Организация исследовательской деятельности, как средство повышения мотивации при изучении предмета.
материал по географии на тему
Эпиграф "Только тогда можно понять сущность вещей, когда знаешь их происхождение и развитие". В отчете по теме самообразования излагаю используемые приемы исследовательской деятельности на разных ступенях изучения географии.
Применяемые мной приемы исследовательской деятельности: - прием чтения карты;
- описание географического положения;
Описание явления природного или антропогенного характера;
-составление характеристики природного или хозяйственного объекта;
-выявление причинно-следственных связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
использование приемов исследовательской деятельности | 495.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по теме самообразования
«Организация исследовательской деятельности, как средство повышения мотивации при изучении предмета»
Петренко Л.И.
«Только тогда можно понять сущность вещей, когда знаешь их происхождение и развитие».
Аристократ
География позволяет открыть ученику путь к самостоятельному познанию истины. Иными словами, развивает детскую любознательность, которая порождает у школьника стремление самостоятельно понять суть и причины возникновения природных явлений и, следовательно, испытать радость первооткрывателя и исследователя. То есть, сам предмет создает условия для использования в работе исследовательской деятельности.
Перед учителем всегда стоит вопрос: как сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания всех учащихся, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом? Как, подготовить выпускника школы способного самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике, грамотно работать с информацией, видеть проблемы и искать пути рационального их решения, быть коммуникабельным и самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта и культурного уровня? Помочь учителю может использование исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной работе.
Традиционные технологии позволяют решать многочисленные задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий. Необходимо не просто передать информацию, но и активизировать творческий потенциал учащихся деятельности. Метод исследовательской деятельности дает возможность перевести деятельность учителя из режима информирования в режим консультирования и управления, а ученикам обеспечить возможность выбора пути движения с учетом своих возможностей и способностей.
Данный метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, с проектным методом, с проблемным обучением, с использованием информационных технологий и позволяет решать задачи личностно ориентированного обучения.
Дети в сельской школе имеют разный интеллектуальный уровень, разные способности и интересы, разное желание учиться. Поэтому, чтобы создать ситуацию успешности и комфортности для каждого участника образовательного процесса, слабого и сильного, одаренного и не желающего учиться, можно использовать этот метод.
Использование приёмов исследовательской деятельности
на разных ступенях изучения географии
Существует два пути реализации исследовательской направленности в преподавании географии. Первый путь предполагает выделение специального времени, целых уроков, содержанием которых является обучение учащихся исследовательским приемам. К сожалению, это требует значительных затрат учебного времени, которым учитель не располагает. Я включаю в учебный процесс такие приёмы исследовательской деятельности, которые вытекают из логики учебного процесса и являются его частью, образуя единство содержания и деятельности.
Курс географии построен таким образом, что при изучении одинаковых компонентов природы и хозяйственной деятельности схемы их характеристики во многом повторяются, сходны цели изучения, используемые приёмы деятельности, в результате чего возникает возможность их повторения. Оно обеспечивает не только тренинг в применении приёмов исследовательской деятельности, но и позволяет обдумывать и искать новые варианты решения поставленной задачи. Таким образом, у детей формируется опыт творческой деятельности.
Применяемые мной приемы:
- Прием исследовательской деятельности
- Приём чтения карты
- Приём описания географического положения
- Прием описания явления природного или антропогенного характера
- Приём составления характеристики природного или
хозяйственного объекта.
- Прием выявления причинно-следственных связей
Исследовательские приёмы – это приёмы умственной деятельности, которыми пользуются и специалисты-географы, решая свои научные проблемы, и ученики на уроках. Методы научного и учебного познания хотя и различаются, но, по существу, многие способы их деятельности близки. Географические исследования разнообразны и часто направлены:
- на изучение состава, структуры и состояния исследуемого объекта или явления;
- на определение факторов, с помощью которых можно объяснить динамику происходящих процессов;
- на осуществление перебора ставших известными факторов и определение тех из них, которые наиболее влияют на возникновение, состояние или изменение исследуемого объекта или явления. Эти факторы могут быть новыми, ранее неизвестными;
- на проверку правильности найденного решения и осуществления географического прогноза вероятных изменений в будущем.
Подобное содержание деятельности типично для школьного курса, хотя ученикам и приходится открывать уже открытое. Но прежде чем ребенок станет первооткрывателем его необходимо специально обучить приёмам научного исследования.
При обучении приёмам исследовательской деятельности я изменяю уровни реализации обучения. На начальном этапе я ставлю проблему, сама намечаю стратегию и тактику её решения. Ответ предстоит самостоятельно найти ученику.
На следующем этапе я ставлю перед ребёнком проблему, но путь её решения он ищет самостоятельно или совместно с группой одноклассников.
И на последнем этапе постановка проблемы, поиск приёмов исследования и разработка решения осуществляется ребёнком самостоятельно
В курсе географии материков и океанов ученики знакомятся с приёмом описания природных зон. Здесь необходим учебный диалог, который представляет собой систему вопросов поисково-исследовательской направленности.
Например:
- создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи;
- система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи;
- вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.
Для создания проблемной ситуации я предлагаю учащимся художественное описание влажных экваториальных лесов Африки. «Входя в лес средней полосы, человек обычно испытывает ощущение прохлады и свежести. Совсем другие чувства охватывают его в затхлой и сумрачной тропической чаще. Гниение обильно опавшей листвы приводит к увеличению доли углекислого газа в приземном слое, в результате стесняется дыхание, люди жалуются на нехватку кислорода, удушье. Высокая температура и влажность воздуха, отсутствие ветра служат причиной густых приземных туманов, плотных, словно ватная стена. В дождевом лесу, казалось бы, не приходиться жаловаться на недостаток воды - ручьи, ручейки, небольшие озерца и, наконец, большие лужи встречаются на каждом шагу. Но вот пить из них крайне опасно: вода часто заражена возбудителями всяких кишечных заболеваний».
Вопросы:
1.Как называется эта природная зона?
2.Хотите ли вы узнать, где она находиться?
- Какой приём исследования вы будете использовать?
Вопросы к учащимся:
- Хотите ли вы узнать какие другие растения и животные встречаются в этой зоне?
- Какими источниками информации вы можете воспользоваться?
- Для жителей Европы и России условия жизни во влажном экваториальном лесу могут показаться опасными и враждебными.
- Если вы захотите совершить путешествие в гилею, опытом выживания, каких племён могли бы воспользоваться?
Итогом и результатом диалога становится план изучения природной зоны.
1. Как называется изучаемая природная зона?
2. Где находится эта природная зона?
3. В каких климатических условиях она сформировалась?
4. Какие почвы распространены в природной зоне, какими свойствами они обладают?
5. Какая растительность произрастает в данной природной зоне?
6. Какие животные здесь обитают?
7. Как местные жители приспособились к выживанию в условиях этой природной зоны?
Использование приёмов исследовательской деятельности
на разных этапах изучения географии
Приём исследовательской деятельности | в курсе 5- 6-го классов | в курсе географии материков и океанов 7-го класса | в курсе географии России «Природа и население» 8-го класса | в курсе географии России «Хозяйство и географические районы» 9-го класса |
Приём чтения карты | 1. Определение местонахождения географических объектов, их расположения относительно друг друга, частей света, сторон горизонта. 2. Сравнение размеров изучаемых объектов. | 1. Описание географического положения материков и океанов и их частей. 2.Выделение особенностей отдельных природных компонентов и природных объектов. 3. Выявление взаимосвязей между природными компонентами и явлениями в крупных природных комплексах материков и океанов. | 1. Оценка географического положения России. 2. Определение закономерностей в распространении природных компонентов и явлений на территории страны | 1. Выделение границ географических и хозяйственных районов. 2. Сравнение районов по разным признакам. 3. Объяснение характера связей между особенностями природы, бытом и хозяйственной деятельностью человека. 4. Оценка обеспеченности страны и районов природными ресурсами и возможности их использования |
Приём описания географического положения | 1. Описание и сравнение географического положения гор, равнин, морей, рек, озер и т.д. | 1. Описание и сравнение географического положения материков и океанов, природных зон, стран и регионов. | 1. Сравнение географического положения России с другими странами. | 1. Комплексная оценка экономико-географического положения и политико-географического положения страны и районов. |
Прием описания явления природного или антропогенного характера | 1. Описание сути явления и его влияния на жизнь человека. | 1. Выявление комплекса взаимосвязанных причин возникновения и развития данного явления в природе. | 1. Определение значимости природного явления в жизни и деятельности человека. | 1. Прогнозирование развития явления под действием природных и антропогенных факторов. |
Приём составления характеристики природного или хозяйственного объекта. | 1. Описание некоторых количественных характеристик: протяженности, высоты, глубины, температуры и т.д. | 1. Выявление взаимосвязей между природными компонентами в пределах описываемого объекта. | 1. Выявление зависимости между природными условиями и особенностям быта, трудовой деятельности и отдыха людей | 1. Прогнозирование изменений природы вследствие влияния хозяйственной деятельности человека |
Прием выявления причинно-следственных связей | 1. Выявление связей между несколькими природными компонентами | 1. Выявление причинно-следственных связей в формировании и развитии географической оболочки и крупных зональных и азональных природных комплексах | 1. Применение законов причинно-следственных связей в умении объяснять особенности природы своей страны и малой Родины. | 1. Использование знания о причинно-следственных связях при составлении прогнозов возможных изменений в условиях жизни и деятельности человека на территории страны и мира в целом. |
Освоение приёма исследовательской деятельности на разных этапах изучения рельефа
Изучение рельефа | В курсе 5 -6-го класса | В курсе географии материков и океанов 7-го класса | В курсе географии России «Природа и население» 8-го класса | В курсе географии России «Хозяйство и географические районы» 9-го класса |
Исследовательская деятельность | Освоения приема чтения физической карты и выделение отдельных форм и частей рельефа. | Освоение схемы анализа рельефа по карте. Определение особенностей рельефа. Выявление различий в рельефе и их объяснение. Объяснение особенностей размещения полезных ископаемых. | Определение особенностей поверхности и разнообразия рельефа России. Объяснение расположения равнин и горных систем. Выявления закономерностей в размещении рельефа и полезных ископаемых. | Выявление связи между свойствами рельефа и возможностями освоения территории, условиями жизни и быта людей; размещения хозяйственных объектов и использования минеральных ресурсов. |
Исследовательский приём | Прием чтения карты | Анализ физической карты. Сопоставление карт физической и тектонической. Причинная связь форм рельефа с поднятиями и впадинами фундамента. | Анализ карт физической, тектонической и геологической. Анализ и причинная зависимость истории формирования земной коры и современного рельефа. | Анализ и сопоставление карт природы и социально-экономических. Причинно-следственная связь строения земной коры, современного рельефа, раз-мещения минеральных ресурсов и возможностей освоения территории |
Результаты работ могут быть представлены в виде:
презентации; рекламного проспекта; дневника путешествия; картограммы; таблицы; схемы; словаря новых слов и понятий; мультимедийная публикация;
рекламный проспект;
дневник-путешествие;
картограмма;
заочная экскурсия;
коллекция;
таблица;
схема;
модель;
серия иллюстраций;
сочинение-эссе;
словарь;
справочник;
слайд-шоу;
фотоальбом;
письменный отчёт;
свой вариант.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации учащихся при изучении химии
В статье рассмотрены вопросы организации исследовательской и проектной деятельности в рамках внеклассной работы.Приведены примеры выполненных работ учащихся, описана классификация и принципы организац...
Применение метода проектной деятельности как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка на уроке во внеурочной деятельности
В представленном материале описан опыт применения метода проектной деятельности на уроках французской литературы в 8 классе школы с углубленным изучением французского языка по теме " Великие люди (поэ...
Презентация "Организация проектной деятельности как средства повышения мотивации учащихся в изучении географии"
Презентация "Организация проектной деятельности как средства повышения мотивации учащихся в изучении географии"...
Внеурочная деятельность по предмету «Информатика и ИКТ» как средство повышения мотивации к изучению предмета
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в условиях перехода образовательных учреждений на новый Федеральный государственный стандарт она позволяет разнообразить организационные формы работы...
Конкурс письменных работ на английском языке как средство повышения мотивации к изучению предмета
Конкурс письменных работ на английском языке как средство повышения мотивации к изучению предмета...
«Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации и эффективности учебной деятельности»
Мастер класс для педагогов в общеобразовательной школе...
«Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации к изучению дисциплин».
Цель: повысить мотивацию учащихся к учебному процессу с помощью геймификации.Новизна: использование модели ученика как класс менеджера....