Урок географии в 6 классе по теме «Воды суши: реки и озёра»
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Нехай Фатима Аскербиевна

Роль воды в жизни нашей планеты, отдельных компонентов природы, каждого живого существа огромна. Вода входит в состав любого живого организма. Она находится во всех частях растений. Много её и в теле человека. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Вода не только поит, но и кормит. Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими лужицами. Она добывает электрический ток. Богатство и разнообразие природы связано с водой. Значит, вода – основа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_geografii.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 6 классе

 по теме «Воды суши: реки и озёра».

Раздел «Гидросфера»

Место в учебном плане:  второй урок раздела «Гидросфера».

Тип урока: изучение нового материала, с использованием электронных образовательных ресурсов.

        Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, Интернет

Виды деятельности и формы работы:  фронтальная работа;  работа с учебником, географическим словарем, Интернет; индивидуальная работа на местах; работа в парах, работа в группах, творческая работа,  практическая работа.

Дидактический материал:

Для учителя: Физическая карта мира, физическая карта полушарий, мультимедийная презентация.

Для учащихся:  Контурные карты, атласы, рабочие тетради, технологические карты.

Цель урока: формирование представлений о водах суши и их значение для жизнедеятельности человека.

Задачи урока        

Образовательная

- формировать у учащихся представления о водах суши — их видах, особенностях, частях;

- определять понятие «река» и «озёро»;

- продолжить формировать умения работать с географической картой — определять местонахождение крупнейших водоемов Земли;

- составлять описание географического объекта — реки, озера;

Развивающие:

- развивать умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, находить сходства и различия.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природным объектам - рекам и озерам;

- учить беречь эти природные богатства; разъяснить правила поведения на водоёмах во время отдыха.

Основные понятия, изучаемые на уроке: река, равнинная река, горная река, русло, речная долина, пойма, речной бассейн, исток, водораздел, устье, водопад, озеро, озёрная котловина, проточное озеро, бессточное озеро, Каспий, Анхель, Байкал, пруд, водохранилище.

Эпиграф: “Реки как люди…” Л. Н. Толстой

Ход урока

1. ЭТАП  Актуализация знаний

Учитель: Всем добрый день!

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок!

Сегодня у нас много гостей, и я надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем. Для того чтобы перейти к изучению новой темы, мы должны проверить, на сколько хорошо вы знакомы с уже изученным материалом.

-  Что такое гидросфера? Из каких частей она состоит?

Ответ учащихся: Гидросфера — это водная оболочка Земли, включающая океаны, моря, ледники, подземные воды и воды поверхности суши.

Основная часть гидросферы — вода морей и океанов. Подземных вод и ледников в 26 раз меньше. Доля вод поверхности суши — рек, озер, болот — совсем незначительна

Учитель: - Справедливо ли утверждение о том, что гидросфера — сплошная и непрерывная оболочка Земли? Чем обеспечивается единство гидросферы?

Ответ учащихся: Гидросфера – сплошная оболочка нашей планеты. Единство её вод обеспечивается круговоротом воды. Основными его элементами являются испарение воды, перенос водяного пара ветром, выпадение осадков, сток воды по руслам рек, подземный сток. Он связывает между собой все части гидросферы в единое целое. Благодаря ему постоянно обновляются запасы разных видов природных вод. Круговорот воды не только объединяет гидросферу, но и обеспечивает ее взаимосвязь с литосферой, атмосферой, растительностью и животным миром

Учитель: - Почему воду называют основой жизни на Земле.

Ответ учащихся: Роль воды в жизни нашей планеты, отдельных компонентов природы, каждого живого существа огромна. Вода входит в состав любого живого организма. Она находится во всех частях растений. Много её и в теле человека. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Вода не только поит, но и кормит. Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими лужицами. Она добывает электрический ток. Богатство и разнообразие природы связано с водой. Значит, вода – основа жизни.

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

    С-1   Учитель:  Темой  нашего урока будет географический объект, о котором сложено немало стихов. Презентация

 Вода - чудесный дар природы!

 Она вокруг, куда ты не взгляни:

 В снегу, в болотах, ледниках,  озёрах,

 И бьёт ключом на дне реки.

   - Мы будем продолжать сегодня говорить о воде, а о какой воде,  слушаем  загадки.  

С-2  Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.  
 (Река)

Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, оправа зеленая.   (
 Озеро, пруд0

Учитель: - Скажите мне, где находятся эти виды природных вод? (На суше).

3. ЭТАП Целеполагания

Учитель:  Итак, кто может назвать тему сегодняшнего урока.

 Предполагаемые ответы детей: Вода на суше, вода на поверхности земли.

Учитель:  - Правильно сейчас мы поговори о водах суши. Их иногда называют внутренними водами. В их число  входят реки, озёра, болота, подземные воды и природные льды.

 С-3  Открыли тетради, записали тему урока «Воды суши: реки и озера».

С-4 Цели и задачи  нашего сегодняшнего урока: продолжить  работать с географической картой, т.е. определять местонахождение крупных водоёмов Земли; составлять описание географических объектов – реки и озера, находить сходства и различия; научиться беречь эти природные богатства.

С-5 -Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эпиграф нашего урока слова Льва Николаевича Толстого “Реки как люди…”. Почему он так сказал, мы попытаемся в этом разобраться.

4. ЭТАП Планирования.

Структура реки.

Учитель:  - Кто был на берегу реки?
- Все вы были на побережье реки, расскажите, что представляет она собой?

(Это вода, которая постоянно течет в углублении на поверхности суши).

Учитель:  - Правильно. И так, как мы с вами запишем в тетради определение?

С-6 Река - это  водный поток, протекающий в естественном углублении земной поверхности.

С-7 Чаще всего реки — это постоянные потоки воды. Но в районах засушливого климата реки могут временно пересыхать. Постоянные или временные потоки текут в естественном углублении в земной коре, которое называется  руслом.

- Обычно русло реки расположено на дне более широкого углубления, называемой речной долиной. Пониженная часть речной долины, которая затопляется водой, называется поймой. С-8

Схема реки.

- Вспомните слова Льва Николаевича “Реки как люди”. Это так. Как устроен человек, из каких частей состоит его тело. Так и река. У вас на столах схемы. В течении урока мы заполним  эту схему реки и укажем  все её части.

Человек рождается, живет определенное отведенное ему время и умирает. Так и реки рождаются, живут и прекращают свое существование в видоизменной форме, т.е. она может впадать в море, океан, другую реку. Ее воды превращаются в воды других рек, морей, океанов.

  С-9  Река течет по уклону земной поверхности: ее начало всегда расположено выше, чем окончание. Начало реки, т.е. голова – это исток. Истоки бывают разные: из озера, из болота, из-под ледника. Иногда река начинается от слияния двух рек. Например, Нил образуется при слиянии Белого и Голубого Нила, Обь - при слиянии рек Бии и Катуни, Амур – при слиянии рек Шилки и Аргуни. Но никогда река не вытекает из моря. (Подписывают на схеме истоки).

С-10 Место, где река впадает в другую реку, озеро или море называется устьем реки. (Подписывают на схеме). Таким объектом может быть море, озеро или другая река. При впадении в море река образует устье, которое иногда из-за собственных наносов распадается на множество рукавов, как на Волге. Устье реки становится похоже на крону дерева — его называют дельтой. Самая большая дельта у реки Лены. Очень большие дельты имеют Миссисипи, Нил. Иногда река впадает в море через узкий залив, как Обь или Северная Двина.

Но запомните, реки нужно показывать по направлению течения, т.е. от истока к устью. Расстояние от истока до устья называется длиной реки. Самая длинная река мира – Нил, которая впадает в  Средиземное море.

   С-11 Все самые большие реки впадают в моря или океаны.  Некоторые из них заканчиваются в озерах, но большинство является притоками других рек. Притоки берут начало в горах, в болоте, из ледника. Посмотрите на нашу схему.  

-Как их будем различать? (Ученик выдвигают версии, до тех пор, пока кто-то не скажет, что есть правые и левые притоки).

-Как определим, какой левый, какой правый?

    С-12 Надо  встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает слева, то это левый приток, а если справа – то правый. (Подписывают  правые и левые притоки.)

С-13  - Главная река со всеми притоками образует речную систему. А вся площадь суши, с которой река собирает воду, называется бассейном реки.

С-14  Самый большой водосборный бассейн имеет река Амазонка. Его площадь 7 млн.кв.км  

     С-15  Граница между соседними речными бассейнами называется водоразделом. Особенно хорошо водоразделы выражены в горах, где границей служат вершины горных хребтов. Они буквально «разделяют воду», ведь с каждого склона хребта вода стекает в разные стороны и попадает в разные реки, находящиеся между горными хребтами. Например Уральские горы являются водоразделом бассейна Волги и Оби. На равнине же определить местоположение водораздела иногда непросто.

Учитель:  - Почему реки не пересыхают?  

Ответ учащихся: Они участвуют в Мировом круговороте воды.

- Реки постоянно получают питание. Как вы думаете, от чего зависит питание реки? (От климата)

Учитель:  Чтобы поддерживать свое течение река питается. Реки могут иметь разное питание - дождевое, снеговое, подземное, ледниковое. От питания и от климатических условий зависит изменение уровня воды в реке, ее температура и другие явления, то есть режим реки.

Многие реки получают исключительно дождевую воду. Среди них — две самые полноводные реки Земли: Амазонка и Конго. Они протекают в тех областях нашей планеты, где почти весь год выпадают обильные дожди, так что уровень воды в них довольно стабилен.

Реки, которые берут начало высоко в горах и протекают по пустыне, питаются талыми водами горных ледников. В этих реках самый высокий уровень воды — летом, когда тают ледники. Чем жарче лето, тем выше их уровень.

Большинство рек, протекающих по равнинам нашей страны, имеет смешанное питание. В зимнее время, когда реки покрыты льдом, единственный источник их питания — выходы грунтовых вод в руслах. Если бы не подземные воды, реки зимой подо льдом вообще могли бы иссякнуть.

Весной в реки стекают талые снеговые воды. Они переполняют русла и заливают дно долин. Такой ежегодный продолжительный подъем уровня реки называют весенним половодьем.

Летом происходит сильное испарение воды и из рек, и с поверхности их бассейнов. И хотя выпадают дожди, но уровень воды в реках падает, и главную роль снова приобретает подземное питание.

Осенью испарение уменьшается, идут затяжные дожди. Количество воды в реках прибывает, их уровень повышается. Сильные дожди могут сопровождаться паводками – кратковременными в отличие от половодья подъемами уровня воды в реке.

Запишем понятия в тетрадь

В зависимости от уклона дна и скорости течения различают горные и равнинные реки. Вы вместе со мной заполняете  таблицу по сравнению рек. Таблица на слайде. С-16  Таблица:

Реки

Характер течения

Рельеф

Скорость течения

Горные

Бурлят, пенятся

Горный

Быстрая

Равнинные

Медленная

Равнинный

Спокойная

С-17  Равнинные реки текут спокойно, плавно, в широких долинах Скорость – 1 м/с. Не обладая силой, достаточной для того, чтобы продолжить себе прямой путь, равнинная река обходит препятствия и вырабатывает широкую долину, по дну которой извивается русло. Равнинные реки, у которой достаточная глубина, удобны для судоходства.

С-18  Горные реки текут гораздо быстрее, чем равнинные. Они не образуют значительных извилин. Их долины узкие, глубокие. Многие реки, начинаясь в горах, выходят затем на равнину; горная река становится равниной.

С-19-20  Посмотрите на слайды с изображением каньона реки Колорадо и Волги. Чем отличаются долины этих рек?

Ответ учащихся: Река Колорадо течет в горах, у неё быстрое течение. А Волга течет по равнине, у нее спокойное,  ровное  течение – это равнинная река.

Иногда на  реке можно увидеть пороги.

Пороги – выходы твердых пород в русле реки. Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород.

Река размывает более мягкие породы, а выходы трудно размываемых твердых пород образуют пороги. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.

При горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада.

Водопад – крутой уступ, с которого вода реки падает вниз.

Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и равнинной местности.

С-21  Самый высокий водопад мира находится на небольшой речке в Южной Америке. Речка-то небольшая, но уступ, оказавшийся на её пути, имеет высоту более километра. Вот с этой-то  высоты и срывается вниз река. Имя этого водопада – Анхель.  В 1933 году американский пилот облетел этот район, ведя разведку золота. Он зафиксировал водопад в своём журнале, который был назван в его честь. Получилось так, что золота не найдено, а имя увековечено. Его высота 1054м.

- Кроме этого водопада на земле есть  водопады поражающие воображение человека. О таких  уникальных  географических  объектах  нам сегодня и расскажут.

Заслушать мини-выступления по защите своих творческих работ  «Водопады мира» Приложение 1

     Учитель:  Реки имеют большое хозяйственное значение. Пресная вода используется человеком для бытовых, сельскохозяйственных и промышленных нужд. Вода многих рек используется для орошения полей и садов, прежде всего в тех районах, где дожди выпадают редко и растения страдают от засухи. Подробнее о значении рек в жизни людей нам  сейчас и расскажут.

Заслушать мини-выступления по защите своих творческих работ «Значение рек в жизни людей»  Приложение 2

Учитель:   После небольшой физминутки мы с вами продолжим знакомство с водами суши.

Физминутка  

Итак, с какими водами суши нам предстоит с вами еще познакомиться?

Ответ учащихся: С озерами

-Чем озеро отличается от реки?  ( В озере вода не течет, как в русле реки)

С-22  Учитель:    Озеро-это ещё один водный объект, который каждому знаком. И тем не менее дадим его определение: озером называется замкнутый водоём, занимающий естественное углубление на поверхности Земли, называемое озёрной котловиной.

С-23  Слово «естественный»  в данном случае означает, что углубление возникло в результате природного процесса. Если же такое углубление имеет искусственное происхождение, то есть создано человеком, то занимающий его замкнутый водоём, в зависимости от размеров, будет называться прудом или водохранилищем.

С-24   По происхождению котловин выделяют следующие виды озер:

  • Тектонические
  • Ледниковые
  • Вулканические
  • Старицы
  • Запрудные
  • Карстовые
  • Термокарстовые

Самые глубокие озера – тектонические, они образуются в трещинах, разломах земной коры при ее движении. Примеры: Байкал, Телецкое, Виктория, Танганьика.

Вулканические (кратерные) озера образуются в кратерах потухших вулканов. Примеры: Тоба, Курильское, Ирасу.

Старицы образуются в долинах старых русел равнинных рек при изменении направления течения реки и русла.

Карстовые озера образуются в результате провала грунта над пустотами.

Ледниковые озера образовались в результате таяния древнего ледника. Таких озер много на севере Евразии и Северной Америки.

С-25   Существуют озера сточные (или проточные), из которых вытекают реки с одной стороны и втекают с другой стороны озера. В бессточные озера реки только впадают, но ни одна не вытекает. Почему же такое озеро не переполняется водой? Бессточные озёра чаще всего встречаются в районах с сухим климатом, поэтому судьба попадающей в них воды понятна – она просто испаряется. Бессточные озера отличаются от проточных химическим составом. Они, как правило, солёные. А проточные озера всегда пресные.          

Озерные воды пополняются за счет атмосферных осадков, рек, таяния снега, подземных вод.

Запомните,  озера на картах показаны объемными объектами голубым цветом. На картах их нужно показывать по береговой линии.

В пятом классе мы познакомились со всеми материками Земли. Рассмотрели географическое положение, природу   и  внутренние воды каждого материка.

Работа с картой

Учитель:   - Назовите и покажите крупные озера мира, используя карту полушарий.

Ответ учащихся: В Евразии – Байкал, Ладожское, Онежское. В Африке – Виктория, Танганьика, Ньяса. В Австралии – Эйр. В Южной Америке – Титикака. В Северной Америке – Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио.

Учитель:  -Какие материки богаты крупными озерами? (Северная Америка, Африка).

Учитель:  -Ребята, а ведь самое крупное озеро находится в Евразии.

Самое большое озеро планеты настолько велико, что его даже называют морем – Каспийским. Каспийское море – бессточный водоём. А значит, вода в нём какая?

Солёная, конечно. Как в море.

   Тогда почему оно считается озером?

    Заслушать мини-выступления по защите своих творческих работ. «Каспийское море - озеро»  Приложение 3

    С-26   Учитель:  - Спасибо, большое за  работу. Давайте убедимся в них еще раз, посмотрев на карту. Перед вами атласы. Найдите на карте море – озеро Каспийское. Каспийское море никак не связано с океаном, а со всех сторон окружено сушей. Значит, это озеро. Хотя размерами, солёностью оно неотличимо от моря. Да и глубиной тоже. Каспийское море занимает третье место в мире среди озёр по глубине. Но всё-таки не первое.

    С-27 А самым глубоким на Земле является озеро Байкал. Глубине его могут позавидовать некоторые моря: 1642 — это нешуточная глубина! Не все моря могут похвастаться такими глубинами!

   С-28 Один из самых соленых водоемов на Земле является Мертвое море, которое, на самом деле, и не море вовсе, а уникальное соленое озеро.  В озеро впадает всего одна река - Иордан, и ни одна река из него не вытекает. Мёртвое море имеет высочайший уровень солености и плотности воды, благодаря чему на ней можно спокойно лежать, не боясь утонуть. Из-за невероятной концентрации соли в ней нет живых организмов, кроме одного  вида бактерий.

Учитель:   - Найдите на карте сточные и бессточные озера.

Ответ учащихся: Сточные – Байкал, Верхнее, Мичиган, Виктория, Танганьика. Бессточные – Чад, Аральское, Каспийское, Эйр, Балхаш.

Учитель:  - Найдите озера Чад и Виктория. Чем отличаются берега этих озер?

Ответ учащихся: Берега озера Чад показаны пунктиром, а берега озера Виктория – сплошной линией.

Учитель:  Пунктиром показываются берега, которые меняют свои очертания. Озеро Чад то увеличивается по площади, то высыхает.

- Как вы думаете, от чего это зависит? (От дождей).

Учитель:  Верно. Когда идут дожди, становится полноводной река Шари, которая несет воду в озеро Чад, и оно разливается.

-Найдите еще озеро, которое имеет такую же обманчивую береговую линию.

Ответ учащихся: озеро Эйр в Австралии.

Учитель:  - На территории нашей республики есть красивые реки и озера, о которых нам расскажет …

Заслушать мини-выступления по защите своих творческих работ.   «Реки и озера в Республике Адыгея»  Приложение 4

5.  ЭТАП   Рефлексия

Какие впечатления об уроке остались у вас?

Поделитесь своими впечатлениями.

Учитель.  Ребята, как вы думаете -   знания, приобретенные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни?

Как вы считаете, достигли мы поставленной цели урока?

Благодарю вас за хорошую работу на уроке.

С-29   Тестовые задания

 Выберите верный ответ:

1. Поток воды, текущий в выработанном им углублении – это

а) облако

б) река

в) прилив.

2. Устье реки - это

а) граница между бассейнами рек

б) место, где река берёт начало

в) место, где река впадает в море, озеро и т.д.

3. Водопады характерны для

а) горных рек

б) равнинных рек

в) болот.

4. Установи соответствия:

1. Водоем, имеющий начало и конец

А) русло

 2. Углубление на поверхности суши,

заполненное   водой и создано природой

Б) река

3. Зарастающее озеро, руд

В) озеро

4. Углубление, по которому течет река

Г) родник

5. Начало реки

Д) водопад

6. Падение реки с высокого крутого обрыва

Е) исток

                                                                                               

С-30     6. Этап    Практическая работа. Работа с контурными картами. 

Учитель:   Реки подписывать от истока к устью вдоль по направлению течения.

Реки: Волга, Обь,  Енисей,  Амазонка, Миссисипи,  Нил; озера: Байкал, Каспийское море-озеро, Великие озера; водопады: Анхель, Ниагарский

  Итог урока

  Учитель:  Итак, наш урок подошел к концу, надеемся, что наше путешествие по внутренним водам суши  не оставило вас равнодушными.  Благодарю  всех за отличную работу.  

Я думаю, что оценки за урок у всех могут быть только отличными. Всем спасибо.

С-31  7. ЭТАП   Домашнее задание

§ 23; от теории к практике 2 вопрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Воды суши: реки и озёра»

Урок проводится в 6 классе при изучении оболочки "Гидросфера", это урок изучения нового материала. Составлен по новым стандартам ФГОС...

Конспект урока географии по теме: Воды суши:" Реки и озера".

Сформировать представления о реке, ее частях, частях речной системы и долины, сформировать представление о многообразии озер и их происхождении, представление о типах озерных котловин, бессточны...

Презентация "Воды суши: реки и озёра".

К уроку географии 6 класса по теме: Воды суши: реки и озёра....

Урок географии по теме "Воды суши. Реки."

На данном уроке изучаем тему "Реки" . Знакомимся со строением реки, с понятием "Речная система", учимся давать характеристику рек России....

Технологическая карта урока по географии 5 класс по теме "Воды суши.Реки"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Базовый учебник: А.А.Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. - М.: "Вентана-Граф", 2013 г....

Урок по географии на тему «Воды, суши, реки» (5 класс)

Урок по географии  на тему «Воды, суши, реки» (5 класс)...

Конспект урока географии в 5 классе "Воды суши. Реки"

Сформировать представление о частях реки, о крупнейших реках России с использованием новых информационно-коммуникационных технологий. Способствовать осознанию красоты окружающего мира, необходимости б...