урок по географии 6 класс по теме "Ветер".
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

На уроке используются приемы работы с учащимися - работа по группам. Учащиеся для решения определенных ими задач используют знания, приобретенные ранее и опираются на текст учебника, используют карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veter.6_kl.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                        Урок географии в 6 классе

                                      «Ветер .Причина образования и значение ветра»

                               Учитель МБОУ ООШ № 6 г. Шарыпово Серкова А.С.

Цели и задачи: сформировать понятия “ветер”, “бриз”, “муссон”, причины их образования.

  • продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся (их поисковая деятельность);
  • формирование познавательной активности, умения решать проблемные ситуации.
  • показать значение ветра в природе и жизни человека.

Оборудование: 

  • физическая карта полушарий,
  • старые и новые понятия (проектор)
  • рисунки и схемы учебника,
  • схема ,фишки, ордена.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие, психологический настрой.

Я приготовила для вас ордена “Умник” и “Умница”. Кто из вас уйдет с ними?

2. Проверка знаний.

Я проведу на вас интеллектуальную атаку. За верные ответы вы получаете жетоны.

- Какую оболочку мы сейчас изучаем?                            О: Атмосферу.

- Что такое атмосфера?                                                      О: Воздушная оболочка Земли.

- Каковы основные свойства воздуха?                             О: Температура, влажность.

- От чего зависит температура воздуха?                           О: От нагревания земной поверхности

- Каким прибором измеряют температуру воздуха?        О: термометром.

- Что такое атмосферное давление, от чего оно зависит? О:

- В каких единицах измеряется атмосферное давление?  О: мм.рт.ст.

- Какое атмосферное давление считается нормальным?  О: 760мм.рт.ст.

- Как изменяется атмосферное давление с высотой?        О: (10,5м. – 1мм.рт.ст.)

- Каким прибором измеряют атмосферное давление?       О: барометром.

- Какой воздух более лёгкий: тёплый или холодный?      О: тёплый.

-Как изменяется давление с высотой?                                О: на каждые 10 метров падает на 1 мм

Поощрение активных учащихся жетонами.

3. Изучение нового материала.

  Перед вами опорные понятия на доске (воздух, атмосфера, атмосферное давление, температура воздуха). Они помогут нам сегодня на уроке.

Учитель. А теперь, послушайте меня, пожалуйста!

В годы Великой Отечественной войны над городом,  временно оккупированном фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Они медленно опускались на землю и люди узнавали из листовок правду. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить там самолёт, но безуспешно. Самолёта не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик по имени Саша, очень захотел помочь партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что он придумал, как можно распространять листовки. Партизаны дали добро! И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы. А она имела высоту 30 метров.

(демонстрация схемы). 

-. Если у поверхности Земли давление воздуха 760 мм. рт. ст. (нормальное), то на верхнем конце трубы сколько?           О:757 мм. рт. ст.

- И что же вы видите? Где воздух испытывал большее давление? О: внизу, а наверху – меньше.

- А теперь подумайте и продолжите мой рассказ дальше (что происходило с воздухом в трубе?).

О: Воздух устремляется снизу вверх и уносит с собой листовки. Возникло движение воздуха.

- А как это движение воздуха можно назвать? Почему же листовки летали? Кто их распространял по воздуху?

 – отгадайте загадку: «Хоть бескрылый, а летает, безголосый, а свистит, хоть безрукий, но бывает груши с веток обрывает, сосны с корнем вырывает. Так порою он сердит. Только что он был везде – миг – и нет его нигде.»           О:. Ветер.                                                                

- Вот мы и подошли к теме нашего урока: “Ветер. Причины его образования. Значение ветра.”

 Какую задачу мы сегодня должны решить?

 О: Узнать, что такое ветер, выявить причины образования ветра на Земле и его значении для жизни на Земле.

- Итак, из примера  с трубой мы выяснили, что самое главное условие движения воздуха – это разница в атмосферном давлении. Теперь вам понятно, почему заводские трубы делают очень высокими?

О: Да, нужна тяга! Она возникает из – за разницы в давлении у земли и на большой высоте. Кроме того, ветер выносит вредные загрязняющие вещества и разносит их на большие расстояния, чтобы не загрязнять воздух в одном месте (так решается экологическая проблема).

Вопрос. Что же такое ветер, дайте его определение (найдите его в учебнике: §, стр.).

(Демонстрация определения через проектор). Дети записывают в тетрадь определение.

- Ребята, значит воздух движется не только вертикально, но и горизонтально. Вспомните опыт из 5 класса со свечой у двери.

- Почему пламя свечи отклонялось то в комнату, то в коридор?

О: Воздух тёплый выходит в верхней части двери, а холодный движется внизу двери.    

- Над земной поверхностью происходит тоже движение воздуха (ветер) .Почему?

О: Существует разница в атмосферном давлении.

- А почему?

О: По-разному нагревается поверхность и воздух над ней.

- А почему?

О: Из-за различного угла падения солнечных лучей, из-за различной высоты Солнца.

- А почему различная высота Солнца?

О: Из-за шарообразности Земли.

- А сейчас давайте представим эту закономерность в виде схемы связей между причинами образования ветра.

Прикрепляются звенья схемы на доску(шарообразность Земли, угол падения солнечных лучей, неравномерный нагрев ). Различные звенья можно поменять местами. Тогда детям ставится задача: установить правильную последовательность звеньев цепи.

Затем дети переносят эту схему в тетрадь.

Физминутка.

4. Закрепление знаний (групповая работа).

Задание. Каждой группе предлагается инструктивная карта с алгоритмом, т.е. порядком выполнения действий, лист бумаги на котором вы отразите сведения, добытые самостоятельно по алгоритму . Вы должны будете:

  1. Рассказать о своих ощущениях.
  2. Определить, как меняется направление ветра в течении суток и по сезонам года. Как этот ветер будет называться?

I группа. Я предлагаю вам представить себя летним жарким днем на берегу моря.

Алгоритм для I группы.

  1. Познакомиться с текстом §39, на стр.116, рассмотреть рис.73. Представьте, что вы днем находитесь на берегу моря, каково будет движение воздуха?
  2. На листе показать направление ветра стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).
  3. Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем днем? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему? в) Как вы ощущаете это движение воздуха?

II группа. А вы представьте себя ночью на берегу моря.

Алгоритм для  II группы аналогичен алгоритму 1 группы.

III группа. А у вас задание посложнее! Вы должны представить себя на берегу Тихого океана летом и зимой.

Алгоритм для III группы.

  1. Познакомиться с текстом §, на стр., рассмотреть рисунок. Представьте, что вы летом и зимой находитесь на берегу Тихого океана. Как будет изменяться движение ветра по сезонам: зимой и летом?
  2. На листе показать движение ветра летом и зимой стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).
  3. Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем по сезонам: летом и зимой? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему по сезонам года? в) Как вы ощущаете это движение воздуха, какие будут последствия?

.

-Время закончилось.

 Выходят представители групп и рассказывают о своем ветре по-своей схеме. К новым понятиям добавляются понятия “дневной и ночной бриз”, “летний муссон”, “зимний муссон”. Работа со стрелками-муссонами у карты, дети магнитами их правильно прикрепляют.

Направление, скорость и сила ветра.

-Ветер характеризуется тремя показателями: направление, скорость и сила ветра. Как определить направление ветра? (флюгером, по направлению дыма и т.д.)(демонстрация флюгера).

- Скорость ветра определяют с помощью флюгарки (в м/с, или км/ч.) и анемометра.

- От чего будет зависеть сила и скорость ветра?

О: От разности давления (чем больше разница, тем сильнее ветер).

(по шкале британца Бофорта – 1805г. – 12бальная. В 1874г.-была принята Международным метеорологическим комитетом)Знакомлю со шкалой.

-Самое ветряное место на Земле – в Антарктиде. На большой высоте скорость ветра постоянная – 20 – 25м/с.

Значение ветра.

- Какое значение имеет ветер в природе и для жизни людей на Земле?

О: 1) переносит облака

     2) очищает воздух

    3) вырабатывает электроэнергию

    4) переносит семена растений, опыляет их

    5) формирует рельеф

    6) осуществляет движение парусных судов.

- Какой вред приносит ураганный ветер?

5. Проверка усвоения знаний.

-Вызываю к доске ученика и прошу прикрепить стрелку от одного давления воздуха к другому (над Карским морем 762 мм. рт. ст., а над Красным 758 мм. рт. ст.). Объясняет причину образования ветра, дает его определение.

-Программированный диктант (письменный опрос выполняют на листочках,).

 На экране демонстрируются понятия:

  1. Атмосфера
  2. Тропосфера
  3. Ветер
  4. Атмосферное давление
  5. Бриз
  6. Барометр
  7. Муссон
  8. Амплитуда
  9. Термометр
  10. Стратосфера

Последовательность диктовки: 

  1. Ветер, дующий днем с моря на сушу, ночью с суши на море.
  2. Слой атмосферы, расположенный над тропосферой, простирающийся до 40-50 км.
  3. Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления к местам низкого давления.
  4. Прибор для определения атмосферного давления.
  5. Прибор для определения температуры воздуха.
  6. Воздушная оболочка Земного шара, вращающаяся вместе с Землей.
  7. Разность между наибольшим и наименьшим значением температуры воздуха в течение суток, месяца или года.
  8. Нижний слой воздушной оболочки Земли.
  9. Сила, с которой воздух давит на поверхность.
  10. Ветер, дующий зимой с суши на море, летом с моря на сушу.

6. Итог урока 

Дети за активность получают жетоны.

 Выбираются самые активные ребята. Им вручаются ордена “Умник” и “Умница”.

 Сообщаются оценки за урок

7. Домашнее задание: §…. учить, выучить о ветре, найти пословицы и поговорки стихи и песни, о ветре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок курса географии в 11 классе "Глобальная география"

В 11 классе мной ведется курс географии под названием "Глобальная география" . Предлагается презентация вводного урока. В данной работе рассматриваются следующие вопросы: понятие "глобалистика"; задач...

Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"

В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....

Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"

Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....

Урок по географии 5 класс, "География- наука о Земле"

Урок по географии 5 класс, "География- наука о Земле"...

Интегрированный урок по географии, истории и искусству на тему "Население Южной Америки. За страницами учебника географии", 7 класс

Большой красочный урок для учащихся 7-х классов. Снабжен авторской презентацией. Содержит шуточные вопросы. Спроектирован для повышения мотивации учащихся к изучению предмета....

Презентация к открытому уроку по географии "Движение воды в океане" для 6 класса к учебнику "География. Начальный курс", авторов: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина.

Презентация к открытому уроку по географии "Движение воды в океане" для 6 класса к учебнику "География. Начальный курс", авторов: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина. Данная презентация  соот...