Календарно-тематическое планирование по географии в 5 классе по ФГОС
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) по теме

Нечаева Валентина Николаевна

Календарно-тематическое планирование по географии в 5 классе по ФГОС рассчитано на 1 час в неделю по учебнику "География 5-6 классов" А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина и др. (Москва,  "Просвещение", 2014 (Академический школьный учебник "Полярная звезда"). План содержит планируемые результаты учащихся: предметные, метапредметные, личностные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ro_urok_5kl.docx36.63 КБ

Предварительный просмотр:

Составила: Нечаева Валентина Николаевна

ГБОУ Школа №2075 ш.о.3 г. Москва

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по географии в 5 классе

на 2015-2016 учебный год.

(1 час в неделю, всего 34 часа).

Планир. дата

Фактич. дата

№ п/п

Наименование разделов и тем

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Практ. работы

Задание на дом

Предметные

Метапредметные

Личностные

Сентябрь

Сентябрь

Введение (1час.)

1 нед.

1

ИОТ. Зачем нам география и как мы будем её изучать.

Определяют главные задачи современной географии. Выявляют методы географической науки. Оценивают её роль   в жизни общества.

Иметь представления о геогр. науке, её роли в освоении планеты.

Самостоятельное  выделение  и формулирование познавательной цели в изучении  курса географии 5 кл.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки.

§1

На какой Земле мы живём

 (3 часа).

2 нед.

2

Как люди открывали Землю (I).

Определяют вклад величайших учёных и путешественников в развитие геогр. науки.

Знать из истории географии факты развития знаний о форме Земли, о материках и океанах, об отражении их на карте. Уметь показывать на карте пути экспедиций Х. Колумба и Ф.Магеллана.

Поиск и выделение информации в  учебнике  о развитии геогр.   знаний. Владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание.

Формирование познавательной и информационной культуры, развитие  навыков самостоятельной работы с текстом учебника.

§2

3 нед.

3

Как люди открывали Землю (II). Пр. раб.  №1 «Путешественники и учёные»

Выявляют изменение представлений о Земле в Новое и Новейшее время. Определяют вклад величайших учёных и путешественников, в том числе русских землепроходцев, в развитие геогр. науки.

Иметь представления о Великих географических открытиях: их вклад в развитие цивилизации.

Планировать учебную деятельность при изучении темы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Развитие  навыков самостоят. работы с текстом учебника. Проявлять устойчивый познавательный интерес и готовность к самообразованию.  

1

§3, табл. с.15

4 нед.

4

География сегодня. Обобщение по теме.

Определяют значение современных географических исследований для жизни общества. Выделяют и анализируют источники геогр. информации.  

Знать о географических исследованиях в настоящее время. Знать способы изучения Земли.

Умение слушать, вступать в диалог. Прогнозирование результата усвоения учебного материала темы.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки.

§4, зад.№2, сообщ.

Октябрь

Октябрь

Планета Земля (4 часа).

1 нед.

5

Мы во Вселенной.

Приводят доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы. Раскрывают влияние космоса.

Формирование первичных навыков использования основ геогр. подхода для осознания Земли

как планеты Солнечной системы. Называть и показывать на карте материки и океаны

Классификация объектов солнечной системы,   выделение признаков материков и  частей света.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному представлению знаний о космосе.

§5

2 нед.

6

Движения Земли.

Составляют и анализируют схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объясняют смену времён года на основе анализа схемы орбитального движения Земли.  

Называть виды движений Земли. Знать продолжительность земных суток, года, величину угла наклона земной оси к плоскости орбиты. Раскрывать роль орбитального движения Земли в смене времён года.

Умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении о выделении основной информации.

Формирование ответственного отношения  к учению на основе мотивации к обучению и познанию Земли как планеты Солнечной системы.

§6

3 нед.

7

Солнечный свет на Земле.

 Пр. раб. №2 «Тепловые пояса Земли».

Объясняют существенные признаки понятий: экватор, тропик, полярный круг, земная ось, географический полюс. Фиксируют особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий.

Объяснять, что происходит на планете в дни солнцестояний,  равноденствий. Показывать пояса освещённости и их границы

Показывать на глобусе и картах геогр. полюса, экватор, полярные круги и тропики. Называть существенные признаки понятий.

Формирование ответственного отношения  к учению, готовности к саморазвитию.

1

§7

4 нед.

8

Обобщение по теме.

 

Изображают картину мира. Работа в группах.

Знать содержание всей темы.

Построение логической цепи рассуждений при защите работы. Принятие решения при выборе и формулировании ответов.

Развитие навыков  работы в группе при выполнении заданий.

Повтор. §5-7, зад. №1 сообщ.

 

План и карта (11 часов).

1 нед.

 

 9

Ориентирование на местности. Пр. раб.№3 «Ориентирование на местности. Определение азимута»

Определяют направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определяют азимут.

Называть и объяснять способы ориентирования. Называть алгоритм работы с компасом и гномоном. Уметь определять азимут на местности и по плану. Уметь ориентироваться на местности по сторонам горизонта.

Применение знаково-символических действий  при определении направлений и измерений азимута. Умение интегрироваться в группу при определении способов ориентирования на местности.

Развитие навыков работы с компасом. Умение ориентироваться на местности, определять азимут.  

1

§8

Ноябрь

Ноябрь

2 нед.

 10

Земная поверхность на плане и карте (1).

Выявляют особенности плана местности.  

Знакомятся с понятиями «горизонталь», «абсолютная высота», «относительная высота». Учатся определять формы рельефа на плане и карте,  устанавливать взаимосвязи между густотой горизонталей и крутизной склонов.

Уметь читать план и карту. Владение основами картографической грамотности.

Планировать учебную деятельность.

Уметь объяснять содержание совершаемых действий.

Формирование навыков работы с планом и картой

§9

3 нед.

11

Земная поверхность на плане и карте (2).

Топографический диктант.

Определяют с помощью условных знаков изображённые на плане объекты. Изображают объекты местности с помощью условных знаков.

Уметь решать задачи с применением топографической карты.

Самостоятельно планировать учебную  задачу, давать определения понятиям.

Умение использовать условные знаки при описании геогр. объекта.

§10

4 нед.

12

Учимся с «Полярной звездой» (1).

Проект №1 «Составление плана местности».

Составляют план гипотетической территории. Работа в группах.

Уметь составлять план местности.

 

Умение объединяться в группы, распределять работу внутри группы, защищать свой проект.

Формирование умения работать с геогр. источниками информации.

§11

Декабрь

Декабрь

1 нед.

13

Географическая карта. Пр. раб. №4 «Виды географических карт»

Сравнивают планы местности и географические карты. Определяют направления на глобусе. Выделяют основные свойства карты. Систематизируют карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию.

Называть различные виды изображения земной поверхности, виды и свойства карт.   Различать карты по масштабу, охвату территории,  содержанию.

Применение знаково-символических действий   при составлении кластера «Географическая карта». Участие в коллективном обсуждении при составлении кластера.    

Использовать языковые средства для выражения своих мыслей,    отстаивать свою позицию.

1

§12, зад. №1

2 нед.

14

Градусная сетка.

Выявляют на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определяют направления и измеряют расстояния по карте.

Знать определение понятий «параллель», «экватор», «меридиан», «градусная сетка», уметь называть и показывать их. Определять стороны горизонта по карте.

Определение основной информации  о геогр.  сетке.  

Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели определённой сложности.

§13

3 нед.

15

Географические координаты (1).

Определяют геогр. широту и долготу объекта по глобусу и карте.

Знать определение понятий «геогр. координаты», «геогр. широта», «геогр. долгота». Уметь определять на карте  геогр. координаты.

Построение цепочки последовательности действий при определении геогр. координат различных   объектов.

Использовать языковые средства для выражения своих мыслей.

§14, зад. №6

4 нед.

16

Географические координаты (2).

Определяют геогр.   объекты на карте и глобусе по геогр. координатам.

Уметь определять геогр. координаты объектов.

Построение  цепочки   последовательности действий при определении местоположения  объектов по геогр. координатам.

Использовать языковые средства для выражения своих мыслей.

§15, зад. №6

Январь

Январь

2 нед.

17

Учимся с «Полярной звездой» (2).

Пр. раб. №5 «Описание маршрута»

Определяют направления и расстояния между геогр. объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Опред. абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте.

Уметь читать различные виды карт, планы местности. Понимать значение картографических методов исследования

Выбор эффективных способов решения при определении направления и расстояния между геогр. объектами. Принятие решения при выполнении задач практической работы.

Развитие навыков самостоятельной работы при выполнении заданий практической работы.

1

§16, маршрут

3 нед.

18

Проект   №2 «Освоение земельного участка». Защита проектов.

Выполняют проектное задание в  группах.

Применение полученных знаний.

Умение работать в коллективе, распределять учебные задачи. Проявлять активность  при решении задач проектной работы.

Формирование потребности в самовыражении  и самореализации. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной деятельности.

Повтор.

§8-15

4 нед.

19

Обобщение по теме.

Работают с контрольными вопросами, тестами.

Знать содержание всей темы

Самоконтроль результата  решения задач с применением  плана и карты.

Формирование потребности в самовыражении и самореализации

Вопр. №1-3, с. 56

Февраль

Февраль

Человек на Земле (4 часа).

 

1 нед.

20

Как люди заселяли Землю.

Определяют по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизируют информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни.

Называть и показывать по карте основные направления расселения древнего человека. Раскрывать значимость приспособления людей к жизни в различных условиях.

Умения слушать, вступать в диалог о приспособлении людей к условиям жизни. Прогнозирование результата усвоения учебного материала темы.

Формирование мировоззрения, соответствующего современному развитию общества.  

§17

2 нед.

21

Расы и народы.

Выявляют внешние признаки людей различных рас. Приводят доказательства о равноценности рас и аргументированно отстаивают свою точку зрения. Определяют наиболее и наименее заселённые территории суши.

Знать определения понятий «раса», «плотность населения». Уметь отличать по внешним чертам представителей различных рас.

Извлечение информации из таблицы, извлечение информации из текста.  

Положительно принимать свою этническую идентичность. Уважать другие народы России и мира.

§18

3 нед.

22

Учимся с «Полярной звездой» (3). Пр. работа №6 «Сравниваем страны мира»

Находят и показывают на карте свою страну. Находят на политической карте страны – соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивают страны по величине территории, расположению. Систематизируют новую информацию.  

Называть и показывать на карте наиболее крупные и известные государства мира. Уметь сравнивать страны мира по величине территории, положению.

Преобразовывать схемы (модели) для решения задачи. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных операций.

Умение оценивать результаты сравнения стран мира.

1

§19, сообщ.

4 нед.

23

Обобщение по теме. Проект №3 «Письмо другу о своей стране»

Описание своей страны России.

Уметь характеризовать свою страну по территории, по численности, по этносу и т.д.

Рефлексия  собственных способов действий и партнера.

Умение работать с дополнительными источниками информации. Формирование познавательных интересов.

Зад.  5, с.65

Март

Март

Литосфера – твёрдая оболочка Земли (11 часов).

1 нед.

24

Земная кора – верхняя часть литосферы.

Выявляют особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливают по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Уметь раскрывать влияние внешних и внутренних процессов на изменение рельефа планеты. Знать особенности внутреннего строения земной коры и Земли. Называть отличия океанической земной коры и континентальной, современные литосферные плиты.

Участвовать в коллективном обсуждении особенности строения земной коры. Умение моделировать   внутреннее строение Земли.

Формирование познавательной и информационной культуры.

§20

2 нед.

25

Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Пр. раб. №7 «Использование горных пород и минералов»

Классифицируют горные породы. Описывают по плану минералы и горные породы школьной коллекции и их использование.  

Знать определения понятий «минерал», «горная порода», «полезное ископаемое». Уметь определять, сравнивать горные породы разного происхождения.

Осуществлять сравнение, классификацию минералов и горных пород. Определять их использование.

Умение работать самостоятельно.

1

§21,  зад. 8, 10 сообщ.

3 нед.

26

Движение земной коры (1).

Выявляют закономерности распространения землетрясений. Устанавливают с помощью геогр.  карт сейсмические районы и пояса Земли.  

Знать определение понятий «землетрясение», «очаг землетрясения» «эпицентр землетрясения» Называть виды движений земной коры. Описывать процесс возникновения землетрясения,   условия жизни людей в сейсмических районах.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Формирование   правил индивидуального и коллективного поведения в чрезвычайных ситуация, угрожающих жизни и здоровью людей.

§22

 Апрель

Апрель

1 нед.

27

Движение земной коры (2).

Выявляют закономерности распространения вулканизма.  

Знать определения понятий «вулкан», «очаг магмы», «жерло», «кратер», «гейзер». Приводить примеры действующих и потухших вулканов.  

Умение участвовать в коллективном обсуждении  при определении основной информации. Составление плана обсуждения темы.

Понимание ценности жизни и здоровья, экологических проблем при извержении вулканов.

§23, зад. №6  

2 нед.

 

28

Рельеф Земли. Равнины.

(Составление плана-конспекта текста параграфа).

Определяют по геогр. картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России. Описывают равнину по карте. Представляют информацию в письменной форме в виде плана – конспекта.

Знать определения понятий «рельеф», «равнина». Уметь объяснять причины неоднородности поверхности Земли. Называть и показывать на карте. крупнейшие равнины мира.      

Моделирование объектов  форм рельефа. Принятие решения при составлении классификации. Составление алгоритма при  работе с текстом.

Умение составлять план-конспект текста параграфа.

§24,  зад. №6

3 нед.

29

Рельеф Земли. Горы.

Определяют по геогр. картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения.

Знать определение понятий «горы», «горная страна», «горный хребет», «межгорная долина», «гребень», «горный перевал». Называть и показывать на карте крупнейшие горные системы планеты и их вершины. Описывать различия гор по высоте, возрасту и размерам. Раскрывать роль гор в жизни человека.  

Классификация гор по высоте, возрасту, размерам. Принятие решения при составлении классификации.  

Оценка роли гор в жизни человека. Формирование бережного отношения к природе.  

§25

4 нед.

30

Учимся с «Полярной звездой» (4).

 Проект №4 «Скульптурный портрет планеты».

Находят геогр. объекты на карте в атласе и с помощью геогр.  координат и основных ориентиров (рек, гор и т.д.). Выполняют проектное задание в группах.

Определять и показывать на карте горы и равнины, определять географическое положение гор и равнин, сравнивать их по геогр.у положению.

Умение работать в коллективе. Принятие решения при выполнении

задач проектной работы.

Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной деятельности.

§26, Повтор. §20-25

Май

Май

1 нед.

31

Литосфера и человек.

Определяют значение литосферы для человека. Выявляют способы воздействия человека на  литосферу и характер изменения литосферы в результате его деятельности.

Раскрывать значение литосферы для человека. Описывать нарушения, возникающие в земной  коре под влиянием хозяйственной деятельности человека.  

Моделирование нарушений, возникающих в земной коре под влиянием хозяйственной деятельности человека. Умение работать в парах.

Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни и необходимого бережного отношения к окружающей среде.

§27, зад. №7

2 нед.

32

Обобщение по теме.

Обобщают и систематизируют знания и умения за курс географии 5 класса.

Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний о мире.

Контроль,  коррекция, оценка собственных действий.

Формирование потребности в самовыражении  и самореализации

Повтор. §1-27,  

3 нед.

33

Итоговое занятие

Построить карту гипотетической территории с определёнными координатами и по ней воссоздать образ заданной территории.

Знать содержание всего курса

Умение работать в группах, самостоятельно распределять и выполнять задания. Рефлексия  собственных способов действий.  

Умение адекватно оценивать свои возможности для достижения цели.

Повтор. §1-27,  

4 нед.

34

Подведение итогов.

Анализ работы учащихся.

Коррекция знаний.

Самоутверждение.

Формирование ответственного отношения  к учению, готовности к саморазвитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по географии. 6 класс по ФГОС ООО по учебнику Е. М. Домогацких

Календарно-тематическое планирование по географии. 6 класс по ФГОС ООО по учебнику Е. М. Домогацких...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно- тематическое планирование по географии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс ФГОС по учебнику Домогацких...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии 5 класс ФГОС

Рабочая программа и календарно тематическое планирование по географии для 5 класса , соответствующая требованиям ФГОС ООО...

календарно-тематическое планирование по географии 7 класс (ФГОС) по программе издательства "Вентана-Граф"

КТП составлено на основе рабочей программы, составленной учителем географии МАОУ СОШ № 62 Сусь Маргаритой Геннадьевной в соответствии с авторской  авторской программы по географии издательства "В...