Учебный проект по географии «Защитники леса»
проект по географии (6 класс) на тему

Михайлова Ирина Витальевна

 

Исследовательский проект «Защитники леса».

Цель: исследование лесной природной зоны Земли через формирование у детей ответственного отношения и сохранение ближайшего к школе лесного массива.

Задачи:

  1. Рассмотреть на практике природную зону смешанных лесов.
  2. Провести экскурсию в ближайший к школе лес. Подвести учащихся к мысли о необходимости охраны лесных массивов; вызвать желание активно проявлять заботу по сохранению и улучшению ближайшего к школе леса.
  3. Провести анкетирование учащихся школы и жителей села, учить обрабатывать данные, делать выводы.
  4. Разработать меры по спасению лесного массива; способствовать воспитанию любви к природе родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zashchitniki_lesa.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Защитники леса».

Вид проекта:

Исследовательский; межпредметный проект;

Описание проекта:

Творческое название: «Защитники леса».

Цель: исследование лесной природной зоны Земли через формирование у детей ответственного отношения и сохранение ближайшего к школе лесного массива.

Задачи:

  1. Рассмотреть на практике природную зону смешанных лесов.
  2. Провести экскурсию в ближайший к школе лес. Подвести учащихся к мысли о необходимости охраны лесных массивов; вызвать желание активно проявлять заботу по сохранению и улучшению ближайшего к школе леса.
  3. Провести анкетирование учащихся школы и жителей села, учить обрабатывать данные, делать выводы.
  4. Разработать меры по спасению лесного массива; способствовать воспитанию любви к природе родного края.

Краткое содержание проекта: Проект проводится с целью более эффективного изучения и усвоения темы «Природные зоны Земли» «Смешанные леса». Учащиеся проводят исследования лесного массива своей местности, для получения, подтверждения и закрепления полученных знаний. Проводятся 5 занятий во внеурочное время из них 2 экскурсии. На экскурсиях учащиеся выявляют особенности леса своей местности, ведут наблюдения, фото-, видеосъемку. Проводят мероприятия природоохранного характера.

Предмет: география, экология, биология

Класс: 6

Продолжительность проекта – 5 внеурочных занятий

Планируемые образовательные результаты:

После завершения проекта учащиеся смогут:

-  различать особенности лесной зоны и типичных представителей растительного и животного мира;

- оценивать возможности хозяйственного использования и экологическое состояние леса;

- выработают навыки экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

- распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

 Результаты деятельности по проекту могут быть представлены:

  1. Составление диаграмм и графиков
  2. Наблюдения в виде описаний, фото-и видеосъемки.
  3. Выводы в виде презентаций.
  4. Разработка предупреждающих знаков о правилах поведения в лесу

План реализации проекта

Этапы

Содержание работы

Ответственный

Сроки

1 этап
информационно-подготовительный

Подготовка необходимых печатных материалов

Подготовить необходимые книги, электронные материалы, ссылки на Интернет-ресурсы, сделать закладки для необходимых Интернет-ресурсов

Обсудить необходимое оборудование, определить, как ученики собирают и где хранят результаты работы и способы проверки

Определить в расписании время для консультаций и занятие для завершения работы над проектом.

Руководитель проекта

Руководитель проекта, библиотекарь

Руководитель проекта, ученики

Руководитель проекта, ученики

До начала проведения проекта

До начала проведения проекта

2 этап
основной
(практический)

Провести фронтальную беседу и анкетирование в ходе демонстрации вводной презентации учителя; создать группы, запланировать работу над проектом в группах, познакомить с листом оценивания.

Руководитель проекта

1 занятие

Провести экскурсии с целью проведения исследовательских практических работ.

Сфотографировать работу учеников

Провести анкетирование школьников и жителей села по экологическим проблемам леса

Провести анализ собранного материала и инструктирование по дальнейшим действиям учащихся

Создание презентаций, публикаций

Заполнить лист с вопросами для самоконтроля

Обсудить с учащимися формы представления полученных результатов

Оценить проделанную работу

Руководитель проекта, учитель биологии

Ответственный за фото и видео съемку

Руководитель проекта, ученики

 Руководитель проекта, ученики

Руководитель проекта, ученики

Ученики

Руководитель проекта, ученики

Руководитель проекта, ученики

2 и 3 занятие

Во время проведения проекта

4 занятие

После проведения исследования

После

представления

результатов

3 этап
Заключительный

Разработка результатов по реализации проекта.

Представить презентацию проекта

Разместить информацию о проекте и его результатах на страницах школьного сайта

Организация природоохранных мероприятий

Руководитель проекта

Руководитель проекта, ученики

Ученики

Руководитель проекта, ученики

5 занятие

По завершении проекта

В ходе проекта и на летних каникулах

Рефлексивно-оценочные материалы

Перед началом проекта

В ходе работы над проектом

После завершения

 проекта

Определение ключевых понятий темы, актуализация знаний по теме и определение вопросов, которые необходимо изучить, чтобы ответить на основополагающий вопрос и проблемные вопросы, разделение на группы.

Ученические презентации.

Обсуждение промежуточных результатов деятельности

Оценка составленных таблиц и выводов (дидактические материалы)

Индивидуальные и групповые консультации.

Самооценка и взаимооценка по критериям.

Презентация результатов работы на открытом занятии с самооценкой оценкой руководителя проекта

Критерии оценивания проектов учащихся

Критерии оценки проекта

Содержание критерия оценки

Кол-во баллов

Актуальность поставленной проблемы

Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане?

От 0 до 1

Насколько работа является новой?

От 0 до 1 

Верно ли определил автор актуальность работы?

От 0 до 1

Верно ли определены цели, задачи работы?

От 0 до 2

Теоретическая и \ или практическая ценность

Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике.

От 0 до 2

Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость

От 0 до 1

Методы исследования

Целесообразность применяемых методов

1

Соблюдение технологии использования методов

1

Качество содержания проектной работы

Выводы работы соответствуют поставленным целям

2

Оригинальность проекта

2

Есть ли исследовательский аспект в работе

2

Есть ли у работы перспектива развития

1

Качество продукта проекта (презентации)

Интересная форма представления

От 0 до 2

Логичность, последовательность слайдов, фотографий и т.д.

От 0 до 2

Форма материала соответствует задумке

1

Текст легко воспринимается

1

Отсутствие грамматических ошибок

1

Компетентность участника при защите работы

Четкие представления о целях работы, о направлениях ее развития

От 0 до 2

Докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе

От 0 до 2

Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы.

От 0 до 2

  ИТОГО

Описание организации занятий для каждого этапа проектного цикла.

 1 занятие.

Цель: знакомство с проблемой проекта и возможностями ее решения.

Задачи:

  1. Закрепить знания особенностей природной зоны смешанных лесов, показать взаимосвязь компонентов природы различных региональных комплексов, связь природы и быта, хозяйственной деятельности населения.
  2. Выявить способности, желание учащихся для формирования проектных групп, распределения обязанностей.
  3. Разработать общий и индивидуальные планы работы.
  4. Разработать процедуру и критерии оценивания участия и представления проекта.

Оборудование: презентация, листы анкет, рекомендации.

 

Ход занятия:

  1. Просмотр презентации «Смешанные леса России».
  2. Знакомство с темой проекта.
  3. Определение цели, формулирование задач.
  4. Анкетирование с целью определения способностей и предпочтений учащихся.
  5. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.

6. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график консультаций и т.д.).

7. Знакомство с критериями оценки проекта и формами его представления.

2 и 3 занятие.

Экскурсии в лес.

Цель: выявить особенности лесной зоны

Оборудование: планшет, листы наблюдений, карандаши, лопатка, пробирки для образцов почвы.

Ход занятия:

1. Вводная инструкция по технике безопасности, выполняемой работе.

2. Распределение работы в группах

1 группа

  1. Описание внешнего облика зоны леса
  2. Разработка предупреждающих знаков о правилах поведения в лесу
  3. Фото-, видеосъемка

2 группа

  1. Описание растительности
  2. Использование человеком растительного мира смешанных лесов
  3. Фото-, видеосъемка.

3 группа

  1. Описание животного мира
  2. Разработка мер сохранения животных в лесу
  3. Фото-, видеосъемка.

4 группа

  1. Определение состава почвы
  2. Установление связи природы и быта, хозяйственной деятельности населения.
  3. Фото-, видеосъемка

4 занятие

  Обработка полученных исследований, информации. Подготовка к презентации.

Цель: обработка и оформление полученных данных во время экскурсии, во внеурочной деятельности.

Оборудование: компьютеры, проектор, фото и видео материалы

Ход занятия:

  1. Работа в группах по созданию презентации по данным исследований.
  2. Создание плана мероприятий по сохранению лесного массива (предупреждающие знаки, буклеты, памятки для учеников)  

5 занятие. Защита проекта

Цель: подведение итогов проекта.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, оценочные листы.

Ход занятия:

1. Публичная защита проекта.

2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

3. Распространение памяток, буклетов.

      В ходе работы по данному модулю мною был значительно повышен профессиональный уровень.  Изучена структура проектной деятельности, особенности ее организации, требования к выполнению индивидуального итогового проекта в условиях реализации ФГОС ООО.  Научилась разрабатывать различные по форме учебные проекты, рефлексивно-оценочные материалы.

Дальнейшая работа будет заключаться в применении теоретических знаний на уроках и во внеурочной деятельности, для организации и проведения внеклассных занятий, практических и исследовательских работ со школьниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект по географии "Влияние погоды на самочувствие людей"

В ходе данного проекта учащиеся провели наблюдение за изменениями погоды и провели опрос окружающих, затем обобщили полученные данные и сделали вывод....

Учебный проект по географии "Сохраним свой лес"

В данной работе определены цели, задачи, дано обоснование темы, примерное содержание проекта, мероприятия....

учебный проект по географии "Северный шелк России - синий лен Твери"

Проект "Северный шелк России - синий лен Твери"дает возможность освоитьосновные группы знаний и соответствующие с ними приемы проектной деятельности. система знаний включает в себя экономико-географич...

Перечень тем межпредметных учебных проектов по географии для учащихся 10-11 классов

Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе "Реализация ФГОС основного общего и среднего ( полного ) общего образования по географии". Представлен перечень тем межпредметных у...

Опыт проведения дистанционного сетевого учебного проекта по географии в социальной сети ВКОНТАКТЕ

Создание и проведение учебного проекта по теме "Африка" для учащихся 7 класса на базе соц. сети "ВКонтакте"...

Учебный проект по географии "Культура народов России-единство или многообразие?"

http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0_%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0...

Рецензия на учебный проект по географии и ОБЖ "Торнадо"

Рецензия Украйченко А.А. на учебный проект по географии и ОБЖ "Торнадо"...