Рабочая программа по географии 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Григорян Сабина Шамилевна

Рабочая программа составлена с учетом требований современной  школы. Состоит  из  следующих  разделов: пояснительная  записка ,учебно-тематический план, информационно-методическое  обеспечение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_uchebnaya_programma.docx37.6 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

по учебному  предмету  «география»

для обучающихся 7 а,б,в  классов

на 2014-2015 учебный год

                                                                                Составитель

Григорян  Сабина  Шамилевна,                                                                            учитель  географии  и  экологии

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Кому адресована программа

Рабочая программа по географии для  7а,б,в  классов  составлена  на  основе  федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего образования по  географии  «География Земли» (6-7 классы), авторской  программы  под  редакцией  Душиной  И.В., М: «Дрофа», 2009 г., рассчитанной  на  68  часов  в  год (География материков и океанов. Учебник  для  7  класса  общеобразовательных  учрежденийИ.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев. – «Дрофа», 2011 г.).Рабочая программа рассчитана на реализацию за  68  часов  в год, 1 час в неделю.

  1. Соответствие рабочей учебной программы государственным образовательным стандартам

Рабочая программа по географии  для 7а,б,в классов составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2.  Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)Министерст-вом образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательныепрограм- мы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год (приказ МОиН  № 1067 от 19.12.12 г.).

Потребитель  образовательных услуг.

Рабочая программа предназначена для изучения географии в 7а-в классах.  Обучающиеся данных классов  характеризуются  средней мотивацией к учению,  ориентированы  на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний. Однако не все обучающиеся данных  классов способны  достигать  на  уроке  целей, поставленных  учителем.Рабочая  программа построена на основе компетентностного подхода, преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования и  с учетом удовлетворения  запросов  потребителя образовательных услуг, индивидуальных склонностей и способностей учащихся.

  1. Отличительные особенности  образовательного учреждения.

Тип учреждения - Средняя общеобразовательная школа.

Цель работы  на данной ступени обучения:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого учащегося с учетом их индивидуальных особенностей (возрастных, физиологических, психических, индивидуальных и др.), образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в школе максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития ребёнка.

Исходя из модели выпускника основной школы   в 7а-в  классах  необходимо:

-освоить на уровне требований государственной  программы учебный материал по географии

 - приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, овладеть средствами коммуникации;

-   достигнуть показателей развития интеллектуальной сферы, достаточных для организации своей познавательной, оценочной деятельности;

-  овладеть системой общеучебных умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного)

5. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «География» в  7а-в классах  имеет познавательно – практическую направленность   и  направлен на достижение следующих целей:

-Усвоение  знаний  об  основных  географических  понятиях, географических  особенностях  природы, населения  и  хозяйства  материков, об  окружающей  среде, путях  ее  сохранения  и  рационального  использования.

- Раскрытие   закономерностей  землеведческого характера;

- Овладение  умениями  использовать  географическую  карту,  применять  географические  знания  для  объяснения  и  оценки  разнообразных  явлений  и  процессов.

- Развитие  познавательных  интересов,  творческих        способностей  в  процессеизуче-ния   географии  материков  и  океанов,  самостоятельного  приобретения  новых  знаний.

- Воспитание  чувства  взаимопонимания  с  другими  народами, экологической  культуры, бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.

- Формирование  способности  и  готовности  к  использованию  знаний  и  умений  в  повседневной  жизни.

- Раскрытие   закономерностей  землеведческого характера;

  1. Основные составляющие учебно-воспитательного процесса

Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию пространственного и логического мышления и речи учащихся. В структурезаложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны расширить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также знания о земных оболочках, получить знания из области страноведения. Кроме того, учащиеся совершенствуют картографические знания и умения,расширяют свои возможности при работе с картографическим материалом, продолжают  работу с диаграммами, таблицами и графиками, начатую в 6 классе.

Основная форма организации образовательного процесса по географии  в 7 а-в  классах – классно-урочная.

Образовательные технологии, применяемые на уроках географии:

  • Традиционное обучение
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Игровые технологии
  • Проблемное обучение
  • Технология развития критического мышления.
  • Технология исследовательской (по  картам) и научно-исследовательской деятельности
  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении
  • Технология учебного проектирования .
  • Здоровьесберегающие технологии

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование,  урок-практикум,экскурсия.

Методы и приёмы  обучения:

  • -обобщающая беседа по изученному материалу; -индивидуальный устный опрос; -фронтальный опрос;  
  • - выборочная проверка  заданий;
  •  - взаимопроверка;
  • - работа  с  картографическим  материалом  (его описание,  анализ,  сравнение)  
  • - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
  • - составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);

- составление   текстов с  описанием  объектов,  явлений,  регионов  на  основе  различной  информации

Виды деятельности учащихся на уроке:

  • определение характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка
  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
    решение познавательных и практических задач, отражающих связь «природа-общество»;
  • применение полученных знаний для действий в конкретных ситуациях;
  •  умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства
  •  поиск нужной информации и ее  анализ в картографическом  материале
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое
  •  решение задач творческого и поискового характера;
  •  участие в проектной деятельности, владение элементами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза
  • формулирование полученных результатов;
  • использование  компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

• обозначение на контурной карте названных географических объектов,
• определение географического положения объектов (океаны, материки, моря, заливы, полуострова, реки, водохранилища, озера и т.д.

  • составление  характеристики  карт, описание  рельефа, реки, климата по плану,
  • составление  характеристики  стран
  • чтение и анализ  графиков, таблиц, диаграмм

Формы контроля:

  •  - географический  диктант
  • - составление  описания  объекта,  явления,  региона
  • -  выполнение  практических   заданий  по  карте,  по  тексту
  • - тестирование;
  • - нахождение  объектов  на  карте
  • - нанесение  объектов  на  контурную  карту
  • - устный  рассказ;
  • -определение  географического  положения  объекта
  • - анализ  графиков, климатограмм, таблиц, диаграмм
  • - анализ  схем
  • - составление  таблиц   и  графиков
  • - чтение  карт

  1. Ожидаемые образовательные  результаты

Оценивать и прогнозировать:

- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

- изменение климатов Земли;

- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

- основные взаимосвязи природы и человека;

Объяснять:

- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

 - особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

 - особенности расового и этнического состава населения;

- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;

 - основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

 - применять в процессе учебного познания основные географические понятия

Описывать:

- основные источники географической информации;

- географическое положение объектов (по карте);

 - по схемам круговороты вещества и энергий;

 -компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;

- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

Определять (измерять):

-географическую информацию по картам различного содержания;

 - вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

Называть и показывать:

-важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;

- факторы формирования климата;

- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;

- страны мира, их столицы, крупные города;

- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.

  1. Развитие компетентностей

Ключевые компетенции являются составляющей частью личности ученика, его внутреннего мира, а также развивают его способности, в результате чего у него появляются возможности решать в повседневной жизни проблемы.
Ценностно-смысловые компетенции формируют отношение к жизни, правильно расставляют ценностные ориентиры, помогают ученику самоопределиться и научиться принимать решения и брать за них ответственность на себя.
Общекультурные компетенции формируются при изучении этносов, общечеловеческих и национальных культур, семейных и общественных ценностей, традиций и уклада жизни разных народов. Большинство уроков географии помогает сформировать эти компетенции.
Учебно-познавательные компетенции формируются в урочной и внеурочной деятельности ученика, когда он добывает знания из окружающего мира, учится отличать факты от домыслов, пользуется статистической информацией, грамотно организует самостоятельную познавательную работу. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, навыками действий в нестандартных ситуациях.
 Информационные компетенции предполагают владение современными средствами информации и информационными технологиями. На  уроках  географии можно показать возможности информационной базы Интернета, научить вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Коммуникативные компетенции формируются в процессе общения, включают знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Каждый ученик в будущем будет выполнять различные социальные роли, где невозможно обойтись без взаимодействия с окружающими. География — предмет преимущественно устного общения, поэтому предполагается  оперировать фактами, использовать доказательную базу, анализировать, ставить вопросы, делать выводы и умозаключения, защищать свои идеи. Компетенции личностного самосовершенствования формируются, когда ученик осознает, что все, чему он учится, необходимо ему для раскрытия собственных способностей, возможностей, т.е. самосовершенствования.

                                         Учебно-тематический план

п\п

Тематический блок

Количество

 часов

Использова-

ние   ИКТ

Использова-ние

проектной

деятельности

Использова-ниеисследо-вательской

деятельности

Введение

3

2

Главные особенности природы  Земли

11

11

1

9

Материки  и океаны.

44

44

5

40

Взаимодействие  природы  и  общества

3

3

1

1

Основное содержание тематического плана

п\п

Тематический блок

Количество часов

часы

Практические

работы

контроль

Введение.

Что изучают в курсе материков и океанов.

Основные этапы накопления знаний о Земле.

Карты материков и океанов.

3

1

1

Главные особенности природы Земли.

Состав и строение литосферы. Теория

литосферных плит.

Особенности рельефа  Земли.

Климатообразующие факторы. Распределение температуры воздуха у поверхности  Земли.

Распределение осадков, атмосферного давления на Земле.

Климатические пояса Земли.

Воды Мирового Океана. Схемаповерхност-ных течений.

Океан как среда жизни.

Строение и свойства географической оболочки.

Разнообразие природы Земли. Природные зоны.

Земля-планета людей.

11

1

Материки и океаны.

Тихий океан.

Индийский океан.

Атлантический океан

Северный Ледовитый океан

44

10

Африка. Географическое положение. История исследования.

Особенности рельефа Африки

Климат Африки

Внутренние воды.

Природные зоны Африки.

Население Африки.

Страны Северной и Южной Африки.

Страны Западной и Восточной Африки.

Австралия. Географическое положение. История исследования.

Климат , внутренние воды.

Особенности компонентов природы Австралии

Население Австралии.Океания

Южная Америка. Географическоеположе-жение.

Особенности рельефа  материка

Особенности климата ЮжнойАмерики

Внутренние воды.

Природные зоны.

Население. Страны восток материка.

Андийские страны.

Антарктида. История открытия и исследования.

Природа Антарктиды.

Обобщающее повторение по теме «Южные материки».

Географическое положение, рельеф, полезные ископаемые Северной Америки.

Климат СевернойАмерики

Внутренние воды.

Природные зоны материка.

Население и страны. Канада.

США

Географическое положение и исследование Евразии.

Рельеф и полезные ископаемые.

Климат. Внутренние воды.

Природные зоны.

Народы и страны Евразии.

Страны Северной и Западной Европы.

Страны Южной и Восточной Европы

Страны ЮЗ и Центральной Азии.

Китай и Япония.

Страны Южной и ЮВ Азии.

Взаимодействие природы  и  общества.

Закономерности географической оболочки.

Взаимодействие природы и общества .

Изменение природы хозяйственной

деятельности человека.

3

Информационно-методическое обеспечение

УМК

  1. Программа для общеобразовательных школ. География  Земли. 6-7 классы под редакцией И.В. Душиной.  Рекомендовано Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (2009)
  2. Стандарт основного общего образования по географии. 2009 г.
  3. И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев.География материков и океанов. Учебник  для  7 класса  общеобразовательных  учреждений. – «Дрофа», 2011 г.
  4. Атлас  по  географии, - «Дрофа», 2012 г.
  5. Контурные карты, - «Дрофа», 2012 г.

Литература для учителя

Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии.

Журнал «География в школе»

Газета «1 сентября»

Я иду на  географии. История  географических открытий: Книга для учителя.

Литература для обучающихся

  1. Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.
  2. Блон Ж. - Великий час океанов - М.: Мысль, 1980.
  3. Вагнер Б.Б. - По океанам и континентам, Хрестоматия - М.: Московский Лицей,
  4. Емельянов А.С. 300 вопросов по странам и континентам – Ярославль: Академия развития, 1997.
  5. Залогин Б.С - Океаны: Кн. Для учащихся - М.: Просвещение, 1996.
  6. Иванова О.Ю. Величайшие чудеса света. – Смоленск: Русич, 2004.
  7. Пармузин Ю.П. и др. Словарь по физической географии"1994г.
  8. География: Справочные материалы, 6-8 кл., 1994г.
  9. Образовательные диски

1. Образовательная коллекция. География материков и океанов, 7кл

2.Название ресурса: Серия «Уроки Кирилла и Мефодия». «Уроки географии. 7 класс».

3. География. Материки и океаны. Электронное приложение к учебнику. 6 кл.

Адреса сайтов

Planetashol/ru/

“Открытый урок»-фестиваль педагогических идей.

Pedsovet/su

Uchportal/ru

School-collection-edu/

Учитель-учителю

Сайты учителей географии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...