Календарно-тематическое планирование по географии. 5 класс. Баринова И. И.
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) на тему

Гаврилова Светлана Викторовна

КТП по географии для 5 класса составлено на основе "Рабочие программы. География. 5-9 классы". Автор - И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В.  Душина, Дрофа, 2015 и соответствует требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp-geo-5.docx48.49 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

«География. Начальный курс.  5 класс»

                                                                                 Количество часов – 35 часов, 1 час в неделю.

Практических работ – 5

Контрольных работ – 4

Дата

Тема урока

Тип (вид) урока

Цели и задачи

Характеристика основных видов деятельности

Информационное сопровождение

Тема 1. «Что изучает география».  (5 часов)

Планируемые результаты:

Личностные –

ответственным отношением к учебе;

 опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

 коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

 основами экологической культуры.

Предметные –

учащиеся должны уметь:

приводить примеры географических объектов;

называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

объяснять, для чего изучают географию.

Метапредметные –

учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать  информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;  

— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

1

Мир, в котором мы живем.

Урок ознакомления с новым материалом.

Сформировать понятия: «живая природа», «неживая природа», «явления природы». Сформировать представления о мире, в котором мы живем, об уникальной планете Земля и о науке географии. Развивать познавательный интерес к предмету.

Знакомство с новым предметом «География» и новым учебником. Закрепление метапредметных умений работать с учебником. Формирование предметного умения работать с учебником географии.

Презентация

2

Науки о природе

Урок общеметодологической направленности.

Сформировать представление о

естественных науках, в том числе о современной географии.

Развитие метапредметных умений анализировать текст и иллюстрации учебника.

3

География —  наука о Земле 

Урок ознакомления с новым материалом.

Сформировать понятия: «физическая география», «социально-экономическая

география». Познакомить с предметом изучения географии, отдельными ветвями этой науки.

Формирование представления о двух основных ветвях географии. Формирование предметного умения анализировать иллюстрации учебника географии.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

4

Методы географических исследований

Урок общеметодологической направленности.

Закрепить знания о ветвях географической науки. Познакомить с методами географических исследований.

Развитие метапредметного умения выделять главное в изучаемом материале.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

5

Обобщение знаний по разделу

«Что изучает география»

Урок отработки умений и рефлексии.

Обобщить и систематизировать знания по разделу «Что изучает география».

Закрепление ранее сформированных метапредметных и предметных умений.

Презентация

Тема 2. «Как люди открывали Землю» (5 часов)

Планируемые результаты:

Личностные –  осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

— оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Предметные –

учащиеся должны уметь:

называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

 показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

Метапредметные –

учащиеся должны уметь:

— выполнять практические работы под руководством учителя

 организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
 организовывать  свою  жизнь  в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
  оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
 ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

6

Географические

открытия древности и Средневековья. Практическая работа № 1.

Урок ознакомления с новым материалом.

Познакомить с историей географических открытий.

Формирование умения описывать маршруты путешествий Х. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев.                                                                                                                               Находят  информацию (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках. Наносят  на контурную карту маршруты путешествий. Исследуют и описывают  по картам маршруты  путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах                                                                                                                          

     

                                                                                                                             

                                                                                                                                       

Виртуальная лаборатория.

7

Важнейшие

географические

открытия

Урок ознакомления с новым материалом.

Познакомить с важнейшими географическими открытиями: материков Америки, Австралии и Антарктиды, с первым кругосветным путешествием Фернана Магеллана.

Формирование пространственных представлений у пятиклассников. Развитие предметного умения работать с контурной картой. Готовят  и делают  сообщения (презентацию): о выдающихся путешественниках и путешествиях, об основных этапах изучения человеком земной поверхности, о современных направлениях   географических   исследований                                                                                              

                                                                                                                                       

Электронные УМК, интерактивные пособия

8-9

Открытия русских путешественников. Практическая работа № 2.

Урок общеметодологической направленности.

Познакомить с вкладом русских

путешественников и землепроходцев в исследование Евразии. Закрепить материал предыдущего урока.

Формирование метапредметного умения создавать простейшие презентации по материалам учебника. Выполнение практической работы № 2 по материалу предыдущего урока

Электронные УМК, презентация, интерактивные пособия

10

Обобщение знаний по разделу: «Как люди открывали Землю».

Урок отработки умений и рефлексии.

Обобщить и систематизировать знания по разделу «Как люди открывали Землю». Развивать умение анализировать разные источники географической информации, выражать свои мысли в форме связного рассказа.

Закрепление ранее сформированных метапредметных и предметных умений.

Электронные УМК, флипчарт

Тема 3. «Земля во Вселенной» (9 часов)

Планируемые результаты:

Личностные – оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия.

Предметные –

учащиеся должны уметь: 

описывать представления древних людей о Вселенной;

— называть и показывать планеты Солнечной системы;

— называть планеты земной группы и планеты-гиганты;

— описывать уникальные особенности Земли как планеты.

Метапредметные –

учащиеся должны уметь:

— оформлять результаты практических работ  в контурных картах;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

11

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Урок ознакомления с новым материалом.

Сформировать понятие «Вселенная».  Познакомить с представлениями людей

о Вселенной и форме планеты Земля в древности, с выдающимися  древнегреческими учеными.

Знакомство с представлениями древних народов о строении Вселенной. Развитие метапредметных умений анализировать текст учебника и рассказ учителя, выделять главное.

Презентация

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

Урок отработки умений и рефлексии.

Сформировать понятие «галактика». Продолжить формирование представлений

об изучении Вселенной. Познакомить с моделью Вселенной Николая Коперника, идеями Джордано Бруно и Галилео Галилея.

Формирование представления о развитии системы знаний о нашей планете и Вселенной. Формирование предметных умений самостоятельно анализировать текст и составлять логичный рассказ, используя разные источники географической информации.

Презентация

13

Соседи Солнца

Урок ознакомления с новым материалом.

Сформировать понятия: «Солнечная система», «планета». Познакомить с планетами Солнечной системы.  Сформировать представление о планетах земной группы.

Углубление знаний о планетах Солнечной системы. Развитие приемов смыслового чтения и построения логических рассуждений.

14

Планеты - гиганты

и маленький

Плутон

Урок ознакомления с новым материалом.

Сформировать представления о планетах-гигантах, их особенностях и отличии от планет земной группы.

Расширение знаний о планетах Солнечной системы. Развитие метапредметных умений самостоятельно анализировать текст и иллюстрации учебника, делать умозаключения.

15

Астероиды. Кометы. Метеоры.

Метеориты

Урок ознакомления с новым материалом.

Сформировать понятия: «астероид», «комета», «метеор», «метеорит». Сформировать представление об их особенностях.

Формирование представления о небесных телах. Развитие метапредметных умений анализировать и сопоставлять материал.

16

Мир звезд

Урок общеметодологической направленности.

Сформировать понятия: «звезда», «созвездие». Сформировать представления о многообразии звезд, о ближайшей к нам звезде — Солнце. Познакомить с самыми известными созвездиями. Рассказать о том, почему люди с древних времен наблюдали за звездами.

Формирование представлений о многообразии звезд, о важности знаний о звездах для практической жизни людей. Формирование предметных умений наблюдать за звездным небом, находить созвездия — Большую и Малую Медведицу, Полярную звезду.

17

Уникальная

планета —  Земля

Урок общеметодологической направленности.

Проверить качество усвоения материала предыдущего урока. Сформировать пред

ставление об уникальности планеты Земля — нашего общего дома.

Формирование предметного умения объяснять причины уникальности планеты Земля. Формирование метапредметных умений анализировать и обобщать материал.

18

Современные

исследования

космоса

Урок отработки умений и рефлексии.

Систематизировать знания о небесных телах. Познакомить с современными исследованиями космоса и убедить в важности их проведения для человечества. Показать роль нашей страны в освоении космического пространства.

Формирование представления о достижениях нашей страны в освоении космоса. Развитие метапредметного умения представлять свою презентацию по теме.

19

Обобщение

знаний по разделу

«Земля  во

Вселенной»

Урок отработки умений и рефлексии.

Обобщить и систематизировать знания по разделу «Земля во Вселенной».

Закрепление метапредметных умений: анализировать текст; сопоставлять факты и делать выводы; составлять логичный рассказ по заданной теме (проблеме); оценивать знания и умения — свои и одноклассников.

Тема 4. «Виды изображений поверхности Земли» (4 часа)

Планируемые результаты:

Личностные –  

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Предметные –

учащиеся должны уметь:

объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

—  приводить не менее трех-четырех отличий плана местности, карты и глобуса (по масштабу, изображению элементов градусной сетки, содержанию и др.);

—  называть (показывать) и объяснять особенности элементов градусной сетки;

—  читать (распознавать) условные знаки, описывать поверхность Земли, изображенную на плане, карте, глобусе;

— определять на плане, карте и глобусе направления, расстояния, высоты точек, географические координаты;

—  определять направления сторон горизонта по компасу, солнцу, местным признакам и ориентироваться на местности;

—  определять на местности направления, расстояния (различными способами), высоту точек и местоположение географических объектов;

—  составлять простейший план местности (класса, комнаты).

Метапредметные –

учащиеся должны уметь:

— сравнивать и анализировать текст и рисунки учебника;

—  выделять существенные признаки понятий;

—  классифицировать по заданным признакам;

 выделять существенные признаки понятий.

20

Стороны

горизонта

Урок ознакомления с новым материалом.

Сформировать понятия: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта»,

«ориентирование».

Развитие предметных, практических умений определять основные стороны горизонта по компасу и местным признакам.

Электронные УМК, презентация, интерактивные пособия

21

Ориентирование

Урок общеметодологической направленности.

Сформировать понятие «компас». Познакомить со способами ориентирования

по компасу, Солнцу, звездам и местным признакам.

Развитие предметного умения работать с компасом.

Презентация

22

План местности

и географическая карта

Урок общеметодологической направленности.

Сформировать понятия: «план

местности», «условные знаки», «масштаб», «географическая карта», «градусная сеть», «меридиан», «начальный меридиан», «параллель», «экватор»; знания об их отличии друг от друга. Познакомить с условными знаками плана и карты,

масштабом, градусной сетью, параллелями и меридианами.

Формирование представлений о карте и плане местности. Формирование предметных умений читать условные знаки плана, составлять рассказ о местности, изображенной на нем.

Электронные тесты.

23

Обобщение

знаний по разделу

«Виды

изображений

поверхности

Земли». Практическая работа № 3-4.

Урок отработки умений и рефлексии.

Обобщить и систематизировать

знания по разделу «Виды изображений поверхности Земли».

Закрепление и отработка предметных умений работать с компасом, ориентироваться на местности, читать план и карту, самостоятельно составлять простейший план мест-

ности. Выполнение практических работ № 3, 4.

Электронные тесты.

Тема 5. «Природа Земли»  (10 часов)

Планируемые результаты:

Личностные –

учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую географическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Предметные –

учащиеся должны уметь:

— объяснять своими словами суть основных понятий;

—  описывать внутреннее строение Земли, называть основные методы изучения ее недр;

—  объяснять причины, влияющие на возникновение форм рельефа и их изменение;

—  объяснять причины возникновения землетрясений, сейсмических поясов и зон вулканизма; определять по физической карте формы рельефа и их абсолютные высоты, а также относительные высоты точек (по карте и плану);

—  показывать на карте и называть основные формы рельефа планеты (океанические впадины и материковые выступы), а также крупнейшие горные системы и равнины;

—  называть основные отличия осадочных, магматических и метаморфических горных пород;

—  называть основные виды полезных ископаемых, изображенных на карте, расшифровывая ее условные знаки.

Метапредметные –

учащиеся должны уметь:

— сравнивать и анализировать текст и рисунки учебника;

—  выделять существенные признаки понятий (например, при определении форм рельефа);

—  классифицировать по заданным признакам (например, классификация горных пород по происхождению).

 выделять существенные признаки понятий (например, при изучении частей Мирового океана);

—  выявлять закономерности географической оболочки на примере гидросферы (ритмичности ее процессов, зональности, целостности);

—   создавать модели (например, круговорота воды, частей речной системы, залегания подземных вод);

—   обсуждать различные экологические проблемы.

24

Как возникла

Земля

Урок ознакомления с новым материалом.

Сформировать понятие «гипотеза». Познакомить с представлениями ученых — древности и современных — о происхождении планет.

Формирование представления о гипотезах происхождения планеты Земля. Развитие метапредметных умений анализировать и синтезировать материал.

Электронные УМК, интерактивные пособия

25

 Внутреннее строение Земли

Урок ознакомления с новым материалом.

Сформировать понятия: «ядро»,

«мантия», «литосфера», «земная кора», «горные породы», «минерал», «полезные ископаемые», «плита». Познакомить с внутренним строением Земли.

Формирование представлений о земной коре, горных породах и минералах

Электронные УМК

26

Землетрясения и вулканы. Практическая работа №5.

Урок отработки умений и рефлексии.

Сформировать понятия: «землетрясение», «вулкан», «сейсмически активный район», «очаг», «эпицентр», «кратер», «жерло», «магма», «вулканические бомбы». Показать негативное влияние этих явлений природы на жизнь и деятельность человека. Продолжить формирование умений анализировать текст, рисунки, таблицы.

Формирование представления о сейсмоактивных зонах Земли. Формирование предметных умений показывать эти зоны на карте и обозначать на контурной карте. Выполнение практической работы № 5.

Электронные УМК, интерактивные пособия

27

Путешествие по материкам

Урок ознакомления с новым материалом.

Сформировать понятия: «материк», «часть света», «остров», «архипелаг».

Сформировать яркие географические образы каждого материка Земли. Закрепить умение показывать материки на карте.

Развитие предметного умения показывать объекты на карте (в частности, материки Земли).

Электронные УМК, интерактивные пособия

28

Вода на Земле

Урок общеметодологической направленности.

Сформировать понятия: «гидросфера», «океан», «море», «воды суши», «ледник»,

«айсберг», «подземные воды», «источник». Познакомить с составом гидросферы, круговоротом воды в природе. Подчеркнуть значение воды для

жизни на Земле и необходимость бережного к ней отношения.

 Формирование представления о составе гидросферы. Развитие предметного уме ния показывать объекты на карте (в данном случае — части гидросферы). Формирование убеждения в необходимости бережного отношения к воде.

Презентация

29

Воздушная одежда Земли

Урок общеметодологической направленности.

Сформировать понятия: «атмосфера», «ветер», «облака», «осадки», «погода»,

«климат». Познакомить с составом атмосферы, явлениями в атмосфере: грозой, ветром, ураганом, смерчем, тайфуном; погодой и климатом.

Формирование представлений о составе и строении атмосферы, о ее влиянии на жизнь людей.

Электронные УМК, презентация, интерактивные пособия

30

Живая оболочка

Земли

Урок общеметодологической направленности.

Сформировать понятие «биосфера», представление о ее границах. Показать связь литосферы, атмосферы и биосферы. Проверить материал предыдущего урока.

Формирование предметных умений сопоставлять (сравнивать) оболочки Земли, определять отличие биосферы от других оболочек.

Электронные УМК, интерактивные пособия

31

Почва —  особое

природное тело

Урок развивающего контроля.

Сформировать понятия: «почва»,

«плодородие», «перегной» («гумус»). Сформировать представление о почве как особом природном теле. Показать связь почвы с растениями, животными, климатом и рельефом. Проверить материал предыдущего урока.

Формирование представления о свойствах почвы. Отработка метапредметного умения составлять логичный рассказ об изученном.

Презентация

32

Человек и природа

Урок общеметодологической направленности.

Сформировать понятия: «Красная книга», «заповедник», «национальный парк», «заказник». Убедить в неразрывной связи

человека с природой, в нашей зависимости от нее и необходимости бережного к ней отношения.

Знакомство с правилами экологически безопасного поведения в природе.

Презентация

33

Обобщение

знаний по разделу

«Природа Земли»

Урок отработки умений и рефлексии.

Обобщить и систематизировать знания по разделу «Природа Земли», по курсу.

34

Итоговое тестирование

Урок развивающего контроля.

Резервное время – 1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс

Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...