Урок географии в 9 классе по теме « Транспорт России».
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Урок географии в 9 классе по теме
« Транспорт России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi_uroki_gotovoe.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 9 классе по теме
« Транспорт России».
Разработала учитель географии Латынина Т. Н.
МКОУ «Хохольский лицей»
Цели и задачи урока:
-определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения;
-изучить состав транспортного комплекса;
-познакомить учащихся с понятиями «грузооборот» и «пассажирооборот»;
-познакомить учащихся с отдельными видами транспорта, их особенностями, значением, уровнем развития;
-проанализировать географию ведущих видов транспорта России;
-рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом: экономические, социальные, экологические;
-продолжить формирование у ребят умения работать с различными источниками географической информации.
Учебно-наглядный комплекс и оборудование:
-карты России - физическая, экономическая, политико-административная;
-мультимедийное оборудование (проектор, экран, компьютер, мультимедиа-курс по географии для 9-го класса под редакцией В. П. Дронова)
Тип урока: урок изучение нового материала.
Методы:
Словесные: объяснения-иллюстрации; рассказ с элементами беседы.
Наглядные: демонстрация карт, урок по теме из мультимедиа-курса по географии для 9-го класса под редакцией В. П. Дронова
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Мультимедиа-курс по географии для 9-го класса под редакцией В. П. Дронова
(слайд 1). Транспортный комплекс является необходимым условием функционирования хозяйства, жизни населения и вообще существование любого государства, особенно столь протяжённого как Россия.
(слайд 2). Цели и задачи урока.
(слайд 3). Главная продукция транспорта – это перевозки грузов и пассажиров.
Основные задачи транспортной системы:
Обеспечение связей между отдельными отраслями и районами страны;
Своевременное обеспечение потребностей хозяйства и населения в перевозках;
Повышение экономической активности работы транспорта.
Знакомство с понятиями: грузооборот и пассажирооборот. Беседа о транспортном комплексе, его значении и роли в экономике России.
(слайд 4). Далее учитель приводит схему, которую учащиеся записывают в свои тетради, и которая в дальнейшем на уроке будет являться опорой для изучения нового материала (Приложение 2).
(слайд 5). А) Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе России. Этот вид транспорта начал развиваться в России фактически с постройки железной дороги Санкт-Петербург – Москва в 1851 году.
Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе страны. Главная задача – обеспечить надёжную транспортную связь Европейской части страны с её восточными районами. Рассказ учителя о большом значении для России ж/д транспорта и об особенностях географии современной сети железных дорог страны; самостоятельная работа с атласами для нахождения главных ж.д. путей России; беседа о проблемах, возникающих при строительстве железных дорог.
(слайд 6). Б) Автомобильный транспорт – один из самых дорогих по себестоимости перевозок.
Беседа об автомобильном транспорте России, его особенностях, достоинствах и недостатках, существующей схеме автомобильных дорог; сообщения учащихся об истории развития автомобильного транспорта и экологических проблемах, связанных с ним, а также о путях решения этих проблем.
(слайд 7). В) Трубопроводный транспорт
Рассказ учителя о преимуществах и недостатках данного вида транспорта, особенностях его строительства. Понятие «специальные грузы». География и особенности размещения российских нефте- и газопроводов. Обсуждение последствий загрязнения природы вследствие утечки газа или нефти.
(слайд 8). Г) Воздушный транспорт – один из самых дорогих видов транспорта.
Рассказ учителя об авиационном транспорте, его значении, особенностях, уровне развития. Состав: авиационный и космический. Особенности авиационного транспорта: перевозка скоропортящихся грузов и доставка пассажиров на большие расстояния и в труднодоступные районы. Главная проблема – большой возраст эксплуатации самолётов, необходимость обновления парка самолётов, сильный загрязнитель атмосферы.
Космический транспорт: значение и проблемы.
(слайд 9). Д) Водный транспорт (морской и речной)
Рассказ учителя о морском транспорте России, его специализации, особенностях, значении и уровне развития. Самостоятельная работа с атласом для нахождения крупнейших морских портов Северного бассейна (Мурманск, Нарьян-Мар, Тикси, Диксон); Тихоокеанского бассейна (Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Восточный, Ванино, Владивосток, Находка); Балтийского бассейна (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград); Черноморского бассейна (Новороссийск, Туапсе, Сочи, Анапа). (слайд 10). Знакомство учащихся со схемой «Состав морского транспорта», анализ схемы, выводы.
(слайд 11). Проблемы транспортной системы России.
Заключительным этапом урока является постановка проблем, с которыми сталкивается транспортная система России. Учащимся предлагается найти пути решения данных проблем, в случае нехватки времени на уроке данную работу ребята могут выполнить дома и на следующем уроке высказать свои мнения по данным проблемам.
Предлагаемые вопросы для обсуждения:
Зачем нужны железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке?
Где, что и как нужно строить?
Смогут ли платные автодороги решить проблему с качеством автомагистралей?
Почему в России в последние годы увеличилось число иностранных автомобилей?
Почему основную массу российских грузов перевозят иностранные морские суда?
Подумайте, какое сырьё кроме газа и нефти, можно транспортировать трубопроводным транспортом?
Каким образом развитие транспортного комплекса влияет на развитие курортно-туристических зон в России?
(слайд 12). Домашнее задание
Параграф 35, 36 (по уч. В.П. Дронов, В.Я Ром).
Изучить карту в атласе «Транспорт России»
Выполнить задания на контурной карте «Транспорт России»
Найти пути решения поставленных на уроке проблем
III. Подведение итогов урока, рефлексия, выставление отметок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии 8 класс по теме "Волга - главная река России"
Цели: Познакомить со значением Волги в истории России.Показать разнообразие ландшафтов Волжского бассейна.Донесение информации о важности экологического сознания в России.Установить взаимо...
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
Разработка урока по географии 9 класс по теме "Место России в мире"
Урок разработан в технологии деятельностного метода и по программе под редакцией В. П. Максакова, В. Я. Рома, В.П. Дронова, И.В. Душиной "География 6-9 классы", МОсква , "Просвещение", 2005 год. НА ур...
Урок географии 8 класс по теме "Рельеф России"
Приемы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) как средство формирования универсальных учебных действий на уроках географии...
Урок географии 8 класс по теме "Экологическая ситуация в России"
Урок по курсу "Природа России" 8 класс...
Технологическая карта урока географии 10 класс: Характеристика мирового транспорта.
Познакомиться с мировой транспортной системой. Узнать значение транспорта, его роль в мировой экономике....
конспект обобщающего урока географии 8 класс по теме "Население России"
Обобщить знания о населении страны.Проверить уровень усвоения материала.Отработать коммуникативные компетенции....