Рабочая программа по географии 6 класс по программе Е.М. Домогацких
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
В программпе имеется пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, краткое содержание курса, а также формы контроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._prog._6_klass.doc | 719.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Поповская средняя общеобразовательная школа
Шебекинского района Белгородской области»
«Рассмотрено» На заседании методического совета школы Протокол №_____ от «___»_________2013 г. | «Рассмотрено» На заседании педагогического совета школы Протокол №______ от «____»____________2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______________ С.А.Дубская «____»____________2013 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Поповская СОШ» ____________ Е.Н. Белоусова Приказ № ___ от «__»_____2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
География
6 класс
Ерохиной Татьяны Николаевны
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по географии для обучающихся 6 класса МБОУ «Поповская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» составлена на основе авторской программы Домогацких Е.М. «Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2012г.
Цели и задачи курса:
• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
• начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;
• начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;
• сформировать знания о земных оболочках, атмосфере, гидросфере, литосфере, бимосфере;
• начать формировать правильные пространственные представленияо природных системах Земли на разных уровнях: от локальных(местных) до глобальных.
Данная программа рассчитана на среднестатистического ученика, поэтому не требует существенных изменений.
Учебно- методический комплект
- 1. Е.М. Домогацких., Н.И. Алексеевский Физическая география . 6 класс – М.: «Русское слово», 2008.
- В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2009.
- Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение географии отводится 35 часов. Авторская программа рассчитана на 34 часа. На основании приказа управления образования администрации Шебекинского района от 28 июня 2012 г. №997 «Об утверждении учебно-календарного графика на 2012-2013 учебный год» в 6 классе 35 учебных недели, поэтому данная рабочая программа рассчитана на 35 часов.
Плановых практических работ _7__, тестов _4 ч.;
Формы организации учебного процесса: фронтальные, групповые, парные, индивидуальные.
Формы текущего контроля тестирование.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела и тем | Сроки прохождения | Домашнее задание | |
плановые | фактические | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Введение (2ч.) | ||||
1 | География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. | П.1 | ||
2 | Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. | П.2 тестирование | ||
Земля как планета (5 ч.) | ||||
3 | Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. | П.3 | ||
4 | Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. | П.4 | ||
5 | Градусная сеть, система географических координат. П.р.№1 «Определение по карте географических координат различных географических объектов» | П.5 | ||
6 | Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги | П.6 | ||
7 | Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса. | П.7 тестирование | ||
Способы изображения земной поверхности (4 ч.) | ||||
8 | Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут | П.8 |
9 | Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. П.Р.№2 «Определение по карте направления и расстояния от своего населенного пункта до ближайшего моря, озера, реки. | П 9 | ||
10 | Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. | П.10 | ||
11 | Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности П.р.№3 « Ориентирование на местности с помощью плана | П.11 | ||
Литосфера (6 ч.) | ||||
12 | Внутреннее строение Земного шара. Земная кора – верхняя часть литосферы | П.12 | ||
13 | Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. | П.13 | ||
14 | Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. | П.14 | ||
15 | Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. | П15 | ||
16 | Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. П.р.№4 «Определение по карте положения и высоты гор и равнин; географических координат и высот отдельных вершин. | П16 | ||
17 | Внешние силы, изменяющие поверхность Земли. Рельеф суши и дна океана Тестирование по темам «Способы изображения земной поверхности» и «Литосфера» | П 17 П.р №5 «Обозначение на к/к названных объектов» (литосфера) | ||
Атмосфера (8 ч.) | ||||
18 | Атмосфера: ее состав, строение и значение. | П18 | ||
19 | Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха | П19 | ||
20 | Атмосферное давление | П20 | ||
21 | Ветер и причины его возникновения. Бриз.
| П 21 | ||
22 | Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. | П22 | ||
23 | Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. П.р №6 «Наблюдение погоды и обработка собранных материалов: составление графика температур, диаграмм облачности и осадков, «розы ветров»( Наблюдения за погодой проводятся: в октябре, феврале, марте) | П23 | ||
24 | Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. | П24 | ||
25 | Тестирование по теме «Атмосфера» | |||
Гидросфера (4 ч.) | ||||
26 | Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. | П.25 | ||
27 | Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Движения воды в океане. Течения. | П.26 | ||
28 | Воды суши: Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. П.р.№7 «Определение по карте географического положения морей и их глубин, проливов, островов и полуостровов, рек и озер. | П.27 | ||
29 | Воды суши. Подземные воды. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные). | П.28. | ||
Биосфера (2 ч.) | ||||
30 | Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. | П.29 | ||
31 | Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Охрана органического мира Тестирование по темам Гидросфера и Биосфера | П.30 | ||
Почва и геосфера (3 ч.) | ||||
32 | Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. | П.31 | ||
33 | Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. | П.32 | ||
34 | Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека. | П.33 Подготовиться к зачету. | ||
35 | Итоговое тестирование | Летнее задание. |
Содержание программы
Введение (2 часа)
География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.
Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.
Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гамма, Ф. Магеллан, Эль Кано, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.
Тема 1. Земля как планета (5 часов)
Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.
Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
Персоналии: Клайд Томбо.
Практическая работа: 1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.
Тема 2. Способы изображения земной поверхности (4 часа)
Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.
Практические работы: 1. Ориентирование на местности с помощью плана
2. Определение по карте направления и расстояния от своего населенного пункта до ближайшего моря, озера, реки.
Тема 3. Литосфера (6 часов)
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.
Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.
Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Практические работы: 1. Определение по карте положения и высоты гор и равнин; географических координат и высот отдельных вершин. 2. Обозначение на контурной карте названных объектов
( литосфера)
Тема 4. Атмосфера (8 часов)
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.
Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Практические работы: 1. Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов
Тема 5. Гидросфера (4 часа)
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Практические работы: 1. Определение по карте географического положения морей и их глубин, проливов, островов и полуостровов, рек и озер
Тема 6. Биосфера (2 часа)
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
Основные понятия: биосфера, Красная книга.
Персоналии: В.П.Вернадский
Тема 7. Почва и геосфера (3 часа)
Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.
Практические работы: 1. Изучение строения почвы на местности. 2. Описание природных зон Земли по географическим картам. 3. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.
Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:
Тема ”План и карта”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Тема ”Человечество на Земле”
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.
Форма и средства контроля
Тестирование по темам «Способы изображения земной поверхности» и «Литосфера» 6 кл
1. Путь, по которому Земля вращается вокруг Солнца, называется…
а) траекторией; б) орбитой; в) кривой; г) эллипсом.
2. Солнце – это…
а) планета; б) звезда; в) спутник Земли; г) созвездие.
3. Угол наклона Земной оси к плоскости ее орбиты составляет…
а) приблизительно 260 б) приблизительно 460; в) приблизительно 660;
г) приблизительно 960.
4. Луна – спутник…
а) Марса; б) Земли; в) Венеры; г) Солнца.
5. Как измерить расстояние по карте с помощью линейки?
а) пользуясь градусной сеткой; б) пользуясь масштабом карты;
в) только по плану местности; г) используя дальномер.
6. Как определить направление на север по карте?
а) по меридиану; б) по параллелям; в) по условным обозначениям; г) по масштабу.
7. Назовите материк, который пересекает все меридианы Земли
а)Африка; б) Австралия; в) Антарктида; г) Арктика.
8 Определите по атласу протяженность Африки с севера на юг по 20-му меридиану в км.
а) более 7тыс.км. б) около 2 тыс.км.; в) более 10 тыс.км.; г) около 1 тыс.км.
9.Какое главное преимущество изображения поверхности Земли на географической карте?
а) есть градусная сетка; б) можно видеть всю поверхность Земли одновременно;
в) можно измерить расстояние по масштабу; г) можно определить абсолютную высоту.
10 Рассчитайте протяженность Атлантического океана на экваторе…
а) около 1тыс.км.; б) более 6тыс.км.; в) 10тыс.км.; около 500км.
11. Высокими можно считать горы:
а) Уральские; б) Кавказские; в) Скандинавские.
12. Толщина земной коры наибольшая под:
а) Океанами; б) равнинами; в) материками; г) горными массивами.
13. Горы разрушаются под действием:
а) внутренних сил Земли; б) тектонической деятельности;
в) внутренних и внешних сил; г) внешних сил Земли.
14. Литосфера – это…
а) водная оболочка Земли; б) воздушная оболочка Земли;
в) твердая оболочка Земли; г) живая оболочка Земли.
15. К основным формам рельефа относятся:
а) холмы; б) овраги; в) валуны; г) равнины.
16. Координаты 280с.ш и 870 в.д имеет гора:
а) Эльбрус; б) Джомолунгма; в) Мак-Кинли; г) Казбек.
Установите соответствие
17. Условия происхождения Горные породы
А-магматические 1. известняк
Б – метаморфические 2. гранит
3. мрамор
ОТВЕТЫ к тесту 6 класс
1. б) орбитой
2. б) звезда
3. в) приблизительно 660;
4. б) Земли;
5. б) пользуясь масштабом карты;
6. а) по меридиану;
7. в) Антарктида;
8. а) более 7тыс.км.
9. б) можно видеть всю поверхность Земли одновременно
10. а) около 1тыс.км.;
11. б
12.г
13.в
14.в
15.г
16. б
17. А - 2
Б)- 3
АТМОСФЕРА 6 класс.
Вариант 1
1. Почему лучше загорать на пляжах Подмосковья, а не в Москве?
а) дома закрывают солнце; б) высокая запыленность воздуха;
в) асфальт хорошо отражает солнечные лучи; г) мало водоемов с пресной водой.
2. Сгущение водяных паров в приземном слое атмосферы называется …
а) облаками; б) воздухом; в) туманом; г) росой.
3. Движение воздуха в горизонтальном направлении –
а) туман; б) облака; в) ветер; г) воздушные массы.
4. Сгущение водяных паров на различной высоте над земной поверхностью –
а) воздух; б) туман; в) дождь; г) облака.
5. Слой атмосферы, где происходят все погодные явления, -
а) стратосфера; б) озоновый; в) тропосфера; г) мезосфера.
6. С высотой температура воздуха …
а) понижается; б) повышается;
в) понижается, затем повышается; г) повышается, затем понижается.
7. Разрушение озонового слоя Земли может привести человечество …
а) к росту численности населения; б) к раку кожи;
в) избытку продуктов питания; г) к чистой питьевой воде.
8. Почему от состояния атмосферы зависит здоровье людей и сохранность жизни на Земле?
_____________________________________________________________________________________
АТМОСФЕРА 6 класс.
Вариант 2
1. Озоновый слой расположен в …
а) тропосфере; б) мезосфере; в) стратосфере; г) экзосфере.
2. Основным источником повышения содержания углекислого газа в атмосфере являются …
а) печи и камины; б) выхлопные газы автомобилей;
в) дыхание растений; г) заводы.
3. Подвижные части атмосферы, отличающиеся по своим свойствам, -
а) облака; б) туман; в) дождь; г) воздушная масса.
4. Кислотные дожди могут идти …
а) повсеместно; б) только в Северном полушарии;
в) только в вашей местности; г) только в Южном полушарии.
5. С высотой давление воздуха …
а) повышается; б) понижается; в) сначала повышается, потом понижается; г) не изменяется.
6. Облака похожие на разбросанную по небу вату и образующиеся на высоте 1-2 км, -
а) перистые; б) кучевые; в) слоистые; г) кристаллические.
7. Воздух вблизи поверхности Земли содержит больше всего …
а) кислорода; б) пыли; в) азота; г) углекислого газа.
8. Почему увеличивается количество углекислого газа в атмосфере Земли? К каким последствиям это может привести?
ОТВЕТЫ на тест АТМОСФЕРА 6 класс
Вариант 1. Вариант 2.
1. Б 1. В
2. В 2. Б
3. В 3. Г
4. Г. 4. А
5. В 5 Б
6. А 6. Б
7. Б 7. Б
Тестирование по темам «Гидросфера» 6 класс
1 вариант
1. Что не относится к водам суши?
а) подземная вода; б) озера; в) моря; г) ледники.
2. Найдите соответствие особенностей океанам:
1) Самый большой а) Атлантический
2) Самый протяженный б) Индийский
3) Самый холодный в) Тихий
4) Самый теплый г) Северный Ледовитый
3. Какова главная причина образования приливов и отливов?
а) постоянные ветры;
б) землетрясения;
в) приближение и удаление Луны;
г) температура воды.
4. Солёность 42 ‰ (промилле) означает, что содержание солей в 1 л воды:
а) 4,2 грамма; б) 42 грамма; в) 420 граммов; г) 4200 граммов.
5. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в одну реку, называется: а) водораздел; б) речная система; в) бассейн реки; г) долина реки.
6. Какое питание имеет большая часть рек России?
7. Как называются воды, которые содержатся в водоносном слое, не перекрытом сверху водоупорными породами?
а) межпластовые; б) источники; в) грунтовые; г) подземные.
8. Какая река самая длинная на Земле?
а) Амазонка; б) Нил; в) Миссисипи; г) Янцзы.
9. В какое море впадает река Волга?
а) в Охотское; б) в Черное; в) в Каспийское; г) в Средиземное.
10. Участки суши, глубоко вдающиеся в океан, называются…
Тестирование по темам «Биосфера» 6 класс
1 К какой земной оболочке относятся термины: кратер, горст, в) жираф;
рельеф?
а) литосфера;
б) атмосфера;
в) гидросфера;
г) биосфера. з
2. Укажите, что характерно для влажных экваториальных лесов:
а) смена сухого и влажного сезона года;
а) резко континентальный климат — широколиственные леса и
б) высокая травянистая растительность;
в) каштановые почвы черноземы;
г) ярусность древостоя;
3. Для какой природной зоны характерны суслики, сурки, хомяки
полевки?
а) лесостепь;
б) степи
в) тайга;.
г) лесотундра.
4. К какой земной оболочке относятся термины: плодородие,;
зональность, поясность?;
а) литосфера;;
б) атмосфера;;
В) гидросфера
Г)биосфера
5. Черноземы характерны:
а) для степи;
б) для смешанных лесов;
в) для тайги;
г) для влажнЫх экваториальньих лесов.
6. Какой из наборов растительности произрастает в саваннах?
а) алоэ, баобаб, мимоза, молочай;
б) пушица, голубика, мхи, лишайники;
в) полынь, ковыль, клевер;
г) солянка, акация, саксаул, финиковая пальма.
7. Выбери среди перечисленных животных эндемиков Южной
Америки:
а) вискача;
б) орангутанг;
в) жираф;
г) игрунка;
д) эму;
е) питон;
ж) анаконда;
з) выхухоль.
8. Выбери единственное полностью правильное сочетание:
а) резко континентальный климат — широколиственные леса и черноземы;
б) умеренный морской климат — степи-черноземы;
в) тропический климат — пустыни — красноземы и желтоземы;
г) средиземноморский климат жестколистеенные леса и, кустарники — коричневые почвы;
д) умеренно континентальный климат - тундра и лесотундра — глеевые почвы.
9. Укажите названия царств организмов:
а) грибы;
б) губки;
в) кишечнополостные;
г) животные;
д) бактерии;
е) мхи;
ж) простейшие;
з) растения.
10. Выбери правильное высказывание:
а) только бактерии состоят из одной клетки;
б) в биосфере растительная масса превышает животную;
в) земноводньие — это саламандрьх, тритоньи, лягушки, ящерицы;
г) наиболее многочислекны по числу видов насекомые.
11. Главная причина широтной зональности:
а) изменение тепла и вдаги с высотой;
б) изменение тепла и влаги от экватора к полюсам;
в) изменение тепла и влаги по сезонам года.
12. Условия существования организмов, создаваемые неживой природой:
а) температура, влажность, свет;
б) температура, влажность, световой режим;
в) способность проникания. солнечного света, температура, влажность, световой режим.
13. Закономерная смена природных компонентов и природных комплексов с подъемом — это:
а) широтная зональность;
б) высотная поясность;
в) природная зона.
14. Растительный и ивотный мир этих территорий очень беден:
а) экватор;
б) тропики;
в) полюса;
г) умеренные широты.
15. Больше всего организмов обитает у границ соприкосновения:
а) атмосферы и литосферы;
б) атмосферы и литосферы, гидросферы и атмосферы, гидр’сферы и литосферы; .
в) гидросферы и атмосферы, атмосферы и литосферы.
Итоговый тест по курсу география (6 класс) I ВАРИАНТ
1. Моделью Земли является:
- Глобус
- Карта
- План
- Атлас
2. Географическая широта – это расстояние от:
- Экватора
- Северного полюса
- Начального меридиана
- Москвы
3. День 21 марта в северном полушарии называют днём:
- Летнего солнцестояния
- Весеннего равноденствия
- Осеннего равноденствия
- Зимнего солнцестояния
4. Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба:
- 1:2 500
- 1:25 000
- 1:250 000
- 1:25 000 000
5. Внутреннее строение Земли:
- Мантия, ядро, земная кора
- Ядро, мантия, земная кора
- Земная кора, ядро, мантия
- Мантия, земная кора, ядро
6. Горные породы образованные в результате накопления веществ выпавших в осадок на дне водоёмов называются:
- Метаморфическими
- Осадочными
- Магматическими
- Органическими
7. Горы на карте обозначаются цветом:
- Голубым
- Жёлтым
- Зелёным
- Коричневым
8. Смена времён года вызвана:
- Вращением Земли вокруг своей оси
- Вращением Земли вокруг солнца
- Наклоном земной оси
- Орбитой годового вращения Земли
9. Облака образуются большей частью в:
- Стратосфере в) Ионосфере
- Тропосфере г) Верхних слоях атмосферы
10. Если в течении суток самая высокая температура +24°С, а самая низкая +10°С, то суточная амплитуда равна:
- 34°С
- 24°С
- 14°С
- 4°С
11. На метеорологических станциях давление определяют с помощью:
- Гигрометра
- Термометра
- Флюгера
- Барометра
12. Входящая в состав гидросферы вода находится в:
- Жидком состоянии
- Твёрдом состоянии
- Газообразном состоянии
- Во всех перечисленных
13. Река НЕ может брать начало из:
- Болота
- Озера
- Моря
- Родника
14. Главная причина широтной зональности:
- Изменение тепла и влажности с высотой
- Изменение тепла и влаги от экватора к полюсам
- Изменение тепла и влаги по сезонам года
- Изменение тепла и влаги из-за рельефа
15. Какой буквой на карте отмечены:
1.Америка
2.Берингов пролив
3.Горы Гималаи
4.Индийский океан
16. От чего зависит сила ветра?
а) От близости океанов.
б) От разницы давления.
в) От скорости вращения Земли.
г) От времени года.
17. Причиной неравномерности распределения температуры по земной поверхности является:
а) удаленность от Солнца
б) вращение вокруг Солнца
в) шарообразность Земли
г) внутренним строением Земли
18. какой животный и растительный мир характерен для саванн?
а) брусника, песцы, морошка, северные олени
б) ковыль, пырей, лисицы, сурки
в) баобаб, антилопы, трава, леопарды
г) белые медведи, мхи, лишайники, моржи
19. Представители монголоидной расы наиболее распространены в:
а) Азии б) Америке в) Африке г) Европе
20. Наука о горных породах и минералах:
а) картография б) география в) топография г) геология
21. Почему происходит смена природных зон по поверхности Земли? Ответ должен содержать не менее двух причин.
Итоговый тест по курсу география (6 класс) II ВАРИАНТ
1. Угол наклона земной оси составляет:
- 0°
- 33,5°
- 66,5°
- 90°
2. Географическая долгота – это расстояние от:
- Гринвича
- Нулевого меридиана
- Начального меридиана
- Верны все варианты ответов
3. День 22 июня в северном полушарии называют днём:
- Летнего солнцестояния
- Весеннего равноденствия
- Осеннего равноденствия
- Зимнего солнцестояния
4. На плане местности указан масштаб «в одном сантиметре – 6 м.». Ему соответствует численный масштаб:
- 1:6
- 1:60
- 1:600
- 1:6000
5. Толщина материковой коры составляет:
- 30-40 км.
- 50-80 км.
- 10-20 км.
- 3-7 км.
6. Горные породы образованные в результате остывания мантийного вещества называются:
- Метаморфическими
- Осадочными
- Магматическими
- Органическими
7. Равнины на карте обозначаются цветом:
- Голубым
- Жёлтым
- Зелёным
- Коричневым
8. Смена дня и ночи вызвана:
- Вращением Земли вокруг своей оси
- Вращением Земли вокруг солнца
- Наклоном земной оси
- Орбитой годового вращения Земли
9. Серебристые облака образуются в:
- Стратосфере в) Ионосфере
- Тропосфере г) Верхних слоях атмосферы
10. Если в течении суток замеры температуры составили утром+9°С, днём+24°С, вечером+12°С, то средняя температура суток равна:
- 20°С
- 15°С
- 10°С
- 5°С
11. Наименьшее атмосферное давление наблюдается на:
- Берегу моря
- Низменности
- Холме
- Вершине горы
12. Какой процесс НЕ является частью круговорота воды:
- Испарение
- Выпадение осадков
- Шторм на море
- Таяние снега и льда
13. Сточные озёра отличаются от бессточных:
- Размерами
- Цветом воды
- Глубиной
- Вкусом воды
14. Закономерная смена природных компонентов и природных комплексов с подъёмом – это:
- Широтная зональность
- Высотная поясность
- Природная зона
- Природный комплекс
15. Какой буквой на карте отмечены:
1.Северный Ледовитый океан
2.Пролив Дрейка
3.Горы Анды
4.Австралия
16. Давление зависит от:
а) Силы ветра
б) направления ветра
в) разницы температуры воздуха
г) влажности
17. высота над уровнем моря называется:
а) горизонтальная
б) относительная
в) вертикальная
г) абсолютная
18. какой растительный и животный мир характерен для зоны тундр?
а) брусника, песцы, морошка, северные олени
б) ковыль, пырей, лисицы, сурки
в) баобаб, шимпанзе, лианы, леопарды
г) белые медведи, мхи, лишайники, моржи
19. Представители негроидной расы наиболее распространены в:
а) Азии б) Америке в) Африке г) Европе
20. Наука изучающая нижний слой атмосферы (тропосфера):
а) геология б) метеорология в) география г) океанология
21. Почему бессточные озёра солёные? Ответ должен содержать не менее двух причин.
Ключ ответов к итоговому тесту(6 класс) № варианта…1
№ вопроса № ответа | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
a | х | х | х | 1 | х | ||||||||||||||||
б | х | х | х | х | х | 2 | х | ||||||||||||||
в | х | х | х | 4 | х | х | |||||||||||||||
г | х | х | х | 3 | х | ||||||||||||||||
21 | изменяется температура и влажность по поверхности Земли. |
……………………………………… ………№ варианта…2
№ вопроса № ответа | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
a | х | х | х | 4 | х | ||||||||||||||||
б | х | х | х | х | 3 | х | |||||||||||||||
в | х | х | х | х | 1 | х | х | ||||||||||||||
г | х | х | х | 2 | х | ||||||||||||||||
21 | высокая температура и непроточная вода (нет стока). |
Перечень учебно-методических средств обучения
1.Е.М. Домогацких., Н.И. Алексеевский Физическая география . 6 класс – М.: «Русское слово», 2008.
2.В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2009.
3.Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
- Мультимедийный учебник: География. Начальный курс 6 класс.
- Детская энциклопедия подводного мира («Новый диск»)
- Современные чудеса света («Новый диск»)
- Хочу все знать: Земля и Вселенная
- Хочу все знать: Растительный мир
- Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Мультимедийный учебник: География. Начальный курс 6 класс.
- . http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География»)
- http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)
- http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
- http://www.edu.ru – Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведении эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
- http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ. На сайте представлены Интернет- уроки по географии, включают подготовку к сдаче ЕГЭ..
- http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений.
- http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.
- . http://www.fipi.ru/;
С целью проверки знаний, умений и навыков учащихся в данную программу включены 7 практических работ:
1. Ориентирование на местности с помощью плана. Оборудование: карты атласа, рабочая тетрадь, план местности
2. Определение географических координат. Оборудование: карты атласа, рабочая тетрадь
3. Определение по карте направления и расстояния от своего населенного пункта до ближайшего моря, озера, реки. Оборудование: карты атласа, рабочая тетрадь, линейка.
4. Определение по карте положения и высоты гор и равнин; географических координат и высот отдельных вершин. Оборудование: карты атласа, рабочая тетрадь
5 Обозначение на контурной карте названных объектов ( литосфера) Оборудование: карты атласа, рабочая тетрадь
6 .Определение по карте географического положения морей и их глубин, проливов, островов и полуостровов, рек и озер. Оборудование: карты атласа, рабочая тетрадь
7. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов: составление графика температур, диаграмм облачности и осадков, « розы ветров». Оборудование: карты атласа, рабочая тетрадь, календарь погоды.
( Наблюдения за погодой проводятся: в октябре, феврале, марте).
Методические материалы
Как работать на контурной карте
- Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.
- При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.
- Все надписи на контурной карте делают мелко, чётко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
- Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
- Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
- В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами.
Методические указания по выполнению практических работ
Практические работы выполняются в отдельной тетради (в клеточку).
Таблицы, графики, схемы чертят простым карандашом с помощью линейки.
Контурные карты заполняют карандашом или гелевой ручкой печатными буквами.
Если надпись не умещается на карте, делают сноску в условные обозначения.
Страны и регионы на контурной карте закрашивают и штрихуют цветными карандашами.
Все знаки и символы, нанесенные на контурную карту, расшифровывают в графе «Условные обозначения».
Работы выполняются аккуратно, разборчивым почерком.
Практическая работа выполняется в классе за отведенное учебным планом время. Если ученик не уложился в урочное время, возможно выполнение работ дома, но оценка будет снижена на балл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОСна основе авторской программы Е.М. Домогацкого
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС на основе авторской программы Е.М.Домогацкого. Разработала учитель МО БУ "ООШ с. Краснохолма г.Оренбурга" Гостева Ольга Ивановна...
Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География»
Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География» /Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/.В данном материале приводится план на весь у...
Рабочая программа по географии России 8 класс к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский.
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «Экономическ...
Рабочая программа "География. Введение в географию. 5 класс" к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова ФГОС
Данная Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по учебнику " География, Введение в географию. 5 класс" издательства "Русское слово" (базовый уровень). Написана она в...
Рабочая программа по географии для 8 классов к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское слово», 2018 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного обще...
Рабочая программа 11 класс. «Экономическая и социальная география мира. Базовый уровень.», 10-11 класс, 2 часть, Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский
Данная рабочая программа составлена на основе стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.; примерной программы для основного общего образования по географии. Сборник ...
Экзамен по географии в 8 классе (по программе Е.М. Домогацких)
Экзаменационный материал по географии в 8 классе по программе Е.М. Домогацких, Москва, «Русское слово», 2018 г....