"Движение воздуха". Урок географии для 6 класса
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Кардаш Людмила Анатольевна

Комментарии к уроку

Разработка урока может быть использована учителями географии как опытными, так и начинающими.

Публикация не дает возможности воспроизвести мультимедийную презентацию, поэтому  используется ссылка на глог (интерактивный плакат), а также прилагается ссылка на фильм «Работа ветра в природе».

Проверка домашнего задания проводится в письменной форме. Это позволяет выявить степень готовности к уроку у 100 % учащихся. Ученикам предлагается пять вопросов по теме предыдущего урока. Задание отображается на интерактивной доске через проектор (определения основных понятий предыдущего урока).

Актуализация знаний, проводится после проверки домашнего задания, для того чтобы можно было на основе ранее полученных знаний формировать новые.

Перед изучением нового материала ученикам предлагается стихотворение П. Соловьевой «Весенний ветер», которое помогает определить тему и задачи урока.

Использование опыта с двумя свечами проводится с целью демонстрации причины возникновения движения воздуха (ветра). При отсутствии знаний по физике, опыт помогает сформировать необходимые знания по географии.

К определению понятия «ветер» и его стойкому образному закреплению используется прием «дуем на ладонь».

В уроке используется отрывок из сказки А. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, стихотворение подводит учеников к выявлению качественных характеристик ветра (сила, скорость, направление).

Для определения силы ветра используется шкала Бофорта (приложение 1)как раздаточный материал, по которому проводится анализ силы ветра и внешних природных изменений.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с материалами учебника (стр.135., рис. 7) - способы нанесения на метеорологическую карту сведений о ветре с помощью условных обозначений. Это необходимо для дальнейшего практического использования знаний о метеорологической карте.

Практическая работа «Составление розы ветров» проводится для выработки умения определять преобладающее направление ветра для своей местности.

Для закрепления материала о направлении и силе ветра решается несколько задач.

Для снятия напряжения и усталости проводится тематическая физкультминутка «Ветер дует».  Для активизации познавательной активности при изучении вопроса «Муссоны» используется две иллюстрации, помещенные в глоге, по которым нужно определить сезоны года при муссонном типе климата. Данный прием разрушает стереотип о связи погодных условий и времени года в разных частях Земли.

Заполнение сравнительной таблицы «Муссон и бриз» позволяет закрепить характеристику этих двух понятий.

При закреплении нового материала на интерактивную доку выводится слайд  с таблицей «Соотнеси понятие и определение», на котором в произвольном порядке в одной колонке расположены новые понятия, а во второй определения данных понятий. Учащиеся должны подобрать правильные ответы.

Домашнее задание – обязательное и два варианта творческого. Творческое задание дается для расширения кругозора, формирует умение работать с дополнительными источниками информации, аккуратности при выполнении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kardash_l.a._6_kl._urok_geogr._dvizh_vozduha.docx40.53 КБ

Предварительный просмотр:

Кардаш Л. А.

"Движение воздуха".

 Урок географии для 6 класса

Комментарии к уроку

Разработка урока может быть использована учителями географии как опытными, так и начинающими.

Публикация не дает возможности воспроизвести мультимедийную презентацию, поэтому  используется ссылка на глог (интерактивный плакат), а также прилагается ссылка на фильм «Работа ветра в природе».

Проверка домашнего задания проводится в письменной форме. Это позволяет выявить степень готовности к уроку у 100 % учащихся. Ученикам предлагается пять вопросов по теме предыдущего урока. Задание отображается на интерактивной доске через проектор (определения основных понятий предыдущего урока).

Актуализация знаний, проводится после проверки домашнего задания, для того чтобы можно было на основе ранее полученных знаний формировать новые.

Перед изучением нового материала ученикам предлагается стихотворение П. Соловьевой «Весенний ветер», которое помогает определить тему и задачи урока.

Использование опыта с двумя свечами проводится с целью демонстрации причины возникновения движения воздуха (ветра). При отсутствии знаний по физике, опыт помогает сформировать необходимые знания по географии.

К определению понятия «ветер» и его стойкому образному закреплению используется прием «дуем на ладонь».

В уроке используется отрывок из сказки А. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, стихотворение подводит учеников к выявлению качественных характеристик ветра (сила, скорость, направление).

Для определения силы ветра используется шкала Бофорта (приложение 1)как раздаточный материал, по которому проводится анализ силы ветра и внешних природных изменений.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с материалами учебника (стр.135., рис. 7) - способы нанесения на метеорологическую карту сведений о ветре с помощью условных обозначений. Это необходимо для дальнейшего практического использования знаний о метеорологической карте.

Практическая работа «Составление розы ветров» проводится для выработки умения определять преобладающее направление ветра для своей местности.

Для закрепления материала о направлении и силе ветра решается несколько задач.

Для снятия напряжения и усталости проводится тематическая физкультминутка «Ветер дует».  Для активизации познавательной активности при изучении вопроса «Муссоны» используется две иллюстрации, помещенные в глоге, по которым нужно определить сезоны года при муссонном типе климата. Данный прием разрушает стереотип о связи погодных условий и времени года в разных частях Земли.

Заполнение сравнительной таблицы «Муссон и бриз» позволяет закрепить характеристику этих двух понятий.

При закреплении нового материала на интерактивную доку выводится слайд  с таблицей «Соотнеси понятие и определение», на котором в произвольном порядке в одной колонке расположены новые понятия, а во второй определения данных понятий. Учащиеся должны подобрать правильные ответы.

Домашнее задание – обязательное и два варианта творческого. Творческое задание дается для расширения кругозора, формирует умение работать с дополнительными источниками информации, аккуратности при выполнении.

Цели:

1. Учебные:

  • сформировать учащихся представление о движении воздуха, причинах его возникновения, видах ветров;
  • выявить характерные признаки ветра – сила, скорость, направление;
  • продолжить знакомство учащихся с грозными явлениями природы на примере ураганов и смерчей;
  • ознакомить с приборами для измерения направления и силы ветра.

2. Развивающие:

  • развивать умения составлять графики, работать с таблицами, устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать память, познавательный интерес к предмету, к природе родного края.
  • совершенствовать коммуникативные способности учащихся.

3. Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: Урок новых знаний.

Междисциплинарные связи: география, литература

Оборудование.

  1. Учебник: География. Начальный курс: 6 класс. А. А. Летягин
  2. 2 свечи.
  3. Компьютер, мультимедийная доска, мультимедийный проектор.
  4. Глог к уроку (http://vbifrfhlfi123.edu.glogster.com/veter)
  5. Фильм «Работа ветра в природе» https://www.youtube.com/watch?v=E5fomryd1R8
  6. Таблица “Сила ветра”. (Приложение 1)

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, психологический настрой.

2. Проверка домашнего задания.

На мультимедийную доску выводятся вопросы. Ученики отвечают на вопросы письменно.

  1. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность, называется……
  2. Прибор, с помощью которого определяют атмосферное давление-….
  3. Механический, безртутный  прибор для определения атмосферного давления это-…..
  4. От поверхности Земли до 5 км. Атмосферное давление падает на 1 мм. рт. ст. при подъеме на каждые … метров.
  5. Линии на карте с одинаковым давлением называют -……

Ответы: 1. Атмосферное давление

                2. Барометр

                3. Барометр анероид

                4. 10,7

                5.  Изобары

3. Подготовительная работа (актуализация знаний).

Перед вами опорные понятия на доске (воздух, атмосфера, атмосферное давление, температура воздуха).  Они помогут нам сегодня на уроке. Давайте вспомним, что мы о них знаем.

Какую оболочку вы сейчас изучаете? (Атмосферу.)

Что такое атмосфера? (Воздушная оболочка.)

 Каковы свойства воздуха? (Температура, вес.)

От чего зависит температура воздуха? (От нагревания земной поверхности.)

Что такое атмосферное давление, от чего оно зависит? (Разница в температуре воздуха, от высоты.)

3. Переход к изучению новой темы.

 Открывается глог.

Объяснение начинается с проблемного вопроса.

Учитель.

Послушайте стихотворение и вы узнаете тему урока.

ВЕСЕННИЙ ВЕТЕР

                                                         П. Соловьевой

Неудержимый, властный, влажный,

Весельем белым окрылен,

Слепой, безвольный — и отважный,

Он вестник смены, сын Времен.  

В нем встречных струй борьба и пляска,

И разрезающее остра

Его неистовая ласка,

Его бездумная игра.  

И оседает онемелый,

Усталый, талый, старый лед.

Люби весенний ветер белый,

Его игру, его полет...  

Неизвестно, где живет,

Налетит, деревья гнет,

Засвистит – по речке дождь,

Озорник, а не уймешь.

Итак, тема урока: Движение воздуха. Ветер.

Сегодня на уроке мы будем говорить о ветре. А что бы вы хотели узнать?

Дети отвечают.

  • Узнать что такое ветер.
  • Выяснить причины возникновения ветра.
  • Познакомиться с различными типами ветров.
  • Узнать о направлении, силе, скорости ветра и его измерении.
  • Определить значение ветра в природе и в жизни человека.

Учитель зажигает 2 свечи, открывает дверь кабинета. Учитель просит 1 ученика подержать одну свечу у пола, другого ученика  вторую свечу подержать на уровне головы.

Почему пламя нижней свечи отклоняется в сторону кабинета, а верхней из кабинета? (Холодный воздух заходит в кабинет по низу, а теплый выходит из кабинета сверху.)

 - Почему так происходит? (Холодный воздух тяжелее теплого Он создает большее давление и  замещает теплый.)

4. Изучение нового материала

1. Почему и как движется воздух.

Итак, какое самое главное условие необходимо для того, чтобы возникло движение воздуха – ветер? (Разница в атмосферном давлении.)

Почему образуется разница в атмосферном давлении? (Земная поверхность прогрета не равномерно.)

Что же такое ветер? Поставим ладонь и подуем на нее, а теперь попробуем сформулировать понятие ветер.

Ветер-движение воздуха вдоль земной поверхности, вызванное неравномерным распределением атмосферного давления. (записывают в тетрадь)

Вспомним эксперимент со свечами. Как перемещается воздух?

Из области повышенного давления в область пониженного  (записывают в тетрадь)

Задание: На доске записаны три пары цифр. Определите, куда будет дуть ветер, и в каком случае он будет дуть сильнее? Почему?

769 мм рт/ст – 758 мм рт/ст

762 мм рт/ст – 762 мм рт/ст

758 мм рт/ст – 761 мм рт/ст

Учащиеся: В первой паре цифр ветер будет дуть сильнее, т. к. разница в атмосферном давлении составляет 11 мм рт/ст.

Учитель: Подвожу итог.

Правило: Чем больше разность давления между двумя соседними участками, тем быстрее передвигается воздух, а значит, сильнее дует ветер. Запишите вывод в тетрадь.

2.Направление и скорость ветра.

характеристика ветра

Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.

- Из какой сказки этот отрывок? (Отрывок из сказки А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

Какие свойства ветра описаны в отрывке А.С. Пушкина? (могуч, гоняешь, волнуешь, всюду веешь).

  • могуч – сильный – сила;
  • гоняешь, волнуешь – со скоростью – скорость;
  • всюду веешь – дует в разных направлениях – направление.

- Перед вами, ребята, лежит таблица – шкала Бофорта (Приложение 1) по этой таблице измеряется сила и скорость ветра.

Обратите внимание!

В ней показано, что сила ветра измеряется в баллах от 0 до 12б.

Если ветра нет, то это штиль – 0 баллов.

Самый разрушительный ветер – ураган имеет силу 12б.

Итак, ветер дует с различной силой. Сила ветра определяется по 12-ти бальной шкале.

Из таблицы видно, что скорость ветра измеряется в метрах в секунду (м/с) или км/ч.

Запомните! Чем больше скорость ветратем больше его сила

Работа с таблицей “Шкала Бофорта”.

- Найдите и прочитайте характеристику сильного ветра.

Ветер может дуть с разной силой, скоростью и иметь определенное направление.

Демонстрация фильма из глога.

Работа с учебником. Стр. 135., рис. 7.  Как наносят сведения о ветре на карту погоды.

Как указывают направление ветра? (стрелкой)

Как указывают скорость ветра? (коротким и длинным штрихами, кружком и треугольником)

Рис. 80 Роза ветров, стр. 135 . Читают и объясняют для чего нужна роза ветров и как ее построить.

Практическая работа.

Задание: Построить “Розу ветров” по данным собственного наблюдения, используя данные календаря погоды или приведенные данные.

В течение месяца в Санкт-Петербурге дул ветер:

северный                         – 8 дней;
южный                          – 5 дней; 
юго-западный                  – 3 дня;
северо-восточный          – 1 день;
северо-западный          – 9 дней;
юго-восточный                  – 1 день;
западный                          – 3 дня;
штиль                          – 1 день.

 Посмотрите в окно и скажите, есть ли сегодня ветер? Сильный он или нет?

Как мы на первый взгляд можем определить силу ветра?

О скорости ветра можно судить по местным признакам: по отклонению деревьев, дыма из труб.

Ученые силу и скорость ветра определяют с помощью прибора АНЕМОМЕТРА. Её определяют по числу оборотов вращающейся вертушки.

Но ещё используется шкала Бофорта.

ФЛЮГЕР определяет направление ветра.

Физ. минутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

3. Бризы (на глоге увеличивается нужная картинка)

- Главная причина возникновения ветра – это разница в атмосферном давлении над разными участками поверхности. Давайте рассмотрим образование ветра, который возникает на берегу моря и называется бризом. Этот ветер дважды меняет своё направление в течение суток. Представьте, что вы находитесь на берегу моря в жаркий летний день. Воздух на суше нагревается быстрее, чем вода, а мы знаем, что чем выше его температура, тем он легче, и тем самым он устремляется вверх. У поверхности Земли создаётся область низкого давления. Почему? Известно также, что для нагревания 1 см3 воды требуется в 3 раза больше тепла, чем для нагревания того же количества песка. Следовательно, вода будет нагреваться медленнее. И над поверхностью воды воздух будет тяжелее и холоднее. Именно поэтому летом со стороны воды веет прохладой. Здесь образуется область низкого давления. Более холодный воздух со стороны моря устремляется на сушу. Из области более высокого давления в область более низкого давления. Образуется ветер, который носит название бриз.

Ночью наоборот.  Может кто-то попробует сам нам объяснить?

Суша остывает быстрее, чем вода. Холодный воздух над ней уплотняется. Здесь образуется область высокого давления.

А над морем наоборот. Нагретая за день поверхность воды отдаёт своё тепло гораздо медленнее. Воздух остывает не так быстро, как над сушей. Здесь образуется область низкого давления.

- Как вы думаете, что будет происходить с воздухом? (Ответы детей) Правильно, воздух будет устремляться из области высокого давления в область низкого давления, т.е. с суши на воду. Возникает ночной бриз 

- Кто сформулирует определение понятия “бриз”?

В тетрадях записываются определения понятия.

4. Муссоны

Работа с учебником стр. 136 Муссоны. В глоге увеличиваются две фотографии, лето и зима при муссонном типе климата. Детям предлагается по фото определить сезоны года и пояснить,  почему именно так.

Практическое задание

Задание: Заполнить сравнительную таблицу “Муссоны и бриз”.

Сравниваемые черты

Муссон

Бриз

1. Причина образования

 

 

2. Территории, где встречаются?

 

 

3. Когда меняют свое направление?

 

 

4.Сколько раз меняют свое направление в течение года?

 

 

5. Значение ветра

Демонстрация фильма «Работа ветра в природе»

https://www.youtube.com/watch?v=E5fomryd1R8

Ученикам предлагается сделать выводы после просмотра и записать в тетрадь.

  • Ветер – великий работник в природе (перегоняет тучи, облака) 
  •  Очищает воздух (загрязненный воздух уносит из населенных пунктов)
  • Вырабатывает электроэнергию 
  • Ветер “съедает” горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа 
  • Помогал мореплавателям, влияет на течения
  • Переносит семена растений и споры грибов

Закрепление

Соотнести понятия и определения.

  1. Ветер.
  2. Бриз.
  3. Флюгер.
  4. Анемометр.
  5. Атмосферное давление.
  6. Штиль.
  7. Муссон.
  1. Ветер, дующий днём с моря на сушу, а ночью с суши на море.
  2. Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления к местам низкого давления.
  3. Прибор для определения скорости ветра.
  4. Простейший прибор, определяющий направление ветра.
  5. Сила, с которой воздух давит на поверхность.
  6. Полное безветрие или очень слабый ветер со скоростью не более 0,5 м/сек.
  7. Ветер, меняющий свое направление 2 раза в год.
  8. Домашнее задание:

Обязательное-

  • Параграф 25 пересказ;
  • Записи в тетради.
  • Стр. 139 письменно вопрос 3.

    Творческое-          

  • Стр. 137-139;
  • Оформить на листе А 4 и подобрать загадки, пословицы, поговорки, стихи о ветре.

Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке.

Приложение 1

Шкала Бофорта

Баллы Бофорта

Скорость ветра, м/с

Словесная характеристика ветра

Видимое действие ветра

0

0,0-0,2

Штиль

Дым поднимается вертикально, листья на деревьях неподвижны

1

0,3-1,5

Тихий

Лёгкое движение воздуха, дым слегка отклоняется

2

1,6-3,3

Лёгкий

Движение воздуха ощущается лицом, листья шелестят

3

3,4-5,4

Слабый

Колышутся листья и тонкие ветки на деревьях

4

5,5-7,9

Умеренный

Вершины деревьев гнутся, шевелятся небольшие ветки, поднимается пыль

5

8,0-10,7

Свежий

Колеблются ветки и тонкие стволы деревьев

6

10,8-13,8

Сильный

Качаются толстые ветки, гудят телефонные провода

7

13,9-17,1

Крепкий

Раскачиваются стволы деревьев, гнутся большие ветки, идти против ветра тяжело

8

17,2-20,7

Очень крепкий

Раскачиваются большие деревья, ломаются небольшие ветви, очень тяжело ходить

9

20,8-24,4

Шторм

Небольшие повреждения зданий, ломаются толстые ветки деревьев

10

24,5-28,4

Сильный шторм

Деревья ломаются или вырываются с корнем, большие повреждения зданий

11

28,5-32,6

Жестокий шторм

Большие разрушения

12

32,7 и более

Ураган

Опустошительные разрушения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"

План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....

Технологическая карта урока географии 6 класс "Движение воздуха"

Автор УМК по географии под  редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.Тема урока_ Движение воздуха Тип урока_ изучение и первичное закрепление Задачи урока: Раскрывать значение т...

Урок географии 7 класс "Движение вод Мирового океана" 2 местро на Всероссийском конкурсе "Мой лучший урок"

Данный урок исследовательского типа, по форме – урок – моделирование.Все этапы урока четко спланированы и выдержаны.Учитель верно ставит цель урока, на которую методически грамотно выводят учащихся.Си...

: Атмосфера. Нагревание воздуха и его температура.Урок географии 6 класс

Атмосфера. Нагревание воздуха и его температура.Урок географии 6 классЦель урока: Сформировать представление об атмосфере – воздушной оболочке Земли;Задачи:Образовательные: рассмотреть особенности сос...

Движения Земли- урок географии в 5 классе

Данный урок является одним из самых сложных по степени усвояемости учебного материала детьми 5 класса. Данная разработка позволит познакомить учащихся с  двумя видами движения Земли- осевым и орб...

конспект урока географии 5 класс "Движение Земли"

Цель:познакомить с видами движения Земли;рассмотреть следствия осевого и орбитального вращения Земли;  способствовать развитию  пространственного воображения школьников....

конспект урока географии 5 класс "Движение Земли"

Цель:познакомить с видами движения Земли;рассмотреть следствия осевого и орбитального вращения Земли;  способствовать развитию  пространственного воображения школьников....