урок по географии 6 класс по теме "Ветер".
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
На уроке используются приемы работы с учащимися - работа по группам. Учащиеся для решения определенных ими задач используют знания, приобретенные ранее и опираются на текст учебника, используют карты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veter.6_kl.doc | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 6 классе
«Ветер .Причина образования и значение ветра»
Учитель МБОУ ООШ № 6 г. Шарыпово Серкова А.С.
Цели и задачи: сформировать понятия “ветер”, “бриз”, “муссон”, причины их образования.
- продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся (их поисковая деятельность);
- формирование познавательной активности, умения решать проблемные ситуации.
- показать значение ветра в природе и жизни человека.
Оборудование:
- физическая карта полушарий,
- старые и новые понятия (проектор)
- рисунки и схемы учебника,
- схема ,фишки, ордена.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие, психологический настрой.
Я приготовила для вас ордена “Умник” и “Умница”. Кто из вас уйдет с ними?
2. Проверка знаний.
Я проведу на вас интеллектуальную атаку. За верные ответы вы получаете жетоны.
- Какую оболочку мы сейчас изучаем? О: Атмосферу.
- Что такое атмосфера? О: Воздушная оболочка Земли.
- Каковы основные свойства воздуха? О: Температура, влажность.
- От чего зависит температура воздуха? О: От нагревания земной поверхности
- Каким прибором измеряют температуру воздуха? О: термометром.
- Что такое атмосферное давление, от чего оно зависит? О:
- В каких единицах измеряется атмосферное давление? О: мм.рт.ст.
- Какое атмосферное давление считается нормальным? О: 760мм.рт.ст.
- Как изменяется атмосферное давление с высотой? О: (10,5м. – 1мм.рт.ст.)
- Каким прибором измеряют атмосферное давление? О: барометром.
- Какой воздух более лёгкий: тёплый или холодный? О: тёплый.
-Как изменяется давление с высотой? О: на каждые 10 метров падает на 1 мм
Поощрение активных учащихся жетонами.
3. Изучение нового материала.
Перед вами опорные понятия на доске (воздух, атмосфера, атмосферное давление, температура воздуха). Они помогут нам сегодня на уроке.
Учитель. А теперь, послушайте меня, пожалуйста!
В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Они медленно опускались на землю и люди узнавали из листовок правду. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить там самолёт, но безуспешно. Самолёта не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик по имени Саша, очень захотел помочь партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что он придумал, как можно распространять листовки. Партизаны дали добро! И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы. А она имела высоту 30 метров.
(демонстрация схемы).
-. Если у поверхности Земли давление воздуха 760 мм. рт. ст. (нормальное), то на верхнем конце трубы сколько? О:757 мм. рт. ст.
- И что же вы видите? Где воздух испытывал большее давление? О: внизу, а наверху – меньше.
- А теперь подумайте и продолжите мой рассказ дальше (что происходило с воздухом в трубе?).
О: Воздух устремляется снизу вверх и уносит с собой листовки. Возникло движение воздуха.
- А как это движение воздуха можно назвать? Почему же листовки летали? Кто их распространял по воздуху?
– отгадайте загадку: «Хоть бескрылый, а летает, безголосый, а свистит, хоть безрукий, но бывает груши с веток обрывает, сосны с корнем вырывает. Так порою он сердит. Только что он был везде – миг – и нет его нигде.» О:. Ветер.
- Вот мы и подошли к теме нашего урока: “Ветер. Причины его образования. Значение ветра.”
Какую задачу мы сегодня должны решить?
О: Узнать, что такое ветер, выявить причины образования ветра на Земле и его значении для жизни на Земле.
- Итак, из примера с трубой мы выяснили, что самое главное условие движения воздуха – это разница в атмосферном давлении. Теперь вам понятно, почему заводские трубы делают очень высокими?
О: Да, нужна тяга! Она возникает из – за разницы в давлении у земли и на большой высоте. Кроме того, ветер выносит вредные загрязняющие вещества и разносит их на большие расстояния, чтобы не загрязнять воздух в одном месте (так решается экологическая проблема).
Вопрос. Что же такое ветер, дайте его определение (найдите его в учебнике: §, стр.).
(Демонстрация определения через проектор). Дети записывают в тетрадь определение.
- Ребята, значит воздух движется не только вертикально, но и горизонтально. Вспомните опыт из 5 класса со свечой у двери.
- Почему пламя свечи отклонялось то в комнату, то в коридор?
О: Воздух тёплый выходит в верхней части двери, а холодный движется внизу двери.
- Над земной поверхностью происходит тоже движение воздуха (ветер) .Почему?
О: Существует разница в атмосферном давлении.
- А почему?
О: По-разному нагревается поверхность и воздух над ней.
- А почему?
О: Из-за различного угла падения солнечных лучей, из-за различной высоты Солнца.
- А почему различная высота Солнца?
О: Из-за шарообразности Земли.
- А сейчас давайте представим эту закономерность в виде схемы связей между причинами образования ветра.
Прикрепляются звенья схемы на доску(шарообразность Земли, угол падения солнечных лучей, неравномерный нагрев ). Различные звенья можно поменять местами. Тогда детям ставится задача: установить правильную последовательность звеньев цепи.
Затем дети переносят эту схему в тетрадь.
Физминутка.
4. Закрепление знаний (групповая работа).
Задание. Каждой группе предлагается инструктивная карта с алгоритмом, т.е. порядком выполнения действий, лист бумаги на котором вы отразите сведения, добытые самостоятельно по алгоритму . Вы должны будете:
- Рассказать о своих ощущениях.
- Определить, как меняется направление ветра в течении суток и по сезонам года. Как этот ветер будет называться?
I группа. Я предлагаю вам представить себя летним жарким днем на берегу моря.
Алгоритм для I группы.
- Познакомиться с текстом §39, на стр.116, рассмотреть рис.73. Представьте, что вы днем находитесь на берегу моря, каково будет движение воздуха?
- На листе показать направление ветра стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).
- Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем днем? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему? в) Как вы ощущаете это движение воздуха?
II группа. А вы представьте себя ночью на берегу моря.
Алгоритм для II группы аналогичен алгоритму 1 группы.
III группа. А у вас задание посложнее! Вы должны представить себя на берегу Тихого океана летом и зимой.
Алгоритм для III группы.
- Познакомиться с текстом §, на стр., рассмотреть рисунок. Представьте, что вы летом и зимой находитесь на берегу Тихого океана. Как будет изменяться движение ветра по сезонам: зимой и летом?
- На листе показать движение ветра летом и зимой стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).
- Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем по сезонам: летом и зимой? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему по сезонам года? в) Как вы ощущаете это движение воздуха, какие будут последствия?
.
-Время закончилось.
Выходят представители групп и рассказывают о своем ветре по-своей схеме. К новым понятиям добавляются понятия “дневной и ночной бриз”, “летний муссон”, “зимний муссон”. Работа со стрелками-муссонами у карты, дети магнитами их правильно прикрепляют.
Направление, скорость и сила ветра.
-Ветер характеризуется тремя показателями: направление, скорость и сила ветра. Как определить направление ветра? (флюгером, по направлению дыма и т.д.)(демонстрация флюгера).
- Скорость ветра определяют с помощью флюгарки (в м/с, или км/ч.) и анемометра.
- От чего будет зависеть сила и скорость ветра?
О: От разности давления (чем больше разница, тем сильнее ветер).
(по шкале британца Бофорта – 1805г. – 12бальная. В 1874г.-была принята Международным метеорологическим комитетом)Знакомлю со шкалой.
-Самое ветряное место на Земле – в Антарктиде. На большой высоте скорость ветра постоянная – 20 – 25м/с.
Значение ветра.
- Какое значение имеет ветер в природе и для жизни людей на Земле?
О: 1) переносит облака
2) очищает воздух
3) вырабатывает электроэнергию
4) переносит семена растений, опыляет их
5) формирует рельеф
6) осуществляет движение парусных судов.
- Какой вред приносит ураганный ветер?
5. Проверка усвоения знаний.
-Вызываю к доске ученика и прошу прикрепить стрелку от одного давления воздуха к другому (над Карским морем 762 мм. рт. ст., а над Красным 758 мм. рт. ст.). Объясняет причину образования ветра, дает его определение.
-Программированный диктант (письменный опрос выполняют на листочках,).
На экране демонстрируются понятия:
- Атмосфера
- Тропосфера
- Ветер
- Атмосферное давление
- Бриз
- Барометр
- Муссон
- Амплитуда
- Термометр
- Стратосфера
Последовательность диктовки:
- Ветер, дующий днем с моря на сушу, ночью с суши на море.
- Слой атмосферы, расположенный над тропосферой, простирающийся до 40-50 км.
- Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления к местам низкого давления.
- Прибор для определения атмосферного давления.
- Прибор для определения температуры воздуха.
- Воздушная оболочка Земного шара, вращающаяся вместе с Землей.
- Разность между наибольшим и наименьшим значением температуры воздуха в течение суток, месяца или года.
- Нижний слой воздушной оболочки Земли.
- Сила, с которой воздух давит на поверхность.
- Ветер, дующий зимой с суши на море, летом с моря на сушу.
6. Итог урока
Дети за активность получают жетоны.
Выбираются самые активные ребята. Им вручаются ордена “Умник” и “Умница”.
Сообщаются оценки за урок
7. Домашнее задание: §…. учить, выучить о ветре, найти пословицы и поговорки стихи и песни, о ветре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вводный урок курса географии в 11 классе "Глобальная география"
В 11 классе мной ведется курс географии под названием "Глобальная география" . Предлагается презентация вводного урока. В данной работе рассматриваются следующие вопросы: понятие "глобалистика"; задач...
Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"
В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....
Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"
Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....
Урок по географии 5 класс, "География- наука о Земле"
Урок по географии 5 класс, "География- наука о Земле"...
Интегрированный урок по географии, истории и искусству на тему "Население Южной Америки. За страницами учебника географии", 7 класс
Большой красочный урок для учащихся 7-х классов. Снабжен авторской презентацией. Содержит шуточные вопросы. Спроектирован для повышения мотивации учащихся к изучению предмета....
Презентация к открытому уроку по географии "Движение воды в океане" для 6 класса к учебнику "География. Начальный курс", авторов: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина.
Презентация к открытому уроку по географии "Движение воды в океане" для 6 класса к учебнику "География. Начальный курс", авторов: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина. Данная презентация соот...