Рабочая программа по крымоведению 9 класс
рабочая программа по краеведению (9 класс) на тему
Рабочая программа по крымоведению 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 713.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Крымоведение» 9 класс составлена в соответствии с основными положениями федерального базисного учебного плана (далее – БУП), примерной программой основного общего образования по крымоведению для 5-9 классов, утвержденной Коллегией МОН Республики Крым.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"
- Постановление гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004 N 1312 «Об утверждении федерального базисного ученого плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
- Федеральный государственный стандарт общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 №1089;
- Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 №1312;
- Федеральный закон от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
- Методические рекомендации КРИППО: Об особенностях преподавания предмета в 2017– 2018 уч. году
Для реализации программы используется учебник Супрычёв А.В. Крымоведение: Социальный и экономико-географический обзор Крыма. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Супрычёв, А.Б. Швец. – Симферополь: «Издательство «Наша школа», 2015. – 128 с.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностным результатом обучения географическому краеведению является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Крымского полуострова:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Республики Крым). Представление о Республике Крым как неотделимой части России, её месте и роли в стране. Понимание неотделимости географического пространства республики от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению;
– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания, нацеленные на:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;
– умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Крымоведение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания:
– осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;
– освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Республики Крым, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:
– понимать роль различных источников краеведческой информации;
– знать особенности природы, населения, хозяйства Крыма;
– формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
– определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
– понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Республики Крым;
– определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;
– оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;
– приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Республики Крым;
– находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Крыма;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;
– определять на карте местоположение объектов;
– работать со статистическими данными;
– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;
– использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;
– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Крыма.
СОДЕРЖАНИЕ
Курс рассчитан на 1 час в неделю, всего 34 часа.
Введение
Республика Крым – субъект административно-территориального устройства Российской Федерации. Общие сведения: административные границы, размеры территории, политическое устройство, геральдика и атрибутика.
Понятия «Экономико-географическое положение» и «Политико-географическое положение» - как категории, изменяющиеся во времени. Особенности и своеобразие ЭГП и ПГП Крыма.
Современное административно-территориальное устройство Республики Крым.
Особенности ЭГП своего района.
Практическая работа №1. Анализ картографического материала, определение положительных и отрицательных черт ЭГП и ПГП Крыма.
Практическая работа №2. Нанесение на контурную карту субъектов административно-территориального устройства Республики Крым.
РАЗДЕЛ I. Природно-ресурсный потенциал
Минеральные ресурсы Крымского полуострова: топливные ресурсы, рудные полезные ископаемые, нерудные полезные ископаемые: сырье для химической промышленности и строительной индустрии. Основные месторождения и районы добычи.
Земельные и водные ресурсы. Рациональное природопользование.
Рекреационные ресурсы.
Практическая работа №3. Нанесение на контурную карту основных месторождений минерального сырья Крымского полуострова.
РАЗДЕЛ II. Население и города Крыма
Население Крыма: динамика численности, основные демографические показатели на рубеже XX – XXI столетий. Естественное движение населения. Механическое движение населения.
Особенности национального и конфессионального состава населения Крыма. «Процветание в единстве!».
Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы.
Система расселения Крыма. Города, их функциональная структура, достопримечательности, музеи и памятные места. Города-побратимы крымских городов.
Практическая работа №4. Работа со статистическим материалом. Построение и анализ секторной диаграммы национального состава населения Крыма.
Практическая работа №5. Составление экскурсионного маршрута по достопримечательным местам одного или нескольких городов Крыма.
РАЗДЕЛ III. Хозяйственно-экологический обзор
История хозяйственного освоения территории Крыма.
Общая характеристика хозяйства Республики Крым. Основные экономические показатели. Отраслевая структура. Ведущие отрасли хозяйства и факторы, влияющие на их формирование и развитие. Основные тенденции модернизации отраслевой и территориальной структуры хозяйства после воссоединения Крыма с РФ.
Характеристика топливно-энергетической базы и основных отраслей промышленности (машиностроение, химическая, легкая, промышленность строительных материалов). Принципы размещения. Крупные предприятия. Экологические проблемы отраслей.
Сельскохозяйственное производство. Специализация растениеводства и животноводства. Территориальные различия в специализации. Пищевая промышленность.
Рекреационное хозяйство. Проблемы и перспективы развития.
Транспортная система, ее модернизация. Транспортные «артерии» Крыма, морские порты, аэропорты.
Социальная инфраструктура, ее современная модернизация.
Крым – крупный научно-образовательный и культурный центр. Выдающиеся ученые, работавшие в Крыму. Крупные научно-исследовательские институты, ВУЗы.
Выдающиеся писатели, поэты, художники и деятели искусств, жившие и творившие в Крыму.
Внутригосударственные и межгосударственные связи Республики Крым.
Практическая работа №6. Анализ и отражение на контурной карте отраслевой и территориальной структуры промышленности Крыма.
Практическая работа №7. Анализ территориальных отличий специализации сельского хозяйства. Работа с контурной картой.
Практическая работа №8. Нанесение основных объектов транспортной системы Крыма.
РАЗДЕЛ IV. Экономико-географическая характеристика своего региона
Площадь, ЭГП города Джанкоя и Джанкойского района. Природные условия и ресурсы района.
Отрасли промышленности Джанкоя и Джанкойского района. Сельское хозяйство района, проблемы, перспективы.
Развитие транспорта в Джанкое и Джанкойском районе. Место района в хозяйстве Крыма.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема | Количество часов |
Введение | 4 |
РАЗДЕЛ I. Природно-ресурсный потенциал | 4 |
1.1 Минеральные ресурсы Крыма. Основные месторождения и районы добычи. Земельные и водные ресурсы. Рациональное использование | 2 |
1.2 Рекреационные ресурсы Крыма. Возможности хозяйственного использования ресурсов Крыма | 2 |
РАЗДЕЛ II. Население и города Крыма | 6 |
2.1 Динамика численности населения Крыма, демографические показатели. Особенности национального и конфессионального состава. Половозрастная структура. Трудовые ресурсы | 3 |
2.2 Система расселения Крыма. Города, их функциональная структура. Города-побратимы крымских городов | 3 |
РАЗДЕЛ III. Хозяйственно-экологический обзор | 15 |
3.1. История хозяйственного освоения территории Крыма. Общая характеристика хозяйства Республики Крым. Характеристика топливно-энергетической базы | 3 |
3.2 Машиностроение Крыма. Химическая промышленность Крыма. Лёгкая и пищевая промышленность Крыма. Промышленность строительных материалов | 5 |
3.3 Сельское хозяйство Крыма. Транспорт. Социальная инфраструктура Крыма. Крупные НИИ и ВУЗы Крыма | 7 |
РАЗДЕЛ IV. Экономико-географическая характеристика своего региона | 5 |
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа по крымоведению 8 класс
Рабочая программа по крымоведению 8 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...

Рабочие программы 1-4 классы. Г.С. Ригина, Л.В. Школяр, В.О.Усачёва. Рабочие программы 5-8 классы. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева.
Рабочие программы 1-8 классы...

Рабочая программа Spotlight, 5 класс (конструктор рабочих программ).
Рабочая программа. Создана с помощью конструктора рабочих программ....