Мастерская « Экологическая оценка почв»
опыты и эксперименты по географии (8 класс) на тему
Почва – очень сложное природное тело, для характеристики свойств которого используются самые разнообразные виды анализа.
Почва – одно из важнейших богатств, которым располагает человек.
Почва – это и рыхлый поверхностный слой Земли.
Цели работы: исследовать и дать характеристику поверхностным
горизонтам почвы;
определить тип почвы, исследовать ее
гранулометрический состав;
дать экологическую оценку почвы.
Оборудование: лопата, рулетка, линейка, фарфоровая чашечка
для обработки почвы, 10% НСl.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастерская « Экологическая оценка почв»
Провела учитель географии МБОУ АСОШ №1
Сидорова Татьяна Николаевна
Почва – очень сложное природное тело, для характеристики свойств которого используются самые разнообразные виды анализа.
Почва – одно из важнейших богатств, которым располагает человек.
Почва – это и рыхлый поверхностный слой Земли.
Цели работы: исследовать и дать характеристику поверхностным
горизонтам почвы;
определить тип почвы, исследовать ее
гранулометрический состав;
дать экологическую оценку почвы.
Оборудование: лопата, рулетка, линейка, фарфоровая чашечка
для обработки почвы, 10% НСl.
Часть 1. Характеристика поверхностных горизонтов почвы.
Порядок выполнения работы
1.Выкопали шурф глубиной до 50 см, шириной 30-40 см и длиной 60 см.
2.Определили в сделанном шурфе почвенные горизонты и составили их
описание по плану:
- глубина( см);
- окраска;
- сложение: рыхлое, уплотненное, плотное;
- биотический компонент;
- наличие в почве карбонатных пород;
- название горизонта;
- символ горизонта.
3.Определили тип почвы.
Часть 2. Определение гранулометрического ( механического ) состава
почвы.
Порядок выполнения работы
1.Рассмотрели образец почвы в сухом состоянии, растерли его пальцами или
ножом, дали название механического состава почвы ( таблица 1).
2.Образец сухой почвы растерли в ступке и увлажнили водой.
Увлажненный образец скатали в шарик диаметром 1-2 см, шарик раскатали
в шнур толщиной около 3 мм, шнур свернули в кольцо диаметром 2-3 см.
По результатам наблюдений сделали повторное определение
механического состава почвы( таблица 2).
3.Сопоставитли результаты определения в сухом и мокром образце,
нашли средний результат.
4.По результатам определения механического состава почвы сделали
выводы.
Таблица 1
Внешний вид образца | Ощущения при растирании | Название по механическому составу |
1. Сыпучий материал, не скрепленный в комочки | Почти исключительно песок | Песок |
2. Слабые комочки, но есть сыпучий материал | Комочки легко раздавливаются пальцами | Супесь |
3. Вся почва в виде комочков | Комочки разрушаются руками при небольшом усилии | Суглинок легкий |
4. Почва структурная, некоторые комочки чуть угловаты | С трудом и неполностью растирается пальцами | Суглинок средний |
5. Структурные отдельности плотные, угловатые | Растереть в порошок в сухом состоянии можно с помощью ножа, но не пальцами | Суглинок тяжелый |
6. Отдельности очень плотные, угловатые | С трудом растираются ножом до тонкого однородного порошка | Глина |
Таблица 2
Скатывание шарика | Образование шнура | Деформация шнура при сворачивании в кольцо | Механический состав |
1. Шарик не скатывается | Песок | ||
2. Образуется непрочный шарик | Небольшие фрагменты шнура | Супесь | |
3. Образуется шарик | Дает шнур, но при раскатывании он дробится на отдельные кусочки | Суглинок легкий | |
4. Образуется шарик | Дает сплошной шнур | Разламывается на части при сворачивании в кольцо | Суглинок средний |
5. Образуется шарик | Гладкий шнур | Кольцо с трещинами на внешней поверхности | Суглинок тяжелый |
6. Образуется шарик | Гладкий шнур | Кольцо без трещин | Глина |
Отчет выполненной работы по заданиям мастерской
« Экологическая оценка почв».
За время работы были сделаны и исследованы почвенные шурфы в пяти контрольных точках в пределах рабочего поселка Ардатов.
Получены следующие результаты.
Часть 1.
1 – й тип почв
Выделяются два горизонта.
Горизонт А - пахотный, 10 см, коричневого цвета, уплотненный, из
новообразований встречаются корни березы, дикой яблони,
земляники и дождевой червь; отсутствуют карбонатные
породы.
Горизонт АВ- переходный, 50 см , коричневого цвета, уплотненный,
отсутствуют карбонатные породы и новообразования.
2 – й тип почв
Выделяются три горизонта.
Горизонт А - пахотный, 7 см, темно-коричневого цвета, плотный, из
новообразований встречаются корни лютика,
сныть обыкновенный и дождевой червь; отсутствуют
карбонатные породы.
Горизонт АВ- переходный, 21 см, светло-коричневого цвета, однородный,
плотный, отсутствуют карбонатные породы и новообразования
Горизонт В – вмывания, 32 см, светло-коричневый, встречается песок,
уплотненный, отсутствуют карбонатные породы и
новообразования.
3 – й тип почв
Выделяются два горизонта.
Горизонт А – пахотный, 15 см, темно-коричневого цвета, плотный, из
новообразований встречаются корни травянистой
растительности – хвоща, клевера, ромашки, чины,
тысячелистника, василька; отсутствуют карбонатные породы.
Горизонт АВ- переходный, 45 см, светло-коричневого цвета, уплотненный,
отсутствуют карбонатные породы и новообразования.
4 – й тип почв
Выделяются два горизонта.
Горизонт А – пахотный, 16 см, светло-коричневого цвета, рыхлый,
новообразований мало, встречаются только корни осоки,
отсутствуют карбонатные породы.
Горизонт А В- переходный, 44 см, темно-коричневого цвета, рыхлый ,
отсутствуют карбонатные породы и новообразования.
5 – й тип почв
Выделяются три горизонта.
Горизонт А – пахотный, 15 см, темно-коричневого цвета, рыхлый, из
новообразований встречаются корни березы, земляники,
подорожника, ежи сборной; отсутствуют карбонатные
породы.
Горизонт А В- переходный, 12 см, светло-коричневого цвета, уплотненный,
из новообразований встречаются корни березы; отсутствуют
карбонатные породы.
Горизонт В – вмывания, 33 см, светло-коричневого цвета, уплотненный,
из новообразований встречаются корни березы, отсутствуют
карбонатные породы.
Все эти виды почв относятся к типу почв – Серые лесные.
П/тип – Светло серые и темно серые лесные
Часть 2.
1 - й тип почв
1.В сухом состоянии при растирании пальцами образуется сыпучий
материал, не скрепленный в комочки.
2. В увлажненном состоянии шарик не скатывается.
3. По механическому составу – это песок.
2- й тип почв
1.В сухом состоянии при растирании образуются слабые комочки, но есть
сыпучий материал.
2.В увлажненном состоянии образуется непрочный шарик.
3. По механическому составу – это супесь.
3 – й тип почв
1. В сухом состоянии при растирании образуется сыпучий материал, не
скрепленный в комочки.
2.В увлажненном состоянии шарик не скатывается.
3.По механическому составу – это песок.
4 – й тип почв
1.В сухом состоянии вся почва в виде комочков, комочки разрушаются
при небольшом надавливании.
2.В увлажненном состоянии образуется шарик, который можно раскатать
в шнур, но при раскатывании он дробится на отдельные кусочки.
3.По механическому составу – это суглинок легкий.
5 – й тип почв
1.В сухом состоянии при растирании образуются слабые комочки, но есть
сыпучий материал.
2.В увлажненном состоянии образуется непрочный шарик.
3.По механическому составу это супесь.
Вывод: по механическому составу преобладают песчаные почвы и супесь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-513239-1414948447.jpg)
Урок-мастерская "Экологические проблемы в рассказе Е.Носова "Кукла"
Урок, на котором дети учатся думать над насущными вопросами отношения к природе, к собственной жизни, беречь окружающую среду, быть человеком. ...
Презентация «Исследование экологического состояния почв цветочно-декоративного отдела пришкольного участка».
Мы заинтересованны в том, чтобы вокруг нашей школы было чисто и красиво. Пришкольную территорию стараемся содержать в чистоте, выращиваем цветы на клумбах. В последнее время нами замеченно, что цветы ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/27/picture-1051680-1535375022.jpg)
ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОЧВЫ ОКТЯБРЬСКОГО ОКРУГА ГОРОДА ЛИПЕЦКА ПО ОТДЕЛЬНЫМ ИНГРЕДИЕНТАМ
Научная работа учащегося...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/25/picture-350906-1545741330.jpg)
Открытое занятие Экспедиция «Экологический мониторинг почв села Веселое Красногвардейского района»
Цель: Познакомить учащихся с экологическим состоянием почв на территории с. Весёлое Красногвардейского района Белгородской области.Задачи: Знакомство с методикой исследования почв в полевых условиях;Р...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/26/picture-870908-1695736238.jpg)
Тест по теме «Оценка экологического состояния почв»
Тестовый контроль по теме "Оценка экологического состояния почв"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/30/picture-201006-1485732033.jpg)
Анкета для участников педагогической мастерской для оценки стремления к саморазвитию
Анкета позволяет оценить способность педагога к самодиагностике, самоосознание необходимости саморазвития. А также позволяет оценить общее состояние работы по саморазвитию в педагогическом коллективе....
Оценка почв по полевым данным.
Дать оценку почвам по полевым данным....