Преподавание географии по программе 8-го вида
статья по географии на тему
В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Повышение качества образования касается и учеников обучающихся по программе 8-го вида. Их обучение ведется по разным предметам, одним из которых является – география.
География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию.
Основные задачи школьного курса географии по программе 8-го вида – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География также дает благодатный материал для патриотического, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_geografii_po_programme_8_vida_doklad.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Ардатовская средняя общеобразовательная школа №1»
2012 год
В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Повышение качества образования касается и учеников обучающихся по программе 8-го вида. Их обучение ведется по разным предметам, одним из которых является – география.
География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию.
Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.
Итак, основные задачи школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География также дает благодатный материал для патриотического, эстетического и экологического воспитания учащихся.
А, для того, чтобы ученикам было интересно на уроках, необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а в результате сознательного применения полученных сведений в процессе решения познавательных задач.
Этого можно достигнуть, сочетая на уроках разные приемы и методы.
Например, одним из приемов этой работы является создание «проблемных ситуаций» и географических задач, которые требуют от учащихся анализа материала и самостоятельного нахождения ответа. На уроках географии могут предлагаться: задачи, требующие проведения вычислительных операций (определение расстояний, масштаба – 6 класс),
Пример задачи для 7 класса.
Площадь океана, по которому отправимся в путешествие, на 87, 27 млн. кв. км меньше площади Тихого океана. Найди площадь океана, по которому отправимся в путешествие. Применяются задачи, связанные с ориентировкой в пространстве.
Например, на земной поверхности существует много различных водоёмов. Отправимся в путешествие и докажем, что почти все пространство занимает вода.
(Будем двигаться влево, начиная с западного полушария).
Выписывают название суши или воды. Названия пишутся в тетради.
На какие две группы можно разделить увиденное и почему?
Опишите увиденные вами участки воды. Что общего в них?
Что мы знаем об океанах?
Чем океаны отличаются от других водоемов?
Решение географических задач и «проблемных ситуаций» способствует активному усвоению курса географии, формирует общеучебные и специальные географические навыки, позволяет использовать полученные знания на практике. Этот вид работы способствует формированию самостоятельности, настойчивости, целеустремленности, способности доводить до конца начатое дело.
Большую роль в формировании познавательной активности играет практическая деятельность учащихся. Известно, что учащиеся сравнительно быстро забывают формулировки правил, выводов и теоретических обобщений, гораздо проще в их памяти удерживаются доказательства, а также обобщения, которые сделаны на основе ярких примеров и фактов и закреплены в процессе практических упражнений. В процессе изучения географического материала используются разнообразные виды практических работ: определение сторон горизонта, ориентирование на местности и на карте, выполнение схематических зарисовок, обозначение изученных объектов на контурных картах.
В обучении школьников большое значение имеет наглядность. Представления об окружающих объектах и явлениях у детей, как правило, нуждаются в уточнении, чему способствует установление прочной связи между образом предмета, его признаками и словесными обозначениями. Лексический материал, имеющийся в активном словаре учащихся специальной (коррекционной) школы, расширяется при непосредственном ознакомлении с предметами и явлениями окружающей действительности.
Использование наглядности призвано повысить восприятие учебного материала, его конкретность, эмоциональность и прочность усвоения знаний. Систематическое привлечение разнообразных наглядных средств на уроках развивает воображение, наблюдательность, память и речь учащихся, поддерживает постоянный интерес к предмету, делает изучение материала доступнее, интереснее, повышает активность школьников на уроке.
Интерес к предмету и предложенным заданиям пробуждается и поддерживается не только внешней формой подачи материала, но также и его содержанием. Включение в урок занимательного материала делает процесс обучения более привлекательным для школьников, развивает любознательность, корригирует мышление, формирует умение сравнивать и сопоставлять. По своему содержанию занимательные задания могут быть самыми разнообразными: занимательные по характеру содержания (вопросы о различных географических явлениях; вопросы на знание географической, политической или зоогеографической карты) и занимательные по характеру построения (кроссворды), наглядная работа.
Например, знаешь ли ты карту?
Ученику дается контур материка, а рядом лежат таблички с названием географического объекта материка. Ученик по очереди берет табличку, и укрепляют её на контуре.
Где такой климат?
На парте данные различных климатических поясов материка, температура января, температура июля, кол-во осадков, преобладающие воздушные массы. Ученики по этим данным должны назвать климатический пояс.
Наряду с традиционными методами и средствами обучения, на уроках географии заложены огромные возможности внедрения в образовательный процесс новых информационных технологий, в первую очередь, компьютерной техники. Компьютерные технологии активизируют самостоятельную, практическую деятельность ученика, в полной мере подтверждая жизненность мудрость: «Расскажи мне – и я забуду, покажи – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь».
Например.
Для того чтобы записать основные характеристики океана, воспользуемся мультимедийной энциклопедией Кирилла и Мефодия. (Учащиеся смотрят, фиксируют в тетрадь, дают основную характеристику океану).
Основные характеристики океана: второй по величине; площадь – 91, 6 млн. км2; ср. глубина – 3600 м; наибольшая глубина – 8742 м.
Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учителю сделать урок более ярким, интересным, увлекающим, создать атмосферу интереса к знаниям.
Описанные методические приемы не исчерпывают всего многообразия средств, которые применяются на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида для формирования интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Актуальные проблемы преподавания географии в аспекте требований к результатам ФГОС" Работу создала Барбашова Наталья Алексеевна учитель географии и экономики МКОУ СОШ № 251 Г. Фокино Приморского края
В презентации рассматриваются требования к результатам обучения ФГОС начальных классов, а в соответствии и та база знаний, с которыми прийдёт ученик изучать географию и какие проблемы могут возникнуть...
Программа педагогического эксперимента в МБОУ средняя общеобразовательная школа №74 г.о. Самара «Новый методический подход в преподавании географии с использованием компьютерных технологий на основе учебно – методических комплектов «Сферы»
Программа педагогического эксперимента в МБОУ средняя общеобразовательная школа №74 г.о. Самара «Новый методический подход в преподавании географии с использованием компьютерных технологий...
Статья на тему "Особенности преподавания географии детям с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной школе 8 вида"
Статья посвящена особенностям работы с детьми с ОВЗ на уроках георгафии....
Формирование разных видов компетентностей учащихся во время преподавания географии.
Однією з головних якостей сучасної особистості повинно стати вміння працювати з інформацією, збирати її, обробляти, використовувати. Такі навички допомагають учням створювати творчі роботи – пре...
«Метапредметный подход в преподавании географии» Программа работы стажировочной площадки
Цель:овладение участниками стажировки навыка использования метапредметного подхода в преподавании географии в соответствии с требованиями ФГОС ступеней общего образования...
Информационные технологии в преподавании географии. Использование ЦОР в преподавании географии.
В настоящее время актуальным для школы является комплекс задач связанных сформированием информационной культуры обучающихся, которым предстоит жить и работать в современном обществе с развитой сетевой...