Рабочая программа по географии 6 кл. Домогацкий
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) на тему
Рабочая программа по географии 6 кл. к учебнику Домогацких и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по географии 6 кл. Домогацкий | 82.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы
Е.М. Домогацких ( Программа курса «География, 5-9 классы»), учебного плана МБОУ «Пречистенская средняя школа имени И.И. Цапова» на 2014 – 2015 учебный год.
Структура рабочей программы полностью отражает основные идеи и предметные темы ФГОС, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, включая рекомендованный перечень практических работ.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стан-
дарта, определяет набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Программа выполняет две основные функции:
- информационно-методическая функция позволяет всем участникам образователь-ного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;
- организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков, требования к уровню подготовки учащихся.
Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно-следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, содержит перечень практических работ по каждому разделу. Рабочая программа составлена на основе Программы курса «География. 5-9 классы»/ авт.-сост. Е.М. Домогацких .
Учебник: Учебник Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский
« География. Физическая география», издательство Москва, « Русское слово», 2013г
Количество часов соответствует учебному плану школы и составляет 35 часов, 1 час в неделю.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- заложить основы географического образования учащихся;
-освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
-воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
-формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
-показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
-приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем мире;
-научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;
А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Введение (2 часа)
География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.
Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.
Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гамма, Ф. Магеллан, Эль Кано, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.
Земля как планета (5 часов)
Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.
Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
Персоналии: Клайд Томбо.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• влияние атмосферы и космоса на жизнь на Земле;
• географические следствия движений Земли;
• особенности распределения света и тепла по поверхности
Земли.
Умение определять:
• географические координаты;
• особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний;
• географические следствия движений Земли.
Практическая работа: 1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.
Географическая карта (5 часов)
Географическая карта, масштаб. Виды условных знаков. Ориентирование, компас, стороны горизонта, азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Изображение рельефа на карте. Относительная и абсолютная высота, уровень моря, отметка высот, нивелир, бергштрих, послойная окраска, горизонталь, шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Практическая работа: 1. Определение направлений и расстояний по карте.
2. Чтение тематических карт.
3. . Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.
Литосфера (6 часов)
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.
Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.
Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• свойства географической карты и плана местности;
• специфику способов картографического изображения;
• отличия видов условных знаков;
• отличия видов масштаба;
• значение планов и карт в практической деятельности человека.
Умение определять:
• существенные признаки плана, карты и глобуса;
• классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус;
• расстояния по карте;
• азимут по карте и на местности;
• абсолютную и относительную высоты;
• читать условные знаки;
• масштаб карты.
Практические работы: 1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей. 2. Составление схемы различий гор и равнин по высоте 3. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
Атмосфера (8 часов)
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.
Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• закономерностей географической оболочки на примере атмосферы;
• вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха с высотой, тепловых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.;
• причины возникновения природных явлений в атмосфере;
• зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;
• особенности адаптации человека к климатическим условиям.
Умение определять:
• существенные признаки понятий;
• основные показатели погоды;
Практические работы: 1. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов. 2. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
Гидросфера (4 часа)
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• закономерностей географической оболочки на примере гидросферы;
• выделение существенные признаки частей Мирового океана;
• особенности состава и строения гидросферы;
• условия залегания и использования подземных вод;
• условия образования рек, озер, природных льдов;
• характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга.
Умение определять:
• существенные признаки понятий;
• вид рек, озер, природных льдов;
• особенности размещения и образования объектов гидросферы.
Практические работы: 1. Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды. 2. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. 3. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей. 4. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.
Биосфера (2 часа)
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
Основные понятия: биосфера, Красная книга.
Персоналии: В.П.Вернадский
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• закономерностей географической оболочки на примере биосферы;
• особенности приспособления организмов к среде обитания;
• роль царств природы;
• необходимость охраны органического мира.
Умение определять:
• существенные признаки понятий;
• сущность экологических проблем;
• причины разнообразия растений и животных;
• характер взаимного влияния живого и неживого мира.
Практическая работа: 1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
Почва и геосфера (3 часа)
Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• закономерностей образования почвы;
• особенности строения и состава географической оболочки;
• взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки;
• законы развития географической оболочки;
• сущность влияния человека на географическую оболочку.
Умение определять:
• существенные признаки понятий;
• условия образования почв;
• характер размещения природных зон Земли
Практические работы: 1. Изучение строения почвы на местности. 2. Описание природных зон Земли по географическим картам. 3. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.
Педагогические принципы отбора содержания, которые легли в основу начального курса географии, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования. Основополагающим стал принцип доступности, отражающий линию научных основ содержания образовательной области «Земля». Принцип научности позволяет обеспечить соответствие содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития. Этот принцип взаимосвязан с краеведческим, дополняет и обогащает его при формировании знаний, а также способствует развитию исследовательской деятельности учащихся.
Принцип системности в изучении начального курса географии сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях.
Принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком, обществом и природной средой.
Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствам включения географических знаний и умений в личностный опыт ученика.
Краеведческий принцип помогает учащимся установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом основного курса.
Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой – внутренние (внутрипредметные) и внешние (межпредметные) связи.
Программа реализует межпредметные связи с курсами природоведения, окружающим миром, экологией.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
- методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
- методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ, с прим6енением самопроверки и взаимопроверки.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, геотесты (самостоятельное составление тестовых заданий).
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).
Формы организации работы учащихся:
- индивидуальная.
- коллективная:
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
Виды деятельности учащихся:
- устные сообщения
- обсуждения;
- мини-сочинения;
- работа с источниками информации;
- доклады;
- защита презентаций;
- рефлексия.
Специфика предмета:
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первона-чальных навыков работы с картой как основным источником географической инфор-мации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.
Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя.
При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.
Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.
Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представ-лений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.
Разделы курса |
Тематика практических работ |
Тема 1. Земля как планета. Тема 2. Географическая карта. Тема 3. Литосфера. Тема 4. Атмосфера. Тема 5. Гидросфера. Тема 6. Биосфера. Тема 7. Почва. | П.р. № 1: Определение по карте географических координат различных географических объектов. Пр.р. № 1: Определение направлений и расстояний по карте. Пр.р. № 2: Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижения по азимуту. Пр.р № 3: Составление простейшего плана местности. Пр.р. № 1: Определение по карте ГП островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей. Пр.р. № 2: Определение и объяснение изменений состояния земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека(на примере своей местности). Пр.р. № 1: Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды. Пр.р. № 1: Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. Пр.р. № 2: Описание по карте ГП одной из крупнейших рек Земли. Пр.р. № 1: Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности. Пр.р. № 1: Описание природных зон Земли по географическим картам. Пр.р. № 2: Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности. |
Учебно-методический комплекс/ Литература
Программа | Примерная программа по учебным предметам. География 6-9 классы. Программа курса «География: 5-9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких. | |
Основная литература | Базовый учебник | Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. |
Методические пособия для ученика | Атлас. Начальный курс географии. 6 класс. М.: АСТ-ПРЕСС школа, 2012. Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику. Домогацких Е.М.,Банников С.В. Контурные карты: География. Физическая география: 6 класс. | |
Учебно-методические пособия по отслеживанию результатов работы | В. Жучкевич Вопросы и задачи по географической карте. Минск, 2001. Н.Н. Студенцов Занимательные географические задачи и вопросы. Просвещ. 1981. О.А.Климанова География 6-11 кл. Школьная олимпиада. М. 2004. | |
Учебно-методические пособия для учителя | Г.Н. Эдькин Физическая география. Санкт-Петербург, 2000. Болотникова И.В. Методические рекомендации к учебнику Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география: | |
Дополнительная литература | Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. Майорова Т.С. География: справочник щкольника – М.: Слово, АСТ, 1996. Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. – география в таблицах и диаграммах – М.: Астрель, АСТ, 2007. Яворовская И. – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 2007. | |
Электронные издания | Презентации к урокам | |
Карты | Карта: Физическая карта мира Карта: Физическая карта полушарий Карта: Физическая карта Российской федерации Карта: Политическая карта мира Карта: Административно-территориальное деление РФ | |
Интернет-ресурсы | http://ru.wikipedia.org/ - Википедия http://www.megabook.ru/ - мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия http://www.vokrugsveta.ru/ -журнал Вокруг света http://www.rgo.ru/ - Русское географическое общество http://www.nat-geo.ru/ -National Geographic Россия http://slovari.yandex.ru/ -словари http://www.geoglobus.ru/ - Геолого-географическое обозрение Земли. Оболочки Земли. http://www.gao.spb.ru/russian/index.html - Пулковская обсерватория http://www.fmm.ru/ - Минеарологический музей им. Ферсмана http://www.mchs.gov.ru/ - МЧС России http://www.ocean.ru/ - институт океанографии http://www.gismeteo.ru/city/weekly/4394/ Погода в Рязани http://www.sgm.ru/49/ - Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского |
Понятия, определения, номенклатура.
Понятия | Номенклатура |
Введение | |
География, часть света, солнечная система, полюс, экватор. | |
Т Е М А 1. План и карта | |
Аэрофотоснимок, план местности, условные знаки, масштаб, ориентирование, азимут, компас, стороны горизонта, относительная высота, абсолютная высота, горизонтали, глазомерная съемка, полярная съемка | Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка. Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа. Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий. |
Географическая карта, глобус, геоид, окружность Земли по экватору, полярный радиус Земли, экваториальный радиус Земли, средний радиус Земли, глобус, градусная сеть, параллели, меридианы, нулевая параллель, нулевой меридиан. Географические координаты, географическая широта, географическая долгота. | Москва Рязань. Лондон Санкт-Петербург |
ЛИТОСФЕРА – ТВЕРДАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ | |
Литосфера, внутренние силы Земли, внешние силы Земли, ядро Земли, мантия, Земная кора, литосферные плиты, магма. Материковая земная кора, океаническая земная кора, сверхглубокая скважина, горные породы, магматические глубинные горные породы, магматические излившиеся горные породы, осадочные обломочные горные породы, осадочные органические горные породы, осадочные химические горные породы, метаморфические горные породы, полезные ископаемые, вертикальные движения земной коры, горизонтальные движения земной коры, землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр землетрясения, сейсмограф, сейсмология, вулкан, очаг магмы, жерло , потухший вулкан, действующий вулкан, лава, гейзер, горные хребты, горная страна, сели, лавины, горы, равнина, плоская равнин, холмистая равнина, низменность, возвышенность, плоскогорье, материковая отмель, материковый склон, ложе океана, срединно-океанический хребет, глубоководный желоб. | Вулканы: Аконкагуа, Везувий , Гекла, Камерун ,Килауэла. Килиманджаро, Ключевская сопка, Котопахи, Кракатау , Мауна-Лоа, Орисаба, Фудзияма, Эльбрус, Этна. Районы гейзеров Камчатка, Новая Зеландия, Исландия, США. Полуострова Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида. Горы: Памир (пик Коммунизма), Скандинавские, Кордильеры (Мак-Кинли), Альпы (Монблан) Алтай (Белуха), Гималаи (Джомолунгма), Кавказские (Эльбрус), Уральские (Народная), Тянь-Шань (пик Победы), Анды (Аконкагуа). Равнины: Амазонская низменность Среднесибирское плоскогорье Западно-Сибирская равнина Восточно-Европейская равнина Валдайская возвышенность Среднерусская возвышенность, Аравийское плоскогорье , Прикаспийская низменность. Желоба: Марианский, Тонга. Срединно-Атлантический хребет Восточно-Тихоокеанский, хребет Ломоносова. |
Т Е М А 2. ГИДРОСФЕРА – ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ | |
Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе. Мировой океан. Море. Залив. Пролив. Острова материковые Острова вулканические. Острова коралловые. Архипелаг. Полуостров. Материк. Соленость. Айсберг. Волны. Цунами. Океанические течения. Приливы и отливы. Река. Речная система. Речной бассейн. Водораздел. Русло. Исток. Устье. Источник питания реки. Половодье. Межень .Паводок. Пороги. Водопады. Озеро. Сточное озеро. Бессточное озеро. Водохранилища. Подземные воды. Водопроницаемые горные породы Водонепроницаемые горные породы. Межпластовые воды. Минеральные воды. Искусственные водоемы. | Океаны: Индийский, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Южный. Моря: Черное, Балтийское, Баренцево. Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское, Берингов. Саргассово, Карское, Аравийское, Охотское. Мертвое Заливы: Бискайский, Мексиканский, Гвинейский, Бенгальский. Фанди. Пенженская губа. Проливы: Берингов, Магелланов, Дрейка, Гибралтарский, Малайский. Острова: Гренландия Мадагаскар, Гавайский архипелаг, Большой барьерный риф, Новая Гвинея. Полуострова: Камчатка, Аравийский, Индостан, Скандинавский, Лабрадор, Сомали. Материки Течения холодные Западных Ветров, Лабрадорское Течения теплые: Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Куросио Реки: Волга и Ока. Нил, Амазонка, Миссисипи и Миссури, Конго, Енисей и Ангара, Лена, Амур. Обь и Иртыш, Янцзы. Хуанхэ, Терек. Водопады Ниагарский, Анхель, Ниагара, Виктория. Озёра Азовское, Каспийское, Байкал. Онежское, Гурон, Иссык-Куль, Ладожское. Виктория, Танганьика, Верхнее, Титикака. Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер, Аляски. |
Т Е М А 3. АТМОСФЕРА | |
Атмосфера. Тропосфера. Стратосфера. Озоновый слой. Метеорологическая станция. Гидрометеорологический центр. Температура воздуха. Термометр. Средняя суточная температура. Амплитуда колебания температур. Среднемесячная температура воздуха. Атмосферное давление. Барометр. Ветер. Бриз. Муссон. Роза ветров. Абсолютная влажность. Относительная влажность. Атмосферные осадки. Облака. Гигрометр Осадкомер. Погода. Климат. Элементы погоды. Типы погоды. | |
Т Е М А 4. БИОСФЕРА | |
Биосфера. Почва. Плодородие почвы. Перегной. Круговорот веществ в природе. Природные зоны Земли. Компоненты природы. Природный комплекс. | |
Р А З Д Е Л 3. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ | |
Города. Сельские населенные пункты. Расы .Население Земли. Народы. Плотность населения. Государства и города. Политическая карта. | Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио. Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония. |
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
- Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении географического материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
- Понимание основных географических взаимосвязей;
- Знание карты и умение ей пользоваться;
- При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
- Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
- Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
- Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
- Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных , письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2010.
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра боты.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Баллы | Оценка | Оценка класса | Оценка | |
СТРУКТУРА ПРЕЗЕНТАЦИИ | ||||
Титульный слайд с заголовком | 3 | |||
Минимальное количество – 10 слайдов | 3 | |||
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) | 3 | |||
Библиография | 3 | |||
СОДЕРЖАНИЕ | ||||
Сформулированы цель, гипотеза | 3 | |||
Понятны задачи и ход исследования | 3 | |||
Использование эффектов анимации | 3 | |||
Вставка графиков и таблиц | 3 | |||
Правильность изложения текста | 3 | |||
Результаты и выводы соответствуют цели | 3 | |||
ДИЗАЙН, ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ | ||||
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы | 3 | |||
Слайды представлены в логической последовательности | 3 | |||
Красивое оформление презентации | 3 | |||
Единый стиль | 3 | |||
ОРГАНИЗАЦИЯ | ||||
Чёткое планирование работы группы и каждого учащегося. | 3 | |||
Оправданные способы общения и толерантность в ходе работы над презентацией | 3 | |||
СОБЛЮДЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ | 3 | |||
Общее количество баллов |
|
Принципы подведения итогов:
- Результаты, полученные по всем критериям, складываются и делятся на 3 (среднее арифметическое).
- Итоговый балл классифицируется следующим образом:
25 – 34 баллов – оценка «3»
35 - 44 баллов – оценка «4»
45 – 51 баллов – оценка «5
Экспертное заключение на рабочую программу по
географии 6 кл.
Экспертная комиссия рассмотрела рабочую программу по географии учителя Табуновой Т.Ю., которая составлена на основе авторской программы курса «География: 5-9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких. в соответствии с ФГОС ООО РФ и учебным планом МБОУ «Пречистенская средняя школа им. И.И. Цапова» на 2014 – 2015 учебный год.
Данная программа содержит:
- Пояснительную записку;
- Учебно-тематическое планирование;
- Учебно-методический комплекс;
- Критерии оценок знаний, умений и навыков учащихся;
- Календарно-тематическое планирование.
Данная программа может быть использована в образовательном процессе.
Члены экспертной комиссии: Корешкова И.А.
Марышева Т.Е.
Никонова Л.Г.
Табунова Т.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по географии 6,7,8 класса по Домогацких Е.М.
календарно-тематическое планирование для 6,7,8 класса составлено на основе программы Домогацких Е.М....
Рабочая программа по географии 6 класс к учебнику Домогацких Е.М.
Используемая программа: Домогацких Е.М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД Русское слово-РС», 2008Количество часов:всего - 68 часов, в неде...
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОСна основе авторской программы Е.М. Домогацкого
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС на основе авторской программы Е.М.Домогацкого. Разработала учитель МО БУ "ООШ с. Краснохолма г.Оренбурга" Гостева Ольга Ивановна...
Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География»
Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География» /Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/.В данном материале приводится план на весь у...
Рабочая программа по географии 6 класс по программе Е.М. Домогацких
В программпе имеется пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, краткое содержание курса, а также формы контроля....
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа по географии для 8 классов к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское слово», 2018 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного обще...