Системно-деятельностный подход в организации обучения географии
учебно-методический материал по географии по теме
Системно-деятельностный подход в организации обучения географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podhod_v_organizatsii_obucheniya_geografii.docx | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход в организации обучения географии
Введение
«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».
Б. Шоу
«Образование, которое включает в себя обретение навыка учиться, не начинает устаревать мгновенно… Скорее оно готовит обучающихся к тому, чтобы вести продолжительную интеллектуальную беседу с миром и, тем самым, не останавливаться в своем интеллектуальном росте»
Ч. Темпл
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук.
Результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований показали, что российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, которые отражают овладение предметными знаниями и умениями. Результаты выполнения заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, которые представлены в необычной, нестандартной форме оказались гораздо ниже. Российские школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, в которых требуется провести анализ данных, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Поэтому деятельностный подход, основанный на организации учебного процесса, в котором главное место отводится активной, разносторонней и самостоятельной познавательной деятельности ученика является актуальным в настоящее время.
В своей работе я опираюсь на исследования классиков отечественной науки Л.И.Выготского, Л.В.Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, а также на технологию « Развития Критического мышления», разработанную в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней обобщены идеи и методы русских отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех стадий.
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика
Третья стадия – «рефлексия» - размышления, активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Новизна педагогического опыта заключается в изменении подхода к обучению: учитель не транслятор, а модератор!
В описании опыта будет рассмотрен деятельностный подход к обучению, который предполагает:
наличие у детей познавательного мотива и учебной цели;
выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;
выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания;
формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Основная аналитическая часть
Мой опыт я хочу показать на примере природоведения (естествознания), школьного предмета, который находится на стыке нескольких научных областей
Главные трудности, на мой взгляд, заключаются в противоречии между новыми целями и традиционной школой, в снижении мотивации к обучению, в отсутствии современной дидактики по предметам естественно - научного цикла, в отсутствии современной материально – технической базы
Современный урок природоведения на основе сочетания разнообразных приёмов, методов и средств обучения помогает развивать у обучающихся эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования, учит вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия помогает формировать умение работать в коллективе, взаимодействовать с людьми. В своей работе я стараюсь использовать поисковые, исследовательские методы обучения, проводить дискуссии, разнообразные источники знаний: интернет - ресурсы, материалы научно- популярной и художественной литературы, видео-фрагменты, презентации. географические карты , другие средства обучения и контроля. Основными формами моей работы являются: групповая, парная, индивидуальная, игровая.
Групповая работа может быть организована на принципах дифференциации или каждая группа имеет одинаковое задание в общей цели.
Класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера;
Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы каждый ученик мог реализовать свои возможности в зависимости от сложности задания
В группе могут быть ребята одного уровня обученности или разного уровня, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей, Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1.Подготовка к выполнению группового задания:
определение группы;
постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
инструктаж о последовательности работы;
раздача дидактического материала по группам.
2.Групповая работа
знакомство с материалом;
распределение заданий внутри группы;
индивидуальное выполнение задания;
обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения ) подведение итогов группового задания.
3.Заключительная часть:
сообщение о результатах работы в группах;
общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи
выставление оценок.
Организация практической деятельности учащихся с использованием географической карты.
В современной практике обучения природоведению и географии содержание термина практических работ очень широко. Практические работы позволяют не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания.
“Все, что называешь – показывай; все, что показываешь – называй”
В 5 классе происходит знакомство с контурными картами, не всегда ребята представляют, что это за вид карт. Услышать от них можно самые необычные ответы. Поэтому поясняю, что контурные карты потому и называются контурными, что на них обозначены только общие очертания тех или иных географических объектов.
При работе с контурными картами выполняем самые разнообразные задания:
нанесение названий географических объектов;
закрашивание определенных территорий
обозначение границ объектов и территорий
нанесение условных знаков; надписей;
вычерчивание путей между заданными точками.
При нанесении географических объектов на контурную карту, быстрее усваиваются их географические названия и местоположение. В процессе выполнения таких заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа: определение местонахождения объекта способствует логическому запоминанию. У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности. Работа с контурными картами воспитывает дисциплинированность, внимательность, точность, аккуратность. Такие работы развивают эстетический вкус. (приложение №2)
Урок-путешествие
Роль учителя на уроке быть организатором познавательной деятельности учащихся, их помощником и консультантом. Дети сами определяют тему урока с помощью подсказок учителя. иногда получают опережающее задание, например, исследование о значительных путешествиях. В ходе урока заполняются дневники путешествий. Выполняются задания. В конце урока обучающиеся оценивают свои знания. Целью урока « Великие путешествия и открытия» является создание условий для получения знания о великих географических открытиях; об известных путешественниках, географах-исследователях и их вкладе в развитие науки, развитие умения работать в команде; использовать различные источники информации, чувства патриотизма
(приложение 3)
Работа с учебником
Способствует формированию умений и навыков самостоятельной работы по поиску, оценке, обработке и использованию информации, вырабатывается алгоритм самостоятельной работы с информацией.
Под полноценным чтением понимают не только умения, связанные с технической стороной чтения, но и умения восстанавливать контекст, связывать воедино все элементы информации, соотносить прочитанное со знаниями из других областей и собственным опытом. Как говорится в Изборнике Святослава 1076 года – «Когда читаешь книгу, не торопись быстро прочитать до следующей главы, но подумай и о том, о чем говорится в книге и в ее словах; трижды возвращайся к одной и той, же главе». Работа по формированию читательской компетенции продолжается в пятом классе в курсе природоведения, который служит базой для изучения в дальнейшем курсов физики, химии, биологии, географии.
Эффективность результатов работы по «Обучению работе над учебным текстом» зависит от правильной ее организации и систематичности.
Работа с учебником с помощью учителя.
Чтение текста по абзацам с обсуждением. Совместно с учителем составляется план прочитанного текста или только его части, а освоение остальной задается в качестве домашнего задания. План записывается учащимися в тетради.
Например.
Чтение текста. План.
1. Прочитали название параграфа. Как рождаются представления о мире.
2. Прочитали первый абзац. Вывод. Определение понятия «Земля».
3. Прочитали второй абзац. Вывод. Представления древнегреческого ученого Пифагора о форме Земли.
4. Прочитали третий абзац. Вывод. Геоцентрическая система Аристотеля.
5. Прочитали четвертый абзац. Вывод. Система мира Клавдия Птолемея.
6. Прочитали пятый абзац. Вывод. Новая система мира Николая Коперника.
7. Прочитали шестой абзац. Вывод. Гениальные догадки Джордано Бруно.
8. Прочитали седьмой абзац. Вывод. Использование телескопа Галилео Галилеем.
Домашним заданием может быть не только пересказ учебника по плану в тетради, но и подготовка сообщения об одном из ученых-астрономов по плану и с использованием дополнительной литературы.
Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника.
Самостоятельная работа с учебником может быть направлена на подготовку ответов на вопросы, составление плана или его части, нахождение основных терминов, выделенных курсивом, составление схем и таблиц на основе учебника. Так, например, при изучении темы: «Планеты Солнечной системы» можно предложить каждому учащемуся выбрать одну из планет и самостоятельно заполнить часть таблицы
Планеты Солнечной системы
Название планеты – Происхождение названия – Размер планеты – Расстояние до Солнца – Атмосфера планеты – Особенности планеты Земля
После того, как каждый заполнит свою часть работы, он должен будет поделиться полученными знаниями с остальными, заполнив общую таблицу на доске. Домашним заданием может быть подготовка сообщения об одной из планет по плану:
Название планеты.
Происхождение названия.
Общая характеристика (размер, удаление от Земли, время вращения вокруг Солнца, удаление от Солнца).
Условия на планете.
Исследования планеты людьми.
Творческими могут быть задания на дом, например: «Сочини сказку», «Придумай фантастическую или детективную историю», стихотворение по содержанию изученного учебного текста. Сюжет, герои, места действия могут быть любыми. Единственное условие – использовать весь основной материал текста.
(приложение 4)
Дискуссия (организация обсуждения материала) - метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме. Точка зрения, высказываемая учащимся в ходе дискуссии, может отражать как его собственное мнение, так и опираться на мнения других лиц. Мини-дискуссии и создание условий для осознания учащимися необходимости соблюдения ее требований я пытаюсь проводить в 5классе, так как считаю, что необходимо подготовить учащихся к ведению дискуссии, т.е. выработать два качества: - не переносить негативное отношение сверстников к тому или иному способу решения обсуждаемых вопросов на себя, т.е. научить не обижаться на замечания;- доказывать правильность своего мнения не криком, оскорбительными интонациями и словами, а фактами и примерами.
(Приложение 5)
Заключение :
Деятельностный подход является основой стандарта второго поколения, поэтому важнейшая моя задача была разобраться и понять, что это такое, как применить и как это Если учащийся из урока в урок самостоятельно добывает знания, то всегда при этом испытывает чувство удовлетворения и стремится испытать это чувство вновь. Для того, чтобы задание оказалось в зоне ближайшего развития учащегося, от меня, как от учителя, требуется умение подбора соответствующих учебных задач. Уровень сложности этих задач должен быть таким, чтобы учащийся смог решить ее, совершив для себя открытие.. Целью деятельностного подхода в обучении является самостоятельное созидание учащихся в процессе их продуктивной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на сайте "Коллеги.kz" "Инновационные подходы к организации обучения игре на фортепиано в младших классах в условиях гимназии"
В КГУ «Гимназия №21» ведётся подготовка учащихся игре на разных инструментах, в том числе на фортепиано, в рамках гуманитарно-эстестического направления работы гимназии. В Учебном плане шк...
Системно-деятельностный подход в организации обучения
Системно - деятельностный подходв организации обучения.Слайд 1 Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Па...
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ...
Деятельностно-компетентностный подход в организации обучения иностранному языку
Теоретическое обоснование и опыт практического применения деятельностно-компетентностного подхода на занятиях по иностранному языку...
Деловая игра "Структура и содержание урока в контексте системно – деятельностного подхода к организации обучения в рамках ФГОС"
Деловая игра "Структура и содержание урока в контексте системно – деятельностного подхода к организации обучения в рамках ФГОС"...
"Системно-деятельностный подход в организации обучения как одно из условий повышения качества образования
Самообразование- процесс сознательной самостотельной познавательной деятельности .И для того,чтобы учить других,нужно знать больше,чем остальные....
Статья" Современные подходы к организации обучения детей с ОВЗ на уроках математики"
Современные подходы к организации обучения детей с ОВЗ на уроках математики...