Характеристика образовательной программы по географии
учебно-методический материал по географии (11 класс) по теме
Характеристика образовательной программы
Образовательная программа основного общего образования МОУ средней общеобразовательной школы является основным нормативным документом в осуществлении учебно-воспитательного процесса, реализация которого ведет к достижению целей обучения и воспитания основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_geografiya.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция образовательной области «Обществознание».
Образовательная область «Естествознание» в МОУ СОШ №1 представлена
учебными предметами: история, обществознание, природоведение, география, краеведение (НРК)
География
В соответствии с областным базисным учебным планом на изучение курса географии на ступени основного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 6 классе - 35 часов (1 час в неделю), в 7 - 9 классах по 70 часов (2 часа в неделю). На ступени среднего (полного) общего образования предполагается базовый уровень изучения предмета. На базовом уровне на изучение географии отводится 70 часов (1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе).
Изучение географии в ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Описание содержания программы и учебного плана по географии.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии 6-10 класс под редакцией И.В. Душиной, а так же Примерной программы основного общего образования по географии, «География Земли» (VΙ-VΙΙ классы). Программа опубликована в сборнике нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. - М.: Дрофа, 2008.
Программы по географии 6-9 классах построены на основе комплексного географического подхода и синтезирует общеземлеведческое и страноведческое содержание географии. Интеграция физико-географического и социально-экономического содержания в 6-9 классах позволяет сформировать у обучающихся целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства на земле.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит национально-региональный компонент по географии своего края, области, района, региона. Изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Курс географии в 6 классе «Начальный курс. География» (авторы Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П) Начальный курс географии – первый среди систематических курсов этой дисциплины. При изучении начального курса географии обучающиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, обучающиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе. Начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Согласно ФБУП для образовательных учреждений Российской Федерации 35 часов учебного предмета «География» в 6 классе перенесены в региональный компонент для организации обучающимися содержания образования краеведческой направленности. Эти часы используются для проведения практических работ по темам курса географии с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.
Курс географии в 7классе «География материков и океанов» (авторы И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. ) - это второй по счету школьный курс географии. В курсе увеличен объем страноведческих знаний и несколько снижена роль общеземледельческой составляющей с целью усиления его гуманистической и культурологической роли в образовании и воспитании учащихся.
Курс материков и океанов содержит в себе географические характеристики различных территорий мира и основные сведения о терминах и понятиях, используемых прежде всего в физической географии.
Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода познания нашей планеты. География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.
Курс географии в 8 классе «География России. Природа. Население. Хозяйство» (авторы Дронов В.П. И.И. Баринова и др.) Курс «География России» рассматривается с позиции комплексного подхода в изучении географии в 8 и 9 классах. Курс географии в 8 классе рассчитан на 70 часов и состоит из 4 частей. Первая часть содержит в себе информацию об особенностях географического положения, границах России. Вторая часть посвящена особенностям природы России. Оцениваются природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. В третьей части идет определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий; выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений. Четвертая часть содержит в себе информацию об отраслях хозяйства страны, которые ориентированы на природные ресурсы (первичный сектор экономики). Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации, которые необходимы для определения типов территориальной структуры хозяйства;группировки отраслей по различным показателям;оценки природно-ресурсного потенциала России, а так же оценки проблем и перспектив его рационального использования.
Курс географии в 9 классе «География России. Хозяйство и географическое районирование» (авторы Дронов В.П. И.И. Баринова и др.) Курс продолжает изучение географии России в том же объеме учебного времени - 70 часов. В части 4 характеризуются отрасли хозяйства, перерабатывающие сырье и производящие услуги. Основное время отводится на изучение географии крупных регионов страны. Региональная часть курса (Часть 5) сконструирована с позиций комплексного географического страноведения. Рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем. Особое внимание уделяетсяоценке экологической ситуации в разных регионах России. Изучение РК включает в себя: определение географического положения территории, основных этапов ее освоения; этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства; характеристику внутренних различий районов и городов; наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.
УМК курса:
Учебный предмет | Класс | Кол-во часов | Программа | Учебники и учебные пособия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
География | 6 | 35 | Примерная программа основного общего образования по географии, « География Земли» (VI-VII) классы авторская программа по географии ( 6-10 классы) под редакцией И.В. Душиной. - М.: Дрофа 2008 | Герасимова Т.П. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразовательных учреждений/ Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. -М.: Дрофа, 2004; Атлас, контурная карта. –М.: Дрофа, 2012; |
География | 7 | 70 | Примерная программа основного общего образования по географии, « География Земли» (VI-VII) классы авторская программа по географии ( 6-10 классы) под редакцией И.В. Душиной .- М.: Дрофа 2008 | Душина И.В. География. Материки, океаны, народы и страны. 7кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев; под ред. В.П. Дронова. 4-е изд., стереотип. – М,: Дрофа, 2011; Образовательная коллекция. 7 класс. География. Наш дом-Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны. Республиканский мультимедиа центр, 2000, 2002 |
География | 8 | 70 | Примерная программа основного общего образования по географии, « География Земли» (VI-VII) классы авторская программа по географии ( 6-10 классы) под редакцией И.В. Душиной . -М.: Дрофа 2008 | Дронов В.П. И.И. Баринова и др. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений: В 2 кн. Кн. 1: Природа, население, хозяйство. 8 кл./ Под ред. В.П. Дронова. 4-е изд.. стереотип. –М.: Дрофа, 2004; Атлас, контурная карта. - М.: Дрофа, 2012 |
География | 9 | 70 | Примерная программа основного общего образования по географии, « География Земли» (VI-VII) классы авторская программа по географии ( 6-10 классы) под редакцией И.В. Душиной .- М.: Дрофа 2008 | Дронов В.П. И.И. Баринова и др. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений: В 2 кн. Кн. 2: Хозяйство и географические районы. 9 кл. /Под ред. В.П. Дронова. 4-е изд.. стереотип. –М.: Дрофа, 2011; Атлас, контурная карта. - М.: Дрофа, 2012; Образовательная коллекция. 9 класс. География России. Хозяйство и регионы. Республиканский мультимедиа центр, 2005 |
Изучение географии на базовом уровне СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Описание содержания программы и учебного плана по географии.
На ступени среднего (полного) общего образования предполагается базовый уровень изучения предмета. На базовом уровне на изучение географии отводится 70 часов (1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе). Преподавание курса «Экономическая и социальная география мира» в среднем звене осуществляется на основе Примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География.- М., «Дрофа», 2004 г.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Содержание курса способствует формированию у обучающихся целостного представления о современном мире, о месте России в этом мире, а также развитию у школьников познавательного интереса к другим народам и странам. Географические материалы о России включены в содержание разделов курса: «Природа и человек в современном мире»; «Население мира»; «География мирового хозяйства»; «Регионы и страны мира»; «Географические аспекты современных глобальных проблем человечества». Особое внимание в курсе уделено разделу «Современные методы географических исследований и источники географической информации», который призван обобщить картографические, статистические, геоинформационные умения и навыки обучающихся, довести их до уровня практического применения.
УМК курса:
География | 10 | 35 | География: Программы общеобразовательных учреждений: 6-9; 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2004 Примерная программа основного общего образования по географии, « География Земли» (VI-VII) классы авторская программа по географии ( 6-10 классы) под редакцией И.В. Душиной . -М.: Дрофа 2008 | Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П. Максаковский.-12-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 2004; Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Метод. пособие: Кн. для учителя / В.П. Максаковский.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 2004; Лиознер В.Л. Поурочные разработки по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «География. Экономическая и социальная география мира. 10класс» / В.Л. Лиознер, И.Б. Митрофанова. –М.: Издательство «Экзамен», 2006; Атлас, контурная карта. - М.: Дрофа, 2012; Образовательная коллекция. 10 класс. Экономическая и социальная география мира. Республиканский мультимедиа центр, 2005 |
География | 11 | 35 | География: Программы общеобразовательных учреждений: 6-9; 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2009 Примерная программа основного общего образования по географии, « География Земли» (VI-VII) классы авторская программа по географии ( 6-10 классы) под редакцией И.В. Душиной . - М.: Дрофа 2008 | Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П. Максаковский.-12-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 2004; Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Метод. пособие: Кн. для учителя / В.П. Максаковский.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 2004; Лиознер В.Л. Поурочные разработки по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «География. Экономическая и социальная география мира. 10класс» / В.Л. Лиознер, И.Б. Митрофанова. –М.: Издательство «Экзамен», 2006; Атлас, контурная карта. - М.: Дрофа, 2012; Образовательная коллекция. 10 класс. Экономическая и социальная география мира. Республиканский мультимедиа центр, 2005 |
Сведения об учителях:
ФИО | Образование | Специальность по диплому | Пед стаж | категория | Курсы повышения квалификации | |
1. | ||||||
2. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по географии 7 класс И.В. Душина "Материки, океаны, народы и страны"
Образовательная программа по географии 7 класс И.В. Душина "Материки, океаны, народы и страны" (68 часов, 2 раза в неделю)...
Образовательная программа «Юный географ»
Объединение по интересам «Юный географ» - это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого производятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Объ...
Рабочие образовательные программы по географии
Рабочие образовательные программы по географии 6-11 классы к учебнику Е.М. Домогацких....
Творческие образовательные программы по географии
Образовательная программа для внеклассной работы"ШКОЛА КВН" .Обеспечивает формирование творческой деятельности . Творческий проект "Клуб веселых и находчивых"Цель:"Создание условий дл...
Дополнительная образовательная программа по географии 5 класс "Занимательная география"
Аннотация на программу внеурочной деятельности по географии «Занимательная география» для учащихся 5 - го класса, представленную Ковалевой М.В., учителем географии МБО...
4. Примерная адаптированная основная образовательная программа по географии 7 класс, разработанная на основе ФГОС для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида (для обучающихся с умственной отсталостью)
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;На основе программы Т.М.Лифановой для специальной ...
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по географии по итогам мониторинга образовательной организации 2018-2019 гг.
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по географии по итогам мониторинга образовательной организации 2018-2019 гг....