Открытый урок в 5 классе
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

урок по теме: "Великие географические открытия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_5_kl.ppt2.23 МБ
Файл konspekt_uroka.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наша Земля Великие географические открытия Введение в географию

Слайд 2

Чьи корабли в Древнем мире совершили первое плавание вокруг Африки? Кто совершил путешествие за солнечным камнем?

Слайд 3

 XV – XVI вв. называют эпохой Великих географических открытий.  Проанализируйте данное утверждение. Какой у вас возникает вопрос? Почему географические открытия конца XV в. назвали Великими ?

Слайд 4

Почему географические открытия конца XV в. назвали Великими ? Работая в группе, проведите исследование одного из путешествий. Определите, можно ли его считать Великим географическим открытием. Данные занесите в таблицу . Марко Поло Афана-сий Никитин Христофор Колумб Васко да Гама Фернан Магеллан Время путешествия Маршрут путешествия Причины путешествия Научное значение путешествия

Слайд 5

Почему географические открытия конца XV в. назвали Великими ? Марко Поло Афана-сий Никитин Христофор Колумб Васко да Гама Фернан Магеллан Время путешествия Маршрут путешествия Причины путешествия Научное значение путешествия XIII в . Китай Безопас-ный путь Описание страны Китая XV в. Индия Описание страны Индии XV в. Америка Безопас-ный путь Описание новых земель XV в. Индия Морской путь в Индию Описание новых земель XVI в. Кругосвет-ное путешествие Шарооб-разность Земли Доказа-тельства шарооб-разности торговля

Слайд 6

Почему географические открытия конца XV в. назвали Великими ? Обсуждение результатов работы групп. С какими трудностями столкнулись путешественники? Какие качества характера проявили путешественники для достижения цели?

Слайд 7

 Почему европейцы настойчиво искали морской путь в Индию ? Кто и когда впервые обогнул Африку и приплыл в Индию ? В каком году была открыта Америка? Почему Колумб называл местных жителей индейцами? ?

Слайд 8

Сравните путешествия Афанасия Никитина и Марко Поло. 

Слайд 9

Почему географические открытия конца XV в. назвали Великими ? Как вы понимаете «Эра Великих географических открытий»? Какие крупные географические открытия были в XV в.?

Слайд 10

Используя карты атласа, найдите и выпишите в тетрадь географические объекты, названные в честь Х. Колумба и Ф. Магеллана; Задание на дом:



Предварительный просмотр:

Конспект урока географии для 5 класса по теме:

«Великие географические открытия»

Конспект подготовила и провела

Учитель географии

СОШ №141

Советского района г.Казани

Ильина Светлана Николаевна

Казань 2015

География, 5класс

Тема урока: «Великие географические открытия»

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) сформировать у детей представление об эпохе Великих географических исследований как периоде интенсивного освоения территории Земли;

2) расширить имеющиеся у учащихся представления о путешествиях, влиянии их открытий на представление человека о Земле и т.д.;

3) тренировать умение работать с текстом учебника, работать с картами, схемами;

4) тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать, умение оценивать свою деятельность;

5) тренировать коммуникативные умения, слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в группах;

6) сформировать знания о путешествиях 15-17 века.

Материалы к занятию

Демонстрационный материал:  1) физическая карта полушарий, 2) презентация.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Слайд 1

         В 5 классе мы начали изучать новый предмет – Введение в географию.

На уроках мы путешествовали, изучая перемещение  людей каменного века, путешествия древних мореплавателей, викингов-разбойников и обратили внимание, что люди, выходя в море, плавали только вдоль  берега, не уходили на большие расстояния от него.

Слайд 2 Фронтальная работа

Давайте вспомним

Чьи корабли в Древнем мире совершили первое плавание вокруг Африки?

( финикийцы)  А откуда мы об этом узнали? Геродот 5 век до н.э

Кто совершил путешествие за солнечным камнем?

Греческий  учёный и путешественник Пифей 4 век до н э. С какой целью? (Больше узнать, найти торговые пути к северным островам, богатым янтарём – который они называли солнечным камнем)

В то времена люди ещё боялись моря, опасались потерять из виду берег. Старались даже ночевать на берегу, а не в море.

-Почему люди стремились выходить в море, которого очень боялись?

Хотели найти торговые пути, больше узнать о неведомом мире.

-Как вы думаете, зачем мы с вами уделяем столько времени изучению путешествий? (Они расширяют наш кругозор, мы узнаём много нового)

- Хорошо, правильно. Сегодня мы продолжим разговор о путешествиях. Каждый из нас на уроке постарается самостоятельно сделать ещё один шаг вперёд. Возможно, у кого-то будут ошибки, но вы знаете, что, только преодолев собственные ошибки, вы сможете открыть новые знания для  себя. Вам предстоит интересная работа! Я желаю вам успехов!

               2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном      действии

-Прежде чем приступить к изучению новой темы, что надо сделать? (надо повторить то, что нам сегодня потребуется для открытия нового )

На доске имена и фамилии путешественников Геродот, Пифей, Эйрик Рыжий, Марко Поло, Афанасий Никитин, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Хуан Элькано, Фернан Магеллан.

-Попробуйте сгруппировать их.

-Затруднение.

 Вы предложили много вариантов группирования, но  не знаете по какому признаку это сделать.

Слайд 3        Посмотрим на слайд

              XV–XVI вв. называют эпохой Великих географических открытий.

-Как вы думаете, что мы можем взять за основу группирования фамилий? ( время проведения экспедиций)

-Читая это предложение,  какой у вас возникает вопрос? Почему эти века считаются великими?

Какая будет тема сегодняшнего урока? Великие географические открытия 15-17 век

               3. Выявление причины затруднения.

Мы поняли в чём у нас затруднение (надо выбрать нужный признак для группировки – это время, в котором жили путешественники)

-Давайте оставим только тех путешественников, которые жили в этот промежуток времени и внесли  великий вклад в изучение нашей планеты  (Марко Поло, Афанасий Никитин, Васко да Гама, Христофор Колумб, Фернан Магеллан).

Отправить имена к портретам

В 15-17 век в Европе растёт производство товаров, активно развивается торговля. Однако пути на суше на рынки Востока, в Китай, Индию, были отрезаны. Правители стран Востока препятствовали торговле европейских купцов с Индией, облагали их высокими налогами, иногда грабили.

 Европейцы были вынуждены искать новые пути и прежде всего морские.

Поэтому многие стремились их найти.

                   4.Построение проекта выхода из затруднения

 Отправляясь в путешествие обычно составляют план.

 О чём думают в первую  очередь – когда оно совершится - время, маршрут, причина, научное значение.

Основываясь на план,   построим небольшой проект, с помощью, которого ответим на тему нашего урока – Почему путешествия считаются Великими.

  Перед вами 5 путешественников: Марко Поло,  Афанасий Никитин, Христофор Колумб,  Васко да Гама,  Фернан Магеллан

Слайд 4, 5

Работая в группе, проведите исследование одного путешественника, заполнив таблицу

-Что вам поможет в работе - знания о путешественниках, учебник, дополнительный материал, проанализировав который вы сможете ответить на вопросы плана.

Сигнализируем сигнальчиками о готовности.

                     5. Реализация построенного проекта.  Проверим с помощью эталона

                  6. Закрепление во внешней речи.

Слайд 6

С какими трудностями столкнулись путешественники?

Холодно, голодно, нехватка воды и неизвестно увидят ли Землю снова.

Вот что написано в историко –документальном рассказе Цвейга «Подвиг Магеллана»

Впервые 4 корабля вошли в мрачный и безмолвный пролив. (Потомки назовут его именем Магеллана) Мрачные чёрные скалы всё теснее обступают суда, небо затянуто свинцовыми тучами, и корабли, словно тени, движутся по тёмным волнам. Ни одного человека не видно вокруг, лишь какие-то огни полыхают в ночном мраке по левому борту, по ним и дал Магеллан название новой земле – Огненная. Окончания пролива не видно, свирепствует шторм, начинает роптать команда, но не что не может поколебать адмирала: «Только вперёд!»

   Они плывут уже 100 дней ( в 3 раза больше чем Колумб, пересекая Америку) Съедено всё, даже грубая кожа, которой были обшиты канаты. Каждый день кто-то умирает от цинги. В дневнике экспедиции записано: «…если бы не столь благоприятная погода, мы все погибли бы в этом необъятном море»

Какие качества характера проявили путешественники для достижения цели?

 Мужество, героизм

Слайд 7

Почему европейцы настойчиво искали морской путь в Индию ?

Новые торговые пути

Кто и когда впервые обогнул Африку и приплыл в Индию?

Васко да Гама

В каком году была открыта Америка?

12 октября 1492 года 

Почему Колумб называл местных жителей индейцами? Думал, что это Индия

Слайд 8

Сравните путешествия Афанасия Никитина и Марко Поло.

Хоть и разные пути, но всё же оба достигли цели – добрались до запланированного места. Какое значение имели эти путешествия?

 «Книга Марко Поло о разнообразии мира», узнали о жителях Китайского государства.

«Хождение за три моря», описание Индии

                           7. Включение в систему знаний и повторение

Слайд 9

Как вы понимаете Эра Великих географических открытий»?

Важные открытия

Какие крупные географические открытия были открытия были в XV в.?

Новые материки, шарообразность, торговые пути, проливы

                        8. Самостоятельная работа

А теперь используя новые знания ответить на вопросы теста (5-10 дифференцировано вопросов)

                        9. Рефлексия учебной деятельности.

Что нового узнали на уроке?  (Что такое великие географические открытия)

Преодолели ли затруднения на уроке?

Как вы считаете, достигли ли вы проставленной цели?

Помогла ли вам работа в командах? Поблагодарите друг друга за помощь в совместной работе – проанализируйте работу на уроке.

        У вас на парте лежат кораблики, которые тоже хотят попутешествовать

Если вы ничего не узнали на уроке и скучали, то наверно было вам не комфортно, То отправляйтесь в Северный Ледовитый  океан помёрзните и подумайте, что на уроке надо внимательнее слушать, работать и не грустить;

 если не до конца поняли и остались вопросы отправляйтесь в самый большой, и самый старый океан - Тихий

 Если всё поняли и довольны своей работай мы поплывём в самый молодой продвинутый океан Атлантический

Итог мы работали на уроке и наши кораблики тоже отправились в плавание

Слайд 10

Домашнее задание

Выставление оценок  на уроке все получат оценки за работу в классе и  тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....

Открытый урок 6 класс. Тема урока: "Черты характера человека".

Сформировать у учащихся знание основной лексики , включающей синонимы и антонимы , основные префиксы,придающие словам отрицательное значение....