Планир. дата | Фактич. дата | № п/п | Наименование разделов и тем
| Деятельность учащихся | Планируемые результаты | Практ. работы | Задание на дом |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Сентябрь | Сентябрь |
| Введение (1час.) |
|
|
|
|
|
|
1 нед. |
| 1 | ИОТ. Зачем нам география и как мы будем её изучать. | Определяют главные задачи современной географии. Выявляют методы географической науки. Оценивают её роль в жизни общества. | Иметь представления о геогр. науке, её роли в освоении планеты. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели в изучении курса географии 5 кл. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки. |
| §1 |
|
|
| На какой Земле мы живём (3 часа). |
|
|
|
|
|
|
2 нед. |
| 2 | Как люди открывали Землю (I). | Определяют вклад величайших учёных и путешественников в развитие геогр. науки. | Знать из истории географии факты развития знаний о форме Земли, о материках и океанах, об отражении их на карте. Уметь показывать на карте пути экспедиций Х. Колумба и Ф.Магеллана. | Поиск и выделение информации в учебнике о развитии геогр. знаний. Владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание. | Формирование познавательной и информационной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника. |
| §2 |
3 нед. |
| 3 | Как люди открывали Землю (II). Пр. раб. №1 «Путешественники и учёные» | Выявляют изменение представлений о Земле в Новое и Новейшее время. Определяют вклад величайших учёных и путешественников, в том числе русских землепроходцев, в развитие геогр. науки. | Иметь представления о Великих географических открытиях: их вклад в развитие цивилизации. | Планировать учебную деятельность при изучении темы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать и сравнивать разные точки зрения. | Развитие навыков самостоят. работы с текстом учебника. Проявлять устойчивый познавательный интерес и готовность к самообразованию. | 1 | §3, табл. с.15 |
4 нед. |
| 4 | География сегодня. Обобщение по теме. | Определяют значение современных географических исследований для жизни общества. Выделяют и анализируют источники геогр. информации. | Знать о географических исследованиях в настоящее время. Знать способы изучения Земли. | Умение слушать, вступать в диалог. Прогнозирование результата усвоения учебного материала темы. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки. |
| §4, зад.№2, сообщ. |
Октябрь | Октябрь |
| Планета Земля (4 часа). |
|
|
|
|
|
|
1 нед. |
| 5 | Мы во Вселенной. | Приводят доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы. Раскрывают влияние космоса. | Формирование первичных навыков использования основ геогр. подхода для осознания Земли как планеты Солнечной системы. Называть и показывать на карте материки и океаны | Классификация объектов солнечной системы, выделение признаков материков и частей света. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному представлению знаний о космосе. |
| §5 |
2 нед. |
| 6 | Движения Земли. | Составляют и анализируют схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объясняют смену времён года на основе анализа схемы орбитального движения Земли. | Называть виды движений Земли. Знать продолжительность земных суток, года, величину угла наклона земной оси к плоскости орбиты. Раскрывать роль орбитального движения Земли в смене времён года. | Умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении о выделении основной информации. | Формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию Земли как планеты Солнечной системы. |
| §6 |
3 нед. |
| 7 | Солнечный свет на Земле. Пр. раб. №2 «Тепловые пояса Земли». | Объясняют существенные признаки понятий: экватор, тропик, полярный круг, земная ось, географический полюс. Фиксируют особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. | Объяснять, что происходит на планете в дни солнцестояний, равноденствий. Показывать пояса освещённости и их границы | Показывать на глобусе и картах геогр. полюса, экватор, полярные круги и тропики. Называть существенные признаки понятий. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию. | 1 | §7 |
4 нед. |
| 8 | Обобщение по теме. | Изображают картину мира. Работа в группах. | Знать содержание всей темы. | Построение логической цепи рассуждений при защите работы. Принятие решения при выборе и формулировании ответов. | Развитие навыков работы в группе при выполнении заданий. |
| Повтор. §5-7, зад. №1 сообщ. |
|
|
| План и карта (11 часов). |
|
|
|
|
|
|
1 нед. | | 9 | Ориентирование на местности. Пр. раб.№3 «Ориентирование на местности. Определение азимута» | Определяют направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определяют азимут. | Называть и объяснять способы ориентирования. Называть алгоритм работы с компасом и гномоном. Уметь определять азимут на местности и по плану. Уметь ориентироваться на местности по сторонам горизонта. | Применение знаково-символических действий при определении направлений и измерений азимута. Умение интегрироваться в группу при определении способов ориентирования на местности. | Развитие навыков работы с компасом. Умение ориентироваться на местности, определять азимут. | 1 | §8 |
Ноябрь | Ноябрь |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 нед. |
| 10 | Земная поверхность на плане и карте (1). | Выявляют особенности плана местности. Знакомятся с понятиями «горизонталь», «абсолютная высота», «относительная высота». Учатся определять формы рельефа на плане и карте, устанавливать взаимосвязи между густотой горизонталей и крутизной склонов. | Уметь читать план и карту. Владение основами картографической грамотности. | Планировать учебную деятельность. Уметь объяснять содержание совершаемых действий.
| Формирование навыков работы с планом и картой |
| §9 |
3 нед. |
| 11 | Земная поверхность на плане и карте (2). Топографический диктант. | Определяют с помощью условных знаков изображённые на плане объекты. Изображают объекты местности с помощью условных знаков. | Уметь решать задачи с применением топографической карты. | Самостоятельно планировать учебную задачу, давать определения понятиям. | Умение использовать условные знаки при описании геогр. объекта. |
| §10 |
4 нед. |
| 12 | Учимся с «Полярной звездой» (1). Проект №1 «Составление плана местности». | Составляют план гипотетической территории. Работа в группах. | Уметь составлять план местности. | Умение объединяться в группы, распределять работу внутри группы, защищать свой проект. | Формирование умения работать с геогр. источниками информации. |
| §11 |
Декабрь | Декабрь |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 нед. |
| 13 | Географическая карта. Пр. раб. №4 «Виды географических карт» | Сравнивают планы местности и географические карты. Определяют направления на глобусе. Выделяют основные свойства карты. Систематизируют карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию. | Называть различные виды изображения земной поверхности, виды и свойства карт. Различать карты по масштабу, охвату территории, содержанию. | Применение знаково-символических действий при составлении кластера «Географическая карта». Участие в коллективном обсуждении при составлении кластера. | Использовать языковые средства для выражения своих мыслей, отстаивать свою позицию. | 1 | §12, зад. №1 |
2 нед. |
| 14 | Градусная сетка. | Выявляют на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определяют направления и измеряют расстояния по карте. | Знать определение понятий «параллель», «экватор», «меридиан», «градусная сетка», уметь называть и показывать их. Определять стороны горизонта по карте. | Определение основной информации о геогр. сетке. | Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели определённой сложности. |
| §13 |
3 нед. |
| 15 | Географические координаты (1). | Определяют геогр. широту и долготу объекта по глобусу и карте. | Знать определение понятий «геогр. координаты», «геогр. широта», «геогр. долгота». Уметь определять на карте геогр. координаты. | Построение цепочки последовательности действий при определении геогр. координат различных объектов. | Использовать языковые средства для выражения своих мыслей. |
| §14, зад. №6 |
4 нед. |
| 16 | Географические координаты (2). | Определяют геогр. объекты на карте и глобусе по геогр. координатам. | Уметь определять геогр. координаты объектов. | Построение цепочки последовательности действий при определении местоположения объектов по геогр. координатам. | Использовать языковые средства для выражения своих мыслей. |
| §15, зад. №6 |
Январь | Январь |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 нед. |
| 17 | Учимся с «Полярной звездой» (2). Пр. раб. №5 «Описание маршрута» | Определяют направления и расстояния между геогр. объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Опред. абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. | Уметь читать различные виды карт, планы местности. Понимать значение картографических методов исследования | Выбор эффективных способов решения при определении направления и расстояния между геогр. объектами. Принятие решения при выполнении задач практической работы. | Развитие навыков самостоятельной работы при выполнении заданий практической работы. | 1 | §16, маршрут |
3 нед. |
| 18 | Проект №2 «Освоение земельного участка». Защита проектов. | Выполняют проектное задание в группах. | Применение полученных знаний. | Умение работать в коллективе, распределять учебные задачи. Проявлять активность при решении задач проектной работы. | Формирование потребности в самовыражении и самореализации. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной деятельности. |
| Повтор. §8-15 |
4 нед. |
| 19 | Обобщение по теме. | Работают с контрольными вопросами, тестами. | Знать содержание всей темы | Самоконтроль результата решения задач с применением плана и карты. | Формирование потребности в самовыражении и самореализации |
| Вопр. №1-3, с. 56 |
Февраль | Февраль |
| Человек на Земле (4 часа). |
|
|
|
|
| |
1 нед. |
| 20 | Как люди заселяли Землю. | Определяют по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизируют информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни. | Называть и показывать по карте основные направления расселения древнего человека. Раскрывать значимость приспособления людей к жизни в различных условиях. | Умения слушать, вступать в диалог о приспособлении людей к условиям жизни. Прогнозирование результата усвоения учебного материала темы. | Формирование мировоззрения, соответствующего современному развитию общества. |
| §17 |
2 нед. |
| 21 | Расы и народы. | Выявляют внешние признаки людей различных рас. Приводят доказательства о равноценности рас и аргументированно отстаивают свою точку зрения. Определяют наиболее и наименее заселённые территории суши. | Знать определения понятий «раса», «плотность населения». Уметь отличать по внешним чертам представителей различных рас. | Извлечение информации из таблицы, извлечение информации из текста. | Положительно принимать свою этническую идентичность. Уважать другие народы России и мира. |
| §18 |
3 нед. |
| 22 | Учимся с «Полярной звездой» (3). Пр. работа №6 «Сравниваем страны мира» | Находят и показывают на карте свою страну. Находят на политической карте страны – соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивают страны по величине территории, расположению. Систематизируют новую информацию. | Называть и показывать на карте наиболее крупные и известные государства мира. Уметь сравнивать страны мира по величине территории, положению. | Преобразовывать схемы (модели) для решения задачи. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных операций. | Умение оценивать результаты сравнения стран мира. | 1 | §19, сообщ. |
4 нед. |
| 23 | Обобщение по теме. Проект №3 «Письмо другу о своей стране» | Описание своей страны России. | Уметь характеризовать свою страну по территории, по численности, по этносу и т.д. | Рефлексия собственных способов действий и партнера. | Умение работать с дополнительными источниками информации. Формирование познавательных интересов. |
| Зад. 5, с.65 |
Март | Март |
| Литосфера – твёрдая оболочка Земли (11 часов). |
|
|
|
|
|
|
1 нед. |
| 24 | Земная кора – верхняя часть литосферы. | Выявляют особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливают по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. | Уметь раскрывать влияние внешних и внутренних процессов на изменение рельефа планеты. Знать особенности внутреннего строения земной коры и Земли. Называть отличия океанической земной коры и континентальной, современные литосферные плиты. | Участвовать в коллективном обсуждении особенности строения земной коры. Умение моделировать внутреннее строение Земли. | Формирование познавательной и информационной культуры. |
| §20 |
2 нед. |
| 25 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Пр. раб. №7 «Использование горных пород и минералов» | Классифицируют горные породы. Описывают по плану минералы и горные породы школьной коллекции и их использование. | Знать определения понятий «минерал», «горная порода», «полезное ископаемое». Уметь определять, сравнивать горные породы разного происхождения. | Осуществлять сравнение, классификацию минералов и горных пород. Определять их использование. | Умение работать самостоятельно. | 1 | §21, зад. 8, 10 сообщ. |
3 нед. |
| 26 | Движение земной коры (1). | Выявляют закономерности распространения землетрясений. Устанавливают с помощью геогр. карт сейсмические районы и пояса Земли. | Знать определение понятий «землетрясение», «очаг землетрясения» «эпицентр землетрясения» Называть виды движений земной коры. Описывать процесс возникновения землетрясения, условия жизни людей в сейсмических районах. | Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Формирование правил индивидуального и коллективного поведения в чрезвычайных ситуация, угрожающих жизни и здоровью людей. |
| §22 |
Апрель | Апрель |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 нед. |
| 27 | Движение земной коры (2). | Выявляют закономерности распространения вулканизма. | Знать определения понятий «вулкан», «очаг магмы», «жерло», «кратер», «гейзер». Приводить примеры действующих и потухших вулканов. | Умение участвовать в коллективном обсуждении при определении основной информации. Составление плана обсуждения темы. | Понимание ценности жизни и здоровья, экологических проблем при извержении вулканов. |
| §23, зад. №6 |
2 нед. | | 28 | Рельеф Земли. Равнины. (Составление плана-конспекта текста параграфа). | Определяют по геогр. картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России. Описывают равнину по карте. Представляют информацию в письменной форме в виде плана – конспекта. | Знать определения понятий «рельеф», «равнина». Уметь объяснять причины неоднородности поверхности Земли. Называть и показывать на карте. крупнейшие равнины мира. | Моделирование объектов форм рельефа. Принятие решения при составлении классификации. Составление алгоритма при работе с текстом. | Умение составлять план-конспект текста параграфа. |
| §24, зад. №6 |
3 нед. |
| 29 | Рельеф Земли. Горы. | Определяют по геогр. картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. | Знать определение понятий «горы», «горная страна», «горный хребет», «межгорная долина», «гребень», «горный перевал». Называть и показывать на карте крупнейшие горные системы планеты и их вершины. Описывать различия гор по высоте, возрасту и размерам. Раскрывать роль гор в жизни человека. | Классификация гор по высоте, возрасту, размерам. Принятие решения при составлении классификации. | Оценка роли гор в жизни человека. Формирование бережного отношения к природе. |
| §25 |
4 нед. |
| 30 | Учимся с «Полярной звездой» (4). Проект №4 «Скульптурный портрет планеты». | Находят геогр. объекты на карте в атласе и с помощью геогр. координат и основных ориентиров (рек, гор и т.д.). Выполняют проектное задание в группах. | Определять и показывать на карте горы и равнины, определять географическое положение гор и равнин, сравнивать их по геогр.у положению. | Умение работать в коллективе. Принятие решения при выполнении задач проектной работы. | Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной деятельности. |
| §26, Повтор. §20-25 |
Май | Май |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 нед. |
| 31 | Литосфера и человек. | Определяют значение литосферы для человека. Выявляют способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его деятельности. | Раскрывать значение литосферы для человека. Описывать нарушения, возникающие в земной коре под влиянием хозяйственной деятельности человека. | Моделирование нарушений, возникающих в земной коре под влиянием хозяйственной деятельности человека. Умение работать в парах. | Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни и необходимого бережного отношения к окружающей среде. |
| §27, зад. №7 |
2 нед. |
| 32 | Обобщение по теме. | Обобщают и систематизируют знания и умения за курс географии 5 класса. | Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний о мире. | Контроль, коррекция, оценка собственных действий. | Формирование потребности в самовыражении и самореализации |
| Повтор. §1-27, |
3 нед. |
| 33 | Итоговое занятие | Построить карту гипотетической территории с определёнными координатами и по ней воссоздать образ заданной территории. | Знать содержание всего курса | Умение работать в группах, самостоятельно распределять и выполнять задания. Рефлексия собственных способов действий. | Умение адекватно оценивать свои возможности для достижения цели. |
| Повтор. §1-27, |
4 нед. |
| 34 | Подведение итогов. | Анализ работы учащихся. | Коррекция знаний. | Самоутверждение. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию. |
|
|