образовательные программы по географии
рабочая программа по географии по теме
Данный материал включает в себя опробированные рабочие программы и календарно-тематическое планирование для 6-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnye_programmy_kirichenko_t.i.zip | 283.16 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 10-11 класса разработана на основе - федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии(2004 г.);
-авторской программы В.П. Максаковского «Программы общеобразовательных учреждений. География. 10-11 классы. Базовый уровень»
Содержание учебного предмета 10класса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире.
Курс 11 класса завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Основные цели:
♦ освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире;
♦ овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
♦ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
♦ воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
♦ использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
♦ нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни.
Задачи:
•научить учащихся определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
•оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира;
•находить и применять географическую информацию, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;
•выполнять и защищать проекты.
В календарно-тематическом планировании имеются изменения по сравнению с авторской программой:( 10 класс)
Тема | Авторская программа (кол-во часов) | План учителя (кол-во часов) |
Введение | 1 | 1 |
Современная политическая карта мира | 4 | 4 |
Природа и человек в современном мире | 6 | 6 |
Население мира | 6 | 6 |
Научно-техническая революция и мировое хозяйство | 7 | 6 |
География мирового хозяйства | 8 | 8 |
Россия в современном мире | 3 | 2 |
Итоговый контроль за курс 10 класса | 0 | 1 |
Итого за 10 класс | 35 | 34 |
- тема «Россия в современном мире» изучается в 10 классе, хотя остальная часть II «Региональная характеристика мира» изучается в 11 классе. Эти изменения внесены с целью изучения регионов и зарубежных стран мира полностью в 11 классе. Это позволит сформировать у учащихся целостную картину мира;
- тема «НТР и мировое хозяйство» сокращена на 1 час, с целью выделения 1 часа для итогового контроля. Данная тема сокращена, так как при изучении следующей темы «География мирового хозяйства» особенности мирового хозяйства рассматриваются подробно;
- количество практических работ в авторской программе 36. В рабочей программе они сокращены до 25, при этом все виды деятельности, указанные в авторской программе, учтены. Некоторые из них объединены, так как носят общий характер и могут быть выполнены в ходе одной работы.
В календарно-тематическом планировании имеются изменения по сравнению с авторской программой(11класс)
Зарубежная Европа | 6 | 6 |
Зарубежная Азия и Австралия | 10 | 9 |
Африка | 4 | 4 |
Северная Америка | 6 | 5 |
Латинская Америка | 4 | 4 |
Глобальные проблемы человечества | 5 | 5 |
Итоговый контроль за курс | 0 | 1 |
Итого за 11 класс | 35 | 34 |
- на 1 час сокращены темы «Зарубежная Азия и Австралия» и «Северная Америка», так как в соответствии с учебным планом школы в 11 часов 34 часа в год, а не 35, как в авторской программе. Также один час выделен для проведения итогового урока за курс 11 класса. Сокращены эти темы, так как на их изучение отводится наибольшее количество часов;
- количество практических работ в авторской программе 37. В рабочей программе они сокращены до 13, при этом все виды деятельности, указанные в авторской программе, учтены. Некоторые из них объединены, так как носят общий характер и могут быть выполнены в ходе одной работы.
В соответствии со школьным учебным планом программа рассчитана на 34 учебных часов в отличие от авторской программы, которая рассчитана на 35 часов.
Используется учебно-методический комплект, состоящий из учебника, мультимедийного учебника, учебного атласа, рабочих тетрадей с набором контурных карт, мультимедийного приложения к урокам, интерактивного тренинга - подготовки к ЕГЭ, пособия для проведения тестирований, ЕГЭ.
Учебник «Экономическая и социальная география мира» Автор: В.П. Максаковский. Год издания: 2008
Пособия: Практические работы по географии и методика их выполнения, Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии (Сиротин В.И).
В 10 классе запланировано 25 практических работ, из них обучающих 10 , тренировочных -9 , итоговых – 6, экскурсий нет. В течение года учащиеся выполнять 4 проекта различной тематики.
Также проводятся пять практикумов.
С целью проведения контроля знаний и умений обучающихся в 10 классе запланированы 2 зачета по номенклатуре, 3 тестирования: вводный контроль-тестирование, контроль-тестирование ЗУН за 1полугодие и контроль-тестирование ЗУН за 2 полугодие, с использованием заданий ГИА И ЕГЭ. Итогом изучения темы «Россия в современном мире» будет являться защита проектов по данной теме.
В 11классе, в соответствии со школьным учебным планом, программа рассчитана на 34 учебных часа в отличие от авторской программы, которая рассчитана на 35 часов. Проводится 13 практических работ, из которых обучающих -3 , тренировочных -4 , итоговых – 6, экскурсий не запланировано. В течение года учащиеся выполняют 7 проектов различной тематики.
С целью проведения контроля за знаниями учащихся запланированы 2 зачета по номенклатуре, 3 тестирования: вводный контроль ЗУН -тестирование, контроль-тестирование за 1 полугодие и контроль –тестирование за 2 полугодие, с использованием заданий ГИА И ЕГЭ.
Используемые формы контроля: устный развернутый ответ с использованием карт, иллюстраций; тесты; географические диктанты; разноуровневые задания с кратким и развернутым ответом; таблицы; сообщения; мультимедийные формы: карточки, практика, контурные карты, проекты, презентации.
Основная форма работы– классно-урочная. На каждом уроке запланирована работа по подготовке к ЕГЭ:
- обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
- владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
2.Требования к уровню подготовки обучающихся 10-11 класса
В результате изучения курса ученик должен
Знать/понимать
1.1. основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
1.2. особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
1.3. географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
1.4. особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.
Уметь
2.1. определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
2.2. оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
2.3. применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
2.4. составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
2.5. сопоставлять географические карты различной тематики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
3.1. выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
3.2. нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
3.3. понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
3. Учебно- тематический план ( 10класс)
№ | Раздел, тема | Количество часов | Практические работы | тестирования | зачеты |
1 | Введение | 1 | - | - | - |
Часть I. Общая характеристика мира | 30 | 22 | 2 | ||
2 | Тема 1. Современная политическая карта мира | 4 | 3 | 1 | - |
3 | Тема 2. Природа и человек в современном мире | 6 | 5 | 1 | |
4 | Тема3Население мира | 6 | 4 | 1 | - |
5 | Тема 4. Научно-техническая революция | 6 | 5 | - | - |
6 | Тема5. География отраслей мирового хозяйства | 8 | 5 | - | 1 |
Часть II. «Региональная характеристика мира» | 3 | 3 | - | - | |
7 | Тема 1 . Россия в современном мире | 2 | 3 | - | - |
Обобщающее повторение курса географии 10 класса | 1 | - | 1 | - | |
Общее количество | 34 | 25 | 3 | 2 |
Распределение материала курса и практических работ по четвертям-10 класс
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | |
Содержание | По плану | По плану | По плану | По плану | По плану |
Количество часов. | 9 | 8 | 10 | 7 | 34 |
Тестирование | 1 | 1 | - | 1 | 3 |
Зачеты по номенклатуре | 1 | 1 | 2 |
3. Учебно- тематический план-11класс
№ | Раздел, тема | Количество часов | Практические работы | тестирования | зачеты |
1 | Часть II. Региональная характеристика мира | 28 | 9 | 3 | 3 |
2 | Тема 6. Зарубежная Европа | 6 | 2 | 1 | 1 |
3 | Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия | 9 | 3 | 1 | 1 |
4 | Тема 8. Африка | 4 | 1 | 1 | - |
5 | Тема 9. Северная Америка | 5 | 1 | 1 | - |
6 | Тема 10. Латинская Америка | 4 | 2 | - | - |
7 | Часть III. Тема 12. Глобальные проблемы человечества (обобщение знаний) | 5 | 4 | 1 | - |
8 | Итоговый урок за курс 11класса. | 1 | - | 1 | - |
Общее количество | 34 | 13 | 3 | 2 |
Распределение материала курса и практических работ по четвертям
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | |
Содержание | По плану | По плану | По плану | По плану | По плану |
Количество часов. | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
Тестирование | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 |
Зачеты по номенклатуре. | 1 | 1 | - | 1 | 2 |
Практические работы: из них итоговых | 2 1 | 3 1 | 3 2 | 5 2 | 13 6 |
4.Календарно-тематическое планирование (10-11класс)в приложении
5.Содержание программы учебного курса соответствует авторской программе В.П.Максаковского «Программы общеобразовательных учреждений. География 10-11 классы. Базовый уровень» страница 3-22.
6. Формы и средства контроля
Используемые виды контроля: массовые, выборочные на уроке изучения и первичного закрепления знаний, и индивидуальный на уроках обобщения и закрепления знаний, уроках-зачетах.
Контрольно-измерительный материал соответствует структуре учебной программы тестирование (вводный контроль) , контроль знаний за первое полугодие( тестирование) , контроль знаний за второе полугодие( тестирование).
Вводный контроль проводиться в форме тестирования которое построено на материале, изучаемом в 9,10 классах.
Используемые формы контроля: устный развернутый ответ с использованием карт, иллюстраций; тесты; разноуровневые задания с кратким и развернутым ответом; таблицы; сообщения; мультимедийные формы: практика, контурные карты,; компьютерные презентации, тренинг подготовки к ЕГЭ.
Одной из итоговых форм контроля является зачет по номенклатуре.
Используемая номенклатура:
Природа и человек в современном мире: страны с высокой обеспеченность природными ресурсами; ведущие страны по добыче минеральных ресурсов.
Население мира: страны с численностью населения свыше 100 млн. чел.; страны с максимальным и минимальным естественным приростом; страны с преобладание мужского и женского населения; крупнейшие агломерации мира.
География мирового хозяйства: ведущие страны - производители всех отраслей промышленности, страны международного туризма основные интеграционные группировки.
Методы контроля: оперативный, рубежный (поэтапный), программированный, устный и письменный контроль, само-,взаимопроверки.
7.Перечень учебно-методических средств обучения для 10 класса
Учебно - программные материалы:
В.П. Максаковского «Программы общеобразовательных учреждений. География. 10-11 классы. Базовый уровень»
Учебники:
Экономическая и социальная география мира. Автор: В.П. Максаковский. Год издания: 2008
Дополнительная литература для учащихся:
- География. 10-11 классы: рефераты \ сост. Г.В. Федорова. - Волгоград: Учитель, 2008.
- Гладкий Ю.Н, Лавров С.Б. Глобальная география. 11 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – 5-е изд., перераб. _М.: Дрофа, 2001.
- Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2 кн.- М.: Дрофа, 2006.
- Новое в мире: цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику Максаковского В.П., 1999
Методические пособия:
- География. 10-11 классы: уроки с использованием информационных технологий / авт.-сост. Н.В. Яковлева.- Волгоград: Учитель, 2008.
- Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. В.П. Максаковский. Пособие для учителя, 1994.
- Поурочные планы к учебнику В.П. Максаковского. Методическое пособие. Акуфниева О.И., 2001.
- Смирнов, М.С. Уроки географии. 10 класс: метод. пособие /М.С. Смирнов, С.А. Горохов, В.Л. Лиознер., - 2006.
- Экономическая и социальная география мира: Методическое пособие. Г.Н. Элькин, 2002
Учебно-практические материалы:
1.Готовимся к единому государственному экзамену. География /Н.Н. Петрова, Э.М. Амбрацумова, В.В. Барабанов и др.-М.: Дрофа, 2003.
2. Лизнер В.Л. Новые тесты по географии. 10 кл.-М.: Дрофа, 2002.
3. Петрова Н.Н. География: Руководство для подготовки к экзаменам/ Н.Н, Петрова.-М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
4. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. География/ Г.П. Аксакалова, Э.М.Амбрацумова, В.В, Барабанов, С.Е. Дюкова, Н.Н. Петрова, о.В. Чичерина _ М.: Интеллект- Центр, 2003, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012.
5.В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России“. 10 класс – М.: Дрофа, 2013.
Справочные пособия:
- География в схемах и таблицах / авт.-сост.Назарова Т.В. – СПб.: Тригон, 2005.
- География в таблицах 6-10 класс: Справочное пособие/ Авт.-сост. В.В. Климаков, О.А. Климакова.-М: Дрофа, 1997.
- Страны мира. Справочник –М.: ОЛМА – ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2005.
- Страны и народы. Популярная энциклопедия. Сост. Куренная М., 1999.
Наглядный материал и оборудование:
- Атлас. География мира. 10 класс.
- В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География материков и океанов“. 10 класс – М.: Дрофа, 2014.
- Политическая карта мира.
- Политические и административные карты Европы, Азии, Африки, Австралии, США, Латинской Америки
- Персональный компьютер
- Мультимедиапроектор
Информационно-коммуникативные средства:
1. Интерактивный тренинг подготовка к ЕГЭ. «Новая школа», 2007.
Мультимедийный учебник по курсу «География мира», 2003 .
2. Мультимедийное приложение к урокам. Уроки географии 10-11 классы с применением информационных технологий. Издательство «Глобус»
3.Электронный учебник « Кирилла и Мефодия»
Перечень сайтов
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)
http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http://www.edu.ru – Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведении эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ. На сайте представлены Интернет- уроки по географии, включают подготовку к сдаче ЕГЭ..
http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений.
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по географии 7 класс И.В. Душина "Материки, океаны, народы и страны"
Образовательная программа по географии 7 класс И.В. Душина "Материки, океаны, народы и страны" (68 часов, 2 раза в неделю)...
Образовательная программа «Юный географ»
Объединение по интересам «Юный географ» - это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого производятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Объ...
Рабочие образовательные программы по географии
Рабочие образовательные программы по географии 6-11 классы к учебнику Е.М. Домогацких....
Творческие образовательные программы по географии
Образовательная программа для внеклассной работы"ШКОЛА КВН" .Обеспечивает формирование творческой деятельности . Творческий проект "Клуб веселых и находчивых"Цель:"Создание условий дл...
Характеристика образовательной программы по географии
Характеристика образовательной программы Образовательная программа основного общего образования МОУ средней общеобразовательной школы является основным нормативным документом в ...
Дополнительная образовательная программа по географии 5 класс "Занимательная география"
Аннотация на программу внеурочной деятельности по географии «Занимательная география» для учащихся 5 - го класса, представленную Ковалевой М.В., учителем географии МБО...
4. Примерная адаптированная основная образовательная программа по географии 7 класс, разработанная на основе ФГОС для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида (для обучающихся с умственной отсталостью)
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;На основе программы Т.М.Лифановой для специальной ...