Разнообразие природы Южной Америки
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Панарина Валентина Сергеевна

Урок географии 7 класс по теме:  "Разнообразие природы Южной Америки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznoobrazie_prirody_yuzhnoy_ameriki.docx38.42 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Урок  по теме : "Разнообразие природы Южной Америки" был проведен в 7б классе МБОУ СОШ №27 города Волжского.  В классе 27 учеников. Класс можно поделить на несколько  групп: способные, очень активные дети,  следующая, достаточно большая группа детей со средними способностями, есть несколько детей -пассивные, а так же есть дети, очень активные в плане поведения.

    На уроке ученики были достаточно активны, сосредоточены, внимательно слушали ответы своих одноклассников. На этапе актуализации знаний вызвало затруднение новое слово: сельва ( незнакомое для большинства).

   Одним из основных методов обучения на уроке является  метод проблемного обучения;  а так же сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся в парах. 

Используя элементы  поисково-исследовательского  метода  на уроке, учащиеся выполняют задание на составление характеристики  природных зон  по типовому плану. Применение компьютерных  мини-презентаций обеспечивает восприятие, усвоение, осмысление материала.

      В структуре урока выделяется несколько этапов:  применение задания "Запутанное слово" позволяет  вызвать интерес  к новой теме.

Открытие нового материала- это самостоятельная деятельность учащихся.

 При выполнении любого вида заданий учащиеся постоянно работают с картами атласа .

 Домашнее задание по составлению туристической рекламы– это развитие творческих способностей учащихся.

На мой взгляд, поставленные задачи урока удалось решить на оптимальном уровне и получить соответствующие им результаты обучения, избежать при этом перегрузки и переутомления, сохранить и развить продуктивную мотивацию учебного процесса. При этом важно не только констатировать интересные факты, но и связывать их в целостную картину, делая упор на развитие географического мышления, на обучение пространственному анализу явлений, на умение раскрывать их взаимодействие.

Тема урока

Разнообразие природы Южной Америки

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

В результате педагогического взаимодействия обучающийся сможет

Определить,  какие природные зоны характерны для Южной Америки.

- выявить особенности растительного и животного мира материка.

-дать определения понятиям: сельва, льянос, пампа;

-узнать  о животных и растениях рекордсменах, хищниках.

В результате педагогического взаимодействия обучающийся сможет:

познавательные – находить в учебниках достоверную информацию;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- представлять информацию в форме схем, таблиц;

регулятивные – определять цель учебной деятельности;

- выбирать средства достижения цели;

- оценивать свою деятельность, самостоятельно исправлять ошибки;

коммуникативные – излагать свое мнение, аргументируя его;

- организовывать работу в паре;

(самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)

-преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.

- Аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

- Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

-Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях 

-Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом

-Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор.

Решаемые учебные проблемы

Какая природная зона Южной Америки    и почему обладает наибольшим видовым разнообразием животного и растительного мира

Основные понятия, изучаемые на уроке

Природная зона, Амазония, сельва, льянос, галерейные леса,  пампа, Патагония, альпийские луга, пастбище.

Образовательные интернет-ресурсы

http://www.ecosystema.ru/08nature/world/index-southamerica.htm

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

Деятельность учителя

Приветствует учащихся, создает позитивный настрой. 

2.Мотивация учебной деятельности.

-Сегодня на уроке мы продолжаем дальше изучать особенности природы Южной Америки.

-Перечислите компоненты природы с которыми мы уже познакомились на предыдущих уроках.

-Предлагаю выполнить задание "  Запутанное слово" (слайд 2): (определить объект и показать на карте)

1.Манозака (Амазанка, река)

2.Сьниапяр (Париньяс, мыс)

3.Ндыа (Анды, горы)

4.Атикатик (Титикака, озеро)

5.Отопахки (Котопахи, вулкан)

6.Гиуасу (Игуасу, водопад)

7.Бойармака (Маракайбо, озеро)

8.Васель (Сельва, лес в Южной Америке)

Подводящий диалог 

-Кто знает , что такое сельва?

-Как вы думаете, с каким компонентом природы она связана?

Деятельность обучающихся

Приветствуют учителя, настраиваются на успешную деятельность.

ГП, рельеф, климат, внутренние воды материка

Ученик, который  первый угадал слово, выходит к доске и показывает объект на физической карте.

Если № 8 вызывает затруднения - даю подсказку (слово начинается на букву с)

(слайд 3)

Затрудняются ответить

Учащиеся предполагают, называют варианты: рельеф...,  природная зона

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Беседа:

- Вспомните, что такое природная зона?

- Вспомните и объясните взаимосвязь компонентов природы в природной зоне, используя для этого карточки с терминами: «Климат», «Почвы», «Растительность», «Животный мир», «Рельеф», «Внутренние воды», «Природная зона».

-Как вы думаете, какая природная зона Южной Америки и почему обладает наибольшим видовым разнообразием животного и растительного мира?

Деятельность обучающихся

Ответы учеников

-Один из учеников выстраивает схему у доски, остальные в тетради, затем проверяем,  ученик у доски комментирует ответ (слайд 4)

-  Ответ на вопрос не полный, т.к обучающиеся не знают характеристик природных зон.

3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

•   овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;

•   формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Деятельность учителя

-Как будет звучать  тема нашего урока?

Что узнаем сегодня на уроке?

Деятельность обучающихся

-Разнообразие природы Южной Америки (слайд5)

-Определим, какие природные зоны характерны для Южной Америки.

- Выявим особенности растительного и животного мира материка

-Расскажем о животных и растениях рекордсменах, хищниках.

4 ЭТАП "Открытие" нового знании.

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

•     воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

•     формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

•     формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;

•     овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

•     формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

•     воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя

-Проанализируйте карту "Природные зоны Южной Америки",перечислите природные зоны  от северного побережья до южного по 70°з.д.

-Назовите принципы чередования природных зон на равнинной местности  и в горах.

Физминутка

Деятельность обучающихся

Работа с картой.

Перечисляют природные зоны учащиеся  второго ряда: дети по цепочке называют природные зоны, остальные проверяют.(слайд6)

Ответы детей

5  ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Деятельность учителя

Практическая работа в парах по материалам учебника, дополнительным материалам  и картам атласа.

Задание: используя   дополнительный текст приложения 1, распределите характеристики по природным зонам, а колонки "Растительный и животный мир" заполните самостоятельно по учебнику и картам атласа. Учитель является консультантом.

1.Зона влажных экваториальных лесов (сельва);

2.Зона саванн (льянос);

3.Зона степей (пампа);

4.Зона полупустынь (Патагония);

5.Горные районы. 

Деятельность обучающихся

Учащиеся   самостоятельно  характеризуют  свою природную  зону, результаты заносятся в таблицу:

Природная зона

Географическое положение

Климат

Почва

Особенности

Растительный мир

Животный мир

После заполнения своей природной зоны - проверка по каждой природной зоне, обсуждение и дополнения. (Слайд 7-20). По ходу проверки учащиеся добавляют описание в свои таблицы. В итоге у каждого- полная характеристика каждой природной зоны.

6 ЭТАП  Первичное закрепление

Деятельность учителя

-Сегодня на уроке вы узнали много новых слов.  Назовите ключевые понятия темы, что они означают?

Задание:

Найдите лишнее слово:

1) Бразил, капибара, бальса,сейба.

2)Муравьед, страус нанду,  ягуар.

3) Лама, очковый медведь, кондор, колибри.

Деятельность обучающихся

Ответы учеников:

  • Сельва - (экваториальный лес)
  • Пампа - (степи)
  • Льянос – (саванна)
  • Патагония – (полупустыня)

Выступление (мини-презентации) заранее подготовленных  учеников об  "лишнем"  животном.

8 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

- Вспомните тему и задачи урока.

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

-Чьи версии подтвердились?

Учитель предлагает дополнить предложения и сформулировать результаты своей деятельности на уроке.

Выставление оценок за урок

Деятельность обучающихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Обучающиеся дополняют предложения:

- Я знаю, что такое…

- Я могу….

- Я научился…..

9 ЭТАП Домашнее задание.  §39  , сделайте туристическую рекламу:

          «Посетите сельву!»

          «Удивительная саванна!»

         «Мир Патагонии!»

         «Пампа   вас ждёт!»

                                                                                                 

               

                                                                                                                              Приложение 1.

     Преобладает травянистая растительность, листья у деревьев на макушках, т. к. у земной поверхности много травоядных животных.  Леса занимают большую часть Амазонской низменности. Животные охотятся стадами, так как открытое пространство. Растительность скудная, листья превращены в колючки;  животные ведут ночной образ жизни, часть животных запасают жир и воду. Леса в Южной Америке называют сельвой.  Формируются  красно-желтые ферраллитные почвы. Дожди выпадают в один сезон года, а другой – сухой.  Горы Анды.  Деревья не сбрасывают листву в течение одного сезона, а делают постепенно в течение года. Чем выше хребты Анд и чем ближе они расположены  к экватору, тем больше природных поясов при подъеме от подножия к вершинам.  К сельве примыкает широкая полоса тропических степей.  В Южной Америке их называют льянос. Осадков выпадает мало (150-200 мм).  Красные ферраллитные почвы.  Недостаток влаги. Красновато-черные плодородные почвы. На самом юге материка, в умеренном поясе; этот край называется Патагонией. Подъем в Анды превращается в путешествие  из амазонской сельвы в снега Антарктиды. Серо-коричневые, серо-бурые почвы. Зона субтропических степей примыкает к зоне саванн с юга; пампа- это южноамериканская степь.  Климат жаркий и влажный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок презинтация по теме: Обобщающее повторение темы "Природа Южной Америки"

Урокпрезинтация направлен на обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении темы " Природа матерка Южная Америка". Раскрытие темы происходит через выполнение ряда заданий обучающимися....

Разработка урока географии в 7 классе на тему: "Разнообразие природы Южной Америки"

Южную Америку сегодня посетим,Дебри Амазонии, конечно, навестим,По проливам разным проплывем,Материк неспешно обогнем,Анды покорим без лишних слов,Повидаем цепи острововИ контраст природы ощутим,Если ...

Разнообразие природы Южной Америки

Данный ресурс содержит конспект урока по теме...

Презентация к уроку "Разнообразие природы Южной Америки"

        Южную Америку сегодня посетим,       Дебри Амазонии, конечно, навестим,      По проливам разным проплывем,    ...

Урок географии в 7-м классе на тему "Разнообразие природы Южной Америки"

Урок географии с применением приемов технологии развития критического мышления...

7 класс. Разнообразие природы Северной Америки

Тема урока: Разнообразие природы Северной АмерикиТип урока: комбинированныйФорма урока: нетрадиционный урок Методы обучения: репродуктивный и исследовательский Цели и задачи: познакомить уча...