Календарно-тематическое планирование по географии. 5 класс. Баринова И. И.
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) на тему
КТП по географии для 5 класса составлено на основе "Рабочие программы. География. 5-9 классы". Автор - И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Дрофа, 2015 и соответствует требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp-geo-5.docx | 48.49 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
«География. Начальный курс. 5 класс»
Количество часов – 35 часов, 1 час в неделю.
Практических работ – 5
Контрольных работ – 4
№ | Дата | Тема урока | Тип (вид) урока | Цели и задачи | Характеристика основных видов деятельности | Информационное сопровождение | ||||
Тема 1. «Что изучает география». (5 часов) Планируемые результаты: Личностные – — ответственным отношением к учебе; — опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; — коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; — основами экологической культуры. Предметные – учащиеся должны уметь: — приводить примеры географических объектов; — называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией); — объяснять, для чего изучают географию. Метапредметные – учащиеся должны уметь: — составлять план текста; — владеть таким видом изложения текста, как повествование; — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; — получать информацию из различных источников; — определять отношения объекта с другими объектами; — готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. | ||||||||||
1 | Мир, в котором мы живем. | Урок ознакомления с новым материалом. | Сформировать понятия: «живая природа», «неживая природа», «явления природы». Сформировать представления о мире, в котором мы живем, об уникальной планете Земля и о науке географии. Развивать познавательный интерес к предмету. | Знакомство с новым предметом «География» и новым учебником. Закрепление метапредметных умений работать с учебником. Формирование предметного умения работать с учебником географии. | Презентация | |||||
2 | Науки о природе | Урок общеметодологической направленности. | Сформировать представление о естественных науках, в том числе о современной географии. | Развитие метапредметных умений анализировать текст и иллюстрации учебника. | ||||||
3 | География — наука о Земле | Урок ознакомления с новым материалом. | Сформировать понятия: «физическая география», «социально-экономическая география». Познакомить с предметом изучения географии, отдельными ветвями этой науки. | Формирование представления о двух основных ветвях географии. Формирование предметного умения анализировать иллюстрации учебника географии. | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия | |||||
4 | Методы географических исследований | Урок общеметодологической направленности. | Закрепить знания о ветвях географической науки. Познакомить с методами географических исследований. | Развитие метапредметного умения выделять главное в изучаемом материале. | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия | |||||
5 | Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» | Урок отработки умений и рефлексии. | Обобщить и систематизировать знания по разделу «Что изучает география». | Закрепление ранее сформированных метапредметных и предметных умений. | Презентация | |||||
Тема 2. «Как люди открывали Землю» (5 часов) Планируемые результаты: Личностные – осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; — оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; — оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Предметные – учащиеся должны уметь: — называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; — показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; — приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их. Метапредметные – учащиеся должны уметь: — выполнять практические работы под руководством учителя — организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; | ||||||||||
6 | Географические открытия древности и Средневековья. Практическая работа № 1. | Урок ознакомления с новым материалом. | Познакомить с историей географических открытий. | Формирование умения описывать маршруты путешествий Х. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев. Находят информацию (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках. Наносят на контурную карту маршруты путешествий. Исследуют и описывают по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах
| Виртуальная лаборатория. | |||||
7 | Важнейшие географические открытия | Урок ознакомления с новым материалом. | Познакомить с важнейшими географическими открытиями: материков Америки, Австралии и Антарктиды, с первым кругосветным путешествием Фернана Магеллана. | Формирование пространственных представлений у пятиклассников. Развитие предметного умения работать с контурной картой. Готовят и делают сообщения (презентацию): о выдающихся путешественниках и путешествиях, об основных этапах изучения человеком земной поверхности, о современных направлениях географических исследований
| Электронные УМК, интерактивные пособия | |||||
8-9 | Открытия русских путешественников. Практическая работа № 2. | Урок общеметодологической направленности. | Познакомить с вкладом русских путешественников и землепроходцев в исследование Евразии. Закрепить материал предыдущего урока. | Формирование метапредметного умения создавать простейшие презентации по материалам учебника. Выполнение практической работы № 2 по материалу предыдущего урока | Электронные УМК, презентация, интерактивные пособия | |||||
10 | Обобщение знаний по разделу: «Как люди открывали Землю». | Урок отработки умений и рефлексии. | Обобщить и систематизировать знания по разделу «Как люди открывали Землю». Развивать умение анализировать разные источники географической информации, выражать свои мысли в форме связного рассказа. | Закрепление ранее сформированных метапредметных и предметных умений. | Электронные УМК, флипчарт | |||||
Тема 3. «Земля во Вселенной» (9 часов) Планируемые результаты: Личностные – оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; — оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы; — формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле; — проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — уметь отстаивать свою точку зрения; — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия. Предметные – учащиеся должны уметь: — описывать представления древних людей о Вселенной; — называть и показывать планеты Солнечной системы; — называть планеты земной группы и планеты-гиганты; — описывать уникальные особенности Земли как планеты. Метапредметные – учащиеся должны уметь: — оформлять результаты практических работ в контурных картах; — составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы; — работать с текстом и иллюстрациями учебника. | ||||||||||
11 | Как древние люди представляли себе Вселенную. | Урок ознакомления с новым материалом. | Сформировать понятие «Вселенная». Познакомить с представлениями людей о Вселенной и форме планеты Земля в древности, с выдающимися древнегреческими учеными. | Знакомство с представлениями древних народов о строении Вселенной. Развитие метапредметных умений анализировать текст учебника и рассказ учителя, выделять главное. | Презентация | |||||
12 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней | Урок отработки умений и рефлексии. | Сформировать понятие «галактика». Продолжить формирование представлений об изучении Вселенной. Познакомить с моделью Вселенной Николая Коперника, идеями Джордано Бруно и Галилео Галилея. | Формирование представления о развитии системы знаний о нашей планете и Вселенной. Формирование предметных умений самостоятельно анализировать текст и составлять логичный рассказ, используя разные источники географической информации. | Презентация | |||||
13 | Соседи Солнца | Урок ознакомления с новым материалом. | Сформировать понятия: «Солнечная система», «планета». Познакомить с планетами Солнечной системы. Сформировать представление о планетах земной группы. | Углубление знаний о планетах Солнечной системы. Развитие приемов смыслового чтения и построения логических рассуждений. | ||||||
14 | Планеты - гиганты и маленький Плутон | Урок ознакомления с новым материалом. | Сформировать представления о планетах-гигантах, их особенностях и отличии от планет земной группы. | Расширение знаний о планетах Солнечной системы. Развитие метапредметных умений самостоятельно анализировать текст и иллюстрации учебника, делать умозаключения. | ||||||
15 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | Урок ознакомления с новым материалом. | Сформировать понятия: «астероид», «комета», «метеор», «метеорит». Сформировать представление об их особенностях. | Формирование представления о небесных телах. Развитие метапредметных умений анализировать и сопоставлять материал. | ||||||
16 | Мир звезд | Урок общеметодологической направленности. | Сформировать понятия: «звезда», «созвездие». Сформировать представления о многообразии звезд, о ближайшей к нам звезде — Солнце. Познакомить с самыми известными созвездиями. Рассказать о том, почему люди с древних времен наблюдали за звездами. | Формирование представлений о многообразии звезд, о важности знаний о звездах для практической жизни людей. Формирование предметных умений наблюдать за звездным небом, находить созвездия — Большую и Малую Медведицу, Полярную звезду. | ||||||
17 | Уникальная планета — Земля | Урок общеметодологической направленности. | Проверить качество усвоения материала предыдущего урока. Сформировать пред ставление об уникальности планеты Земля — нашего общего дома. | Формирование предметного умения объяснять причины уникальности планеты Земля. Формирование метапредметных умений анализировать и обобщать материал. | ||||||
18 | Современные исследования космоса | Урок отработки умений и рефлексии. | Систематизировать знания о небесных телах. Познакомить с современными исследованиями космоса и убедить в важности их проведения для человечества. Показать роль нашей страны в освоении космического пространства. | Формирование представления о достижениях нашей страны в освоении космоса. Развитие метапредметного умения представлять свою презентацию по теме. | ||||||
19 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной» | Урок отработки умений и рефлексии. | Обобщить и систематизировать знания по разделу «Земля во Вселенной». | Закрепление метапредметных умений: анализировать текст; сопоставлять факты и делать выводы; составлять логичный рассказ по заданной теме (проблеме); оценивать знания и умения — свои и одноклассников. | ||||||
Тема 4. «Виды изображений поверхности Земли» (4 часа) Планируемые результаты: Личностные – — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — уметь отстаивать свою точку зрения; — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; — уметь слушать и слышать другое мнение. Предметные – учащиеся должны уметь: объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»; — приводить не менее трех-четырех отличий плана местности, карты и глобуса (по масштабу, изображению элементов градусной сетки, содержанию и др.); — называть (показывать) и объяснять особенности элементов градусной сетки; — читать (распознавать) условные знаки, описывать поверхность Земли, изображенную на плане, карте, глобусе; — определять на плане, карте и глобусе направления, расстояния, высоты точек, географические координаты; — определять направления сторон горизонта по компасу, солнцу, местным признакам и ориентироваться на местности; — определять на местности направления, расстояния (различными способами), высоту точек и местоположение географических объектов; — составлять простейший план местности (класса, комнаты). Метапредметные – учащиеся должны уметь: — сравнивать и анализировать текст и рисунки учебника; — выделять существенные признаки понятий; — классифицировать по заданным признакам; — выделять существенные признаки понятий. | ||||||||||
20 | Стороны горизонта | Урок ознакомления с новым материалом. | Сформировать понятия: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование». | Развитие предметных, практических умений определять основные стороны горизонта по компасу и местным признакам. | Электронные УМК, презентация, интерактивные пособия | |||||
21 | Ориентирование | Урок общеметодологической направленности. | Сформировать понятие «компас». Познакомить со способами ориентирования по компасу, Солнцу, звездам и местным признакам. | Развитие предметного умения работать с компасом. | Презентация | |||||
22 | План местности и географическая карта | Урок общеметодологической направленности. | Сформировать понятия: «план местности», «условные знаки», «масштаб», «географическая карта», «градусная сеть», «меридиан», «начальный меридиан», «параллель», «экватор»; знания об их отличии друг от друга. Познакомить с условными знаками плана и карты, масштабом, градусной сетью, параллелями и меридианами. | Формирование представлений о карте и плане местности. Формирование предметных умений читать условные знаки плана, составлять рассказ о местности, изображенной на нем. | Электронные тесты. | |||||
23 | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли». Практическая работа № 3-4. | Урок отработки умений и рефлексии. | Обобщить и систематизировать знания по разделу «Виды изображений поверхности Земли». | Закрепление и отработка предметных умений работать с компасом, ориентироваться на местности, читать план и карту, самостоятельно составлять простейший план мест- ности. Выполнение практических работ № 3, 4. | Электронные тесты. | |||||
Тема 5. «Природа Земли» (10 часов) Планируемые результаты: Личностные – учащиеся должны: — испытывать чувство гордости за российскую географическую науку; — знать правила поведения в природе; — понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; — испытывать любовь к природе; — проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — уметь отстаивать свою точку зрения; — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; — уметь слушать и слышать другое мнение. Предметные – учащиеся должны уметь: — объяснять своими словами суть основных понятий; — описывать внутреннее строение Земли, называть основные методы изучения ее недр; — объяснять причины, влияющие на возникновение форм рельефа и их изменение; — объяснять причины возникновения землетрясений, сейсмических поясов и зон вулканизма; определять по физической карте формы рельефа и их абсолютные высоты, а также относительные высоты точек (по карте и плану); — показывать на карте и называть основные формы рельефа планеты (океанические впадины и материковые выступы), а также крупнейшие горные системы и равнины; — называть основные отличия осадочных, магматических и метаморфических горных пород; — называть основные виды полезных ископаемых, изображенных на карте, расшифровывая ее условные знаки. Метапредметные – учащиеся должны уметь: — сравнивать и анализировать текст и рисунки учебника; — выделять существенные признаки понятий (например, при определении форм рельефа); — классифицировать по заданным признакам (например, классификация горных пород по происхождению). — выделять существенные признаки понятий (например, при изучении частей Мирового океана); — выявлять закономерности географической оболочки на примере гидросферы (ритмичности ее процессов, зональности, целостности); — создавать модели (например, круговорота воды, частей речной системы, залегания подземных вод); — обсуждать различные экологические проблемы. | ||||||||||
24 | Как возникла Земля | Урок ознакомления с новым материалом. | Сформировать понятие «гипотеза». Познакомить с представлениями ученых — древности и современных — о происхождении планет. | Формирование представления о гипотезах происхождения планеты Земля. Развитие метапредметных умений анализировать и синтезировать материал. | Электронные УМК, интерактивные пособия | |||||
25 | Внутреннее строение Земли | Урок ознакомления с новым материалом. | Сформировать понятия: «ядро», «мантия», «литосфера», «земная кора», «горные породы», «минерал», «полезные ископаемые», «плита». Познакомить с внутренним строением Земли. | Формирование представлений о земной коре, горных породах и минералах | Электронные УМК | |||||
26 | Землетрясения и вулканы. Практическая работа №5. | Урок отработки умений и рефлексии. | Сформировать понятия: «землетрясение», «вулкан», «сейсмически активный район», «очаг», «эпицентр», «кратер», «жерло», «магма», «вулканические бомбы». Показать негативное влияние этих явлений природы на жизнь и деятельность человека. Продолжить формирование умений анализировать текст, рисунки, таблицы. | Формирование представления о сейсмоактивных зонах Земли. Формирование предметных умений показывать эти зоны на карте и обозначать на контурной карте. Выполнение практической работы № 5. | Электронные УМК, интерактивные пособия | |||||
27 | Путешествие по материкам | Урок ознакомления с новым материалом. | Сформировать понятия: «материк», «часть света», «остров», «архипелаг». Сформировать яркие географические образы каждого материка Земли. Закрепить умение показывать материки на карте. | Развитие предметного умения показывать объекты на карте (в частности, материки Земли). | Электронные УМК, интерактивные пособия | |||||
28 | Вода на Земле | Урок общеметодологической направленности. | Сформировать понятия: «гидросфера», «океан», «море», «воды суши», «ледник», «айсберг», «подземные воды», «источник». Познакомить с составом гидросферы, круговоротом воды в природе. Подчеркнуть значение воды для жизни на Земле и необходимость бережного к ней отношения. | Формирование представления о составе гидросферы. Развитие предметного уме ния показывать объекты на карте (в данном случае — части гидросферы). Формирование убеждения в необходимости бережного отношения к воде. | Презентация | |||||
29 | Воздушная одежда Земли | Урок общеметодологической направленности. | Сформировать понятия: «атмосфера», «ветер», «облака», «осадки», «погода», «климат». Познакомить с составом атмосферы, явлениями в атмосфере: грозой, ветром, ураганом, смерчем, тайфуном; погодой и климатом. | Формирование представлений о составе и строении атмосферы, о ее влиянии на жизнь людей. | Электронные УМК, презентация, интерактивные пособия | |||||
30 | Живая оболочка Земли | Урок общеметодологической направленности. | Сформировать понятие «биосфера», представление о ее границах. Показать связь литосферы, атмосферы и биосферы. Проверить материал предыдущего урока. | Формирование предметных умений сопоставлять (сравнивать) оболочки Земли, определять отличие биосферы от других оболочек. | Электронные УМК, интерактивные пособия | |||||
31 | Почва — особое природное тело | Урок развивающего контроля. | Сформировать понятия: «почва», «плодородие», «перегной» («гумус»). Сформировать представление о почве как особом природном теле. Показать связь почвы с растениями, животными, климатом и рельефом. Проверить материал предыдущего урока. | Формирование представления о свойствах почвы. Отработка метапредметного умения составлять логичный рассказ об изученном. | Презентация | |||||
32 | Человек и природа | Урок общеметодологической направленности. | Сформировать понятия: «Красная книга», «заповедник», «национальный парк», «заказник». Убедить в неразрывной связи человека с природой, в нашей зависимости от нее и необходимости бережного к ней отношения. | Знакомство с правилами экологически безопасного поведения в природе. | Презентация | |||||
33 | Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» | Урок отработки умений и рефлексии. | Обобщить и систематизировать знания по разделу «Природа Земли», по курсу. | |||||||
34 | Урок развивающего контроля. | |||||||||
Резервное время – 1 час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс
Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...