Статья "Особенности изучения географии в 6 классе"
статья (география, 6 класс) по теме
В статье говорится о возрастных особенностях шестиклассников, требованиях к урокам географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_izucheniya_geografii_v_6_klasse.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности изучения географии в 6 классе
География очень интересный предмет. А вот полюбят ли его шестиклассники – это зависит от учителя. Каждый урок должен учитывать возрастные особенности детей.
Характерной особенностью младшего подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам обучения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями). Другая черта характера - склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности, в нежелании все принимать на веру. Шестиклассники обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением всё самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности. Младший подростковый возраст отличается повышением интеллектуальной активности, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью, но и желанием развить и продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этом возрасте учащиеся решают много дополнительных задач, которые с удовольствием объясняют своим одноклассникам, тем самым, показывая им свои способности. С удовольствием участвуют в различных конкурсах, викторинах, турнирах, которые частично удовлетворяют их возрастную любознательность и очередной раз предоставляют им возможность продемонстрировать свои способности. Младшие подростки начинают формулировать гипотезы, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Сфера познавательных, в том числе и учебных, интересов подростков выходит за пределы школы и приобретает форму познавательной самодеятельности – стремление к поиску и приобретению знаний, к формированию полезных умений и навыков. Успешной является работа в группах, где ученикам предоставляется возможность выдвигать гипотезы и отстаивать свои идеи среди одноклассников. Часто они считают свою идею правильной и с трудом соглашаются с гипотезами сверстников.
Все это очень важно учитывать при подготовке к урокам в 6 классе.
Хорошо бы удивить и заинтересовать ребят с первого урока. В этом поможет презентация. Учащимся, с учетом их возраста, легче воспринимать новую информацию не только на слух, но и визуально.
На первом уроке нужно объяснить подробно, что они собираются изучать в последующие годы, и что интересно ждет их при изучении географии 6 класса в школе. Разговор идет о географии как школьном предмете, об основных вопросах, которые рассматриваются в курсе географии, требованиях учителя. Важно подробно объяснить ученикам требования к подготовке к уроку. Ученик готов к уроку, если у него на столе лежит учебник, атлас, контурные карты и тетрадь. В отличие от других предметов домашнее задание по географии выполняется не только устно и письменно в тетради, но и в контурных картах и по атласам.
Требования учителя к ведению тетрадей: Тетрадь должна быть в клетку, желательно 48 листов. Все записи в тетрадях делать синей пастой, при необходимости выделить текст, можно использовать другие цвета. Рисунки выполняются простым и цветными карандашами. Тетрадь приносить на каждый урок. В конце каждой триместра тетради будут проверяться и за их ведение выставляются оценки, которые будут учитываться при выведении триместрового балла.
Помимо этого у учителя будет находиться ещё одна тонкая тетрадь в клеточку, в которой выполняются все контрольные, проверочные и практические работы.
Требования к работе в контурных картах: каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.
При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.
Все надписи на контурной карте делают мелко, чётко, красиво, печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами.
При ознакомление с учебником, я рассказываю ребятам, что учебник разделён на учебные разделы. Раскрыв содержание, мы знакомимся с основными разделами, которые будем изучать в этом учебном году.
Каждый раздел разделён на параграфы.
В конце каждого раздела имеются задания по изученному материалу, которые вы будете выполнять при подготовке к итоговой контрольной работе.
Также в течение года вы много будете работать с дополнительной литературой, так как она является важным компонентом при изучении географии. В течение года вы будете готовить доклады, сообщения, материал для которых вы сможете найти в школьной библиотеке.
Обязательно надо познакомить шестиклассников с критериями оценок.
"5" - заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать
"4" - есть небольшие недочёты по содержанию ответа.
"3" - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
"2" - есть серьёзные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
Критерии оценки практических и самостоятельных работ (раздаются учащимся на парты).
Отметка "5". Работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Отметка "4". Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.)
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3". Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполненных на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка "2" выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
К концу учебного года должны быть реализованы следующие задачи курса:
- показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
- приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
- познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
- научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе.
Учитель географии
ГБОУ гимназии №1504
Мелешко И.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...
Инновационные методики и технологии в изучении географии населения в курсах географии.
С методической точки зрения, что касается школьного обучения экономической географии, необходимо учесть, что знания о населении больше всего интересуют школьников. Исходя из этого, живой рассказ...
Поурочное планирование изучения географии 9 класс
Полное поурочное планирование по учебнику В.Я. Рома, В.П. Дронова...
Статья «Особенности изучения географии России в основной школе в условиях перехода на ФГОС.» Курс «География России» изучается в 8-9 классах как единый страноведческий курс.
Цель курса – способствовать воспитанию географической культуры личности на основе формирования у учащихся компетенций по курсу «География России»; развитию экогуманистического мировоззрения, обеспечив...
Презентация выступления "Формирование познавательного интереса на уроках географии. Мотивация учащихся к изучению географии в условиях реализации ФГОС". .
Выступление на заседании методического объединения учителей географии....
Формирование познавательного интереса на уроках географии.Мотивация учащихся к изучению географии в условиях реализации ФГОС.
Приемы и методы формирования познавательного интереса на уроках географии....
Сборник «Интегрированные уроки географии и математики на примере изучения раздела "Атмосфера" в курсе географии 6 класса» (методические рекомендации).
• Разработка содержит материалы по проведению интегрированных уроков географии и математики, выделены преимущества и сложности таких уроков. • Рекомендовано учебно-тематическое планирование по разделу...