учебный проект по географии "Северный шелк России - синий лен Твери"
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Проект "Северный шелк России - синий лен Твери"дает возможность освоитьосновные группы знаний и соответствующие с ними приемы проектной деятельности. система знаний включает в себя экономико-географические понятия и представления об отраслях специализации, территориальном разделении труда, знания об экономических связях и закономерностях и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Учебный   проект по географии для учащихся 9 класса

             Тема: Северный шелк России – синий лен Твери.

Цель: Формировать  умения подбирать нужный материал о льне как важнейшей для России и Тверской области сельскохозяйственной культуре, используя при этом различные источники информации , анализировать их, обобщать, делать соответствующие выводы. Развивать навыки самостоятельной работы, воспитывать ответственность, умение работать в группе.

Тип проекта: информационный (информационно – прикладной), межпредметный, групповой.

Задачи:

 Изучить историю возделывания льна на Руси и в мире.

 Выявить причины разрушения льняного комплекса и меры, которые принимаются на федеральном и региональном уровнях по восстановлению и развитию отрасли.

Определить место и роль льна и льняных изделий в развитии легкой промышленности.

 Пропагандировать образцы экологически чистой, износостойкой, удобной и красивой одежды.  Оформить выставку товаров изо льна. Подготовить компьютерную презентацию «Северный шелк России – синий лен Твери».

Примерное содержание проекта:

    Лен в России остался единственным натуральным и традиционным сырьем для текстильной промышленности и  относится к числу лучших прядильных культур. Льняное волокно отличается высокими технологическими свойствами, в два раза крепче хлопкового, в три раза крепче шерстяного. При выращивании лен не только не истощает недра, но и извлекает из зараженных радиацией земель радионуклиды и тяжелые металлы, способствуя восстановлению почвы. Лен является хорошим и экологически чистым теплоизолятором. Отходы переработки (тресту) можно использовать как топливо, для выращивания шампиньонов и вешенок, даже производить порох. До начала 90-х годов прошлого века лен в Тверской области и Нечерноземье практически кормил село, так как зерновые культуры здесь вырастить очень сложно. А в 1913году Россия лидировала в экспортных поставках льнопродукции.

    Проект «Северный шелк России – синий лен Твери» дает возможность освоить  основные группы знаний и соответствующие с ними приемы проектной деятельности. Система знаний включает в себя общенаучные знания: экономико-географические понятия и представления об отраслях специализации, территориальном разделении труда, знания об экономических связях и закономерностях, традиционных отраслях хозяйства своей территории и т.д.

    Также данный проект дает возможность  рассмотреть  одну из основных проблем агропромышленного комплекса – проблему развития льняного комплекса, от льнозаготовки до получения готовых изделий, объяснить причины разрушения льняного комплекса в стране и Тверской области, рассмотреть целевые программы, которые разрабатываются федеральным центром и отдельными регионами. А также выяснить, в каких субъектах РФ запущены пилотные проекты, почему Тверская область уступила первенство Вологодской, где ежегодно проходят ярмарки, международные выставки, посвященные развитию льняного комплекса.           Учащиеся смогут выяснить, почему необходимо в Тверской области  внедрить полную схему переработки льна, начиная от его выращивания и заканчивая выпуском конечной продукции – ткани и одежды из нее,  также спрогнозировать возможное размещение новых предприятий  и модернизацию существующих фабрик и заводов на территории Тверской области.

1 этап: подготовительный. Определяется состав учащихся по желанию (инициативная группа учащихся 3 – 5 человек), проводится беседа о качестве и видах тканей, из которых сшита одежда, которую мы носим ежедневно как рабочую, как домашнюю или праздничную, а также для других целей.

2 этап: планирование. На этапе планирования учащиеся определяют ряд задач, которые необходимо решить в ходе выполнения проектной работы, формулируется тематика заданий, обсуждается форма представления выполненной работы.

Лен – одно из древнейших культурных растений, а в прошлом – солидная статья экспорта России. ( Рассказ об истории возделывания льна , о значении и возделывании  этой культуры  в разных странах мира).

Почему лен может конкурировать с хлопком. (Суждение с аргументированными доказательствами о биологических и других преимуществах данной прядильной культуры перед  хлопком).

Трудная судьба Тверского льна. (Показать роль Тверского края в развитии льноводческого комплекса в  прошлом, составить наглядную картосхему «Основные этапы развития льняного комплекса Твери»).

Причины разрушения льняного комплекса. (Рассказ по составленной учеником схеме).

Основные направления восстановления льнокомплекса России. Пилотные проекты. (Составление наглядной картосхемы, рассказ).

Тверские льноводы готовы возродить отрасль, но им нужна серьезная поддержка. Будущее льна Твери. (Прогнозирование основных направлений в развитии комплекса Тверской области).

Выставка товаров изо льна в школьном музее. Подготовка компьютерной презентации по всему проекту.

3 этап: реализация проекта. Учащиеся работают по своей теме, подбирают и изучают необходимые материалы, готовят наглядность.

     4  этап: заключительный. Учащиеся выбирают способы представления, оформляют все материалы в одну работу.

Планируемый результат.  Итоговой работой по проекту послужит посещение учащимися 8 -9 классов школьного музея, где их вниманию будет представлен рассказ инициативной группой учащихся на тему «Северный шелк России – синий лен Твери» в сопровождении компьютерной презентации. Также учащиеся могут выступить с данной работой на научно-практической конференции в школе и районе. Впоследствии работу можно продолжить в направлении более детального изучения условий, планирования и размещения отдельных предприятий, установления как внутриотраслевых, так и межотраслевых производственных связей льняного комплекса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект по теме "Крепостное право в России"

Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем и...

Методическая разработка сетевого учебного проекта "Недаром помнит вся Россия" (математика + история)

Методическая разработка сетевого учебного проекта "Недаром помнит вся Россия" (математика + история) Методическая разработка сетевого учебного проекта «Недаром помнит вся Рос...

Методическая разработка модуля «Народные промыслы России. Синяя сказка Гжели»

Методическая разработка модуля «Народные промыслы России. Синяя сказка Гжели»...

Презентация "Народные промыслы России. Синяя сказка Гжели"

Презентация "Народные промыслы России. Синяя сказка Гжели"...

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»...

Паспорт учебного проекта " Изучение животного мира России на основе экспозиций Зоологического музея Российской академии наук"

Обучение географии на современном этапе невозможно представить без использования средств наглядности. Изучение животного мира страны сопровождается трудностями, например, отсутствие представлений о вн...

Творческий проект педагога с детьми «Моя синяя птица» самостоятельная творческая работа детей (подготовительной группы), выполненная под руководством педагога

Аннотация.  В творческом проекте «Моя синяя птица» представлена самостоятельная работа детей, выполненная под руководством педагога.  Работа направлена на формирование у воспитан...