Представление опыта работы. «Система работы учителей естественно - научного цикла по подготовке учащихся к ГИА»
методическая разработка по биологии

Трусова - Рослова Наталья Владимировна

Представление опыта работы.
«Система работы учителей естественно - научного цикла по подготовке учащихся к ГИА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta_raboty.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Подготовка к экзамену. Ролик «Шурик и подготовка». Экзамен. «Перебор».
  2. Ролик «Типичные нарушения на экзаменах, выявленные Рособрнадзором».

1 

Представление опыта работы. «Система работы учителей естественно - научного цикла по подготовке учащихся к ГИА».

2

Экзамены — слово, которое наводит ужас на всех, включая даже тех, кто давно уже всё сдал. Сегодня выпускные и вступительные экзамены сопровождают человека с начальной школы до самого окончания университета. Ради успешных результатов люди готовы тратить уйму времени, нервов и денег, но всё равно не будут уверены, что смогут эффективно подготовиться.

Однако, несмотря на то, что этот процесс сопряжён со стрессом, есть способы, которые значительно упростят подготовку, и если знать несколько секретов, можно успешно сдать любой экзамен на высокий балл. Нужно начинать подготовку заранее.

Требования, предъявляемые к выпускникам школ, увеличились. Это отчетливо прослеживается в заданиях КИМ ЕГЭ.

3

ЕГЭ по предметам естественнонаучного цикла, в соответствии с требованиями к ГИА, представляет собой такую форму аттестации, которая требует не просто знания школьного курса, но и умение анализировать, сравнивать и сопоставлять. Например, анализируя ЕГЭ прежних лет по биологии, выявляем образовательный дефицит, а именно: задания становятся более сложными, исключена тестовая часть с выбором одного ответа и исключена возможность угадывания ответа. Отмечается недостаточные умения работать с рисунком, умения внимательно прочитать задание, анализировать и осмыслить его; умения переводить информацию из одной знаковой системы в другую; умения точно отвечать на поставленный вопрос и недостаточная степень развитости навыков решения задач по генетике. Особые затруднения вызывают задания, требующие объяснить полученные результаты или требующие пояснить ответ. В ответах на задания с развернутым ответом часто просто переписывают задание или освещают второстепенный материал, не имеющий отношения к поставленному вопросу. По экологии – учащиеся не владеют предметной терминологией, не знают единицы измерения физических величин, основные закономерности света и тепла у земной поверхности.

В этой связи, мы сегодня остановимся на том, какие формы подготовки учащихся к ЕГЭ и их дальнейшему самоопределению реализуются в нашей школе.  

4

Биологию и химию, как предметы по выбору, выбирают примерно 18-20% учащихся от общего числа выпускников, географию – меньше. Экзамены по биологии и химии обычно выбирают те учащиеся, которые планируют поступать в ВУЗы медицинского, биологического и сельскохозяйственного профиля.

Современный школьник, оказавшийся перед выбором экзамена для поступления в ВУЗ, сталкивается с огромной массой препятствий в подготовке.

Наша задача, как педагогов, заключается в том, чтобы показать ребятам на уроках и во внеурочной деятельности, как интересен научный поиск, какое удовлетворение приносить человеку обретение новых знаний.

5

Направления работы при подготовке к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ.

1. Первое направление это работа на уроках. 

1. Лекционно - семинарская технология.

1.Уроки-лекции – первоначальное сообщение учащимся знаний;

2.Уроки-семинары – овладение знаниями и умениями;

3.Практические занятия – формирование практических умений или решение задач;

4.Зачеты – применение знаний учащимися и контроль со стороны учителя за степенью овладения ими;

5.Уроки с отчетами о творческих заданиях – применение знаний и умений на наиболее высоком уровне их формирования

Во время проведения уроков необходимо уделять важное внимание  работе с терминами и основными  понятиями.

Используем методы: словарная работа,  терминологические диктанты, составление и решение кроссвордов, тестовый контроль знаний.

 дифференцированная работа учащихся по индивидуальным карточкам-заданиям с разным уровнем сложности с использованием материалов ЕГЭ.

систематическая работа непосредственно с тестовыми заданиями: тесты, материалы ФИПИ.  

 

Исключительно классно-урочной системы для подготовки к экзамену недостаточно для достижения нужного эффекта. Необходимы дополнительные занятия во внеурочное время и большая самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

6

Какие же инновационные формы подготовки к сдаче ЕГЭ используем в нашей школе:  

технологии проблемного и проектного обучения, технология модульного обучения

исследовательские методы,

метод мозгового штурма,

метод творческих заданий.

7

Приемы: водоворот, фишбоун, синквейн, Мудрые совы, шпаргалка.

Прием «Галкина», который стоит использовать при решении тестовых заданий. Метод включает в себя  два этапа: «50х50» и «Метод исключения». Данный метод поможет выпускнику  убрать варианты ответов, явно не подходящих к вопросу.         

Прием: «Три предложения». Суть заключается в том, что учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание. Другой вариант игры – работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя.

Эта форма помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основываются и ориентирование в информационном потоке, а также умение составить план, конспект, реферат. Данные умения позволят более продуктивно справиться с заданиями части «С».

5 (возврат)

Второе направление это внеурочная работа с учащимися на консультациях, где читаем формулировки вопросов, обращать внимание на глубину постановки проблемы, на диагностические функции задания, отработка практических заданий: навыки работы с микроскопом, описание биологических объектов.

В качественной подготовке к ЕГЭ огромную роль играет повторение — обязательное и основное средство достижения глубоких, прочных и осознанных знаний учащихся. Кроме привычных обобщений и систематизации знаний, важным является необходимость формирования у учащихся умений: быстро переключаться с одного типа заданий на другой, выбирать оптимальную стратегию при решении как отдельного задания, так и всей работы целиком, проверять полученные результаты.

Как известно, задания олимпиад и задания ЕГЭ имеют одинаковую природу.

Основными целями и задачами олимпиад являются выявление и развитие у детей творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей.

В начале года проводим мини-олимпиады, пользуемся заданиями Интернет-олимпиад, заданиями пропедевтических конкурсов «Знаете ли вы..?».

В каникулярное время используем форму «погружение в материал».

- отработка в форме тренинга вариантов практических туров олимпиад.

- «мозговой штурм».

 Проектная деятельность соответствует деятельностно-компетентностной парадигме образования и ориентирована на подготовку информационных и предметных компетенций.

8

В нашей школе проектно-исследовательской деятельности уделяется большое внимание и начинается она с 1 класса.

9

В соответствии с требованиями ФГОС, с 5 класса ребята ежегодно защищают проекты в области этно-экологии, охраны природы, Красной Книги.

10

Охват составляет 100%.

11

В результате, к 9 классу учащиеся хорошо владеют речью, умением выступать перед широкой аудиторией, умением отвечать на вопросы, ставить цель и задачи, кратко описывать свои исследования.

12

Немного о школьном лесничестве «Ягун», которое представляет собой добровольное объединение школьников, как внеклассная форма организации работы в целях воспитания у учащихся любви и бережного отношения к лесу и природе родного края; расширения и углубления знаний в области лесоведения, биологии, экологии, других естественных наук; формирования трудовых умений и навыков по охране, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов, подготовки к сознательному выбору профессии.

Много лет воспитанники школьного лесничества выезжали в г. Екатеринбург, где преподаватели Уральского государственного лесотехнического проводили занятия по ботанике, дендрологии, лесоведению, лесоводству, таксации, пирологии, экологии, энтомологии, почвоведению и другим дисциплинам.  

Подготовка юных лесоводов во время исследовательских лагерей, экспедиций и полевых практик традиционно проходит при поддержке Малой лесной академии Уральского государственного лесотехнического университета.

Многим выпускникам занятия в школьном лесничестве помогли сделать осознанный выбор будущей профессии. Сейчас одна из выпускниц заканчивает Уральский лесотехнический университет (Катимако К.), и одна в этом году туда поступила (Агаева Л.).

13

Среди наших учащихся есть и такие, которые преданы делу экологии и вплоть до 11 класса занимаются научно-исследовательской деятельностью

14

в нашей школьной творческой лаборатории «Естествоиспытатель» и продолжают заниматься в ВУЗах по выбранному профилю.

15

2016-2017 год:

Елизаров Никита – Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени И. П. Павлова (Первый Мед)

Абдуразизов Расул – Омский государственный медицинский университет

Лагуточкина Мария – Тюменский государственный медицинский университет

Борисова Анна – Уфимский государственный нефтяной технический университет (химико-технологический факультет)

Моисеенко Галина – Уральская государственная сельскохозяйственная академия (ветеринар)

Мусаева Вахтун – Санкт-Петербургский государственный аграрный университет (экспертиза)

Незнайко Екатерина – Югорский государственный университет (лечебное дело – педиатр)

2017-2018 год:

Ферзиллаева Карина - Тюменский государственный медицинский университет

Матвеева Ирина - Тюменский государственный медицинский университет (медицинский психолог-криминалист).

Коробейщикова Ирина – Челябинский государственный университет (специальность: врач-биохимик, факультет фундаментальной медицины)

Скорнякова Юлия – Сургутский государственный университет (химический факультет)

Курносов Владислав – Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова

Юсупова Динара – Тюменский индустриальный университет (архитектура и рисование).

2018-2019 год:

Верхоглядова Арина – Тюменский медицинский институт, лечебное дело

Ильина Елизавета - Тюменский медицинский институт, лечебное дело,

Попова Алина - Тюменский медицинский институт, лечебное дело

Юлия Гафтонюк – студентка Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова – первый МЕД

Элина Чидигова - Финансовый университет при Правительстве РФ (бывшая Финансовая Академия при Правительстве РФ)

Урунбаева Асиль - Сургутский государственный университет (медицинский факультет)

Балакин Иван - Омский государственный медицинский университет, медицинский психолог

Бойчук Владислав – Университет при Межпарламентской Ассамблее Евразийского экономического сообщества, медицинская психология.

Впереди нас ждут проекты, защита, экзамены, поступление детей…

Пожелаем всем нам успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методического объединения учителей естественно-научного цикла на

План работы методического объединения учителей естественно-научного цикла на 2011-2012 учебный год   Руководитель: Кислова Н.А. Цели:         ...

Анализ работы учителей естественно-научного цикла

http://narod.ru/disk/54982993001.24a0ca29a42e0e883e0d790ec77d3261/%D0%98%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82.docx.html...

Выступление на МО учителей естественно-научного цикла «Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике»

Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеуроч­ной работы по математике.Целями проведения математических олимпиад являются:—  расширение кругозора учащихся;—  развитие интереса у...

План работы методического объединения учителей естественно - научного цикла

План работы  методического объединения учителей естественно - научного цикла....

план работы учителей естественно-научного цикла на год

Планирование работы учителей биологии, географии, химии, ОБЖ....

Доклад на РМО учителей естественно-научного цикла Успешная подготовка к ОГЭ по Географии

Доклад на РМО учителей естественно-научного цикла Успешная подготовка к ОГЭ по Географии...

Городской семинар " Система работы учителей математики по обеспечиванию качественной подготовки учащихся к ГИА.

Городской семинар  " Система работы учителей математики по обеспечиванию качественной подготовки учащихся к ГИА.Приказ Управления образования администрации города Когалыма об итогах семинара...