Организация исследовательской деятельности, как средство повышения мотивации при изучении предмета.
материал по географии на тему

Эпиграф "Только тогда можно понять сущность вещей, когда знаешь их происхождение и развитие". В отчете по теме самообразования излагаю используемые приемы исследовательской деятельности на разных ступенях изучения географии.

Применяемые мной приемы исследовательской деятельности: - прием чтения карты;

- описание географического положения;

Описание явления природного или антропогенного характера;

-составление характеристики природного или хозяйственного объекта;

-выявление причинно-следственных связей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

D:\+ARHIV\НАСТЯ\открытки\73.bmp

                               Отчет по теме самообразования

     «Организация исследовательской деятельности, как            средство повышения мотивации при изучении предмета»

                                                                                                 Петренко Л.И.

«Только тогда можно понять сущность вещей, когда знаешь их происхождение и развитие».

                                                                                                                    Аристократ

География  позволяет открыть ученику путь к самостоятельному познанию истины. Иными словами, развивает детскую любознательность, которая порождает у школьника стремление самостоятельно понять суть и причины возникновения природных явлений и, следовательно,  испытать радость первооткрывателя и исследователя. То есть, сам предмет создает условия для использования в работе исследовательской деятельности.

     Перед учителем всегда стоит вопрос: как сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания всех учащихся, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом? Как, подготовить выпускника школы способного самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике, грамотно работать с информацией, видеть проблемы и искать пути рационального их решения, быть коммуникабельным и  самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта и культурного уровня? Помочь учителю может использование исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной работе.

      Традиционные технологии позволяют решать многочисленные задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий. Необходимо не просто передать информацию, но и активизировать творческий потенциал учащихся деятельности.  Метод исследовательской деятельности дает  возможность перевести  деятельность учителя  из режима информирования в режим консультирования и управления, а ученикам обеспечить возможность выбора пути движения с учетом своих возможностей и способностей.

      Данный метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, с проектным методом, с проблемным обучением, с использованием информационных технологий и позволяет решать задачи личностно ориентированного обучения.

     Дети в сельской школе имеют разный интеллектуальный уровень, разные способности и интересы, разное желание учиться. Поэтому, чтобы создать ситуацию успешности и комфортности для каждого участника образовательного процесса, слабого и сильного, одаренного и не желающего учиться,  можно использовать этот метод.

Использование приёмов исследовательской деятельности

на разных ступенях изучения географии

    Существует два пути реализации исследовательской направленности в преподавании географии. Первый путь предполагает выделение специального времени, целых уроков, содержанием которых является обучение учащихся исследовательским приемам. К сожалению, это требует значительных затрат учебного времени, которым учитель не располагает. Я  включаю  в учебный процесс такие приёмы исследовательской деятельности, которые вытекают из логики учебного процесса и являются его частью, образуя единство содержания и деятельности.

    Курс географии построен таким образом, что при изучении одинаковых компонентов природы и хозяйственной деятельности схемы их характеристики во многом повторяются, сходны цели изучения, используемые приёмы деятельности, в результате чего возникает возможность их повторения. Оно обеспечивает не только тренинг в применении приёмов исследовательской деятельности,  но и позволяет  обдумывать и искать новые варианты решения поставленной задачи. Таким образом, у детей формируется опыт творческой деятельности.

Применяемые мной  приемы:

- Прием исследовательской деятельности

- Приём чтения карты

- Приём описания географического положения

- Прием описания  явления природного или антропогенного  характера

                   - Приём составления характеристики природного или

хозяйственного объекта.

- Прием выявления причинно-следственных связей

     Исследовательские приёмы – это приёмы умственной деятельности, которыми пользуются и специалисты-географы, решая свои научные проблемы, и ученики на уроках. Методы научного  и учебного познания хотя и различаются, но, по существу, многие способы их деятельности близки. Географические исследования разнообразны и часто направлены:

  1. на изучение состава, структуры и состояния исследуемого объекта или явления;
  2. на определение факторов, с помощью которых можно объяснить динамику происходящих процессов;
  3. на осуществление перебора ставших известными факторов и определение тех из них, которые наиболее влияют на возникновение, состояние или изменение исследуемого объекта или явления. Эти факторы могут быть новыми, ранее неизвестными;
  4. на проверку правильности найденного решения и осуществления географического прогноза вероятных изменений в будущем.

    Подобное содержание деятельности типично для школьного курса, хотя ученикам и приходится открывать уже открытое. Но прежде чем ребенок станет первооткрывателем его необходимо специально обучить приёмам научного исследования.

    При обучении приёмам исследовательской деятельности я изменяю уровни реализации обучения. На начальном этапе я ставлю проблему, сама намечаю стратегию и тактику её решения. Ответ предстоит самостоятельно найти ученику.

На следующем этапе я ставлю перед ребёнком проблему, но путь её решения он ищет самостоятельно или совместно с группой одноклассников.

И на последнем  этапе постановка проблемы, поиск приёмов исследования и разработка решения осуществляется ребёнком самостоятельно

    В курсе географии материков и океанов ученики знакомятся с приёмом описания природных зон. Здесь необходим учебный диалог, который представляет собой систему вопросов поисково-исследовательской  направленности.

Например:

- создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи;

- система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи;

- вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.

Для  создания проблемной ситуации  я предлагаю учащимся  художественное описание влажных экваториальных лесов Африки. «Входя в лес средней полосы, человек обычно испытывает ощущение прохлады и свежести. Совсем другие чувства охватывают его в затхлой и сумрачной тропической чаще. Гниение обильно опавшей листвы приводит к увеличению доли углекислого газа в приземном слое, в результате стесняется дыхание, люди жалуются на нехватку кислорода, удушье. Высокая температура и влажность воздуха, отсутствие ветра служат причиной густых приземных туманов, плотных, словно ватная стена. В дождевом лесу, казалось бы, не приходиться жаловаться на недостаток воды - ручьи, ручейки, небольшие озерца и, наконец, большие лужи встречаются на каждом шагу.  Но вот пить из них крайне опасно: вода часто заражена возбудителями всяких кишечных заболеваний».

Вопросы:

1.Как называется  эта природная зона?

2.Хотите ли вы узнать, где она находиться?

  1. Какой приём исследования вы будете использовать?

Вопросы к учащимся:

- Хотите ли вы узнать какие другие растения и животные встречаются в этой зоне?

- Какими источниками информации вы можете воспользоваться?

-  Для жителей Европы и России условия жизни во влажном экваториальном лесу могут показаться опасными и враждебными.

- Если вы захотите совершить путешествие в гилею, опытом выживания,  каких  племён могли бы воспользоваться?

   Итогом и результатом диалога становится  план изучения природной зоны.

          1. Как называется изучаемая природная зона?

          2. Где находится эта природная зона?

          3. В каких климатических условиях она сформировалась?

          4. Какие почвы распространены в природной зоне, какими свойствами они обладают?

          5. Какая растительность произрастает в данной природной зоне?

          6. Какие животные здесь обитают?

          7. Как местные жители приспособились к выживанию в условиях этой природной зоны?

Использование приёмов исследовательской деятельности  

 на разных  этапах изучения географии

Приём

исследовательской деятельности

в курсе 5- 6-го классов

в курсе географии материков и океанов 7-го

 класса

в курсе географии России «Природа и население» 8-го класса

в курсе географии России «Хозяйство и географические районы» 9-го класса

Приём чтения карты

1. Определение местонахождения географических объектов, их  расположения относительно друг друга,

частей света, сторон горизонта.

2. Сравнение размеров изучаемых объектов.

1. Описание географического положения материков и океанов и их частей.

2.Выделение особенностей отдельных природных компонентов и природных объектов.

3. Выявление взаимосвязей между природными компонентами и явлениями в крупных природных комплексах материков и океанов.

1. Оценка географического положения России.

2. Определение закономерностей в распространении

природных компонентов и явлений на территории страны

1. Выделение границ географических  и хозяйственных районов.

2. Сравнение районов по разным

признакам.

3. Объяснение характера связей между особенностями природы, бытом и хозяйственной деятельностью человека.

4. Оценка обеспеченности страны и районов природными ресурсами и возможности их использования  

Приём описания географического положения

1. Описание и сравнение географического положения гор, равнин, морей, рек, озер и т.д.

1. Описание и сравнение географического положения материков и океанов, природных зон, стран и регионов.

1. Сравнение географического положения России с другими странами.

1.  Комплексная оценка экономико-географического положения и политико-географического положения страны и районов.

Прием описания  явления природного или антропогенного  характера

1. Описание  сути явления и его влияния на жизнь человека.

1. Выявление комплекса взаимосвязанных причин возникновения и развития данного явления в природе.

1. Определение значимости природного явления в жизни и деятельности человека.

1. Прогнозирование развития явления под действием природных и антропогенных факторов.

Приём составления характеристики природного или

хозяйственного объекта.

1. Описание некоторых количественных характеристик:

протяженности, высоты, глубины, температуры и т.д.

1. Выявление взаимосвязей между природными компонентами в

пределах описываемого объекта.

1. Выявление зависимости между природными условиями  и

особенностям быта, трудовой деятельности и отдыха людей

1. Прогнозирование изменений природы вследствие влияния

хозяйственной деятельности человека

Прием выявления причинно-следственных связей

1. Выявление связей между несколькими природными компонентами

1. Выявление причинно-следственных связей в формировании и развитии  географической оболочки и крупных  зональных и азональных природных комплексах

1. Применение законов причинно-следственных связей в умении объяснять особенности природы своей страны и малой Родины.

1. Использование знания о причинно-следственных связях при составлении прогнозов возможных изменений в условиях жизни и деятельности человека на территории страны и мира в целом.

Освоение приёма исследовательской деятельности на разных этапах  изучения  рельефа

Изучение рельефа

 В курсе 5 -6-го класса

В курсе географии материков и океанов 7-го класса

 В курсе географии России «Природа и население» 8-го класса

В курсе географии России «Хозяйство и географические районы» 9-го класса

Исследовательская деятельность

Освоения приема чтения  физической карты и выделение отдельных  форм и частей рельефа.

Освоение схемы анализа рельефа по карте. Определение особенностей рельефа. Выявление различий в рельефе и их объяснение. Объяснение особенностей размещения полезных ископаемых.

Определение особенностей поверхности и разнообразия рельефа России. Объяснение расположения равнин и горных систем. Выявления закономерностей в размещении рельефа и полезных ископаемых.

Выявление связи между свойствами рельефа и возможностями освоения территории, условиями жизни и быта людей; размещения хозяйственных объектов и  использования минеральных ресурсов.

Исследовательский

 приём

Прием чтения карты

Анализ физической карты. Сопоставление карт физической и тектонической. Причинная связь форм рельефа с поднятиями и впадинами фундамента.

Анализ карт физической, тектонической и геологической. Анализ и причинная зависимость истории формирования земной коры и современного рельефа.

Анализ и сопоставление карт природы и социально-экономических. Причинно-следственная связь строения земной коры, современного рельефа, раз-мещения минеральных ресурсов и возможностей освоения территории

Результаты   работ могут быть представлены в виде:

презентации; рекламного проспекта;  дневника путешествия;  картограммы; таблицы; схемы; словаря новых слов и понятий; мультимедийная публикация;

       рекламный проспект;

       дневник-путешествие;

       картограмма;

       заочная экскурсия;

       коллекция;

       таблица;

       схема;

       модель;

       серия иллюстраций;

       сочинение-эссе;

       словарь;

       справочник;

       слайд-шоу;

       фотоальбом;

       письменный отчёт;

       свой вариант.


 

C:\Users\1\Desktop\атт\2014-11-14 12.02.37.jpg

C:\Users\1\Desktop\атт\Изображение 047.jpg

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации учащихся при изучении химии

В статье рассмотрены вопросы организации исследовательской и проектной деятельности в рамках внеклассной работы.Приведены примеры выполненных работ учащихся, описана классификация и принципы организац...

Применение метода проектной деятельности как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка на уроке во внеурочной деятельности

В представленном материале описан опыт применения метода проектной деятельности на уроках французской литературы в 8 классе школы с углубленным изучением французского языка по теме " Великие люди (поэ...

Презентация "Организация проектной деятельности как средства повышения мотивации учащихся в изучении географии"

Презентация "Организация проектной деятельности как средства повышения мотивации учащихся в изучении географии"...

Внеурочная деятельность по предмету «Информатика и ИКТ» как средство повышения мотивации к изучению предмета

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в условиях перехода образовательных учреждений на новый Федеральный государственный стандарт она позволяет разнообразить организационные формы работы...

Конкурс письменных работ на английском языке как средство повышения мотивации к изучению предмета

Конкурс письменных работ на английском языке как средство повышения мотивации к изучению предмета...

«Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации к изучению дисциплин».

Цель: повысить мотивацию учащихся к учебному процессу с помощью геймификации.Новизна: использование модели ученика как класс менеджера....