Урок по теме "Подземные воды"
план-конспект урока по географии на тему
Цель: Дать понятие о подземных водах, выявить вместе с учениками причины образования подземных вод, развитие логического мышления учащихся путем создания проблемных ситуаций, формирования навыков экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_podzemnye_vody.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Дать понятие о подземных водах, выявить вместе с учениками причины образования подземных вод, развитие логического мышления учащихся путем создания проблемных ситуаций, формирования навыков экологической культуры.
Оборудование: Песок, глина, два стакана, две воронки, модель артезианского колодца, схема «Подземные воды», фотографии родника и Каповой пещеры.
ПЛАН:
- Беседа: «Какую оболочку земного шара мы изучаем?»
Из чего она состоит?
Что такое подземные воды?
Как они образуются?
- Выступление учителя: Вы уже знаете, что на земном шаре 98,3% всей воды находится в морях и океанах. Благодаря круговороту воды на землю ежегодно выпадает огромное количество осадков. Куда девается эта вода? Часть воды испаряется, часть стекает в реки и озера, а часть просачивается на землю. Вода рек, озер, водохранилищ называется поверхностной, а вода, находящаяся под землей – подземной. Земная кора состоит из различных пород, а все ли породы одинаково пропускают воду? Что бы ответить на этот вопрос мы проведем следующий опыт.
- Опыт.
- Формулировка вывода по опыту: итак, одни породы быстро пропускают воду, а другие не пропускают или медленно пропускают. Те слои горных пород, хорошо пропускающие через себя воду, называются водопроницаемые, а не пропускающие через себя воду – водоупорные.
- Проблемный вопрос. До каких пор просачивается вглубь вода? (ответы ребят)
- Составление опорного конспекта по теме по ходу рассказа учителя. Беседа по вопросам: почему не пропускает глина воду? (ответ: чем больше поры между частицами горной породы – тем легче проходит вода, а у глины поры очень маленькие) В местах, где залегают легкорастворимые горные породы (соль, гипс, известняк, мел), под воздействием воды возникают пустоты, пещеры. Через некоторое время вода просачивается через глину и образует следующий водоносный слой: воды водоносного слоя, лежащего между двумя водоупорными слоями, называют межпластовыми (вековыми). Почему их называют вековыми? (ответы ребят)
Когда водоносный слой расположен между двумя водоупорными пластами, вода водоносного слоя находится под большим давлением. Поэтому, если до водоносного слоя пробурить скважину, то вода ударит фонтаном. (далее рассказ об артезианских колодцах)
Воду, находящуюся в водоносном слое, неприкрытом сверху водоупорными породами, называют грунтовой водой. Мы пьем грунтовую воду. Уровень грунтовых вод меняется по сезонам года Давайте подумаем, почему?
- Показ работы артезианского колодца.
- Просмотр фотографии.
- Беседа о значении вод и о необходимости охраны подземных вод от загрязнения:
При добыче нефти закачивают и нефтяные озера промышленные стоки, с течением времени эти грязные воды смешиваются подземными водами и вода в колодцах и родниках становится непригодной для питья. На территории нашего совхоза засорены родники у д. Ново Тураево.
- Закрепление. Ответы на вопросы.
Какое участие вы можете принять в охране подземных вод?
Существует ли связь между количеством атмосферных осадков и грунтовыми водами?
Если мы не видим источники на поверхности, значит ли это, что в данной местности нет грунтовых вод?
Далее вопросы из «тетради по географии».
11. Домашнее задание и комментарии оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Вода-растворитель. Растворы. Работа воды в природе".
Данный урок проводится в 5 классе по предмету природоведение, который знакомит учащихся со свойствами воды как растворителя, учит готовить растворы соли в воде и взвеси мела в воде; формирует знания о...
Презентация " Вода - уникальное вещество" к уроку по теме " Вода" 8 класс.
Презентация " Вода - уникальное вещество" позволяет расширить представление о воде как уникальном веществе на Земле, затронуть экологические и нравственные проблемы охраны воды, показать, что защита в...
Разработка урока. Тема: "Внутренние воды и водные ресурсы России". Обобщающий урок
Обобщающий урок по теме "Водные ресурсы России"...
Конспект урока на тему: "Вода источник жизни. Как сберечь воду."
Интегрированный урок английского языка и физики по теме «Вода источник жизни. Как сберечь воду.» Тип урока: комбинированныйЦели и задачи урока:Цель: создание целостного представления...
Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»
Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»Класс: 6Тип урока: Лабораторная работаОборуд...
Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.
Тема урока: « Химические свойства воды. Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок изучения и закрепления новых знаний. На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...
Разработка урока по теме «Вода»:Источники загрязнения воды. Охрана вод.
Нетрадиционный (урок с рефлексии с элементами экологического тренинга)...