по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. | |
Движения земной коры-1 час. Вулканизм. Классификация вулканов. Обеспечение безопасности населения. | Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений на Земле. Наносить на контурную карту области распространения землетрясений. Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения вулканизма Устанавливать с помощью географических карт главные пояса вулканизма на Земле. Наносить на контурную карту области распространения суши. Горы и равнины, особенности их образования. | |
Внешние процессы, изменяющие земную поверхность – 1 час. Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа. Выветривание, его зависимость от условий природной среды. Разрушительная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра; создаваемые ими формы рельефа. | Составляют и анализируют схему, демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. | |
Рельеф Земли. Равнины – 1 час. Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины, особенности их образования. Различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. | Распознавать на физических картах и планах разные формы рельефа. Выполнять практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты. Выявлять расположение крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. | |
Рельеф Земли. Горы. – 1 час. Пр. раб № 7 «Определение по карте географического положения гор и равнин». Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их предупреждение. Описание гор по карте. | Распознавать на физических картах и планах разные формы рельефа. Выполнять практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа. Анализировать иллюстрации и выявлять процессы действующие на разрушения гор. | |
Основные формы рельефа дна Мирового океана – 1 час. Основные части рельефа океанического дна. Срединно-океанические хребты: местоположение, размеры, происхождение. Ложе океанов. Переходные зоны между материками и океанами: континентальный шельф, склон. Сложные переходные зоны окраин Тихого океана. Глубоководные желоба, причины их формирования. | Определяют рельеф дна Мирового океана. Выявляют особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их. Сопоставляют расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит. Выявляют закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. | |
Литосфера и человек – 1 час. Значение литосферы для человека. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу. | Определяют значение литосферы для человека. Выявляют способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности. | |
Решение практических задач по карте. – 1 час. Разработка проектного задания «Скульптурный портрет планеты». Правила работы с контурной картой. | Находят географические объекты на карте в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров. Находят положение географических объектов на контурной карте и наносить их на неё. | |
Итоговая контрольная работа по курсу география – 1 час. | Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий. | |
Итого: | 35 часа. |
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательной деятельности.
- А.И. Алексеев Академический школьный учебник « Полярная звезда» География 5 – 6 класс Москва « Просвещение» 2012 г.
- В.В. Николина « Мой – тренажер» 5 – 6 класс Москва « Просвещение» 2012 г.
- В.В. Николина География Поурочные разработки 5 – 6 класс Москва « Просвещение» 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О. И. Жидкова, В. С. Алексеев, Н. В. Ткаченко Безопасность жизнедеятельности Шпаргалки О. И. Жидкова, В. С. Алексеев, Н. В. Ткаченко Безопасность жизнедеятельности Шпаргалки
Издание содержит информативные ответы на все вопросы курса "Безопасность жизнедеятельности" в соответствии с Государственным образовательным стандартом....
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...
Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...
КТП по географии 8-9 класс Алексеев А.И. ФГОС ООО
Календарно- тематическое планирование география 8-9 класс ФГОС ООО Алексеев А.И....
Рабочая программа по географии 9 класс "Алексеев"
Рабочая программа по географии для учащихся 9 класса создана на основе следующих нормативных документов:...
Рабочая программа по географии 8 класс Алексеев
Рабочая программа по географии 8 класс...