Урок географии в 9 классе по теме « Транспорт России».
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Урок географии в 9 классе по теме

« Транспорт России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moi_uroki_gotovoe.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 9 классе по теме

« Транспорт России».

Разработала учитель географии Латынина Т. Н.

МКОУ «Хохольский лицей»

Цели и задачи урока:

-определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения;

-изучить состав транспортного комплекса;

 -познакомить учащихся с понятиями «грузооборот» и «пассажирооборот»;

-познакомить учащихся с отдельными видами транспорта, их особенностями, значением, уровнем развития;

-проанализировать географию ведущих видов транспорта России;

-рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом:  экономические, социальные, экологические;

-продолжить формирование у ребят умения работать с различными источниками географической информации.

Учебно-наглядный комплекс и оборудование:

-карты России - физическая, экономическая, политико-административная;

-мультимедийное оборудование (проектор, экран, компьютер, мультимедиа-курс по географии для 9-го класса под редакцией В. П. Дронова)

Тип урока: урок изучение нового материала.

Методы:

Словесные: объяснения-иллюстрации; рассказ с элементами беседы.

Наглядные: демонстрация карт, урок по теме из мультимедиа-курса по географии для 9-го класса под редакцией В. П. Дронова

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

Мультимедиа-курс по географии для 9-го класса под редакцией В. П. Дронова

(слайд 1). Транспортный комплекс является необходимым условием функционирования хозяйства, жизни населения и вообще существование любого государства, особенно столь протяжённого как Россия.

(слайд 2). Цели и задачи урока.

(слайд 3). Главная продукция транспорта – это перевозки грузов и пассажиров.

Основные задачи транспортной системы:

Обеспечение связей между отдельными отраслями и районами страны;

Своевременное обеспечение потребностей хозяйства и населения в перевозках;

Повышение экономической активности работы транспорта.

Знакомство с понятиями: грузооборот и пассажирооборот. Беседа о транспортном комплексе, его значении и роли в экономике России.

(слайд 4). Далее учитель приводит схему, которую учащиеся записывают в свои тетради, и которая в дальнейшем на уроке будет являться опорой для изучения нового материала (Приложение 2).

(слайд 5). А) Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе России. Этот вид транспорта начал развиваться в России фактически с постройки железной дороги Санкт-Петербург – Москва в 1851 году.

Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе страны. Главная задача – обеспечить надёжную транспортную связь Европейской части страны с её восточными районами. Рассказ учителя о большом значении для России ж/д транспорта и об особенностях географии современной сети железных дорог страны; самостоятельная работа с атласами для нахождения главных ж.д. путей России; беседа о проблемах, возникающих при строительстве железных дорог.

(слайд 6). Б) Автомобильный транспорт – один из самых дорогих по себестоимости перевозок.

Беседа об автомобильном транспорте России, его особенностях, достоинствах и недостатках, существующей схеме автомобильных дорог; сообщения учащихся об истории развития автомобильного транспорта и экологических проблемах, связанных с ним, а также о путях решения этих проблем.

(слайд 7). В) Трубопроводный транспорт

Рассказ учителя о преимуществах и недостатках данного вида транспорта, особенностях его строительства. Понятие «специальные грузы». География и особенности размещения российских нефте- и газопроводов. Обсуждение последствий загрязнения природы вследствие утечки газа или нефти.

(слайд 8). Г) Воздушный транспорт – один из самых дорогих видов транспорта.

Рассказ учителя об авиационном транспорте, его значении, особенностях, уровне развития. Состав: авиационный и космический. Особенности авиационного транспорта: перевозка скоропортящихся грузов и доставка пассажиров на большие расстояния и в труднодоступные районы. Главная проблема – большой возраст эксплуатации самолётов, необходимость обновления парка самолётов, сильный загрязнитель атмосферы.

Космический транспорт: значение и проблемы.

(слайд 9). Д) Водный транспорт (морской и речной)

Рассказ учителя о морском транспорте России, его специализации, особенностях, значении и уровне развития. Самостоятельная работа с атласом для нахождения крупнейших морских портов Северного бассейна (Мурманск, Нарьян-Мар, Тикси, Диксон); Тихоокеанского бассейна (Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Восточный, Ванино, Владивосток, Находка); Балтийского бассейна (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград); Черноморского бассейна (Новороссийск, Туапсе, Сочи, Анапа). (слайд 10). Знакомство учащихся со схемой «Состав морского транспорта», анализ схемы, выводы.

(слайд 11). Проблемы транспортной системы России.

Заключительным этапом урока является постановка проблем, с которыми сталкивается транспортная система России. Учащимся предлагается найти пути решения данных проблем, в случае нехватки времени на уроке данную работу ребята могут выполнить дома и на следующем уроке высказать свои мнения по данным проблемам.

Предлагаемые вопросы для обсуждения:

Зачем нужны железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке?

 Где, что и как нужно строить?

 Смогут ли платные автодороги решить проблему с качеством автомагистралей?

 Почему в России в последние годы увеличилось число иностранных автомобилей?

 Почему основную массу российских грузов перевозят иностранные морские суда?

 Подумайте, какое сырьё кроме газа и нефти, можно транспортировать трубопроводным транспортом?

 Каким образом развитие транспортного комплекса влияет на развитие курортно-туристических зон в России?

(слайд 12). Домашнее задание

Параграф 35, 36 (по уч. В.П. Дронов, В.Я Ром).

Изучить карту в атласе «Транспорт России»

Выполнить задания на контурной карте «Транспорт России»

Найти пути решения поставленных на уроке проблем

III. Подведение итогов урока, рефлексия, выставление отметок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 8 класс по теме "Волга - главная река России"

Цели: Познакомить со значением Волги в истории России.Показать разнообразие ландшафтов Волжского бассейна.Донесение информации о важности экологического сознания в  России.Установить взаимо...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Разработка урока по географии 9 класс по теме "Место России в мире"

Урок разработан в технологии деятельностного метода и по программе под редакцией В. П. Максакова, В. Я. Рома, В.П. Дронова, И.В. Душиной "География 6-9 классы", МОсква , "Просвещение", 2005 год. НА ур...

Урок географии 8 класс по теме "Рельеф России"

Приемы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) как средство формирования  универсальных учебных действий на уроках географии...

Технологическая карта урока географии 10 класс: Характеристика мирового транспорта.

Познакомиться с мировой транспортной системой. Узнать значение транспорта, его роль в мировой экономике....

конспект обобщающего урока географии 8 класс по теме "Население России"

Обобщить знания о населении страны.Проверить уровень усвоения материала.Отработать коммуникативные компетенции....